Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура личности





Хотя Юнг, в основном, занимался природой бессознательного, он раз­работал теорию личности, охватывающую различные системы ее фун­кционирования. Сначала мы обсудим некоторые концепции Юнга, касающиеся структуры личности, а затем его взгляды на то, как раз­вивается личность.

Эго (the Ego). Это приблизительно соответствует сознанию. Оно включает наше понятие о внешнем мире, так же как и осознание нами самих себя (Jung, 1933, р. 98; Whitmont & Kaufmann, 1973, p. 93).

Персона (the Persona). Персона — это маска эго, имидж, кото­рый мы создаем для внешнего мира. Характер нашей персоны меня­ется в зависимости от наших ролей. Для общения с коллегами по работе человек использует один имидж, а для общения со своими детьми — совсем другой. Некоторые люди до такой степени разви­вают свои персоны, что это приводит к исключению более глубоких слоев личности. В какой-то момент они сами или окружающие на­чинают чувствовать, что под оболочкой у них очень мало содержа­ния (Jung, 1961, р. 385). В то же время для того чтобы эффективно взаимодействовать с другими людьми, эта часть личности необхо­дима. Например, нам часто бывает необходимо сообщать другим свой имидж уверенности и решимости, если мы хотим, чтобы нас выслушали (Jacobi, 1965, р. 37). До той степени, пока это не приво­дит к нарушению сбалансированности личности, персону нужно развивать, но не ценой исключения других составляющих.

Тень (the Shadow). Тень состоит из тех свойств и ощущений, в которых мы сами себе не признаемся. Это оборотная сторона наше­го эго или имиджа, созданного для самих себя; это мистер Хайд док­тора Джекила. В сновидениях тень проецируется на людей того же пола, как, например, тогда, когда мы видим сны о злобных и жестоких людях того же пола, что и мы. В обычной жизни тень часто проявляет себя, когда мы находимся в неловком положении и, скажем, внезапно отпускаем исключительно враждебное замечание, что «совсем на меня не похоже». Также мы можем обнаружить проекции своей тени, когда рассуждаем об «одной вещи, которую я не могу выносить в людях», поскольку такая горячая нетерпимость может означать, что на самом деле мы защищаемся от осознания этого ка­чества в самих себе (Von Franz, 1964, p. 174).

В большинстве случаев тень состоит из отрицательных черт, так как она противоположна нашему положительному образу себя. Но[ когда наш сознательный образ негативен, тень может быть и положи­тельной. Молодая женщина, которая считает себя непривлекательной, может видеть во сне прекрасную леди. Она полагает, что леди — это кто-то другой, но на самом деле это ее собствен­ная, желающая проявиться красота. Позитивна тень или негативна, для человека очень важно войти с ней в соприкосновение. Понимание природы своей тени — первый шаг к самопознанию и интеграции различных сторон своей личности (Jung, 1933, р. 33).

Анима и анимус (the Anima & Animus). Китайские даосы гово рят, что существует инь и ян, женская и мужская стороны личности. Согласно Юнгу, женская сущность включает в себя способность заботиться, воспитывать, чувствовать, понимание искусства и един­ство с природой. Мужская сторона включает логическое мышление, героическое самоутверждение и завоевание природы (Jung> 1961, р. 379-380; Whitmont & Kaufmann, 1973, p. 94). Мы, по нашей биологической природе, бисексуальны и можем идентифицировать себя с людьми обоих полов, так что все мы обладаем как мужскими, так и женскими чертами. Есть и генетические различия между полами, которые, однако, преувеличиваются обществом, и воздействие социального воспитания вынуждает женщин чрезмерно развивать свою женскую сторону, а мужчин — отдавать слишком большое предпочтение мужской стороне. В результате «другая сторона» оказыва­ется подавленной и слабой. Мужчины, как правило, односторонне развивают в себе независимость, агрессивность и интеллектуаль­ность, пренебрегая заложенным в них потенциалом заботливости и привязанности к другим людям. Женщины развивают материнскую, заботящуюся и чувствующую сторону, отбрасывая свои способно­сти к самоутверждению и логическому мышлению. Но пренебрегае-мые аспекты личности не исчезают, а остаются активными и взыва­ют к нам из бессознательного. У мужчин женская сторона личности проявляется в снах и фантазиях как «женщина внутри», или анима. У женщин — это «мужчина внутри», которого Юнг назвал аниму-сом Oung, 1961, р. 380).

