Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое применение. Как и концепции Фрейда, теория Юнга неотделима от ее практического примененияКак и концепции Фрейда, теория Юнга неотделима от ее практического применения. Большая часть теории Юнга основана на его работе с пациентами, помогавшими ему понять природу бессознательного и выделить переживания, необходимые для того, чтобы сделать жизнь людей полной и целостной. Психоанализ Юнга лучше всего применим к взрослым и пожилым людям. Среди клиентов Юнга более трети были людьми, находившимися во второй половине жизни (Whitmont & Kaufmann, 1973, p. 110). Идеи Юнга могут показаться ценными также и для тех, кто никогда не задумывался о посещении психоаналитика. Большинство людей в тот или иной момент жизни, вероятно, встречаются со специфическими проблемами, связанными с взрослением и старением. Некоторое знание об изменениях, которые обычно происходят с человеком, может помочь им найти точку опоры. Видимо, по этой причине многие взрослые люди находят для себя полезными такие книги, как, например, «Переход» Г. Шихи (G. Sheehy, Passages, 1976), в которых обсуждается предстоящий им кризис, связанный с приближением старости. Поскольку данная книга популяризирует идеи Левинсона (Levinson, 1977, 1978), а Левинсон, в свою очередь, во многом следует Юнгу, то, в конечном счете, наибольшую пользу можно получить, прочитав самого Юнга. Значение Юнга для психологии и психиатрии простирается далеко за пределы его исключительных прозрений в области развития взрослых. Поскольку он считал религиозные вопросы жизненными и осмысленными, священнослужители различных вероисповеданий, которым часто приходится иметь дело с эмоционально страдающими людьми, находят, что Юнг проложил очень важный и нужный мост между религиозной и психиатрической сферами. Более того, работы Юнга предвосхитили некоторые смелые мысли о сущности психотических расстройств, в особенности идеи Лэйнга (Laing, 1967). Лэйнг доказывает, что неправильно рассматривать психотический опыт как просто аномальные или эксцентричные переживания. Такое отношение характерно для технологических культур, которые отказываются признавать реальность внутреннего мира и делают внешнее приспособление единственным «объективным критерием». Лэйнг настаивает, что психотический опыт, несмотря на всю его болезненность, является осмысленным внутренним путешествием и целительным процессом. В этом путешествии терапевт должен играть роль гида, помогая пациенту понять его или ее внутренние символы. Юнг придерживался похожих взглядов, и изучение Юнга должно показаться полезным любому, кто хочет разобраться в природе психозов. Оценка Юнг занимает необычное место в современной психологии. С одной стороны, многие его идеи представляются большинству психологов слишком мистическими. Он не только постулировал коллективное бессознательное, но также верил в реальность экстрасенсорного восприятия и других подобных феноменов (Jung, 1961, р. 190). Кроме того, иногда создается впечатление, что он без необходимости намеренно удерживает свои концепции под покровом мистики. Например, он говорит, что архетипы непознаваемы, и в то же время сравнивает их с инстинктами у животных, предметом, несомненно поддающимся научному исследованию. С другой стороны, психологи в целом, и в особенности психологи развития, сейчас все более начинают признавать важность идей Юнга. Психологи развития, как мы уже видели, давно занимаются вопросом о том, как и почему мы, по-видимому, утрачиваем большую часть своей личности и своих потенциалов в процессе социализации, по мере того как приспосабливаемся к окружающему внешнему миру. Юнг признавал, что это происходит, но вместе с тем, он видел новые возможности для индивидуального роста человека во взрослые годы. Более того, некоторые чрезвычайно значительные эмпирические 1Сследования подтверждают концепции Юнга. Дэниел Левинсон (Levinson, 1977,1978), проводивший обширное исследование взрослых мужчин, интерпретировал свои результаты в контексте теории Юнга. Левинсон обнаружил, что подавляющее большинство участников его исследования между 40 и 45 годами переживали кризис, во время которого начинали ощущать «внутренние голоса, которые молчали или были заглушены многие годы, а теперь потребовали, чтобы их услышали» (Levinson, 1977, р. 108). Левинсон заключал, (то структура жизни в возрасте 30 лет необходимо обеспечивает приоритет определенным сторонам личности, ориентированным на социальное приспособление и социальные достижения. Но после 40 лет «пренебрегаемые части личности настойчиво ищут способы выразить себя и побуждают человека пересматривать свою жизнь» (р. 108). Продолжая свои исследования, Левинсон (Levinson, 1996) выяснил, что для женщин середина жизни также является периодом роста неудовлетворенности своими внешними ролями и желания установить новые связи со своей внутренней сущностью. Впечатляющее исследование, проделанное Бернис Нейгартен (Bernice Neugarten) и ее коллегами в Чикагском университете, также поддерживает предположения Юнга. Нейгартен сообщает, что и мужчины, и женщины после 40-50 лет отмечают у себя «смещение энергии с ориентации на внешний мир в сторону внутреннего мира» (Neugarten, 1964, р. 201). Интроспекции, размышления о мире и о себе, самооценка постепенно становятся преобладающими формами психической жизни (Neugarten, 1968, р. 140). Более того, мужчины «становятся более внимательными к существующим у них побуждениям взаимодействовать с другими, заботиться и чувствовать, тогда как женщины начинают обращать больше внимания и испытывать меньше вины, встречаясь с собственными агрессивными, эгоцентричными импульсами» (Neugarten, 1964, р. 199). Некоторые кросс-культурные исследования показывают, что такие смещения становятся еще более обширными и заметными в пожилом возрасте (Gutman, 1987). Таким образом, работы Нейгартен и ее коллег, так же как и исследования Левинсона, подтверждают существование личностных изменений, которые описывал Юнг. Важно подчеркнуть, что такие перемены происходят, по-видимому, почти всегда до того, как внешняя ситуация начинает предъявлять соответствующие требования (Havighurst, Neugarten, & Tobin, 1968, p. 167). Люди обращаются внутрь себя заведомо раньше, чем внешние потери, такие как уход на пенсию, уменьшение дохода или смерть супруга, могли бы вынудить их к этому. Таким образом, здесь, вероятно, работают внутренние процессы, связанные с развитием. Возможно, в человеке просыпается изначально присутствовавшая потребность пересмотреть свою жизнь, воспротивиться давлению привычных ролей и заняться ранее пренебрегаемыми и нереализованными аспектами своей личности.
|