Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поразительно быстрое понимание детьми грамматических правил. Хомский писал о правилах для преобразования фраз, как, например, в том случае, когда мы меняем утверждение на вопрос
Хомский писал о правилах для преобразования фраз, как, например, в том случае, когда мы меняем утверждение на вопрос. Например, мы можем преобразовать предложение: «Собака укусила женщину» в вопрос: «Укусила ли собака женщину?» Хомский показал, что правила для трансформации могут быть довольно сложными и поэтому он указывает на замечательную способность детей усваивать и применять их. Сам Хомский наблюдал за детьми только в естественной обстановке. Тем не менее мы можем проиллюстрировать лингвистические способности детей примерами из исследований Роджера Брауна (Brown, 1973), черпавшего у Хомского свои идеи. Браун в течение нескольких лет незаметно записывал на пленку спонтанные детские фразы и обнаружил в числе прочего, как дети начинают строить разделительные вопросы (вопросы с окончаниями, т. е. вопросительные предложения с прямым порядком слов, подразумевающие определенный ответ; всегда заканчиваются словами не так ли, не правда ли, да, правда, верно). Вот несколько разделительных вопросов, придуманных мальчиком по имени Адам, когда ему было 4,5 года. Ursula my sister, isn't she? (Урсула — моя сестра, не правда ли?) I made a mistake, didn't I? (Я сделал ошибку, не так ли?) Diandros and me are working, aren't we? (Диандрос и я работаем, не правда ли?) Не can't beat me, can he? (Он не сможет меня ударить, правда?) Не doesn't know what to do, does he? (Он не знает, что делать, да?) (Brown & Herrnstein, 1975, p. 471). Первое, что мы должны отметить, — это креативность речи Адама. Это, кажется, не такие предложения, которые он слышал, а предложения, которые он придумывает. Он может придумать новые предложения, содержащие грамматику, потому что следует каким-то определенным правилам. Однако правила — сложная вещь. Во-первых, чтобы придумать окончания вопросов, Адам должен вернуться к негативному или утвердительному сообщению в первой части предложения. Например, когда фраза начинается с негативного предложения, («он не сможет меня ударить»), «окончание» должно быть положительным («да?»). Адам каждый раз выполняет эту операцию правильно. Кроме того, Адам должен правильно расположить подлежащее и затем преобразовать его в правильное местоимение в «хвосте». В предложении «Диандрос и я работаем, не правда ли?» Адам правильно видит, что подлежащее — это сочетание существительного и местоимения «Диандрос и я» и переделывает его в «мы»1. Также, Адам понимает, что есть конкретные примеры, когда человек должен передвинуть вспомогательный глагол к началу вопроса. Отметьте, однако, что в предложении /made a mistake, didn't I? («Я сделал ошибку, не правда ли?»), вспомогательный глагол даже не присутствует в первой части предложения. Так что Адам сам придумывает глагол, следуя абстрактному правилу, которого мы не осознавали, пока Хомский (Chomsky, 1957) не открыл его. Таким образом Адам одновременно использует несколько операций и это только некоторые из них. Действительно замечательно, что он может придумывать правильные окончания вопросов уже в возрасте 4 с половиной лет, однако в этом отношении он ничем не отличается от всех других детей (Brown & Herrnstein, 1975, p. 471). Интересный аспект словесной записи Адама — это частота распределения этих предложений во времени. Адам не придумывал такого типа вопросов до 4 с половиной лет, а потом, внезапно стал придумывать сразу много таких вопросов. За один час он придумал 32 таких вопроса, тогда как средняя частота у взрослого — от 3 до 6 вопросов. Его поведение схоже с циркулярными реакциями Пиаже и повторениями Монтессори. У детей по-видимому есть внутренняя потребность укрепить новые способности при помощи повторяющихся упражнений. В любом случае, развитие использования разделительных вопросов иллюстрирует мысль Хомского: дети овладевают комплексными лингвистическими правилами и процедурами за очень короткий срок. По-видимому, они овладевают основной грамматикой к 6 годам или позже и остальной грамматикой — к периоду половой зрелости. Это не значит, что они сознательно понимают грамматические правила; даже Хомский пытается сделать эти правила более эксплицитными. Однако дети приобретают рабочее знание о правилах на интуитивном уровне. Они быстро усваивают правила своего собственного языка — а если нужно, и второго языка тоже. Часто бывает, говорит Хомский, что маленький ребенок родителей-иммигрантов может удивительно быстро выучить второй язык на улицах, общаясь с другими детьми, и будет говорить на незнакомом языке так же бегло, как и другие дети (1959, р. 42). Хомский признает, что речь людей, в том числе и взрослых, включает ошибки, погрешности, неудачное начало и прерванные фрагменты. Эти ошибки обусловлены такими факторами, как небрежность, усталость и провалы в памяти. Эти недостатки в исполнении, однако, перевешиваются скрытой компетенцией, которая лучше всего обнаруживается в способности отличать плохо или хорошо составленные предложения (Chomsky, 1962, р. 531). Date: 2015-09-02; view: 421; Нарушение авторских прав |