Личное бессознательное. Юнг полагал, что бессознательное де­лится на два уровня. Первый уровень — это личное бессознатель­ное, которое содержит тенденции и чувства, вытесненные нами в те­чение нашей жизни (р. 389). Большая часть тени относится к лично­му бессознательному. Она может включать, например, нежные чувства мужчины к своему отцу, которые он, будучи ребенком, вы­нужден был подавить. Анима и анимус также частично, но не пол­ностью, располагаются на этом уровне бессознательного. Женщина может подавить в себе образ отца — соблазнительного мужчины, и эти впечатления затем добавляются к ее анимусу и оседают в лич­ном бессознательном.

Коллективное бессознательное. Личное бессознательное каж­дого человека уникально, потому что люди в течение своей жизни вытесняют разные мысли и чувства. Однако Юнг верил, что суще­ствует также и более глубокий психический уровень, коллективное бессознательное, унаследованное от предков и общее для всех пред­ставителей человечества. Коллективное бессознательное состоит из присутствующих в человеке от рождения движущих сил и организу­ющих тенденций, которые Юнг назвал архетипами (см. рис. 16.2). Мы не можем непосредственно воспринимать архетипы, но можем уз­нать их через архетипические образы, появляющиеся в мифах, про­изведениях искусства, снах и фантазиях людей по всему миру. Че­рез эти образы люди пытаются выразить свои глубинные внутрен­ние томления и бессознательные тенденции. Сюда входят образы Великой Матери {Earth Mother), старой мудрой женщины, старого мудреца, животных, воскресения, смерти, мошенника (the trickster), ведьмы и Бога.

Архетипы влияют также на природу и развитие других частей личности. Например, анимус женщины — это не только результат преобразования вытесненных впечатлений, связанных с отцом или другими мужчинами, но и бессознательные мужские агрессивные стремления, которые могут появляться в снах в виде диких зверей.

В различных культурах архетипические темы выражаются по-разному но всегда и везде люди находились под сильным впечатле­нием от этих образов, восхищались и пленялись ими. Юнг писал:

Концепция архетипов... выведена из многократных наблюдений того факта, что, например, мифы и волшебные сказки всего мира несут в себе определенные мотивы, которые всплывают на поверхность повсеместно. Мы встречаем те же мотивы в фантазиях, снах, бреде и маниях живущих сегодня людей... Они ведут свое происхождение от архетипов, которые сами по себе являются неподдающимся вы­ражению бессознательным, пре-бытийными формами, составля­ющими, по-видимому, часть унаследованной структуры психики, и поэтому они могут спонтанно обнаруживать себя в любом месте и в любое время (р. 380).

Хотя Юнг утверждал, что архетипы, по существу, непознаваемы, он, с другой стороны, связывал их с инстинктами у животных, на­пример с врожденной родительской схемой (schema of the parent) у птиц (Jung, 1964, p. 58). Вероятно, архетипы можно также связать с тенденциями восприятия (perceptual tendencies), о которых говорят гештальт-психологи (Arnheim, 1954; R. Watson, 1968, chap. 19). На­пример, мы можем иметь внутреннее чувство относительно того, что составляет гармоничную форму. Мандалы, возможно, потому поражают


Сознательная часть Личное бессознательное Самость Коллективное бессознательное

Внешний мир Персона

Эго

 

Date: 2015-09-02; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию