Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризис середины жизни
В психике 40-летнего человека начинается процесс трансформации. Человек начинает ощущать, что цели и стремления, когда-то казавшиеся вечными и непреходящими, вдруг потеряли свое значение. Довольно часто в этом возрасте человек впадает в депрессию, чувствует себя вялым, инертным и неполноценным, как будто потеряно что-то очень важное. По наблюдениям Юнга, такое случается даже с людьми, добившимися немалого социального успеха, так как «достижения, вознаграждаемые обществом, приобретаются ценой урезания личности. Много — даже слишком много — аспектов нашего существования, которые должны быть пережиты, валяются в чулане среди пыльных воспоминаний» Oun8> 1933, р. 104). Но сама психика предоставляет нам возможность выхода из этого кризиса. Она побуждает человека обращаться внутрь себя и задумываться о смысле собственной жизни. К этому обращению вовнутрь подталкивает бессознательное, область, где подавленные и не пережитые аспекты личности находились, росли, и откуда они теперь требуют, чтобы их выслушали. Бессознательное взывает о признании, стремясь восстановить психическое равновесие и гармонию (р. 17-18, 62-63). Бессознательное говорит с нами преимущественно через сны. Например, один человек, который испытывал депрессию и чувствовал, что его жизнь лишена смысла, в начале своего анализа увидел сон следующего содержания: Я стою в совершенном недоумении в центре города с извилистыми и переплетающимися маленькими улочками, не зная, куда повернуть. Вдруг я замечаю молодую, загадочную женщину, которую я никогда раньше не видел, и она указывает мне рукой путь к выходу. И было очень хорошо видно, что это — именно тот путь (Whitmont & Kaufmann, 1973, p. 95). Послание, которое несет этот сон, состоит в том, что увидевшему его надо обратить внимание на свою аниму (загадочную молодую женщину), чтобы узнать путь к выходу из тупика. Проблема была в том, что до тех пор он никогда не признавал и не развивал эту сторону своей личности. Когда зрелые люди начинают пристально вглядываться в свою жизнь и прислушиваться к голосу бессознательного, они рано или поздно встречают образы самости, символизирующие целостность и уравновешенность относительно центра. Например, мужчина среднего возраста, очень успешный администратор, страдавший от нарастающего внутреннего напряжения и депрессии с мотивами самоубийства, увидел сон, в котором на него напал дьявол и ловко заманил его на край глубокой пропасти. Затем дьявол отпустил его и дал ему бурав, которым сновидец, как предполагалось, должен был докопаться до центра Земли. В свете теории Юнга, ключевая фигура сна — это дьявол, который изначально является злом, поскольку представляет элементы бессознательного, рассматриваемые сознательным эго, как нежелательные, — деструктивные побуждения. Тем не менее дьявол оборачивается помощником, указывая человеку, что он должен открыто взглянуть в лицо негативным аспектам своей личности, если хочет когда-либо достичь целостности и найти истинный центр (Whitmont, 1969, р. 224-225). Далее по ходу сна человек, видевший его, оказался в потайной комнате, где за квадратным столом шло собрание. Председательствовали роскошно выглядящий рыцарь и лорд-мэр. Но сновидца к этому столу подвели мальчишка-хулиган и грязный, оборванный мужчина, похожий на нищенствующего монаха. Они сели вместе с ним за стол и дали ему отвратительную пищу, которую он тем не менее съел. Затем он вонзил свой бурав в землю, и вокруг него тут же выросли цветы, а сам бурав превратился в цветущее дерево. Согласно юнгианскому анализу, роскошно выглядящий рыцарь и лорд-мэр представляют собой героический и властный аспекты личности, которые видевший сон успешно реализовывал сознательно в качестве управленческого работника. Хулиган-подросток и оборванный нищий монах символизируют пренебрегаемые и отвергаемые стороны личности, элементы, которые до тех пор подавлялись. В частности, этот человек рассматривал свои религиозные наклонности как слабость и стремление убежать от реальной жизни, — черты, недостойные мужчины. Но именно монах и малолетний хулиган, подавляемые теневые фигуры, оказались теми, кто привел его к квадратному столу, символу психического единства. Затем он ест отвратительную пищу, — поскольку рассматривать отвергаемые стороны собственной личности неприятно любому человеку, — но, когда он это делает — он видит, как появляются возможности для нового роста (цветущее дерево) (р. 224-227). Вы можете заметить, что подход Юнга к анализу снов отличается от фрейдистского подхода. Фрейд рассматривал сны как конечный продукт серии искажений и смещений. Юнг, напротив, полагал, что сны выражают содержание