Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игровые ситуации
1. Представьте себя в виде архитектурного сооружения: народная архитектура, готический собор, православный храм, буддийский храм, мечеть, современный небоскреб, здание МГУ и др. Могут быть показаны слайды с данными сооружениями. Через ассоциативный ряд становится возможным углубленное изучение особенностей художественных стилей той или иной культурно-исторической эпохи. Могут быть заданы наводящие вопросы: а) опишите основные особенности стиля, предназначение сооружения; б) определите, когда архитектурное сооружение становится памятником культуры, произведением искусства. 2. Сопоставьте современные (сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, кубизм) и реалистические живописные произведения. Задание может быть следующим: интуитивно назвать эпоху (в реализме), автора, стиль, описать свои мысли, ощущения, ситуацию, дать название картины (в модернизме, например, «Герника» П. Пикассо). 3. «Вылепите» скульптуру, отражающую мировоззрение и мироощущение конкретной культурно-исторической эпохи («Пьетта» Микеланджело, «Поцелуй» и «Мыслитель» О. Родена и др.). Один студент творит как художник, другие представляют «пластический материал». Работа с литературой Для освоения данной темы сначала необходимо прочитать раздел 7 «Искусство как феномен культуры» в учебнике для студентов технических вузов «Культурология» // Культурология: Учеб. для студентов техн. вузов / Кол. авт. под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 1998. С. 157–177. Обращение к хрестоматии данного учебника позволит студентам углубить свои знания и понимание социокультурных смыслов искусства. 1. Начать освоение первоисточников следует с работы: Иванов В. О границах искусства // В. Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. С. 202–210. В процессе чтения текста студенту необходимо выяснить: в чем смысл восприятия прекрасного? каково отличие художественного произведения от воссоздаваемой в искусстве действительности? почему деятельность художника рассматривается В. Ивановым как дерзновение и вместе с тем как некая жертва? в чем заключается противоречие между человеком-зрителем и художником и как оно разрешается в различные эпохи? каким образом выстраивается процесс познания в искусстве? 2. Проблема соотношения искусства и морали затрагивается во фрагменте статьи: Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры. М., 1991. С. 171–178. Работа над текстом предполагает выяснение следующих позиций: почему искусство необходимо каждому человеку в отдельности и всему человечеству в целом? каким образом проблемы нравственности эпохи воссоздаются в конкретном художественном произведении? как моральная сторона художественного произведения пересекается с благом человечества? 3. Для выяснения проблем типологии и динамики искусства следует обратиться к статье: Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 435–462. Выясните для себя следующие позиции: какие суперсистемы и соответственно типы культуры выявляет П. Сорокин? как эти суперсистемы соотносятся с искусствами различных культурно-исторических эпох? как мировоззрение и мироощущение эпохи отражается в искусстве? в чем заключается механизм смены различных типов культуры: идеационального, идеалистического, чувственного? существует ли прогресс в искусстве в концепции П. Сорокина и в вашем понимании? 4. В работе Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 220–226 — рассматриваются проблемы соотношения массового и элитарного искусства. Дополнительно прочитайте следующий отрывок: «“С социологической точки зрения” для нового искусства, как мне думается, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех, которые его понимают, и тех, которые не способны его понять. Как будто существуют две разновидности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Новое искусство, очевидно, не есть искусство для всех, как, например искусство романтическое: новое искусство обращается к особо одаренному меньшинству. Отсюда — раздражение в массе. Когда кому-то не нравится произведение искусства именно поскольку оно понятно, этот человек чувствует свое “превосходство” над ним, и тогда раздражению нет места. Но когда вещь не нравится потому, что не все понятно, человек ощущает себя униженным, начинает смутно подозревать свою несостоятельность, неполноценность, которую стремится компенсировать возмущением, яростным самоутверждением перед лицом произведения» (С. 349). На основании этого текста попытайтесь проанализировать ситуацию в современном отечественном искусстве, приведите примеры массового искусства и кича в российской культуре, западно-европейской, американской, в музыке, кинематографе, живописи: можете ли вы ответить на вопрос о причинах усиления массового начала в искусстве ХХ века? попытайтесь выявить основные закономерности распространения массового искусства в современную эпоху. 5. Выявить специфику условного и, в частности, символического искусства поможет отрывок Аргуалес Х., Аргуалес М. Мандала как форма искусства // Мандала. М., 1993. С. 29–45. Дополнительно прочитайте внимательно представленные ниже фрагменты: «На протяжении всей человеческой истории Мандала проявлялась как универсальный и неизменный символ цельности, гармонии и преобразования. Она определяет характер почти всех первоначальных интуитивных представлений относительно природы реальности, тех представлений, которые определяют нашу жизнь и присущи каждому из нас... Круг — это основополагающий знак, первичный символ и всего, и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма, за которой и с помощью которой человек себя утрачивает и вновь обретает. Это непреходящая Мандала. Нет народа, у которого его нельзя было бы встретить, так как он содержит все — и его начало, и его конец...» (С. 353). «Крест — универсальный символ, и он присущ почти всем культурам, свидетельствуя об одинаковом устройстве человеческого разума и его творческих проявлениях. Свастика, разновидность креста, одинаково широко распространена и в Старом, и в Новом Свете. Ее образ чаще всего связывается с представлением о действии или изменении; она означает путь солнца, собирающего воедино четыре кардинальные точки — север, юг, запад, восток, — определяя начало сезонов. В свастике и кресте, что бы они ни выражали, ключевым моментом является связь четырех точек с центром и через центр друг с другом. Следовательно, символическое значение пересечения — это то место, в котором все вещи сходятся и из которого реализуют себя. Крест также символизирует древо жизни: только убивая себя, подчиняясь неизбежным силам разрушения и распада и возвращаясь к своему центру, дерево способно расти над собой, даже если это “над” — только будущий зародыш, который однажды упадет в землю. Крест становится предвестником зародыша...» (С. 354). Date: 2015-09-03; view: 422; Нарушение авторских прав |