Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль сенсорного воспитания в умственном развитии слепого ребенка
Умственное воспитание слепого дошкольника осуществляется в его повседневной жизни. Занятия по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, математике в умственном развитии слепого ребенка имеют большое значение. Слепые дети должны познакомиться с многообразием окружающих их предметов и явлений, их признаками, свойствами, качествами, что требует от ребенка умения наблюдать. Поэтому развитие сенсорики слепого ребенка, накопление им чувственного опыта чрезвычайно важно. На занятиях воспитатель постоянно следит за тем, чтобы сенсорный опыт ребенка обогащался во всех видах его деятельности. Сенсорное воспитание ребенка – это развитие и воспитание его восприятий. Исследования по изучению восприятий детей дошкольного возраста, проводившиеся Л.А. Венгером[2], показали, что ребенок воспринимает особенности предметов и явлений в результате выполнения определенных действий – рассматривания, ощупывания, слушания, наиболее успешно развивающихся в тех случаях, если перед ребенком стоят конкретные задачи восприятия. Эти задачи осматривания, ощупывания и т. д. не могут ставиться перед ребенком-дошкольником прямо, они возникают в связи с выполнением интересной для него деятельности. Такой деятельностью можно считать передвижение в пространстве и действия с предметами (вкладывание, нанизывание, накладывание, накрывание), деятельность воспроизведения, которая характеризуется переходом от сопоставления предметов и их признаков между собой к сопоставлению разнообразных признаков предметов с известными образцами–эталонами. Развитие ощущений и восприятий у дошкольников происходит в процессе усвоения богатства человеческого опыта предшествующих поколений, которое зафиксировано в системах различных эталонов, имеющих общечеловеческое значение (языковые фонемы, музыкальные звуки, геометрические формы, меры измерения и т. д.). Формирующиеся у ребенка процессы восприятия становятся основой развития высших познавательных процессов и личности. Это обеспечивает ребенку накопление знаний об окружающей жизни. Выключение зрительного анализатора ограничивает возможности слепого ребенка в познании окружающего мира. Возникает необходимость компенсировать недостаток восприятий, получить информацию об окружающей жизни через другие, сохранные анализаторы. Слепые дети, так же как и зрячие, должны отразить качества предметов окружающей жизни, которые позволили бы им правильно и точно воспринять и представить эти предметы. Поэтому перед воспитателями, работающими со слепыми детьми, стоит задача – научить детей оценивать восприятия, полученные посредством различных анализаторов, и соотносить их с предметами, выделяя существенные и характерные качества последних. Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал об осязании, что “рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль за пределы длины руки”[3]. Осязающая рука заменяет слепому глаз в познании предметного мира. Поэтому важно позаботиться уже в дошкольном возрасте о развитии руки слепого ребенка. Чем раньше начать упражнять руку ребенка в осязании, тем меньше трудностей возникнет у него при обучении в школе. При показе и объяснении новых предметов воспитателю следует обратить внимание детей на последовательность знакомства с предметами, планомерность их осязательного обследования – это важная особенность работы со слепыми. Объяснения воспитателя должны быть развернутыми, практический показ – последовательным. Учитывая замедленный (сукцессивный) характер осязательного восприятия, воспитатель должен планировать больше времени как на сам процесс показа, так и на осмотр воспитанниками предметов. Поэтому дозировка материала на занятиях должна быть меньше, чем в детском саду для нормально видящих детей, иначе пострадает или качество знаний, или здоровье детей из-за сокращения прогулок и других оздоровительных мероприятий. Предметно-пространственную ориентировку в дошкольном детстве начинают с предметов, которые ребенок может взять и охватить кистью руки. Труднее узнаются осязающей рукой большие вещи. Основное в данный период развития – это не просто ощупывание и узнавание, а побуждение ребенка к действию с данным предметом, овладение способом употребления его. Это поможет слепому адекватно отражать окружающий мир и выделять существенные признаки предметов, с которыми он знакомится. В дошкольной группе дети знакомятся с различными простейшими объемными, плоскостными формами, учатся различать предметы по величине, по поверхности. Для этого используют наборы строительных кубиков, различных по форме и величине. Для изучения различных поверхностей хорошо приготовить ящички или книжечки с тканями (бархат, шелк, шерсть, сукно и т. д.). Развитию осязания способствуют также игры на узнавание гороха, фасоли, желудей, каштанов, орехов и т. п. Специальные занятия могут быть посвящены знакомству с такими материалами, как металл, дерево, шерсть, стекло, причем необходимо использовать также температурные ощущения (металл и стекло – холодные, шерсть – теплая и т. д.). Для начала детям даются задания: отщипывать кусочки бумаги, нанизывать шарики на стержень, собирать простейшие пирамиды, лепить из глины. Огромное внимание уделяется развитию осязания при обучении самообслуживанию и во время знакомства с предметами обихода. У многих слепых детей еще существует боязнь всего нового, боязнь ощупывания незнакомых предметов. Дети не сразу берутся за предмет, который им предлагают обследовать, особенно если это живые птицы и животные. У детей надо интерес к осязанию, радость познания. Это явится предпосылкой успешного в дальнейшем обучения в школе. Так, дети очень боялись ощупывать кошку, с осторожностью прикасались к ней и сразу же отдергивали руку (несмотря на то, что кошка была ручная, домашняя и воспитатель говорил детям об этом). Тогда воспитатель решил принести детям маленького пушистого котенка. Он рассказал о нем и предложил взять в руки. Дети с удовольствием брали его в руки, гладили шерстку, трогали ушки, носик, усы и хвостик. Когда дети привыкли к котенку, воспитатель снова принес кошку-мать и дети уже без страха стали ее гладить. Таким образом, преодолевая страх слепых детей перед незнакомыми предметами, воспитатель знакомил детей с животными, с их характерными особенностями, повадками, обращал внимание на покров, величину, пропорции тела и т. д. Показывая кошку, воспитатель говорит детям: “Посмотрите, дети, какая гладкая и нежная у кошки шерстка (ее нужно гладить от головы к хвосту). Посмотрите, какое у нее длинное тело, четыре лапки. На каждой лапке пять подушечек, а под ними прячутся острые коготки”. Дети внимательно осматривают лапки кошки. Они весело смеются, когда воспитатель показывает, нажимая на подушечку лапки, где у кошки прячутся коготки. Воспитатель обращает внимание детей на форму головы и маленькие атласные, стоящие торчком уши, жесткие усы, холодную точку носа. Он говорит: “Теперь погладьте кошку по голове, ведите рукой по спине к хвосту, обратите внимание на хвост – какой он длинный, тонкий, гибкий. А чувствуете ли вы, как она выгибает спину под вашей рукой?” Дети отвечают: “Да!” “Ей очень нравится, когда ее гладят и ласкают, – продолжает воспитатель. – Она будет вас любить, ласкаться к вам, если вы не будете ее обижать”. Ребята все по очереди гладят кошку, обещают заботиться о ней, кормить ее и ласкать. При обследовании кошки необходимо показать особенности движения этого животного, предложить детям изобразить их. Такие занятия не только знакомят слепого ребенка с конкретным домашним животным, но и учат обследовать животных вообще, обращать внимание на характерные для данного животного признаки. При этом обогащается словарь детей. Они узнают новые слова, например: лакать, изгибаться, мурлыкать, царапаться, когти, лапы. Таким же образом слепые дошкольники знакомятся с кроликом. Проводится сравнение с ранее обследованной кошкой: отмечается, что у кролика еще более мягкая шерсть, длинные уши, различная длина ног, короткий хвост. Эти занятия создают реальное представление о животных, что отражается в детском творчестве. Во время лепки дети правильно передают пропорции и точнее изображают животных. Точность восприятия развивается в активных формах деятельности детей, когда они не просто узнают, выделяют предметы среди других, а воспроизводят, копируют их (в лепке, в рисовании). Сам процесс восприятия тогда становится более развернутым, подробным, с внимательным и детальным рассматриванием объекта. Так, на занятиях по развитию речи, где демонстрировался макет рака, дети осматривали рака поверхностно, и времени на это требовалось немного. Последующий опрос показал, что они не могут четко рассказать, какой формы тело у рака, сколько у него ног; однако узнают и выделяют его среди других, предъявленных моделей животных. Осязательное обследование предмета, который детям предстоит вылепить, происходит более детально: они возвращаются к одной и той же детали несколько раз, сравнивают свою работу с моделью. Активная форма восприятия для последующего воспроизведения или копирования повышает точность осязательного восприятия объектов. Поэтому ребенку необходимо так ставить задачу, чтобы точность восприятия стала наиболее значимой в его деятельности, и от этого зависел бы его результат. Во время дидактической игры “Что лишнее” дети учились осязательно определять данные им воспитателем предметы. Развитие осязательных навыков и узнавание предметов не являлось в данной ситуации самоцелью – нужно было из лежащих на столе предметов исключить тот, который не подходит к данной ситуации. Узнавание объектов было необходимым для решения поставленной задачи: выделить лишний объект. Поэтому осязание было детальным, длительным и проводилось до тех пор, пока объект не был узнан. В этом случае осязание детей включалось в игровую деятельность как компонент; от ребенка требовалась оценка своих восприятий, их точности, сравнение с реальными качествами предмета. Большое значение в повышении сенсорной культуры имеют игры на классификацию предметов, предполагающие детальное осязательное знакомство с теми предметами, которые детям приходится классифицировать. Воспитатель учит детей сравнивать, сопоставлять предметы, выделять общие для группы предметов признаки, на основе которых происходит обобщение. Сначала воспитатель указывает признаки, по которым могут проводиться сравнения, в дальнейшем дети находят их сами (вес стеклянной, металлической посуды; твердость, гладкость, температура и т. д.). Для подобных игр можно использовать наборы столовой и чайной посуды. Дети должны разложить предметы на две группы, в одной из которых собирается вся чайная посуда, в другой – столовая. Для развития осязания в процессе классификации предметов применяется дидактическая игра “Где детки этой ветки?”. Эта игра проводится в осеннее время, когда можно собрать плоды и листья деревьев. Воспитатель заготовляет ветки деревьев и их плоды. Обычно для этой игры берутся ветки орешника и орехи, ветки дуба и желуди, ветки рябины и ее ягоды, ветки сосны и шишки, ветки калины и ее ягоды. Ветки раздаются детям, а плоды лежат в общей коробочке или тарелочке посередине стола. Обследуя листья веток, дети должны определить, с какого они дерева, и подобрать соответствующие плоды. Дети должны выделить по форме и поверхности характерные особенности листьев. При первоначальном знакомстве с листьями деревьев воспитатель учит детей обращать внимание на то, что, например, у листьев орешника внутренняя сторона ворсистая, бархатистая, а внешняя – гладкая. Обследуя листья сирени, дети сразу чувствуют их глянцевитость, гладкость. Если приложить лист орешника к щеке, то он кажется теплым, а листик сирени – холодным. При обследовании листьев воспитатель обращает внимание детей на их форму. Листья дуба продолговатые, изрезанные, но кончики у них закругленные, они прикрепляются к ветке коротким черенком. Листья рябины – сложные: каждый лист состоит из мелких, узких листочков с зубчатыми краями, прикрепленных попарно к длинному черенку. Ель и сосну дети различают в основном по длине хвои и по ее расположению. У ели иголочки маленькие и по одной прикреплены к ветке, а у сосны длинные иголки, расположены, по две в пучке. Зная все эти признаки, дети легко определяют породу дерева и начинают подбирать соответствующие плоды. Очень многое дают для развития осязания прогулки, во время которых дети учатся определять породы деревьев по характеру коры. Дети обхватывают стволы деревьев руками и если чувствуют атласную, нежную кожицу, то сразу определяют, что это береза. Если дети чувствуют бугристую, твердую кору с рытвинами, они легко определяют дуб. Точно так же, используя осязание, дети узнают другие деревья. В дошкольном возрасте необходимо подводить ребенка к тому, чтобы он мог управлять своим восприятием, подчинять его определенным целям, требованиям воспитателя, т. е. он должен научиться наблюдать. Управление своим восприятием предполагает высокую степень развития волевых качеств у слепого воспитанника. Однако в процессе осязания слепой дошкольник не всегда способен правильно выделить наиболее существенные признаки обследуемых предметов. Он нуждается в руководстве воспитателя. Произвольность восприятия, направленность восприятия ребенка на объект тесно связаны с анализом, выделением существенных признаков в объекте. Перед воспитателями встает задача помочь ребенку в анализе тех впечатлений, которые он получает. Очень важно при ознакомлении с предметами обратить внимание ребенка именно на те качества, которые он в состоянии выделить при помощи сохранных анализаторов. Так, на занятиях по развитию речи при ознакомлении с веточками тополя и вербы воспитатель, раздавая веточки, говорит: “Пощупайте, потрогайте веточку тополя. Чувствуете, какие у нее остренькие почки. Сама почка липкая, клейкая. Понюхайте почку, она пахнет горьковато” (занятие А.И. Архиповой). Рассказывая об этом, воспитатель направляет руки воспитанников, их пальцами сжимает почки и показывает острые кончики почек. При выполнении задания воспитатель корригирует обследовательские действия ребенка. Это позволяет ему добиться успеха, что является стимулом для дальнейшей работы. Очень важно проводить специальные игры на внимание, на развитие наблюдательности детей, спрашивая их, например: “Чем отличается на осязание резиновый мяч от клубка шерсти, подушки, стеклянного шарика? Что шероховато? Что гладко? Что я даю тебе в руку? Какой ковер? Как ты чувствуешь под ногами лестницу, двор, улицу?” Подобные вопросы побуждают ребенка внимательно наблюдать предметы окружающего мира, сравнивать их между собой и осмысливать их связи и отношения. Процессы самообслуживания, специальные занятия мозаикой, работы по ориентировке на листе бумаги и т. д. также способствуют развитию осязания и описаны в соответствующих разделах данного пособия. Важную роль в общем развитии слепого ребенка мы отводим развитию слуховых восприятий, их оценке, соотнесению с теми предметами, которые являются источниками звука. Слух имеет огромное и решающее значение в ориентировке слепого в пространстве и служит для него основным указателем направления движения. Слепые малыши интересуются звучащими игрушками, их привлекает все, что издает звук, и они сами пытаются из всех предметов извлекать звуки. Используя интерес к звучащим предметам, мы организуем дидактические и подвижные игры, направленные на развитие слуховой ориентировки: “Где звенит?”, “Узнай, кто как кричит?”, “Передай, что слышишь”, “Который звучнее?” и т. д. При наблюдении явлений в природе приучаем детей прислушиваться к силе ветра, шуму деревьев. Прислушиваясь к звукам перед дождем, отмечаем тишину, то, что вся природа замирает, птички прячутся, замолкают. “Дети, – говорит воспитатель, – слушайте, как мягко упали первые капли дождя. А вот забарабанил по крыше и земле сильный дождь. Это ливень”. В быту дети учатся определять по звуку различные действия, определяют, какой звук слышится, когда ставят на стол посуду, кладут ложки, вилки, открывают окно, дверь, режут ножницами бумагу, когда листают книгу, шуршат бумагой, режут ножом, шьют на машине, печатают на пишущей машинке. Огромное значение в развитии слуховых восприятий имеет музыкальное воспитание. Важнейшая задача здесь – научить детей слушать музыку, понимать ее выразительность. В работе со слепыми детьми особое место занимает подражательная сторона музыкального искусства, позволяющая обогатить представления слепых детей об окружающем мире. При знакомстве сновым произведением воспитатель рассказывает детям его содержание, объясняет, что в музыке можно отразить, как журчит ручеек и шумит лес, как ходит медведь, как прыгает зайчик. Дети учатся слушать не только музыкальное произведение, но и прислушиваться к природе, понимать возможности выражения явлений природы в музыке. Для развития музыкального слуха дети знакомятся с различными музыкальными инструментами: баяном, балалайкой, гитарой, пианино, народными музыкальными инструментами. Организуя игры и пляски под музыку, воспитатель учит детей понимать характер музыки: они различают тембр, ритм, в соответствии с этим двигаются под музыку. Большое внимание уделяется развитию голоса детей. Очень важным моментом в развитии сенсорики слепого является воспитание умения слушать и слышать. Практика работы воспитателей показывает большую эффективность занятий, на которых дети пересказывают содержание рассказов по частям: один начинает, другой продолжает, третий заканчивает. Такая постановка занятий заставляет детей внимательно слушать, что рассказывают воспитатель и товарищи. Большое значение в жизни слепого имеют обоняние и вкус. Уже в дошкольном возрасте на это необходимо обращать внимание. Следует знакомить детей с ароматическими свойствами отдельных растений (с запахом цветов яблони, черемухи, липы, рябины, сирени, полевые цветов). Когда дети проходят мимо пекарни, кондитерской, воспитателю необходимо обратить их внимание на запах свежего хлеба, сдобы, ванили и т. д. Для развития обоняния проводятся специальные занятия, на которых дети учатся различать запах различных предметов, например духов, мыла, уксуса и т. д. Такие же занятия организуются для определения вкусовых качеств пищевых продуктов (соленый, кислый, горький, сладкий), для узнавания по запаху и по вкусу сырых овощей, фруктов. Знакомя детей с окружающим, с предметами обихода и явлениями природы, воспитатель показывает их разные признаки, демонстрирует необходимость использовать для познания этих объектов все анализаторы. Во время экскурсии в парк ранней весной воспитатель (Московская школа-интернат) просит подставить лицо солнышку и немного постоять. Воспитатель: Дети, что вы чувствуете? Покажите, где солнышко. (Дети показывают.) Воспитатель: Расскажите, как вы узнали об этом. Дети: почувствовали тепло. Воспитатель: Как можно сказать о солнце? Какое оно? Дети: Солнце теплое, ласковое. Воспитатель: А теперь послушайте, что это стучит по земле? Дети: Что? Мы не слышим. Воспитатель: Послушайте внимательно! Тук, тук, тук (воспитатель воспроизводит ритм, в котором капают с крыш капли). Дети: Это капли капают. Воспитатель: Почему они капают? Дети: Потому, что наступила весна. Воспитатель: Правильно. Когда солнце пригревает сильнее, становится тепло и тает снег. А что у нас под ногами? Дети: Лужи! Это снег растаял! Воспитатель: А сейчас я вам покажу сосульки, они висят на крыше, и с них капают капли. Воспитатель дает детям в руки сосульки. Дети обследуют их и определяют, что один конец у них толстый, а другой тоненький. Воспитатель показывает (в руках у воспитанников), как висят сосульки на крыше, прикрепленные к ней толстым концом. Затем подводит детей к окну дома и помогает потрогать сосульки, которые свисают с его карниза. Проводя экскурсию, воспитатель помогает детям выделить те признаки, по которым они могут самостоятельно определять наступление весны. В объяснения, кроме этих признаков, необходимо вводить и такие, которые слепые дети не могут определить самостоятельно, однако они должны знать о них, чтобы не стать в тупик при общении со зрячими. Дети с остаточным зрением на основе своих наблюдений могут выделять цветовые признаки предметов, например то, что весной снег чернеет, что листья зеленые, а небо голубое; абсолютно слепые дети узнают об этом из рассказов воспитателей и товарищей. Выделить существенные признаки формы и поверхности предметов при осязательном восприятии слепым дошкольникам очень трудно, и для этого воспитатели проводят сравнение близких и далеких объектов. В процессе их обследования дети не только выделяют существенные признаки предметов, но и оценивают свои ощущения и восприятия. Однако самостоятельная оценка восприятий у слепых детей – явление очень редкое. Обычно они обращаются к воспитателю за проверкой и оценкой правильности своих действий.
Date: 2015-09-02; view: 1108; Нарушение авторских прав |