бессознательных посланий достаточно прямо (Jung, 1933, р. 13). В описанном выше сновидении малолетний правонарушитель и монах интерпретируются вполне буквально, как символы «нарушающей правила» и религиозной сторон личности. Кроме того, для Юнга бессознательное, — источник сновидений, — не просто бурлящая яма основных импульсов и желаний, как это выглядит у Фрейда. Вместо этого, бессознательное, как часть природы, может быть творческой силой, помогающей нам выйти из мертвой точки, в которую мы попали, как, например, в снах, приведенных выше. Сны могут рассказать нам о том, какими аспектами своей личности мы пренебрегаем и с какими сторонами самих себя нам следует войти в контакт (Jung, 1933, pp. 62-63). Это не значит, что мы должны реализовывать в действительности все свои злостные побуждения, но означает, что мы должны знать о них, чтобы иметь возможность осуществлять контроль над ними, а не предоставлять это окружающим обстоятельствам (Whitmont, 1969, р. 227-230). Путь к здоровью и росту — к недостижимой цели самости — называется индивидуацией (individuation) (Jung, 1933, p. 26). Индивидуализация подразумевает не только достижение определенной степени психического равновесия, но также и отделение себя от нашего обычного конформизма по отношению к целям и ценностям массовой культуры. Это значит, что человек должен найти свою собственную дорогу. Истинная природа каждой личности содержит в себе выражения универсальных архетипов, но она также основана на уникальном опыте и уникальных потенциалах, которые должны быть раскрыты (wag, 1961, р. 383; Jacobi, 1965, р. 83-87). Середина жизни, таким образом, отмечена трансформацией психики. Внутренние силы вынуждают нас отвести часть своей энергии от совершенствования навыков управления внешним миром и обратить больше внимания на собственную личность. Мы чувствуем исходящее изнутри побуждение прислушаться к бессознательному, чтобы узнать о своих возможностях, которые мы до сих пор оставляли нереализованными. Мы начинаем задаваться вопросом о смысле своей жизни, как никак уже наполовину прожитой. Хотя в среднем возрасте фокус внимания человека, прежде направленного вовне, постепенно все более смещается вовнутрь, люди этого возраста все еще имеют достаточно энергии и ресурсов, чтобы производить ощутимые перемены в своей внешней ситуации. В середине жизни люди довольно часто вспоминают и начинают воплощать долгое время остававшиеся заброшенными планы и интересы и даже совершают необъяснимые со стороны перемены в своей карьере. Мужчины и женщины, согласно наблюдениям Юнга (Jung, 1933, р. 108), начинают раскрывать стороны своей личности, соответствующие образу противоположного пола. Мужчины утрачивают часть своих агрессивных амбиций и начинают уделять больше внимания личным отношениям с другими людьми. Как говорил мне мой старший коллега: «Когда становишься старше, то обнаруживаешь, что достижения начинают значить намного меньше, а дружба — намного больше». С другой стороны, женщины становятся более агрессивными и независимыми. Если, например, муж вдруг теряет интерес к семейному бизнесу, то жена может решительно взять дело на себя. Женщина, как и мужчина, все больше обращается внутрь себя, по мере того как приближается к старости, но ее возродившийся энтузиазм, направленный на агрессивные достижения, может временно уравновесить или заглушить общую тенденцию к внутренней ориентации. Жизненные перемены, которые несет с собой средний возраст, могут породить проблемы в семье. Жена может начать испытывать раздражение от интеллектуально снисходительной манеры обращения с ней ее мужа, поскольку она сама не сдерживает больше свою мыслящую сторону. Муж, со своей стороны, может быть удручен обычной склонностью жены обращаться с ним эмоционально, как с маленьким ребенком. Он больше не желает, чтобы его только успокаивали и потакали ему в его прихотях, но хочет испытать настоящую реальность человеческих чувств и отношений, как взрослый, зрелый человек. Подобные изменения способны нарушить равновесие в семье (Jung, 1931). Хотя внутренний рост, характерный для второй половины жизни, создает немало напряжения и трудностей, самые большие неудачи происходят тогда, когда люди начинают цепляться за ориентиры и ценности первой половины своей жизни (Jung, 1933, р. 109). Люди среднего возраста могут, например, отчаянно пытаться сохранить внешнюю привлекательность своей юности или непрестанно твердить о своих прошлых спортивных победах. В этом случае они упускают возможность дальнейшего развития, которое может произойти, только если человек решится вступить в контакт с ранее пренебрегаемыми частями своей личности. Date: 2015-09-02; view: 359; Нарушение авторских прав |