Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическое противостояние в психологии





Уже давно некоторые психологи испытывали опасения, связан­ные с бихевиористским направлением в науке. В первой половине XX в. Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и др. считали, что бихевиоризм, какими бы большими не были его заслуги, односторонне обрисовывает человеческую природу. Люди, писали эти авторы, не состоят только из явных реакций, и внешняя среда не может полностью их контролировать. Люди еще и растут, думают, чувствуют, видят сны, занимаются творчеством и делают много других вещей, составляющих человеческий опыт. Бихевиористы и другие ученые в своем подражании естественным наукам игнорирова­ли большинство тех сторон жизни, которые делают людей уникальными и придают им достоинство. Гуманисты же не выступали против научного исследования, но считали, что психология должна заниматься всем опытом человека, а не только аспектами, которые легко проверить и в которых легко проконтролировать влияние окружающей среды. В течение какого-то времени эти авторы взывали в пустыне; их взгляды были далеки от основного течения в американской психологии. Но в 1950-х гг. их работы начали привлекать все больше внимания и зародилось гуманистическое движение в психологии (Misiak & Sexton, 1973, p. 108-109).

Современная гуманистическая психология впоследствии развивалась как реакция на бихевиористский подход. Взаимоотношения гуманистической психологии со второй главной сферой психологии —психоанализом — более амбивалентны. Многие гуманисты высоко I оценивали попытки психоаналитиков исследовать внутренний мир человека на самом глубинном уровне. Но гуманисты также считали, что психоаналитики слишком пессимистично относились к способ­ностям человека расти и совершать свободный выбор. Тогда как бихевиористы считали, что люди контролируются исключительно внеш­ней средой, психоаналитики полагали, что людьми движут иррацио­нальные бессознательнее силы. Вероятно, гуманисты предполагали, что психоаналитическая теория была слишком искажена исследова­ниями пациентов с эмоциональными расстройствами. По мнению гуманистов, люди в гораздо большей степени, чем признают психо­аналитики, свободные и творческие существа, способные к росту и самореализации (Maslow, 1962, р.189-197).

Движение гуманистической психологии набрало силу в 1950-х гг., тогда же началась полемика с двумя основными психологическими на­правлениями того времени: бихевиоризмом и психоанализом. Из-за этого один из лидеров движения, Абрахам Маслоу назвал гуманисти­ческую психологию «третьей силой» (1962, p. ix). Но в 1970-х гг. вся психологическая наука сменила направление, начав уделять большее внимание когнитивным процессам. Когнитивную революцию в основ­ном вдохновляли достижения компьютерной технологии. Психологи, как и все, находились под сильным впечатлением успехов высокоско­ростных компьютеров и быстро увидели сходство между компьютером и мышлением человека. И компьютеры и люди, отмечали психологи, кодируют, хранят и восстанавливают информацию, и психологи нача­ли думать о самом сознании как об «устройстве, перерабатывающем информацию». Бихевиористы также все больше стали включать ког­нитивные переменные в свои теории и, вдохновленные компьютерны­ми исследованиями модели человеческого интеллекта, привлекли уче­ных самых различных академических дисциплин. Философы, матема­тики, лингвисты, ученые в области компьютеров и невропатологи — все присоединились к когнитивным психологам, работая под знаме­нем «когнитивной науки». Некоторые ученые, конечно, больше скло­нялись к компьютерным моделям, чем другие, но в целом результат больше подчеркивал мышление, которое компьютеры облегчают — ра­циональное и ориентированное на выполнение задания. Многие совре­менные ведущие исследователи предполагают, что мы мыслим лучше всего, когда четко определяем задание, выбираем стратегии для его раз­решения, не отвлекаемся и учитываем свой прогресс по мере продви­жения вперед (см. напр., Palinsar & Brown, 1989; Siegler, 1998; Sternberg & Spear-Swerling, 1996; Wood, 1991).

Но сторонники гуманистической психологии считают новые ког­нитивные модели почти такими же однобокими, как прежние тео­рии бихевиористов. Когнитивные модели описывают мышление как высоко рациональное и характерное для мозга. Они не оставляют места эмоциональным аспектам мышления — эмпатии, удивлению, воображению и вдохновению. Новые модели также упускают пере­живания, которым сторонники феноменологии придавали такое большое значение — непосредственное переживание мира таким, как он нам открывается, прежде чем мы переведем его в психические категории (в том числе категории, позволяющие перерабатывать информацию при помощи компьютера).

До сих пор я представлял гуманистическую психологию как ре­активную, т. е. главным образом реагирующую на доминирующие психологические течения. Однако гуманистические психологи так­же разработали и изложили свои собственные взгляды и провели интересные исследования. Чтобы получить более детальную карти­ну гуманистической психологии, давайте рассмотрим работу чело­века, считающегося ее отцом — Абрахама Маслоу.

Date: 2015-09-02; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию