Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование дочисловых понятий и представлений. Выработка навыков счета





Обучение счету в дошкольной группе необходимо начинать с формирования некоторых понятий, необходимых для получения первых навыков счета.

Дети, приходящие в дошкольные группы, в большинстве случаев знают числовой ряд. Однако следует проверить, как они им владеют. При обследовании слепых детей старшего дошкольного возраста, поступающих в дошкольные группы школ слепых, выяснилось, что некоторые из них не знают числового ряда в пределах десяти, а если и знают его, то владеют им только формально, словесно. Практически дети не могут сосчитать предметы, расположенные в горизонтальном ряду, не говоря о том, чтобы сосчитать их в группе рядов или вразброс. При просьбе сосчитать количество палочек, лежащих на столе, ребенок просто перебирает руками палочки и называет число, не соотнося их с количеством палочек. Многие понятия, необходимые для изучения счета, у детей неточны: дети путают “большой” и “высокий”, “маленький” и “узкий” и т. д. Поэтому, прежде чем приступить к изучению натурального ряда чисел, изучению их состава и решению простейших задач, необходимо провести работу по развитию начальных математических понятий, научить сравнивать предметы по величине, форме, проводить сравнение количеств, развивать пространственные представления. Все эти задачи нельзя решить только на занятиях по математике. Для формирования этих понятий используются занятия аппликацией, лепкой, конструированием, повседневная жизнь детей и их посильный труд. Занятия проводятся с непременным привлечением наглядного материала, в игровой, интересной для детей форме.

Большое место отводится дидактическим играм с использованием игрушек. Ценность дидактического материала заключается в его динамичности, позволяющей преподносить детям игры в различных вариантах. Принимая непосредственное участие в игре слепых детей, воспитатель активизирует детскую игру. Для этого следует выбирать такие игры, в которых могли бы принять участие все дети. Это же требование относится к дидактическому наглядному материалу.

Младшим дошкольникам правила игры надо объяснять в процессе ее проведения, так как им трудно усваивать предварительные объяснения.

Необходимо дать каждому ребенку такой материал, который обеспечивал бы одновременную деятельность всех детей, активизируя тем самым их внимание и побуждая к самостоятельному выполнению задания. Счетный материал, который дается слепым детям в руки, должен быть хорошо им знаком, чтобы они не отвлекались на его обследование. Действуя со счетным материалом, выполняя задания воспитателя, дети постепенно приучаются к самостоятельности. Самостоятельное выполнение заданий подготавливает ребенка к тем требованиям, которые будут ему предъявляться в школе.

Важным условием успешного обучения детей является эмоциональное, динамичное и четкое изложение воспитателем материала. Это помогает создать у ребенка интерес к заданию, сосредоточить его внимание и активизировать работу на занятии.

Задания нужно разделять, давать их частями по ходу занятия, так как дети дошкольного возраста не всегда могут запомнить все задание. Вопросы, предлагаемые воспитателем во время занятий, необходимо обращать ко всем детям группы. Все дети должны научиться относить к себе вопрос воспитателя, обращенный ко всей группе. Сначала на первых занятиях можно допустить хоровые ответы, но позднее необходимо приучать детей сдерживаться. Отвечать должен только тот ребенок, к которому непосредственно обращается воспитатель, остальные – внимательно слушать. Такая постановка работы подготавливает детей к школьным требованиям. Во время опроса следует больше внимания уделять детям, медленно усваивающим материал. На каждом занятии необходимо опрашивать всех детей, проводить с ними индивидуальную работу.

Рациональная смена форм деятельности во время занятий тоже активизирует работу детей. Они меньше устают и отвлекаются, если сначала следят за тем, как их товарищи считают демонстрационный счетный материал у стола воспитателя, затем слушают задание воспитателя, работают с раздаточным счетным материалом, играют в различные дидактические игры. Все это предполагает восприятие числа на слух и осязание, а у детей, имеющих остаточное зрение, и зрительное. На каждом занятии необходимо обеспечить смену форм деятельности и повторяемость упражнений.

Важно научить детей применять полученные навыки счета в повседневной жизни, во время дежурств, в играх. Потребность в счете с возрастом все увеличивается, так как расширяется круг детских представлений и усложняется деятельность. В старшем дошкольном возрасте дети в своей речи постоянно пользуются числовыми понятиями. Воспитателю необходимо следить за тем, чтобы ребенок использовал эти понятия в своем обращении со взрослыми и со сверстниками, чтобы у детей возникла потребность считать. Воспитатель должен создавать условия, в которых у ребенка появилось бы стремление сосчитать, сравнить, сопоставить количества предметов.


К каждому ребенку и в этом случае нужно подходить в соответствии с его индивидуальными особенностями: одному дать игру, которая вызовет у него желание считать, с другими считать вместе, так как они еще не могут сделать это самостоятельно, с ними полезно выучить считалку; третьим можно дать самостоятельное задание. Чем раньше разовьется у ребенка потребность в счете, тем лучше он будет учиться по арифметике в школе.

Формирование математических понятий начинают со сравнения предметов по величине. Такое сравнение можно провести на двух шарах или кольцах от пирамидок, большом и маленьком, в дидактической игре “Выбери шар?”. Для каждого ребенка заготовляется по большой и маленькой коробочке (таким образом, чтобы большой шар не мог войти в маленькую коробочку). Воспитатель показывает и объясняет детям, где шар большой и где маленький, где большая и маленькая коробочка. Дети должны по знаку воспитателя положить в маленькую коробочку маленький шар, а в большую – большой. С этими же шарами проводится игра, в которой дети должны по сигналу (удар барабана) показать большой шар, а услышав другой сигнал (звон колокольчика), – маленький. Можно сочетать эту игру со счетом до двух. Воспитатель стучит по барабану один раз – дети поднимают маленький шар, два раза – большой.

Закрепление понятий “большой” и “маленький” проводится при классификации больших и маленьких предметов. Детям даются две пустые коробочки и одна – с десятью предметами, например пуговицами (пять больших пуговиц и пять маленьких). Дети должны разложить пуговицы в пустые коробочки так, чтобы в одной были все большие, в другой – все маленькие. Выигрывает тот, кто скорее их разложит.

Подобные занятия можно проводить на естественном дидактическом материале, собранном самими детьми во время прогулок в лес, сад, парк. Хорошо использовать при этом листья, шишки, желуди. Сравнение нескольких предметов по величине также проводится в игровой форме. Приведем краткую запись занятия, проведенного В.М. Ширкиной в детском доме для слепых детей дошкольного возраста в г. Уфе.

Цель занятия: Сравнение величины предметов.

Задача занятия. Учить детей различать величину предметов, обратить внимание детей на необходимость бережно относиться к игрушкам, убирать их в конце занятий.

Ход занятия

Дети сидят за столами. Обращаясь к ним, воспитатель говорит:

– Дети, у меня есть красивые шары. Один большой, второй маленький, а третий совсем маленький. Посмотрите и пощупайте шары, положенные у вас на столах. Найдите и покажите самый большой шар. Теперь маленький шар, самый маленький.

Дети показывают шары, воспитатель проверяет действия каждого воспитанника.

Воспитатель: Андрюша, подойди к моему столу и покажи большой, маленький и самый маленький шар. (Мальчик правильно показывает и называет величину каждого шара. С этой же целью воспитатель вызывает к столу других детей.)


На столах у детей стоят по три матрешки разной величины. Обращаясь к детям, воспитатель просит найти самую большую матрешку и поменьше, поставить их рядом, затем придвинуть к ним самую маленькую матрешку. Дети быстро выполняют требование воспитателя.

Воспитатель (раздает детям по три корзиночки – большую, поменьше и самую маленькую): Дети, найдите большую корзиночку. Выньте из нее три колечка – большое, маленькое и самое маленькое. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Теперь разложите колечки по корзиночкам. В большую положите большое колечко, в маленькую – маленькое, а в самую маленькую – самое маленькое колечко.

Проверив работу, воспитатель убирает корзиночки и просит детей сложить матрешки одну в другую. Он обращает внимание детей на то, что игрушки необходимо беречь, убирать их после занятий на определенное место, чтобы можно было всегда легко отыскать нужную. Дети сами ставят игрушки на полки шкафа.

Заключительные и проверочные занятия хорошо проводить с народными дидактическими игрушками (разборные яйца, кубики-вкладыши, матрешки, пирамидки), работая с которыми дети могут самостоятельно проверить правильность своих действий.

Понятие “равные по величине” удобнее всего отрабатывать, пользуясь плоскими геометрическими фигурами. В этом случае можно применить простейший прием сравнения – накладывание фигур, при котором слепые дети легко путем осязания могут проверить результаты сравнения. Следует обращать внимание детей на необходимость точного соотнесения уголков одной и другой фигур, иначе в результате неправильного пространственного расположения фигур возможны ошибки. Лучше работать не с пластмассовой геометрической мозаикой, а с деревянной, так как пластмассовые фигуры при накладывании друг на друга легко соскальзывают, что вызывает у слепого ребенка дополнительные трудности.

Понятия “длинный – короткий”, “длиннее – короче”, “равные по длине” усваиваются детьми также в процессе дидактических игр и на прогулках. Детям даются различные по длине и равные по ширине полоски бумаги, отрезки ленты. Дети сравнивают их и определяют, какая короткая, какая длинная. Сначала даются длинные и короткие полоски одинаковой ширины из одной и той же бумаги. Затем следует дать для классификации длинные и короткие полоски из бумаги с разной фактурой: из перфокарточной, газетной, обыкновенной писчей, велюровой. Дети должны выбрать только длинные полоски или только короткие. В случае, если для сравнения используется несколько величин, дается задание разложить полоски на нужное количество групп. Потом задание усложняется тем, что при неизменной длине сравниваемых полосок меняются другие их качества.

Воспитатель показывает детям, что понятие “длинный – короткий” может быть отнесено к пути, который проходит человек. При этом ребенок знакомится с простейшей и доступной ему мерой длины пути – шагом. Во время прогулок дети проходят пешком улицу, отмечая, что она длинная, а переулок короткий. Во время игр со строительным материалом дети строят длинные заборы, железные дороги и т. д.


Для сравнения нескольких предметов по длине и для введения понятий “длиннее – короче” каждому из детей можно приготовить набор палочек (10 штук одинаковой ширины, но разной длины). Дается задание найти самую длинную и самую короткую, дать палочку, равную по длине, длиннее показанной, короче ее, расположить палочки по убывающей величине, начиная с самой большой, и наоборот.

Понятия “высокий – низкий”, “выше – ниже” сформировать у слепых детей очень трудно. Показать слепому ребенку в натуре высокий дом, высокое дерево, высокий потолок очень сложно. Поэтому первоначальные представления о высоком и низком приходится давать только на относительно высоких и низких предметах. Воспитатель показывает и объясняет детям, что скамейка для цветов низкая, а шкаф высокий. Каждый ребенок получает две пирамидки – одну высокую, другую низкую. При этом дается еще несколько предметов для сравнительного анализа, вводятся понятия “выше – ниже”. Однако подобные упражнения не снимают необходимости познакомить слепого ребенка с понятием “высокий”. Приведем пример воспитательницы Р.Л. Зиминой. На предварительных занятиях в группе данные каждому ребенку на стол пирамидки сравниваются по высоте. Определяются самая высокая и самая низкая. После этого пирамиды укладывают на бок и измеряют по длине. Дети выясняют, что самая высокая пирамидка оказалась самой длинной. Такие переносы делаются на палочках, листах бумаги и т. д.

Можно провести эти работы и в обратном порядке: дети сначала сравнивают предметы по длине, а после этого ставят и определяют их высоту, устанавливая, что самый длинный предмет оказался и самым высоким. Установив такую зависимость, воспитатель может во время экскурсии в лес, парк или сад показать детям поваленное дерево. Измеряя ногами его длину, дети получают представление о высоте дерева.

Уточнение, расширение понятий “широкий – узкий”, “шире – уже” можно провести на занятиях по конструированию, во время плетения ковриков из бумаги. Воспитатель показывает различие между широкими и узкими полосками, а дети самостоятельно отбирают для своей работы нужные им полоски. Для сравнения предметов по ширине изготовляется 10 палочек одинаковой длины, но разной ширины. Таким же образом раскрываются понятия “толстый – тонкий”, “толще – тоньше” и т. д.

Объяснить и раскрыть пространственные понятия можно, используя игрушки – сюжетные деревянные наборы, настольный театр по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Волк и семеро козлят” и другие, позволяющие развернуть игру-драматизацию. Предварительно познакомив детей со сказками и имеющимися фигурами, детей учат разыгрывать сказки.

При разыгрывании сказки “Репка” воспитатель показывает и рассказывает детям построение ряда предметов, дети выясняют, что значит встать “за” дедкой, “за” бабкой, “за” внучкой.

Во время конструирования, строя дорожки, дети укладывают один за другим кирпичики. Играя в паровоз, устанавливают один за другим вагоны – стулья. Дети знакомятся на практике с понятием “ближе – дальше”, прицепляя ближе к паровозу почтовый вагон, дальше – пассажирские.

Разыгрывая сказку “Колобок”, дети знакомятся с понятиями “навстречу”, “напротив”. Эти понятия очень трудно усваиваются слепыми детьми, так как они не могут представить встречное движение. Детей учат двигаться навстречу друг другу, встречаться, здороваться, катать шарики, стоя и сидя друг против друга. В процессе выполнения этих действий дети употребляют слова “навстречу”, “напротив”. К этому их побуждают пояснения и вопросы воспитателя. Например: “Дети, сейчас вы идёте навстречу друг другу”, “Вы стоите напротив друг друга” и т.д. Затем воспитатель предлагает самостоятельно определить расположение относительно друг друга.

Начиная работу по конструированию, у детей уточняют понятие “слева – справа”. Прежде всего воспитатель выясняет, знают ли дети правую и левую стороны на себе.

Для закрепления и дифференцировки этих понятий воспитатель просит поднять левую руку при хлопке, правую– при постукивании карандашом, взять в левую руку флажок, в правую – бубенцы и т. д. Такие же упражнения проводятся и на занятиях физкультурой.

Затем дети переходят к ориентации в пространстве на листе бумаги. Они находят на листе бумаги верхние и нижние, правые и левые уголки. Позже учатся выделять комбинации, необходимые для усвоения нумерации точек по системе Брайля. Постепенно дети учатся ориентироваться во все меньшем пространстве. Для этого используются пособия, выполненные аппликационным способом. Они представляют собой дощечки или картонки, на которые наклеиваются вырезанные из картона фигуры. Фигуры для накладывания могут быть заготовлены разные (геометрические фигуры, грибы, животные). Используются также пособия, состоящие из дощечек (или картонок) и набора фигур, которые накладываются на них.

Детям предлагается найти на дощечке верхний правый уголок, верхний левый, нижний левый и правый, затем найти фигуру, назвать ее, определить, где она расположена и т. д. На другом занятии детей учат самостоятельно располагать фигуры и обозначать в речи их расположение. Дети могут также выкладывать различные орнаменты из этих фигур (по образцу, инструкциям воспитателя и самостоятельно).

В счете предметов дети опираются на свои представления о том пространстве, в котором расположены объекты счета. Слепота осложняет создание пространственных представлений у детей, нарушает у них микроориентировку – все это отрицательно сказывается на овладении навыками счета, приводит к формальному счету, без опоры на чувственный опыт. В результате счет предметов у многих детей становится возможным только, если они держат предметы в руках. Развивая пространственные представления слепого ребенка, мы облегчаем ему условия счета предметов вограниченном пространстве. Для этого сначала например, используются палочки, положенные в коробочки. Далее дается счет намагниченных палочек на металлической специальной доске (“Магнитные картинки”). Эта доска позволяет слепому дошкольнику предварительно сориентироваться на ней, прощупать, установить, как расположены палочки, выбрать путь счета палочек. Воспитатель имеет возможность менять расположение палочек и направлять счет воспитанника.

Первоначально счет палочек дается в системе ряда. На доске в ряд укладываются палочки. Детям указывают порядок счета: слева направо. После того как дети овладели счетом в одном ряду, воспитатель показывает им, что эти же палочки можно расположить на доске по-другому, и раскладывает их в два ряда. Опираясь на уже сложившийся у детей порядок счета в одном ряду, воспитатель показывает детям, что счет в двух рядах следует вести также слева направо сначала в одном, а потом в другом ряду. Усложняя задание, воспитатель учит детей, прежде чем начать счет, внимательно ощупать всю доску и выяснить, как расположены палочки для счета. Начинать счет следует всегда сверху, слева.

Сравнение количеств предметов является необходимой работой перед тем как приступить к изучению натурального ряда чисел до 10 и их состава. С детьми выясняются и сравниваются понятия “много – один”, “столько же”. Воспитатель проводит работу по созданию у детей представления о том, что множество составляется из отдельных предметов. Для этого дети получают каждый по палочке, кубику, шишке. Воспитатель просит детей положить свои кубики или шишки на поднос. После того как все дети сложили предметы на поднос, воспитатель дает детям прощупать их и говорит, что на подносе стало много шишек. Дети убеждаются, что шишек много, даже не обхватишь руками. Как же получилось так много шишек? Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждый положил по одной шишке и их стало много. Можно применить этот прием и в обратном порядке: каждый ребенок забирает с подноса свою шишку. Было много, не осталось ни одной. Потом воспитатель дает детям по две коробочки, в одной много желудей, а в другой – один. Дети должны поставить справа от себя ту коробочку, где лежит много желудей, а слева – ту, в которой один. Далее дети находят в своей игровой комнате предметы, которых много, и предметы, которых только по одному (стулья, цветы, куклы, грифели, приборы, стол воспитателя, его стул, доска, дверь и т. д.).

С понятием “столько же” воспитатель знакомит детей, применяя прием “наложения множеств”. Для этого готовятся пособия, на которых в ряд наклеены кружки, квадратики, грибки и т. д. (изготовляются они из бумаги или картона, разной по фактуре), и такое же количество неприклеенных кружков, квадратов и т. д. Детям предлагается наложить фигуры на те, что наклеены на пособии. Воспитатель учит детей сопоставлять элементы одного множества (наклеенные на бумагу) и другого (наложенные фигуры), показывает, что если они полностью совпали, то множества равны, т. е. ненаклеенных фигур столько же, сколько наклеенных.

Используя выполненные аппликационным способом пособия и магнитные доски, воспитатель усложняет задание: к каждому предмету на пособии или магнитной доске, нужно приложить столько же других предметов. Например, воспитатель ставит в верхнем ряду 5 белочек, а детям дается задание положить под ними столько же орешков.

Такие же задания предлагаются детям во время игр (например, принести для трех мишек столько же тарелок, для пяти кукол столько же платьев и т. д.).







Date: 2015-09-02; view: 1880; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию