Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гуманистическое противостояние в психологииУже давно некоторые психологи испытывали опасения, связанные с бихевиористским направлением в науке. В первой половине XX в. Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и др. считали, что бихевиоризм, какими бы большими не были его заслуги, односторонне обрисовывает человеческую природу. Люди, писали эти авторы, не состоят только из явных реакций, и внешняя среда не может полностью их контролировать. Люди еще и растут, думают, чувствуют, видят сны, занимаются творчеством и делают много других вещей, составляющих человеческий опыт. Бихевиористы и другие ученые в своем подражании естественным наукам игнорировали большинство тех сторон жизни, которые делают людей уникальными и придают им достоинство. Гуманисты же не выступали против научного исследования, но считали, что психология должна заниматься всем опытом человека, а не только аспектами, которые легко проверить и в которых легко проконтролировать влияние окружающей среды. В течение какого-то времени эти авторы взывали в пустыне; их взгляды были далеки от основного течения в американской психологии. Но в 1950-х гг. их работы начали привлекать все больше внимания и зародилось гуманистическое движение в психологии (Misiak & Sexton, 1973, p. 108-109). Современная гуманистическая психология впоследствии развивалась как реакция на бихевиористский подход. Взаимоотношения гуманистической психологии со второй главной сферой психологии —психоанализом — более амбивалентны. Многие гуманисты высоко I оценивали попытки психоаналитиков исследовать внутренний мир человека на самом глубинном уровне. Но гуманисты также считали, что психоаналитики слишком пессимистично относились к способностям человека расти и совершать свободный выбор. Тогда как бихевиористы считали, что люди контролируются исключительно внешней средой, психоаналитики полагали, что людьми движут иррациональные бессознательнее силы. Вероятно, гуманисты предполагали, что психоаналитическая теория была слишком искажена исследованиями пациентов с эмоциональными расстройствами. По мнению гуманистов, люди в гораздо большей степени, чем признают психоаналитики, свободные и творческие существа, способные к росту и самореализации (Maslow, 1962, р.189-197). Движение гуманистической психологии набрало силу в 1950-х гг., тогда же началась полемика с двумя основными психологическими направлениями того времени: бихевиоризмом и психоанализом. Из-за этого один из лидеров движения, Абрахам Маслоу назвал гуманистическую психологию «третьей силой» (1962, p. ix). Но в 1970-х гг. вся психологическая наука сменила направление, начав уделять большее внимание когнитивным процессам. Когнитивную революцию в основном вдохновляли достижения компьютерной технологии. Психологи, как и все, находились под сильным впечатлением успехов высокоскоростных компьютеров и быстро увидели сходство между компьютером и мышлением человека. И компьютеры и люди, отмечали психологи, кодируют, хранят и восстанавливают информацию, и психологи начали думать о самом сознании как об «устройстве, перерабатывающем информацию». Бихевиористы также все больше стали включать когнитивные переменные в свои теории и, вдохновленные компьютерными исследованиями модели человеческого интеллекта, привлекли ученых самых различных академических дисциплин. Философы, математики, лингвисты, ученые в области компьютеров и невропатологи — все присоединились к когнитивным психологам, работая под знаменем «когнитивной науки». Некоторые ученые, конечно, больше склонялись к компьютерным моделям, чем другие, но в целом результат больше подчеркивал мышление, которое компьютеры облегчают — рациональное и ориентированное на выполнение задания. Многие современные ведущие исследователи предполагают, что мы мыслим лучше всего, когда четко определяем задание, выбираем стратегии для его разрешения, не отвлекаемся и учитываем свой прогресс по мере продвижения вперед (см. напр., Palinsar & Brown, 1989; Siegler, 1998; Sternberg & Spear-Swerling, 1996; Wood, 1991). Но сторонники гуманистической психологии считают новые когнитивные модели почти такими же однобокими, как прежние теории бихевиористов. Когнитивные модели описывают мышление как высоко рациональное и характерное для мозга. Они не оставляют места эмоциональным аспектам мышления — эмпатии, удивлению, воображению и вдохновению. Новые модели также упускают переживания, которым сторонники феноменологии придавали такое большое значение — непосредственное переживание мира таким, как он нам открывается, прежде чем мы переведем его в психические категории (в том числе категории, позволяющие перерабатывать информацию при помощи компьютера). До сих пор я представлял гуманистическую психологию как реактивную, т. е. главным образом реагирующую на доминирующие психологические течения. Однако гуманистические психологи также разработали и изложили свои собственные взгляды и провели интересные исследования. Чтобы получить более детальную картину гуманистической психологии, давайте рассмотрим работу человека, считающегося ее отцом — Абрахама Маслоу.
|