Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава IСтр 1 из 27Следующая ⇒
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СЛЕПОГО ДОШКОЛЬНИКА Под редакцией Л.И. СОЛНЦЕВОЙ, Е.Н. ПОДКОЛЗИНОЙ
Второе, переработанное издание
Москва 2005
Книга рекомендована к изданию Ученым советом Института дефектологии АПН СССР ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое пособие было первой попыткой систематизированного изложения актуальных вопросов обучения и воспитания слепых детей старшего дошкольного возраста перед поступлением их в школу. Обследование слепых детей, поступающих в 1 класс, проведенное совместно с М.И. Земцовой, показало, что они недостаточно подготовлены к школьному обучению психологически, имеют слабые знания и представления об окружающем, не владеют элементарными навыками самообслуживания, общения с детьми и взрослыми. Это связано с тем, что воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье является особенно сложным делом, так как требует знания особенностей развития слепого ребенка и специальных методов обучения. В семье слепые дети обычно не получают необходимых навыков познания окружающего, что тормозит их общее психическое развитие. Многие из них в дошкольном возрасте не владеют способами и приемами осязательного восприятия, не приучены к слуховой ориентировке в окружающем. Дети с остаточным зрением опираются только на него, хотя большею частью неполноценное зрение не может дать им достаточно четкого и правильного представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Приказом Министерства просвещения РСФСР от 5 февраля 1960 г. № 38 в школах для слепых детей открыты одногодичные дошкольные группы для детей старшего дошкольного возраста, воспитание в которых помогает подготовить слепых детей к обучению в I классе. В секторе тифлопедагогики Института дефектологии Академии педагогических наук СССР (ныне Институт коррекционной педагогики) ведется изучение и обобщение опыта воспитателей, работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Одновременно с этим проводятся экспериментальные исследования особенностей их развития. В пособии представлен материал разной степени обобщенности: в одних главах представлены положения, проверенные как на дошкольном, так и на школьном этапе развития слепых детей, в других – излагается опыт воспитательной работы со слепыми дошкольниками, показываются специфические приемы и методы работы, приводятся методические разработки занятий. Особенно большую роль в раскрытии этих вопросов оказал опыт работы Уфимского детского дома для слепых дошкольников, единственного дошкольного учреждения для слепых этого возраста, открытого в годы Великой Отечественной войны, когда многие маленькие слепые дети оказались без родителей. Директор этого детского дома Фариха Исламовна Гумерова создала для них в маленьком деревянном двухэтажном домике добрую семейную обстановку. Коллектив воспитателей, когда я с ним познакомилась, в 1960 году имел опыт работы около двадцати лет. Такого опыта в нашей стране нигде не было. После указа об организации дошкольных одногодичных групп первая такая группа была открыта при Московской школе слепых. Раиса Львовна Зимина и я были там первыми воспитателями, а за опытом работы мы ездили в Уфу. Я помню свой первый приезд в детский дом, расположенный на берегу реки Белой в двухэтажном деревянном доме. После длинного пути по пыльным жарким улицам Уфы я открыла дверь и остановилась, не смея войти в этот уютный жилой дом с ковровой дорожкой, ведущей к спальням и учебным комнатам детей. Хотелось снять обувь, стряхнуть с себя дорожную пыль, прежде чем войти в уютный обихоженный дом. Фариха Исламовна поворчала на меня, что я не сообщила ей заранее о своем приезде, и провела меня в свой кабинет. Так началась наша совместная работа, переросшая в теплые дружеские отношения. В материалах этой книги отразился опыт работы, годами накопленный воспитателями. Вместе с Фарихой Исламовной мы разрабатывали проект нового здания, именно ее настойчивостью был построен новый детский дом с прекрасным участком, рядом с лесом, рекой Уфимкой. В этот детский дом стали поступать дети со всего Советского Союза. Развивалась и сеть дошкольных групп при школах слепых в Москве, Ленинграде, Перми. Опыт работы воспитателя в дошкольных группах также отражены в пособии. В пособии раскрываются особенности воспитательной работы в области физического, трудового, умственного, нравственного и эстетического воспитания слепых дошкольников. Глава I “О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста” написана Л.И. Солнцевой; глава II “Развитие ориентировки в пространстве у слепых дошкольников и обучение их основным движениям” – З.Б. Данилевич и Л.И. Солнцевой; в главе III “Умственное воспитание слепых дошкольников” § 1 написан Л.И. Солнцевой и Ф.И. Гумеровой, § 2 – Л.И. Солнцевой, § 3 – А.И. Архиповой, § 4 – Н.З. Бикбулатовой, Е.А. Ерастовой и Л.И. Солнцевой; в главе IV “Трудовое воспитание слепых дошкольников” § 1 написан Л.И. Солнцевой, § 2 – Р.Л. Зиминой и Л.И. Солнцевой, § 3 – В.М. Мартыновой, § 4 – Л.И. Солнцевой, § 5 – А.В. Гавриловой и Л.И. Солнцевой; в главе V “Эстетическое воспитание слепых дошкольников” § 1 и 2 написаны Л.И. Солнцевой, § 3 – Ф.И. Гумеровой; глава VI “Нравственное воспитание слепых дошкольников” написана Л.И. Солнцевой; в главе VII “Игра слепого дошкольника” § 1 написан Л.И. Солнцевой, § 2 – Е.Я. Долбилиной; глава VIII “Подготовка слепого ребенка к школе в условиях семьи” написана Л.И. Солнцевой. Приведенные материалы могут быть использованы воспитателями, работающими со старшими дошкольниками, родителями слепых детей, а также воспитателями младших классов школ слепых, особенно в первые месяцы пребывания детей в школе. Мы выражаем благодарность бывшим директорам Московской школы слепых М.И. Толозову, Пермской школы слепых Т.И. Лузиной и детского дома для слепых дошкольников Ф.И. Гумеровой за предоставленную нам возможность проводить работу в дошкольных группах и за постоянную помощь и поддержку в организации и проведении экспериментальных исследований. Л. Солнцева ГЛАВА I Date: 2015-09-02; view: 973; Нарушение авторских прав |