Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья 33
Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом*. 33.1. Настоящая статья конкретизирует положения о народовластии, которые в общем, декларативном виде были сформулированы в статье 3 Конституции Республики Казахстан. Конкретно же в комментируемой статье речь идет о праве граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей. Реализация этого общею нрава осуществляется через целый ряд других вспомогательных прав. В частности, через право граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные Органы и органы местного самоуправления, через право на участие граждан в проведении республиканского референдума и избирательных кампаниях, через право избирать и быть избранными в органы государственной власти, местного самоуправления, через право граждан на доступ к государственной службе. Представляется, что названные гражданские права соотносятся с правом участия граждан в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, как общее и частное. Правом участвовать в управлении делами государства могут обладать только граждане Республики Казахстан. Определение таковых лается в статье 10 Конституции Республики Казахстан и в комментарии к ней. Суть этого нрава вытекает из теории народного суверенитета, т.е., когда вся власть — это власть народа и каждое физическое лицо. входящее в ею состав, является обладателем части суверенитета и в результате — права участия в управлении государством. По этой теории право участия в управлении государством — есть право, принадлежащее каждому гражданину. Кроме того, наличие в Конституции данного права дает возможность каждому гражданину проявить свою гражданскую активность, как лично» Т.е. непосредственно, гак и через своих представителей. Одним из способов выражения гражданской активности служит право граждан Республики Казахстан обращаться лично, а 1акже направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Более полное развитие этого конституционного права нашло в Указе Президента РК, имеющем силу Закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 19 июня 1995 г. № 2340 и в Законе Республике Казахстан «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 г. № 107-11. Согласно первому нормативному правовому акту в целях зашиты своих прав и законных интересов, а также зашиты законных интересов других физических и юридических лиц, общества или государства любой гражданин может обратиться в соответствующий государственный орган или к соответствующему должностному липу (в том числе и к Главе государства). При этом обращение может быть сделано как устно, так и письменно и иметь форму Предложения, заявления, жалобы, отклика или запроса. В свою очередь обращения, поданные в установленном порядке, подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Отказ в приеме обращения запрещается. Обращения могут быть не только индивидуальными, но и коллективными и адресоваться они должны органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит их разрешение. Кроме того, каждое такое обращение должно быть рассмотрено в установленные сроки. Обращения граждан рассматриваются и по ним принимаются решения в срок до одного месяца со дня поступления в органы, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительной проверки, сроки могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем на один месяц, о чем сообщается заявителю. Согласно Закону РК «Об административных процедурах» основанием для снятия с контроля поступившего обращения является документ установленной формы (служебная записка, справка) о результатах его рассмотрения с приложением материалов проверок или исчерпывающий ответ государственного органа. В то же время следует иметь в виду, что любое решение, принятое государственным органом или должностным лицом по обращению гражданина, может быть обжаловано заявителем в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Жалоба на действия (или бездействие) должностных лиц, а также на решения государственных органов подается вышестоящему должностному лицу или органу либо в суд не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом. Пропущенный для обжалования срок не является основанием для государственного органа или должностного лица либо суда к отказу в принятии жалобы. Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является не только каналом укрепления связей государственного аппарата с населением, но и помогает разрешению многих социальных конфликтов, способствует предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц. 33.2. Право избирать и быть избранным, а также участвовать в референдуме занимает центральное место в системе политических прав граждан. Благодаря этому праву граждане могут непосредственно или через своих представителей участвовать в управлении государственными или общественными делами, что является важнейшим проявлением демократии. Однако, чтобы реализовать это право на практике, одного провозглашения его в Конституции недостаточно. Как правило, данное право находит свою реализацию через специальные законы. В Республике Казахстан оно находит свое развитие в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» от 1 октября 1995 года с изменениями и дополнениями, и в Конституционном законе «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 года(с изменениями и дополнениями). Анализ права граждан избирать и быть