Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие ориентировки в пространстве у слепых дошкольников и обучение их основным движениям
Задача физического воспитания – укрепить здоровье детей, способствовать их правильному физическому развитию, научить совершать различные важные для человека движения, выработать свободную и красивую осанку. Физическое развитие слепых детей протекает своеобразно, так как связано с трудностью ориентировки в пространстве, усугубляющейся боязнью пространства. В задачу физического воспитания слепых дошкольников как особый специфический раздел входит обучение ориентировке в помещениях своей группы, в других помещениях образовательного учреждения, а также на участке. Воспитываясь в дошкольной группе при школе слепых, дети практически сталкиваются с необходимостью хорошо ориентироваться во всех помещениях школы-интерната. Для этого воспитатель должен познакомить детей с расположением комнат на всех этажах школы, научить спускаться и подниматься по лестнице. Обучение детей пространственной ориентировке начинается с того, что воспитатель обследует и показывает детям игровую комнату, комнату для занятий, спальню, столовую. Дети знакомятся с помещением, где будет проходить их жизнь, с расположением окон и дверей, с размещением мебели. Нельзя останавливать ребенка, если он хочет “открывать” окружающий его мир, отправляясь в самостоятельное путешествие по помещению, в котором живет. Надо по возможности предоставить ему право самостоятельно преодолевать боязнь пространства, используя его любознательность и убирая сначала с его пути предметы, на которые он может натолкнуться и которые могут причинить боль. Навыки ориентировки в комнатах, в спортивном зале закрепляются в процессе повседневной жизни. Для того чтобы детям было легче ориентироваться в комнате, надо оставить в ней только необходимые вещи и не менять их расположения. Ребенок должен знать свое постоянное место за партой или столом, место в столовой, свою кровать в спальне и т. д. Расположение игровой комнаты, комнаты для занятий, спальни и санузла должно быть удобным, чтобы слепой дошкольник мог легко ориентироваться. Мебель нужно расставлять так, чтобы она не мешала свободному движению детей. Окна должны открываться на улицу, чтобы ребенок не мог натолкнуться на их створки. Большую роль в появлении у детей желания обследовать помещение и познакомиться с ним играет мебель. У нее должна быть хорошо обработанная гладкая поверхность, вызывающая у детей приятные положительные эмоции при осязании, не должно быть острых углов, выступов, чтобы дети не поранились при неосторожном обращении. Индивидуальные шкафы для платья, пальто и другая мебель должны быть отмечены определенным рельефным знаком (квадратик, ромбик, ягода, цветок), легко узнаваемым ребенком при помощи осязания, а также по месту расположения. Многие дети с остаточным зрением используют цвет мебели для ориентировки в помещении, поэтому окраска предметов может быть и двух- и трехцветной, но яркой. Легко выдвигающиеся ящики шкафов для игрушек, наглядных пособий и счетного материала также вызывают у детей стремление к обследованию, возбуждают любознательность и интерес к окружающим предметам. Слепому ребенку важно чувствовать себя уверенно и спокойно в привычной обстановке, поэтому для него каждая вещь должна иметь ориентир, т. е. признак, по которому она легко узнается. В качестве ориентиров выступают существенные признаки предметов. Однако они являются ориентирами или опознавательными признаками предметов только тогда, когда те незнакомы ребенку. В знакомых же предметах ориентиром может становиться и не существенный признак, а наиболее четко выдающийся и наиболее легко доступный осязанию. Выделение ориентиров предполагает предварительную работу по обследованию и знакомству с окружающей обстановкой. Для облегчения этой работы в различных местах комнаты – на стенах, на стульях, на дверце шкафа – можно ввести дополнительные ориентиры (даже чуждые данному предмету признаки, например рельефный ромбик на створке шкафа), сигнализирующие о нахождении его в определенном месте. Дополнительные ориентиры помогают детям быстро освоиться в помещении, активно действовать, не боясь неожиданностей. Для развития ориентировки слепых детей очень важно, чтобы от искусственных ориентиров они постепенно переходили к естественным, свойственным самим вещам, чтобы с течением времени для детей становились ориентирами признаки, свойственные не одной вещи, а группе вещей, предметов и явлений, – “обобщенные ориентиры” (звуки, поверхность пола, земли, тротуара и т. д.), зная которые, слепой мог бы чувствовать