Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Старость. Юнг говорил, что «с возрастом, когда человек все больше раздумывает о себе и о жизни, внутренние образы естественно начинают играть еще более значительную
Юнг говорил, что «с возрастом, когда человек все больше раздумывает о себе и о жизни, внутренние образы естественно начинают играть еще более значительную роль в его жизни... В старости человек позволяет воспоминаниям разворачиваться перед своим мысленным взором» (1961, р. 120). Старые люди пытаются понять сущность жизни перед лицом смерти (р. 309). Юнг считал, что мы не можем встретить смерть в душевном здоровье, не имея внутри образа дальнейшей жизни. Если «я живу в доме, который, как я точно знаю, должен упасть на мою голову в течение ближайших двух недель, все мои жизненные функции будут отравлены этой мыслью, если же я, напротив, чувствую себя в безопасности, то смогу нормально и удобно жить» (Jung, 1933, р. 112). Но, хотя Юнг и рекомендовал пожилым людям думать о последующей жизни, он не считал, что просто прописывает им хорошо действующее успокоительное средство. Бессознательное, само по себе, содержит архетип вечной жизни, который поднимается из его глубин с приближением смерти. Юнг, конечно же, не мог сказать, насколько достоверен наш архетипический образ посмертной жизни, но он считал его необходимой частью психической деятельности и поэтому пытался набросать некоторую картину этого образа. Он строил эту картину на основе собственных снов и мыслей в старости, а также свидетельств других людей, приближающихся к смерти. Архетипический образ вечной жизни, по мнению Юнга, не является чем-то вроде гедонистического рая. Вместо этого он изображает души умерших в виде зачарованной аудитории, слушающей лекцию, жаждущей получить от вновь прибывших новую информацию о смысле жизни. Очевидно, они могут знать о жизни только то, что знали на момент своей смерти. «Отсюда их настойчивое стремление проникнуть в жизнь, чтобы разделить знания человечества. Я часто испытывал ощущение, как будто они стоят прямо за нашей спиной, ожидая ответа, который мы дадим им, и ответа, который мы дадим судьбе» (Jung, 1961, р. 308). Они продолжают стремиться после смерти к достижению той доли понимания, которую им не удалось получить при жизни. Таким образом, с точки зрения Юнга, жизнь после смерти — это продолжение жизни как таковой. Умершие, как и старики, продолжают биться над основными вопросами человеческого существования; они задумываются о том, что делает жизнь цельной и придает ей смысл, они ищут полноты (integrity), по терминологии Эриксона. Такой взгляд Юнга на смерть, как на продолжение решения вопросов жизни, хорошо соответствует его теории бессознательного, как некой сущности, которая продолжает себя за пределы любой конечной жизни и отражает проблемы Вселенной. Date: 2015-09-02; view: 741; Нарушение авторских прав |