Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оперантное обусловливание. Скиннеровское представление о начальном обучении языку (о нем речь шла в главе 8) иногда называется теорией «случайного бормотания»
Скиннеровское представление о начальном обучении языку (о нем речь шла в главе 8) иногда называется теорией «случайного бормотания». Дети лепечут, пока случайно не наткнутся на звук, напоминающий слово, и он подкрепляется. Например, они говорят «па-па» в присутствии отца, и родители показывают им свое одобрение. Постепенно родители начинают хвалить детей за более точные и сложные фразы. Скиннер (Skinner, 1957) и его последователи (напр., Lovaas, 1977) признавали, что такое тщательное формирование каждой фразы было бы слишком медленным процессом, что противоречит быстрому усвоению языка детьми. Соответственно, они указывали, что, когда дети усваивают конкретные лингвистические навыки, они быстро учатся обобщать свои знания для новых ситуаций. Например, ребенок, обучившийся образовывать множественное число, может автоматически образовывать множественное число без дальнейшего обучения. Так как дети обобщают, то они быстро придумывают совершенно новые выражения — это Хомский считает наиболее значимым аспектом детского поведения. Принцип обобщения, по-видимому, может объяснить слишком строгое следование правилам (например, «человеки»). Тем не менее картина усложняется, потому что, как вы, вероятно, помните, дети первоначально совершенно правильно вспоминают неправильные формы («шел», а не «идул»), предположительно подкрепляющиеся. Более понятные демонстрации оперантных принципов можно привести из лабораторных исследований. Большинство таких исследований проводилось с отсталыми детьми или тревожными детьми с отставанием в речи. Таких детей обучали множественным числам, предлогам и другим относительно простым грамматическим элементам, которые они быстро обобщали для новых ситуаций. (Lovaas, 1977, р. 110-116). Все же еще не доказано, что оперантная техника может производить что-либо подобное комплексным грамматическим трансформациям. Более того, исследование Брауна и Хэнлона (Brown & Henlon, 1970) предполагает, что нормальные дети испытывали бы сильные трудности в усвоении языка на основе родительского обусловливания, так как родители плохо обучают языкам. Эти исследователи обнаружили, что родители удивительно редко исправляли ошибки детей. Напротив, они сосредоточивались на правдоподобии замечаний детей. Например, когда одна девочка по имени Сара сказала: «Ты завить мои волосы», ее мать ответила «правильно», потому что именно это она и делала. Мать не заметила грамматическую ошибку Сары. Когда же в другой раз Сара сказала: «Там есть ферма для животных», что было грамматически безупречным предложением, ее мать поправила ее, потому что вдали находился маяк, а не ферма (р. 202). Таким образом, маловероятно, чтобы Сара усваивала грамматику в результате эффективных одобрения или неодобрения со стороны родителей. Вероятно, не родительское одобрение, а какая-то другая форма обратной связи создает эффективное подкрепление. Вероятно, дети учатся использовать все более правильную грамматику, потому что родители понимают ее и точно реагируют на нее. Но Браун и Хэнлон также не смогли обнаружить, что хорошо составленные фразы встречали у родителей больше понимания, чем плохо сформированные. Данные Брауна и Хэнлона основывались на поведении всего трех детей, но и они, по-видимому, усваивали правильную грамматику, несмотря на плохое прямое подкрепление от родителей. Предпринималось несколько исследований, посвященных теории научения, в которых человекообразных обезьян обучали языку жестов. Теоретики научения надеялись показать эффективность своих процедур и опровергнуть мнение Хомского о том, что обучение языку — врожденная склонность, присущая исключительно человеку. Некоторые исследователи опирались исключительно на оперантную технику, а другие смешивали эти методы. Результаты часто были замечательными, но еще не очевидно, что человек может научить обезьян использовать язык людей в объеме большем, чем у 2 летних детей (Gleitman, 1996, р. 287-289; Savage-Rumbaught et al., 1993). Хомскому эти результаты не представляются удивительными. Открытие, что обезьяны могут выучить язык, говорит он, «можно сравнить с открытием некоего неисследованного острова с видом птиц, которые не думали о том, чтобы летать, пока человек не вмешался и не научил их» (1980, р. 239). Но все же следует признать, что данные сторонников оперантной теории существенно ослабили позиции Хомского. Date: 2015-09-02; view: 306; Нарушение авторских прав |