Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис середины жизни





В психике 40-летнего человека начинается процесс трансформа­ции. Человек начинает ощущать, что цели и стремления, когда-то ка­завшиеся вечными и непреходящими, вдруг потеряли свое значение. Довольно часто в этом возрасте человек впадает в депрессию, чув­ствует себя вялым, инертным и неполноценным, как будто потеряно что-то очень важное. По наблюдениям Юнга, такое случается даже с людьми, добившимися немалого социального успеха, так как «дости­жения, вознаграждаемые обществом, приобретаются ценой урезания личности. Много — даже слишком много — аспектов нашего суще­ствования, которые должны быть пережиты, валяются в чулане среди пыльных воспоминаний» Oun8> 1933, р. 104).

Но сама психика предоставляет нам возможность выхода из это­го кризиса. Она побуждает человека обращаться внутрь себя и заду­мываться о смысле собственной жизни. К этому обращению во­внутрь подталкивает бессознательное, область, где подавленные и не пережитые аспекты личности находились, росли, и откуда они теперь требуют, чтобы их выслушали. Бессознательное взывает о признании, стремясь восстановить психическое равновесие и гар­монию (р. 17-18, 62-63).

Бессознательное говорит с нами преимущественно через сны. Например, один человек, который испытывал депрессию и чувство­вал, что его жизнь лишена смысла, в начале своего анализа увидел сон следующего содержания:

Я стою в совершенном недоумении в центре города с извилистыми и переплетающимися маленькими улочками, не зная, куда повернуть. Вдруг я замечаю молодую, загадочную женщину, которую я никогда раньше не видел, и она указывает мне рукой путь к выходу. И было очень хорошо видно, что это — именно тот путь (Whitmont & Kaufmann, 1973, p. 95).

Послание, которое несет этот сон, состоит в том, что увидевшему его надо обратить внимание на свою аниму (загадочную молодую женщину), чтобы узнать путь к выходу из тупика. Проблема была в том, что до тех пор он никогда не признавал и не развивал эту сторо­ну своей личности.

Когда зрелые люди начинают пристально вглядываться в свою жизнь и прислушиваться к голосу бессознательного, они рано или поздно встречают образы самости, символизирующие целостность и уравновешенность относительно центра. Например, мужчина сред­него возраста, очень успешный администратор, страдавший от нара­стающего внутреннего напряжения и депрессии с мотивами самоубий­ства, увидел сон, в котором на него напал дьявол и ловко заманил его на край глубокой пропасти. Затем дьявол отпустил его и дал ему бу­рав, которым сновидец, как предполагалось, должен был докопаться до центра Земли. В свете теории Юнга, ключевая фигура сна — это дьявол, который изначально является злом, поскольку представляет элементы бессознательного, рассматриваемые сознательным эго, как нежелательные, — деструктивные побуждения. Тем не менее дьявол оборачивается помощником, указывая человеку, что он должен откры­то взглянуть в лицо негативным аспектам своей личности, если хочет когда-либо достичь целостности и найти истинный центр (Whitmont, 1969, р. 224-225).

Далее по ходу сна человек, видевший его, оказался в потайной комнате, где за квадратным столом шло собрание. Председательство­вали роскошно выглядящий рыцарь и лорд-мэр. Но сновидца к это­му столу подвели мальчишка-хулиган и грязный, оборванный муж­чина, похожий на нищенствующего монаха. Они сели вместе с ним за стол и дали ему отвратительную пищу, которую он тем не менее съел. Затем он вонзил свой бурав в землю, и вокруг него тут же вы­росли цветы, а сам бурав превратился в цветущее дерево.

Согласно юнгианскому анализу, роскошно выглядящий рыцарь и лорд-мэр представляют собой героический и властный аспекты личности, которые видевший сон успешно реализовывал сознатель­но в качестве управленческого работника. Хулиган-подросток и обо­рванный нищий монах символизируют пренебрегаемые и отвергае­мые стороны личности, элементы, которые до тех пор подавлялись. В частности, этот человек рассматривал свои религиозные наклонности как слабость и стремление убежать от реальной жизни, — чер­ты, недостойные мужчины. Но именно монах и малолетний хули­ган, подавляемые теневые фигуры, оказались теми, кто привел его к квадратному столу, символу психического единства. Затем он ест отвратительную пищу, — поскольку рассматривать отвергаемые сто­роны собственной личности неприятно любому человеку, — но, ког­да он это делает — он видит, как появляются возможности для ново­го роста (цветущее дерево) (р. 224-227).