себя свободно в любом незнакомом ему месте. Взрослый слепой человек может узнать по звуку голоса и звуку шагов, где он находится. Маленького слепого следует научить прислушиваться к тому, как звучит его голос или шаги в пустом помещении, в зале, где много народу, на улице и т. д. Водосток с его шумящей водой и звенящий телеграфный столб – все надо использовать для ориентировки. Следует привлекать для ориентировки температурные ощущения, осязание ступни и обоняние. Этому в дошкольном возрасте следует уделить особое внимание. Нужна постоянная помощь воспитателя, обращающего внимание ребенка на все признаки, по которым можно узнать человека или предмет и использовать это в ориентировании в пространстве. Большое место в жизни слепого ребенка занимает ориентировка среди людей, узнавание своих товарищей и воспитателей по голосу. Для упражнений в этом виде ориентировки с успехом используются игры: “Узнай по голосу”, “Рыбаки и рыбки”, “Ловишки” и т. д. Постепенно во время прогулок необходимо переходить к обследованию двора, здания школы, различных построек во дворе, к самостоятельной ориентировке на участке. Первые упражнения по обследованию наружного контура здания проводятся руками или палкой. Дети вместе с воспитателем медленно обходят здание, обследуют все выступы и стены, входы и выходы, окна, потом – растительность на участке и дополнительные постройки. Очень важно научить слепого ребенка реагировать на звуковые сигналы и стараться быстро выполнить задание. Например, по тому или иному сигналу воспитателя быстро побежать по залу, быстро сделать круг, перебежать на противоположную сторону площадки, не начинать движения, не выслушав воспитателя, и быстро прекратить свои движения, когда воспитатель этого требует. Упражнения в ориентировке, занятия гимнастикой и подвижные игры следует проводить в сопровождении музыки, так как это помогает детям упорядочить движения, согласовывать свои движения с движениями товарищей, подчиняя их ритму музыки. Игра с озвученным мячом, тамбурином, треугольником, колокольчиком вырабатывает свойственные слепым приемы ориентировки в пространстве. Необходимо отвести на это много времени в дошкольном детстве. Слепой дошкольник, как и любой ребенок, стремится к движению, к деятельности. Однако первые препятствия при движении в пространстве при неумелом или недостаточном руководстве движениями приводят к тому, что ребенок начинает бояться пространства. Этому часто способствуют и родители, которые еще больше боятся за ребенка и потому ограничивают его движения, внушают, что он может упасть и разбиться. В результате дети стремятся поменьше двигаться, побольше сидеть. Такая малоподвижная жизнь приводит к появлению у них навязчивых стереотипных (так называемых блайндизмов) движений рук, головы, в которых реализуется естественное стремление ребенка к движению. Отрицательных последствий слепоты можно избежать, если вовремя начать развивать движения слепого ребенка. В работе по развитию движений воспитатель опирается на мышечное чувство слепого ребенка, учит использовать мышечное чувство при ориентировке в пространстве и для координации движений. Дети должны научиться контролировать свои движения, оценивая и координируя их не зрением, а проприочувствительностью. Отсутствие зрительного подражания затрудняет обучение движениям. Воспитатель может использовать лишь личный двигательный опыт ребенка. А его, как правило, у слепых дошкольников очень мало. Поэтому важная задача физического развития детей данной категории – создание у них двигательного опыта. Чтобы слепой ребенок овладел движениями своего тела, необходимо обучить ребенка основным движениям. Рассчитывать на их естественное развитие нельзя. Ограниченный двигательный опыт слепого ребенка, недостаточно дифференцированные движения, а самое главное – отсутствие зрительного контроля за движениями – все это требует от воспитателя использования своеобразных приемов и способов обучения слепых движениям. Обучение направлено прежде всего на формирование навыков основных жизненно важных движений, необходимых слепым детям в их повседневной жизни. Слепой дошкольник должен уметь ходить, бегать, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице. Нужно стремиться не только к тому, чтобы слепые дети овладели движениями, но и к тому, чтобы они были согласованными, точными, свободными, чтобы дети могли двигаться самостоятельно в разнообразных условиях. Легкость, красота, координированность движений у слепого ребенка вырабатываются в результате системы педагогических мероприятий, осуществляемых на специальных занятиях, во время ежедневной утренней гимнастики, на прогулке, т.е. в повседневной жизни. Основная форма обучения детей движениям – физкультурные и музыкальные занятия, ритмика, а также двигательные упражнения и подвижные игры, проводимые в свободное от занятий время. Занятия проводятся по расписанию в строго установленные дни и часы. Это способствует образованию у детей привычки заниматься гимнастикой, помогает формированию более прочных двигательных навыков. Очень важно вызвать у детей интерес к гимнастике. Наблюдения показали, что двигательные навыки слепых детей дошкольного возраста неустойчивы. Чтобы укрепить их, нужно уметь вовремя поддержать интерес ребенка к упражнениям, которые он делает. Особое внимание следует уделять детям с неразвитыми, скованными движениями. Эти дети малоподвижны, чаще сидят, не хотят включаться в общие упражнения, игры. Их движения угловаты, они ходят боком, шаркая ногами по полу. Основываясь на движениях, которыми ребенок уже владеет, можно обучать его новым. Незнакомые движения часто вызывают у детей нерешительность, боязнь. Они отказываются выполнять движения. Поэтому, прежде чем показывать и объяснять детям, как выполнить новое движение, следует предварительно сравнить его с теми, которые дети уже умеют делать, познакомить детей со снарядом (если движение производится с ним). Например, для подготовки хождения по бревну нужно, чтобы сначала дети ходили по полу около положенной веревки, по узкой дорожке, положенной на полу, а уже потом и по бревну. Во время этих подготовительных упражнений необходимо обращать внимание слепых детей на то, как ставится нога при ходьбе по полу и по дорожке, обучать их ходить, ставя одну ногу перед носком другой. Один из основных приемов обучения детей правильному выполнению движений – показ движения, сопровождаемый четким, ясным объяснением воспитателя. Так, если нужно объяснить гимнастическое упражнение, воспитатель становится в исходное положение, с которого начинается упражнение, и выполняет все движения, которые должны сделать дети, давая возможность детям “смотреть”, т. е. ощупать каждое движение и объясняя их. Затем воспитатель, став сзади ребенка, направляя своими руками его руки, ноги и корпус, выполняет пассивно необходимые движения. Этот метод применяется лишь в самом начале работы. В дальнейшем многие упражнения выполняются ребенком по словесным описаниям и лишь отдельные новые или особо трудные элементы приходится показывать на самом воспитаннике. Показ должен сопровождаться развернутым описанием упражнений. Воспитатель говорит: “Руки вверх” – и одновременно поднимает руки ребенка. “Наклонили корпус, достали носки пальцами” – и опускает вниз руки ребенка, наклоняет его корпус. “Коленки держите прямыми” – придерживает коленки, чтобы они не сгибались, и т. д. После такого показа упражнение выполняет вся группа. На каждом занятии и во время утренней гимнастики нужно работать индивидуально только с одним-двумя или тремя воспитанниками. На следующих занятиях индивидуальная работапроводится с другими воспитанниками. Дети начинают правильно выполнять упражнения после многократных показов и объяснений, в результате большого количества повторений. Во время занятий особое внимание следует уделять осанке детей, поправляя ее и напоминая о необходимости прямо держать спину, не склонять голову к груди (это особенно характерно для осанки слепых детей). Слепым дошкольникам очень трудно понять движение и усвоить его, опираясь лишь на мышечное чувство. Поэтому от воспитателя требуется терпение, настойчивость. Постепенно овладевая движениями своего тела, дети к концу года могут научиться делать многие упражнения. Огромную роль в расширении двигательного опыта слепых детей играет правильное оборудование участка для прогулки, зала соответствующими игрушками, пособиями и снарядами. Игры и снаряды не только вызывают у слепых детей интерес к обследованию, они облегчают и овладение многими двигательными навыками. При обучении слепых детей ходьбе можно использовать карусель, вожжи. Сначала дети должны научиться ходить размеренным и размашистым шагом друг за другом, держась за идущего впереди товарища левой рукой. Хорошо помогает при обучении ходьбе карусель. Дети начинают свободно ходить по дорожке, держась за карусель и медленно ее двигая. Играя в лошадки, дети сначала ходят, держась за вожжи обеими руками, одной рукой, а затем и самостоятельно, ориентируясь на звук колокольчика, хлопка и т. п. При этом особое внимание следует уделить движениям ног; необходимо научить детей поднимать ноги при ходьбе, не шаркать ими по полу. Сначала дети слишком высоко поднимают ноги. Идя рядом с ребенком, касаясь ногой его ноги, можно показать, как нужно это делать правильно. Когда дети научатся ходить друг за другом, можно обучать их ходьбе парами, перестраиваясь в колонну по одному. Обычно долго не удается научить детей становиться в круг. Для обучения этому используется круг, сделанный из мягкой проволоки, затем из толстого шнура, который в дальнейшем убирается. После нескольких упражнений дети овладевают навыком построения в круг из любого положения. Можно обучить детей становиться в круг и на основе построения в пары. Воспитатель говорит: “Встаньте парами, опустите руки вниз, повернитесь лицом друг к другу и раздвиньте руки в стороны, возьмитесь за руки своих соседей и отходите до тех пор, пока держат руки. Получился большой ровный круг”. Прежде чем приступить к обучению сложным движениям, необходимо проверить, насколько дети овладели простыми движениями, входящими в сложные, и могут ли свободно объединять их, применять в изменившихся условиях. Для этого необходимо отрабатывать отдельные движения, входящие в такие сложные упражнения, как прыжки, лазание, метание. Многие из движений, необходимых для выполнения упражнений, особенно движений ног, выполняются сначала сидя. Дети хорошо понимают упражнения и ставят ноги в нужное положение, а это легче перенести в положение стоя. Метанию в цель можно обучать детей зимой во время игры в снежки, а летом – в играх с мячом. Очень любят дети бросать в речку камушки, бросать в цель мешочки с песком. Для того чтобы дети знали, попали они в цель или нет, и действовали увереннее, воспитатель использует в качестве цели жестяной лист, попадание в который вызывает звук; плеск воды также свидетельствует о том, что камень брошен правильно. При обучении метанию в цель воспитатель показывает, как становиться в правильную позу для броска, как взять снежок, мяч, камушек, размахнуться и бросить. Сначала все эти движения производит воспитатель, взяв в свои руки руки воспитанника, а затем ребенок действует самостоятельно. При лазании на стенку важно обратить внимание ребенка на то, как нужно чередовать движения рук и ног. Сначала ноги детей переставляет воспитатель, затем делает упражнение вместе с ребенком, и, наконец, ребенок выполняет упражнение сам. В конце года воспитанник может забираться на стенку самостоятельно без помощи воспитателя, правильно чередуя движения рук и ног. Трудно научить слепого ребенка правильно прыгать, мягко приземляться, прыгать с разбега. Первыми упражнениями в прыжках, которыми овладевает слепой ребенок, должны быть прыжки на месте: он учится перепрыгивать через шнур, выпрыгивать из обруча, держась за руку воспитателя, а затем и самостоятельно. Когда дети усваивают эти приемы, можно перейти к играм, в которых нужно перепрыгивать через “речку”, “канавку”, “прячась от волка” или играя в игру “Не замочи ноги” и т. д. Двигательные упражнения необходимо давать детям в форме конкретных заданий. Например, воспитатель говорит: “Оля, пролезай в обруч”, “Обруч не задевай”, “Вова, встань на бревно. Положи мешочек на голову. Пройди с мешочком на голове по бревну. Руками мешок не держи. Иди спокойно, уверенно, ты можешь хорошо пройти! Будь внимателен. Бревно кончается. Приостановись. Мягко подпрыгни. Чуть присядь и выпрямись”. Конкретные короткие задания при выполнении движений помогают детям лучше осознать поставленную перед ними задачу и действовать более целеустремленно. Повторение, притом многократное, дает возможность овладеть движениями: дети начинают выполнять их более свободно, без лишнего напряжения, осознанно. С каждым разом ребенок приобретает новые умения, его движения становятся точными, но пояснения воспитателя полезны и при повторении. Два занятия в неделю не обеспечивают закрепления правильных навыков движений. Для прочного усвоения двигательного опыта детьми широко используются прогулки, во время которых проводятся подвижные игры. Игра занимает большое место в жизни слепого ребенка, поэтому следует использовать все подвижные игры, способствующие обучению основным движениям. Игры вызывают у детей положительные эмоции и повышают интерес к двигательным упражнениям. Если, например, на занятиях дети учатся залезать на гимнастическую стенку, то при проведении подвижной игры “Медведь и пчелы” у них закрепляется это умение. В подвижных играх дети действуют более самостоятельно, применяют ранее полученные ими умения в более сложных обстоятельствах. Например, могут быстро залезть вверх по гимнастической стенке, чтобы не догнали, и т. п. Все это можно закрепить во время проведения ежедневных прогулок, когда организуются подвижные игры. Направляя активность детей, воспитатель принимает участие в игре, т.е. берет на себя одну из ролей. В дальнейшем дети охотно играют в эти игры самостоятельно. Следует заботиться о том, чтобы дети не слишком возбуждались, нужно оберегать нервную систему ребенка от сверхсильных раздражений. Важное значение в обучении детей движениям занимают имитационные приемы. Дети изображают то хитрую, осторожную лисицу, приближающуюся к добыче, то медведя, идущего медленной переваливающейся походкой, то зайца, подпрыгивающего и резвящегося на поляне, то кошку, тихо-тихо крадущуюся к мышке. Показывая движения животных, нужно вызвать у слепого ребенка представление об этих животных, подчеркнуть наиболее типичное в их движениях. “Мышки бегают тихо-тихо, – говорим мы, – их совсем не слышно”, и дети стараются ходить тихо на носочках (медведь широко шагает, и дети, сохраняя равновесие, стараются шагать широко, переваливаясь с боку на бок). Эту работу следует проводить с музыкальным сопровождением, значительно облегчающим объяснение ритма и характера движений различных животных. Правильному выполнению ребенком движений в значительной степени способствует оценка воспитателя. Оценку нужно давать с учетом подготовленности ребенка. Поощряя ребенка, нужно не бояться указать на его ошибку. Следует помочь ему тут же ее исправить. Если кто-нибудь из детей усвоил, например, прыжки, его учат спрыгивать с бревна, подбадривая: “Смотрите, дети, как Павлик старается научиться спрыгивать”. С Толей догоняют Юру, проговаривая: “Беги, Толя, еще быстрее, сейчас догоним Юру, ты тоже умеешь хорошо бегать”. Мила совсем не умела залезать на гимнастическую стенку. Сначала воспитатель показал, как нужно залезать, затем, поддерживая ее, переставлял ей руки и ноги, подбадривая, уверял, что она также хорошо научится лазать, как и другие. Если девочка сначала боялась даже подойти к стенке, то, научившись лазать сама, стала показывать детям, как это делать. В процессе обучения основным движениям нужно учитывать индивидуальные особенности характера и поведения детей. Они по-разному ведут себя во время занятий. Одни – быстро и правильно отзываются на сигналы воспитателя, замирают в той или иной позе по первому знаку; при чередовании сигналов не смешивают их, а быстро и уверенно на них реагируют. Другие – плохо согласуют свои движения с требованиями воспитателя, например, продолжают беспорядочно бегать после сигнала воспитателя об остановке движения, хотя и слышат этот сигнал. Таким детям нужно разрешить еще побегать и выполнить то же упражнение, но уже вместе с воспитателем. Обращаясь к детям, воспитатель говорит: “Мы с Любой будем вместе бегать, определите, когда мы остановимся”. Зная, что все следят за ее движениями, Люба старается выполнить задание, чутко прислушиваясь, ожидая сигнала и согласуя свои движения с движениями воспитателя. Есть и такие дети, которые из-за отсутствия двигательных навыков держатся в стороне, стараются быть незамеченными. Они никогда не включаются в игру самостоятельно, и воспитатель назначает им роли. Сначала им нужна помощь: например, воспитатель помогает им попасть в «зайца» в игре “Охотники и зайцы” («зайцы» держат в руках погремушки, звонки, колокольчики), подбадривает. Похвала воспитателя придает детям уверенность в своих силах, и они становятся активнее. Неуравновешенные приобретают выдержку, ведут себя спокойнее, тихие и робкие начинают проявлять желание участвовать в занятиях и играх. Индивидуальный подход в процессе обучения слепых детей не означает, что воспитатель на занятиях уделяет внимание только одному ребенку. Работая с группой детей, воспитатель выбирает приемы, помогающие каждому из детей организовать свое поведение в соответствии с требованиями коллектива, учит сдерживать свои желания, если они не согласуются с общими. Систематическое развитие движений оказывает большое влияние на повседневную жизнь детей. Они быстрее и свободнее справляются с поручениями и заданиями воспитателя, самостоятельно одеваются и раздеваются, точнее ориентируются в помещении и на участке, что облегчает им ориентировку в новых условиях школы. Обучая слепых детей основным движениям, следует помнить, что необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения; подбирать материал к занятиям в порядке нарастающей трудности; широко применять повторение игр и упражнений, так как повторение способствует выработке правильных автоматизированных навыков движений. Методические приемы обучения движениям должны подбираться в соответствии с той целью, которую поставил перед собой воспитатель с учетом индивидуальных возможностей и опыта детей. Date: 2015-09-02; view: 1454; Нарушение авторских прав |