Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности трудового воспитания слепых дошкольников





Проблема трудового воспитания слепого дошкольника – это проблема формирования его активности, самостоятельности, развития сенсорных процессов, воспитания нравственных норм поведения, веры в свои силы. В жизни слепого ребенка-дошкольника трудовое воспитание имеет огромное значение. Именно через трудовые операции с предметом ребенок познает предметный мир. Особо большое значение в этом играют ручные умения, ручной труд – лепка, конструирование, аппликация, позволяющие не только изображать уже знакомые детям предметы, но и детально познакомиться с тем, что им еще не известно.

При трудовом воспитании слепых дошкольников важно учитывать особенности труда, его направленность на формирование ценных качеств личности: в труде ребенок учится ставить цель, намечать пути ее выполнения, т. е. планировать свою деятельность.

Воспитатель, работающий со слепыми дошкольниками, должен особенно чутко отнестись к тому, какие цели трудовой деятельности ставят себе дети. Это важно, так как они часто либо завышают свои возможности, представляя, что могут сделать больше, чем это имеет место в действительности, либо занижают и боятся выполнять самые простые трудовые операции. Нужно осторожно и постепенно привлекать детей к труду, ставя перед ними посильные задачи. Если дети не справляются с работой, следует выполнить вместе с ними трудные действия. Это необходимо, чтобы не пропал интерес к труду, не появилось и не закрепилось чувство неудовлетворенности.

Планирование трудовой деятельности связано с представлениями о конкретных, реальных предметах и действиями с ними. Планирование, особенно в начале работы, берет на себя воспитатель. Внимание детей обращается на то, чтобы для труда было заранее приготовлено все необходимое, чтобы они хорошо представляли последовательный ряд операций, которые нужно будет выполнить.

Необходимо начинать с простейших трудовых обязанностей. Например, с ухода за растениями: дети заранее готовят лейку с водой, корзиночку для сухих листьев, влажную губку и только тогда приступают к работе.

Планирование деятельности воспитанников, сначала незаметное для них, должно постепенно стать предметом их внимания. Воспитатель показывает и объясняет, что и как он готовит для занятий. Детям предлагается запомнить это, так как в следующий раз всю подготовительную работу они будут проводить сами. Перед началом работы воспитатель задает каждому ребенку ряд вопросов: “Подумай, что нам нужно приготовить”, “Что мы будем делать?”, “Что для этого нужно?”, “С чего ты начнешь?”.

Важной особенностью трудовой деятельности является необходимость достижения результата своей деятельности, своего труда.

Слепой ребенок дошкольного возраста, как правило, если и сможет сам поставить перед собой цель деятельности, то не стремится ее закончить: его интересует сам процесс действия с данным ему предметом труда. Многие предметы и орудия труда не знакомы слепым детям, и условием успешности формирования трудового действия является знакомство с объектами труда, с их назначением. Лишь после этого воспитатель знакомит детей с техническими приемами работы.

Наиболее сложен в трудовых операциях для слепых детей дошкольного возраста именно сам процесс овладения трудовыми навыками. Трудовая деятельность детей в основном направлена на самообслуживание и бытовой труд, результатами которых является удовлетворение собственных потребностей, и по существу не предполагает общественно значимого результата. Но и здесь результаты труда важны для сравнения деятельности детей, для воспитания у них желания научиться выполнять то, что требует воспитатель. Слепые дошкольники еще не в состоянии контролировать и оценивать свою деятельность. Поэтому так важна оценка труда детей воспитателем. Справедливая оценка и разбор недостатков и достоинств работы формируют положительное отношение к труду и стремление в следующий раз сделать лучше.

Очень важно создать у слепого ребенка мотивы, которые способствовали бы настойчивому, упорному стремлению овладеть трудовыми навыками. Например, старшие дети помогают младшим делать украшения для игровой комнаты, коридоров и зала. Когда малыши доводят свою работу до конца, у них появляется уверенность в себе и желание самостоятельной деятельности. Кроме того, это дает возможность воспитателю добиться лучшего качества работы.

Труд, направленный на создание предметов, необходимых для других людей, становится для ребенка общественно значимым. Для закрепления интереса детей к труду важно, чтобы трудовые задачи усложнялись постепенно, чтобы употреблялись соответствующие возрасту орудия труда.

Огромное воспитательное значение имеет коллективный труд детей. Организация коллективного труда слепых дошкольников – задача сложная, так как предполагает у детей наличие контроля за действиями товарищей. При отсутствии зрения это трудно. Воспитателю необходимо использовать сохранные анализаторы ребенка, обучить его пользоваться ими при выделении ориентиров, которые помогут ему согласовать свои действия с действиями товарищей.

При первоначальной организации коллективного труда слепым детям помогает проговаривание действий. Однако надо помнить, что речевое объяснение требует больше времени, чем само действие, и задерживает выполнение действия. Часто во время словесного объяснения и показа ребенок вообще перестает действовать, так как словесное описание действий само представляет для него огромные трудности. Поэтому такой прием используется на первых этапах работы самим воспитателем и сочетается с показом действия руками детей. Лишь постепенно, по мере накопления словаря и развития речи дети овладевают умением описывать свои действия.

Называние и описание действий является лишь этапом в организации коллективного труда. В дальнейшем дети вырабатывают в совместных играх и труде другие более удобные и сокращенные формы согласования своих действий (короткие речевые формы, ритмические движения, звуки и т. д.).

Развернутая словесная характеристика остается одной из форм координации воспитателем трудовых действий и применяется лишь в случаях, когда в коллективный труд включаются новые участники или при организации новой, ранее неизвестной детям деятельности.

При организации коллективного труда воспитатель должен так расставить детей, чтобы они не мешали друг другу.

Практическое участие воспитателя в труде слепых детей и руководство всеми коллективными работами детей остается в старшем дошкольном возрасте самым значимым и эффективным методом трудового воспитания.

 

Date: 2015-09-02; view: 1084; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию