Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания. 1. Покажите, используя замечание А.М
1. Покажите, используя замечание А.М. Горького, высказанное им в 1918 году в «Несвоевременных мыслях», что отрыв морали от права, ведущий к дефициту правосознания, губит и саму нравственность как нравственность. «Ее место издавна занято холодными “от ума” рассуждениями о правилах поведения, и рассуждения эти, не говоря об их отвратительной схоластике, создают ледяную атмосферу бесконечного, нудного и бесстыднейшего взаимоосуждения, подсиживания друг друга, заглядывания в душу вам косым и зорким взглядом врага... Посмотрите, насколько ничтожно количество симпатий у каждого и вокруг каждого из нас, как слабо развито чувство дружбы, как горячи наши слова и чудовищно холодно отношение к человеку. Мы относимся к нему пламенно только тогда, когда он, нарушив установленные правила поведения, дает нам сладостную возможность судить его “судом неправедным”». 2. Вспомните, что право в своем историческом развитии прошло путь от отождествления с государственным карательным законом, полицейским уставом (культура традиционных обществ) до собственно юридического его понимания как гарантии взаимного уважения взаимодействующих сторон, определения границ индивидуальной свободы (либерально-демократическое общество). Определите, к какому пониманию права относится позиция русского философа конца ХIХ века В.С. Соловьева: право есть «принудительное требование определенного минимального добра», «определенного минимума нравственности». Право определяется как инстанция принудительного осуществления минимального добра, необходимого для того, чтобы мир, лежащий во зле, до времени не превратился в ад. Согласно Соловьеву, требуемый правом минимум добра включает обеспечение всем людям «достойного существования»: «Чтобы всякий человек имел не только обеспеченные средства к существованию (то есть одежду и жилище с теплом и воздухом) и достаточный физический отдых, но чтобы он мог также пользоваться досугом для своего духовного совершенствования» (Соловьев В.С. Оправдание добра. 1897). Выполнение этих требований предполагало, разумеется, разные ограничения индивидуальной свободы. Например, из «права на достойное существование» Соловьев выводил такой постулат: право на защиту естественной среды обитания человека и запрет на бесконтрольное «завоевание» природы энергичными, но бессовестными предпринимателями. А к какому пониманию права относится мнение Л.Н. Толстого: «Право!.. Что же такое, что называется этим странным словом? Если рассуждать не по “науке”, … а по общему всем людям здравому смыслу определить то, что в действительности подразумевается под словом «право», то ответ на вопрос о том, что такое право, будет очень простой и ясный: правом в действительности называется для людей, имеющих власть, разрешение, даваемое ими самим себе, заставлять людей, над которыми они имеют власть, делать то, что им —властвующим выгодно… Право государственное есть право отбирать у людей произведения их труда, посылать их на убийства, называемые войнами и т.д. Право гражданское есть право одних людей на собственность земли, на тысячи, десятки тысяч десятин и на владение орудиями труда и право тех, у кого нет земли и нет орудий труда, продавать свои труды и свои жизни, умирая от нужды и голода, тем, которые владеют землею и капиталами. Уголовное право есть право одних людей ссылать, заточать, вешать всех тех людей, которых они считают нужным ссылать, заточать и вешать… Ведь все дело очень просто: есть насилующие и насилуемые, и насилующим хочется оправдать свое насилие». 3. Русскую моральную философию XIX – начала ХХ века многие современные исследователи обвиняют в недостаточном понимании взаимных связей между правом и моралью, которые подразумевают их тесную зависимость друг от друга, взаимную обусловленность и одновременно раздельное, самостоятельное бытование. Используя высказывания известных русских философов, раскройте взаимодействие морали и права в системе культуры. В.С. Соловьев: «Я, как нравственное существо, хочу, чтобы на земле царствовало добро, я знаю, что один не могу этого достигнуть, и я вижу собирательную организацию, предназначенную для этой моей цели, — ясно, что эта организация не только не ограничивает меня, а напротив, снимает с меня мою индивидуальную ограниченность, расширяет и усиливает мою нравственную волю. Каждый, поскольку его воля нравственна, внутренне участвует в этой всеобщей организации нравственности, и ясно, что могущие отсюда вытекать внешние ограничения для отдельных лиц утверждаются их собственным высшим решением и, следовательно, никак не могут нарушать моральной самозаконности». П.А. Флоренский: «Никакие парламенты, учредительные собрания, совещания и прочая многоголосица не смогут вывести человечество из тупиков и болот, потому что тут речь идет не о выяснении того, что уже есть, а о прозрении в то, чего еще нет. Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого склада. Это лицо на основании этой интуиции, пусть и смутной, должно ковать общество… Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и отдался бы влекущей его цели. Все права на власть, избирательные по назначению – старая ветошь, которой место в крематории… Есть одно право – сила гения, сила творить этот строй. Право это одно только не человеческого происхождения, и потому заслуживает название божественного». А.И. Герцен: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Славянофил Константин Аксаков утверждал, что в то время, как «западное человечество» двинулось «путем внешней правды, путем государства», путем буржуазно-мещанской «вексельной честности», конституционализма, юридической справедливости, русский народ сохранил верность «внутренней правде». Поэтому отношения между народом и государем в России (особенно допетровской) суть отношения сыновне-отеческие, основанные на бездоговорном доверии и искреннем желании взаимной пользы. «Однако, — рассуждал он, — нам скажут: или народ, или власть могут изменить друг другу. Гарантия нужна!» И отвечал на это: «Гарантия не нужна! Гарантия есть зло. Где нужна она, там уже нет добра; и пусть лучше разрушится жизнь, в которой нет добра, чем стоять с помощью зла». Поэт-юморист XIX века Б.Н. Алмазов: По причинам органическим Мы совсем не снабжены Здравым смыслом юридическим, Сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские, Нашей правды идеал Не влезает в формы узкие Юридических начал... Ф.А. Степун: «Через всю историю русской мысли если не красной линией, то все же красным пунктиром проходит домысел, что право — могила правды, что лучше быть бьющим себя в перси грешником, чем просто порядочным существом…» 4. Вспомните о конкретно-исторической и социокультурной обусловленности морали и права. Сравните высказывания I и II групп. К какой эпохе и какой культурно-исторической традиции относятся эти мнения? I группа: А.И. Герцен: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы». Л.Н. Толстой: «Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейские народы. Он никогда не боролся с властью и, главное, никогда не участвовал в ней. Русский народ всегда смотрел на власть как на зло, от которого человек должен устраняться. Легенда о призвании варягов вполне выражает отношение русских людей к власти. Русский народ в своем большинстве подчиняется власти потому, что всегда предпочитал подчинение насилию борьбе с ним или участию в нем». В.С. Соловьев: «Высший образ раба, в котором находится русский народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не может служить возражением против ее призвания, но, скорее, подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего». II группа: Д. Юм: «Важнейшая задача народа состоит в том, чтобы ради собственного сохранения проявлять бдительность по отношению к правителям, устранять всякую неограниченную власть и охранять жизнь и состояние каждого при помощи всеобщих и обязательных законов». В. Гумбольдт: «Право есть законодательное самоограничение государства, родственное самоограничению личности в акте моральной автономии и направленное на то, чтобы дать простор естественному многообразию неповторимых человеческих индивидуальностей». Ш. Монтескье: «Народ обладает удивительной способностью выбирать не только правильные решения, но и тех, кто способен принять правильное решение, тех, которым он может доверить часть своего авторитета». 5. Великого немецкого философа И. Канта называют выразителем современного правового сознания. Используя высказывание И. Канта, прокомментируйте основные черты такого сознания: «Гражданское состояние может рассматриваться только как состояние правовое. Оно должно основываться на следующих априорных принципах: а) свободе каждого члена общества как человека; б) равенстве его с каждым другим как подданного; в) самостоятельности каждого члена общности как гражданина». 6. И. Кант называл принцип автономности личности первоначалом права. Он его определял как «способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам». Что бы вы могли добавить к пониманию автономности личности в современных условиях? Можно ли сводить его к возможности свободного выбора? Стоит ли включать в него такие свойства, как инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии? 7. Покажите различия традиционного и демократического понимания права, анализируя позиции русского философа конца XIX века В.С. Соловьева и современного исследователя Э.Ю. Соловьева. В работе «Оправдание добра» (1897) В.С. Соловьев определяет право как инстанцию «принудительного осуществления минимального добра», необходимого для того, чтобы «мир, лежащий во зле, до времени не превратился в ад». Правовые нормы в понимании В.С. Соловьева не имеют никакого отношения к личным и гражданским свободам, записываемым в конституциях. Это просто подвид нравственных норм — простейшие заповеди и запреты (не убий, не укради, не обманывай и т.д.), исполнение которых строго обязательно и потому поддерживается с помощью государственного принуждения и предъявляются подданным в форме того или иного «уложения о наказаниях». Право, таким образом, является системой организованных запретов. Современный исследователь сущности правового регулирования Э.Ю. Соловьев дает такое определение права: «Право — это система установленных или санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающая совместное граждански-политическое существование людей на началах личной свободы и при минимуме карательного насилия». 8. С помощью рекомендованной литературы обоснуйте и обсудите следующие особенности морального и правового регулирования в русской культуре: 1) этикоцентризм — недоверие к рационализму, рассудочности как атрибутам западного формализма и противопоставление им «живого миросозерцания», интуиции, «внутреннего ясновидения»; 2) антирациональность как критерий оценки человеческой деятельности, внимание к духовным переживаниям, эмоциональной нагруженности всякого действия; 3) неуважение к закону как выразителю интересов господствующих классов, социально-классовый подход к моральным и правовым явлениям; 4) благодаря долго существовавшим различиям между общинной (личной) собственностью и помещичьей (государственной) глубокая оторванность морали от права. Э.Ю. Соловьев: «Общественный договор по-европейски — это соглашение подданных и власти об обоюдообязательном законе; общественный договор по-российски — это их молчаливый сговор об обоюдной безнаказанности при нарушении закона»; 5) устремленность не к практическим истинам, а к духовным истинам (отчасти проистекающее из православной догматики); 6) нравственный максимализм, устремленность к моральным абсолютам. Стремление сразу построить царство Божие на земле, минуя переходную ступень юридизма. А.И. Герцен спрашивал: а не содержит ли российская правовая неустроенность высшей моральной правды? Русскому народу не грозит паллиатив конституционно лимитированной, подзаконной и сменяемой власти, он быстрее других вырвется к моральному абсолюту общежития, к безгосударственному и неполитическому общинно-нравственному порядку. Возможно, столь часто порицавшийся политический индифферентизм русского простолюдина, его целомудренная отчужденность от практики управления должны расцениваться как парадоксальная приуготовленность к будущему; 7) идеалистичность, удаленность от реалий повседневной жизни, сознательное возведение в добродетель абсолютно нравственного подхода к жизни. В.С. Соловьев: «Высший образ раба, в котором находится русский народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не может служить возражением против ее призвания, но, скорее, подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего». Пояснительные материалы (табл. 1, 2) Date: 2015-09-03; view: 424; Нарушение авторских прав |