Вы можете заметить, что подход Юнга к анализу снов отличается от фрейдистского подхода. Фрейд рассматривал сны как конечный продукт серии искажений и смещений. Юнг, напротив, полагал, что сны выражают содержание бессознательных посланий достаточно прямо (Jung, 1933, р. 13). В описанном выше сновидении малолет­ний правонарушитель и монах интерпретируются вполне букваль­но, как символы «нарушающей правила» и религиозной сторон лич­ности. Кроме того, для Юнга бессознательное, — источник сновиде­ний, — не просто бурлящая яма основных импульсов и желаний, как это выглядит у Фрейда. Вместо этого, бессознательное, как часть природы, может быть творческой силой, помогающей нам выйти из мертвой точки, в которую мы попали, как, например, в снах, приве­денных выше. Сны могут рассказать нам о том, какими аспектами своей личности мы пренебрегаем и с какими сторонами самих себя нам следует войти в контакт (Jung, 1933, pp. 62-63). Это не значит, что мы должны реализовывать в действительности все свои злостные побуждения, но означает, что мы должны знать о них, чтобы иметь возможность осуществлять контроль над ними, а не предоставлять это окружающим обстоятельствам (Whitmont, 1969, р. 227-230).

Путь к здоровью и росту — к недостижимой цели самости — назы­вается индивидуацией (individuation) (Jung, 1933, p. 26). Индивидуализация подразумевает не только достижение определенной степени пси­хического равновесия, но также и отделение себя от нашего обыч­ного конформизма по отношению к целям и ценностям массовой культуры. Это значит, что человек должен найти свою собственную дорогу. Истинная природа каждой личности содержит в себе выраже­ния универсальных архетипов, но она также основана на уникальном опыте и уникальных потенциалах, которые должны быть раскрыты

(wag, 1961, р. 383; Jacobi, 1965, р. 83-87). Середина жизни, таким образом, отмечена трансформацией психики. Внутренние силы вынуждают нас отвести часть своей энергии от совершенствования навыков управления внешним миром и об­ратить больше внимания на собственную личность. Мы чувствуем исходящее изнутри побуждение прислушаться к бессознательному, чтобы узнать о своих возможностях, которые мы до сих пор остав­ляли нереализованными. Мы начинаем задаваться вопросом о смыс­ле своей жизни, как никак уже наполовину прожитой.

Хотя в среднем возрасте фокус внимания человека, прежде направ­ленного вовне, постепенно все более смещается вовнутрь, люди этого возраста все еще имеют достаточно энергии и ресурсов, чтобы произ­водить ощутимые перемены в своей внешней ситуации. В середине жизни люди довольно часто вспоминают и начинают воплощать дол­гое время остававшиеся заброшенными планы и интересы и даже со­вершают необъяснимые со стороны перемены в своей карьере. Муж­чины и женщины, согласно наблюдениям Юнга (Jung, 1933, р. 108), начинают раскрывать стороны своей личности, соответствующие об­разу противоположного пола. Мужчины утрачивают часть своих аг­рессивных амбиций и начинают уделять больше внимания личным отношениям с другими людьми. Как говорил мне мой старший кол­лега: «Когда становишься старше, то обнаруживаешь, что достиже­ния начинают значить намного меньше, а дружба — намного боль­ше». С другой стороны, женщины становятся более агрессивными и независимыми. Если, например, муж вдруг теряет интерес к семейно­му бизнесу, то жена может решительно взять дело на себя. Женщина, как и мужчина, все больше обращается внутрь себя, по мере того как приближается к старости, но ее возродившийся энтузиазм, направ­ленный на агрессивные достижения, может временно уравновесить или заглушить общую тенденцию к внутренней ориентации.

Жизненные перемены, которые несет с собой средний возраст, могут породить проблемы в семье. Жена может начать испытывать раздражение от интеллектуально снисходительной манеры обраще­ния с ней ее мужа, поскольку она сама не сдерживает больше свою мыслящую сторону. Муж, со своей стороны, может быть удручен обычной склонностью жены обращаться с ним эмоционально, как с маленьким ребенком. Он больше не желает, чтобы его только успо­каивали и потакали ему в его прихотях, но хочет испытать настоя­щую реальность человеческих чувств и отношений, как взрослый, зрелый человек. Подобные изменения способны нарушить равнове­сие в семье (Jung, 1931).

Хотя внутренний рост, характерный для второй половины жиз­ни, создает немало напряжения и трудностей, самые большие неуда­чи происходят тогда, когда люди начинают цепляться за ориентиры и ценности первой половины своей жизни (Jung, 1933, р. 109). Люди среднего возраста могут, например, отчаянно пытаться сохранить внешнюю привлекательность своей юности или непрестанно твер­дить о своих прошлых спортивных победах. В этом случае они упускают возможность дальнейшего развития, которое может произой­ти, только если человек решится вступить в контакт с ранее пренебрегаемыми частями своей личности.







Date: 2015-09-02; view: 359; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию