Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гипотеза врожденности
Хомский говорит о том, что лингвистические успехи обычных детей слишком велики, чтобы их можно было объяснить влиянием окружающей среды. Дети слышат только ограниченную речь, по большей части плохо составленную, и все же быстро и одинаково разрабатывают сложную систему правил для создания неограниченного числа предложений. Их знание простирается намного дальше опыта. Хомский говорит, что мы можем сделать вывод, что дети строят грамматику главным образом не на основании того, что слышат, но в соответствии со своим внутренним планом — генетической программой (Chomsky, 1972, р. 171; 1980, р. 232-234). Хомскому нравится сравнивать развитие грамматики с ростом физических органов, например с развитием сердца у эмбриона. Очевидно, что структура, которая возникает, слишком сложна, чтобы ее можно было объяснить с точки зрения влияний окружающей среды (например, поступления кислорода и питательных веществ). Окружающая среда имеет жизненно важное значение, но главным образом она поддерживает или активизирует внутренне запрограммированные паттерны. Приблизительно также лингвистическая окружающая среда главным образом провоцирует построение грамматических систем, паттерн же определяется генетической программой (Chomsky, 1980, р. 33). Но тут есть одна проблема. Языки, в отличие от физических органов, варьируются в разных культурах, а язык, который усваивает ребенок, зависит от культуры, в которой он или она воспитывается. Как тогда срабатывает процесс врожденного обучения языку? Предположение Хомского (Chomsky, 1986, р. 145-150) заключается в следующем. Когда ребенок овладевает грамматикой, им руководит врожденное знание универсальной грамматики; он автоматически знает общую форму, которую должен принимать любой язык. Но универсальная грамматика имеет пробелы; в ней остаются незаполненными некоторые части. Например, один принцип универсальной грамматики заключается в том, что все предложения должны содержать подлежащее, но некоторые языки позволяют не включать подлежащее. По-итальянски (как и по-русски. — Примеч. ред.) можно просто сказать «иду», а по-английски обязательно «я иду» (Hyams, 1986). Таким образом детям требуется информация из окружающей среды, чтобы установить этот параметр и определить, какому правилу подчиняется тот или иной язык. Как правило, предполагает Хомский (1986, р. 146), установить параметры очень просто, например можно поставить «+» или «-». Более того, количество «переключателей», устанавливаемых ребенком, может быть довольно незначительным. Таким образом, усвоение грамматики может требовать только небольшого воздействия окружающей среды. Все же неясно, действительно ли такая устанавливающая параметры модель описывает процесс усвоения детьми грамматики. Сам Хомский постоянно придумывает новые модели. Однако Хомский верен общей теории универсальной грамматики. Независимо от того, как дети подбирают детали для своей отдельной грамматики, у них должно быть врожденное знание об общей форме, которую должны принимать все языки. Когда они складывают вместе слова, они должны интуитивно знать, что некоторые комбинации возможны, а другие — нет. Если детям не хватает знания, если им приходится усваивать грамматику в основном на опыте, то они никогда не овладеют такой сложной системой за столь короткое время. Также Хомский считает, что способность ребенка усваивать языки специфична для определенного вида (обнаруживается только у людей), и это очень специфическая особенность человеческого сознания. То есть она совершенно отличается от способностей к усвоению науки, музыки и так далее. У нее есть свой собственный генетический план (Chomsky, 1980, chap. 6; 1983, p. 37). Date: 2015-09-02; view: 412; Нарушение авторских прав |