избранными показывает, что оно состоит из совокупности двух начал — права избирать и права быть избранным. Право граждан избирать представительные органы власти и самоуправления, должностных лиц — активное избирательное право, и быть избранными в эти органы или на соответствующие государственные посты — пассивное избирательное право. Рассмотрим, при наступлении каких условий гражданин Республики Казахстан получает возможность пользоваться активным и пассивным избирательным правом. Граждане Республики Казахстан принимают участие в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Круг лиц, имеющих право участвовать в выборах, а, следовательно, обладающих активным избирательным правом, четко определен в ст. 4 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан». Согласно этой статье, участвовать в выборах могут, во-первых, граждане Республики Казахстан. Во-вторых, лица, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста. Днем достижения такого возраста следует считать день, следующий за днем рождения. Установление законодателем именно этого возраста не является случайным обстоятельством. Сегодня большинство стран мира допускает своих граждан к выборам с 18 лет, но есть государства, где этот возраст составляет либо 16 лет, либо 21 год. С какого же возраста граждане могут голосовать, с 16 или 18 лет? Здесь трудно установить точный возрастной предел. Наш же законодатель, опираясь на опыт зарубежных стран и ранее действовавшее в Союзе ССР избирательное законодательство, на данные социологических исследований по этому вопросу и на нормы других законодательных актов, регулирующих вопросы совершеннолетия, посчитал, что по достижении 18 лет человек становится достаточно зрелым, чтобы реализовать активное избирательное право. Всеобщее активное избирательное право также предполагает, что к выборам должны допускаться лица, вне зависимости от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и любых иных обстоятельств. В соответствии с Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан», чтобы обладать пассивным избирательным правом лицо, претендующее на избрание Президентом, депутатом Парламента, маслихата или членом органа местного самоуправления, должно достигнуть соответствующего возраста, а также быть на момент выборов дееспособным гражданином Республики Казахстан и не содержаться в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, вышеназванный Конституционный закон устанавливает дополнительные требования к кандидатам на выборные посты. Так, согласно, пункту 4 статьи 4 лица, привлекавшиеся в течение года к дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение или имеющие наложенное в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение, либо имеющие судимость, не снятую и не погашенную в установленном законом порядке, не подлежат регистрации в качестве претендентов на выборные должности. Не нарушают ли данные требования пассивное избирательное право граждан? По мнению А.Котова и Б.Жусупова, требования пункта 4 статьи 4 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» не выходят за рамки конституционно-правового поля. Они дополнительно позволяют: «— усилить правовые и организационные гарантии выполнения гражданами конституционных обязанностей, в т.ч. соблюдать законы и платить налоги; — создать законодательную преграду для сращивания политической власти с частной собственностью, синдикализмом; — защищать свободу волеизъявления граждан на выборах от давления криминальных элементов; — оградить институты представительной власти государства от проникновения в них коррумпированных элементов»1. С этой точкой зрения вряд ли можно полностью согласиться. В частности, мы разделяем те положения вышеназванных авторов, где речь идет о том, что новый пункт 4 статьи 4 Указа «О выборах в Республике Казахстан» не выходит за рамки конституционно-правового поля. Действительно, законодатель вправе принимать дополнения, ограничивающие права субъектов всеобщего пассивного избирательного права. Но в то же время, как нам представляется, подобные ограничения должны быть корректны с точки зрения теории права. Здесь мы имеем в виду следующее. Согласно новому пункту не подлежат регистрации в качестве кандидатов лица, которые перед выборами привлекались к дисциплинарной или административной либо уголовной ответственности, т.е. законодатель не проводит разницы между виновным в совершении дисциплинарного проступка и лицом, совершившим преступление. Безусловно, вполне можно понять, когда отстраняются от регистрации кандидатами в президенты, депутаты граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость, поскольку такие лица даже после отбытия наказания претерпевают его негативные последствия, что и закреплено в уголовном законодательстве. Но почему же тогда лица, привлеченные к дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение или совершившие умышленное административное правонарушение и понесшие за него административное взыскание в судебном порядке, ограничиваются в пассивном избирательном праве наравне с преступниками, хотя степень опасности их правонарушений несоизмерима с преступлениями. Кроме этих общих условий, в законодательстве предусмотрены и иные. Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Конституции Республики Казахстан «Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет». В пункте 4 статьи 51 Конституции страны говорится, что «Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет. имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет. постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет». Депутатом местного представительного органа — маслихата в соответствии с пунктом 3 статьи S6 Конституции может быть гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. В свете сказанного следует также иметь в виду, что то или иное лицо может обладать активным избирательным правом, но не иметь при этом пассивного. Так, гражданин Казахстана, достигший 18 лет, может участвовать в выборах Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, но не может быть избранным из-за возрастного ценза. Баллотироваться кандидатом в депутаты Мажилиса он имеет право, когда ему исполнится 25 лет, а кандидатом в Президенты — по достижении 40 лет. Иной порядок соотношения активного и пассивного избирательного права в законодательной практике не встречается, так как лицо, имеющее пассивное избирательное право, не может не обладать и активным избирательным правом. Право на участие в республиканском референдуме имеет каждый гражданин Республики Казахстан, достигший на день его проведения 18 лет. При проведении референдума действуют общие принципы избирательного права: всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Проведение референдума также основывается на принципах гласности и добровольного участия в нем. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Прямое или косвенное ограничение нрав граждан на участие в республиканском референдуме является недопустимым и преследуется по уголовному закону (статья 146 УК РК). Вопросы, связанные с ПОДГОТОВКОЙ И проведением республиканского референдума, регламентируются, как выше уже отмечалось. Конституционным законом *0 республиканском референдуме». Как видно, институты выборов и референдума имеют между собой определенное сходство, поэтому не случайно они закреплены водном пункте статьи 33 Конституции. Чем же отличаются эти институты народовластия/ Прежде всего, объектами волеизъявления избирателей. При выборах такими объектами являются кандидаты в депутаты или в Президенты либо на любую другую выборную должность. При референдуме объектом волеизъявления является конкретный вопрос, связанный, например, с принятием закона или Конституции либо решением какой-либо проблемы внутриполитического (международного) характера. Так, 1 1 октября 1994 года Президент Республики Албания объявил о проведении всенародного референдума по проекту новой Конституции с целью его ратификации, но проект не был одобрен, так как за него проголосовал лишь 41 процент избирателей'. Результаты выборов определяются как по мажоритарной, так и по пропорциональной или смешанной системе, а итоги референдума определяются только по мажоритарной системе. Выборы от референдума отличаются и по способу их финансирования. При выборах в Республике Казахстан допускается смешанное финансирование (государственное и негосударственное), тогда как при проведении референдума все расходы идут за счет республиканского бюджета. Кроме того, эти институты демократии имеют разные правовые результаты решений. Так, если при выборах депутат избирается на определенный срок, то решение референдума носит бессрочный характер и действует до тех пор, пока по данному вопросу не будет принято новое, основанное на законе, решение. 33.3. В вышеизложенном и прокомментированном пункте речь шла о том, что: «Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме». Однако это конституционное положение не следует воспринимать как постулат, что абсолютно все граждане Республики могут принимать участие в названных формах народовластия. В пункте 3 статьи 33 Конституции законодатель уточняет свою мысль о круге лиц, кто не имеет права участвовать в выборах или референдуме, а именно — это лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 16 апреля 1997 года недееспособность определяется, как признание судом невозможности липа, вследствие психического заболевания или слабоумия, понимать значения своих действий или руководить ими. Избрание Президента Республики Казахстан, депутата Парламента, маслихата или принятие какого-либо решения по вопросу, вынесенному на референдум, требуют от лица, осуществляющего такой выбор, сознательного отношения к делу. Кроме того, такое липо должно понимать государственные интересы, по крайней мере, в их главных направлениях, и в то же время должно обладать способностью различать кандидатов, которые принимают участие в выборах. Как видно, всего этого нельзя требовать от недееспособного лица. Недееспособные граждане не лишаются избирательного права, но не участвуют в выборах потому, что не могут сознательно относиться к его исполнению. Отстранение от участия в выборах лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, объясняется следующим. Во-первых, эта мера является одним из способов воспитательного воздействия. Во-вторых, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, более подвержены воздействию или давлению, и потому голосование в таких условиях вряд ли может быть свободным волеизъявлением. В-третьих, в пенитенциарные учреждения не допускаются представители прессы и наблюдатели, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 42 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» могут присутствовать при проведении голосования на каждом избирательном участке. Исходя из анализа соответствующих статей УК РК, принятого 16 июля 1997 гола, необходимо отметить, что не следует отождествлять места лишения свободы и такой вид наказания, как лишение свободы, поскольку и местах лишения свободы могут находить свою реализацию И другие ВИДЫ наказания, не являющиеся лишением свободы. Согласно уголовному и уголовно-исполнительному законодательству к местам лишения Свободны ОТНОСЯТСЯ КОЛОНИИ- ПОСеления, исправительные колонии (общего, строю»о. особого режимов), тюрьмы, гауптвахты, места, где отбывают такой вид наказания как арест. Таким образом, липа, судимые, но отбывающие наказание, не связанное с лишением свободы, могут принимать участие в голосовании, так как они, как и все граждане Республики Казахстан, наделены активным всеобщим избирательным правом. Говоря о гражданах, как о субъектах избирательных правоотношений, следует обратить внимание на проблему лишения избирательных прав лиц. содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (п.З ст. 33 Конституции РК). Это ограничение, как у нас, так и за рубежом, является факультативной стороной наказания. Однако, как правильно, на наш взгляд, отмечает Ю.А.Дмитриев, сейчас ситуация в этом вопросе несколько изменилась. А именно, избирательные права атрибутивно связаны с наличием у физического лица гражданства. Лиц, осужденных к лишению свободы, гражданства никто лишить не может, так как это запрещено Конституцией и законом о гражданстве. Кроме того, вынося приговор виновному лицу, суд исходит из оценки личности подсудимого, степени его вины, тяжести содеянного и определяет не только срок лишения свободы, но и место отбытия наказания. Но факультативные последствия наказания в виде лишения осужденных к лишению свободы лиц избирательного права не учитывают обстоятельства персонификации наказания, что нарушает принцип адекватности наказания характеру содеянного. И далее вышеназванный автор продолжает, что «рассматриваемое право состоит из пассивного и активного избирательного права. И если лишение пассивного избирательного права лиц, содержащихся в местах отбытия наказания, очевидно, то лишение их активного права — весьма сомнительно. В любом случае вопрос о лишении осужденного активного избирательного права следовало бы в окончательном виде решать суду»1. Частично разделяя мнение Ю.А.Дмитриева, в свою очередь, полагаем, что наделение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, активным избирательным правом никоим образом не причинит ущерба конституционному строю, охране общественного порядка, правам и свободам человека и другим социальным ценностям, принципы защиты которых закреплены в пункте I статьи 39 Конституции. Напротив, предлагаемый вариант решения этого вопроса будет способствовать дальнейшему процессу демократизации избирательного законодательства. В то же время считаем неудачным предложение о том. чтобы суд в окончательном виде решал вопрос о лишении осужденного к лишению свободы избирательного права. Полагаем, что такое предложение может повлечь за собой введение нового вида дополнительного уголовного наказания — лишение активного избирательного права, что будет напоминать положения советского уголовного права времен 20-х и начала 60-х Готов. 33.4. Эффективность деятельности государства в немалой степени зависит от состояния кадрового потенциала государственного аппарата и от людей, в нем работающих. Поэтому в целях предотвращения бюрократизации названного аппарата и его отрыва от народа в Конституции было закреплено право граждан на доступ к государственной службе. Это право гарантирует равные возможности поступления на государственную службу каждому гражданину Республики Казахстан в соответствии с его способностями и профессиональной подготовкой. Наряду с этим следует пояснить, что равные возможности означают, что при поступлении на государственную службу гражданин не должен подвергаться какой-либо дискриминации в связи с его расой, полом, национальностью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом жительства, отношением к религии и т.п. Говоря иными словами, требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, должны обуславливаться только характером его должностных обязанностей и устанавливаться законом. Вопросы поступления на государственную службу в Республике Казахстан регламентируются Законом «-0 государственной службе» от 23 июля 1999 гола (с изменениями и дополнениями). В соответствии с данным нормативным правовым актом лица, поступающие на государственную службу, должны: обладать гражданством Республики Казахстан; быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством Республики: обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификацион ным требованиям. Наряду С этим занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки и сдачи ими тестовых экзаменов на конкурсной основе. В заключении следует отметить, что столь высокие требования, которые предъявляет Закон «О государственной службе» к гражданам, на наш взгляд, можно объяснить тем. что в государственном аппарате должны работать неслучайные, малокомпетентные люди, а профессионалы, способные осознавать свою ответственность за выполнение порученного им участка государственной работы. Только таким образом можно укрепить отношения и связи государственных органов и граждан, добиваться роста доверия людей к государству1. Date: 2015-09-03; view: 423; Нарушение авторских прав |