Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные концепции. Шахтель особенно интересовался проблемой детской амнезии, нашей неспособностью помнить о большинстве событий в первые 5-6 лет жизни (Schachtel
Шахтель особенно интересовался проблемой детской амнезии, нашей неспособностью помнить о большинстве событий в первые 5-6 лет жизни (Schachtel, 1959, р. 286). Этот любопытный пробел в человеческих воспоминаниях впервые заметил Фрейд, отмечавший, то в детстве мы все чувствуем особенно сильно любовь, страх, гнев, зависть — и все же наши воспоминания об этих переживаниях очень рагментарны. Объяснение Фрейда заключалось в том, что амнезия — продукт репрессии. Ранние сексуальные и агрессивные чувства связаны со стыдом, отвращением и гневом, и поэтому они вытесняются в бессознательное (Freud, 1905, pp. 581-583). Шахтель считал, что Фрейд отчасти прав, но указывал на две проблемы, связанные с гипотезой вытеснения. Во-первых, детская амнезия довольно устойчива; мы забываем не только сексуальные и враждебные чувства, подавить которые у нас были основания, но и почти все остальные аспекты нашего раннего детского опыта. Во-вторых, даже пациенты психоаналитиков, чьи переживания выходят за рамки вытеснения, не могут вспомнить о своих первых годах жизни. Таким образом, детская амнезия должна иметь еще один дополнительный источник (Schachtel, 1959, р. 285). Шахтель предположил, что детская амнезия в первую очередь связана с перцептивными переживаниями. По большей части опыт и воспоминания взрослых основываются на вербальных категориях. Мы смотрим на живопись и говорим самим себе: «Это картина Пикассо» и так мы запоминаем то, что видели (см. Slobin, 1979, р. 155-156). Детские же переживания по большей части довербальны. Они, как сказал Руссо, более непосредственно связаны с чувствами. В результате их нельзя назвать или обозначить — и позже вспомнить с помощью вербальных кодов, поэтому они и теряются для нас, когда мы вырастаем. Шахтель разделил детские переживания на две стадии: младенчество и раннее детство. Давайте рассмотрим способы восприятия на этих двух стадиях и сравним их с ориентацией взрослого. Младенчество (от рождения до 1 года) В младенчестве мы опираемся на некоторые особые чувства. Наше основное ощущение — это вкус. У детей, запихивающих многие предметы себе в рот, больше вкусовых рецепторов, чем у взрослых, и, наверное, благодаря этому дети могут точнее определять предметы на вкус (Schachtel, 1959, р. 138, 300). Дети также чувствуют предметы и людей по запаху. Так как детей часто держат на коленях и маленькие дети стоя могут дотянуться лишь до талии взрослого, они, вероятно, очень на запах ног, лона, гениталий и экскреторных органов взрослого (р. 138). Младенцы, говорил Шахтель, знают, как мать пахнет и ощущается задолго до того, как они узнают, как она выглядит. Они, вероятно, также отзывчивы на прикосновение и реагируют, например, на состояние матери — расслаблена она или напряжена. Дети, наконец, чутко реагируют на температуру окружающих объектов (р. 92). Шахтель назвал ощущения, переживаемые телом, аутоцентриче-скими ощущениями. Когда мы пробуем или нюхаем еду, у нас появляются ощущения во рту или в ноздрях. Точно так же возникает ощущение горячего и холодного и того, что нас держат или прикасаются к нам. Аутоцентрические ощущения отличаются от преимущественно аллоцентрических: слуха и особенно зрения. Когда мы используем эти сенсорные модальности, наше внимание направлено вовне. Когда мы смотрим на дерево, мы обычно сосредоточиваемся на внешнем мире, на самом предмете (р. 81-84,96-115). Аутоцентрические ощущения тесно взаимосвязаны с ощущениями удовольствия и неудовольствия, комфорта и дискомфорта. Хорошая еда, например, вызывает ощущение удовольствия, а прогорклая — отвращение. Зато аутоцентрические ощущения, как правило, более нейтральны. Мы не испытываем острого удовольствия или отвращения, например, когда смотрим на дерево. Преимущественно аутоцентрическое переживание ребенка, следовательно, связано с принципом удовольствия, как говорил Фрейд. Категории взрослой памяти — по большей части вербальные — плохо приспособлены для воспоминания об аутоцентрических переживаниях. У нас достаточно слов для описания того, что мы видим, но очень мало — для описания того, что мы нюхаем, ощущаем на вкус или пробуем. Вино, например, «говорят, бывает сухим, сладким, крепким, изысканным и так далее, но ни одно из этих слов не дает человеку возможности представить вкус и букет вина» (р. 298-299). Поэты порой могут создавать живые образы визуальных сцен, но они не в состоянии поступать точно так же с запахом и вкусом. Мир ребенка, настолько сильно отражающий запах, вкус и ощущения тела, не является объектом вербальных кодов и воспоминаний. Шахтель обращал особое внимание на ощущение запаха. Западные культуры практически отвергают то, что связано с обонянием. Если, когда меня представляют кому-то, я подойду и обнюхаю его, это сочтут дикостью (хотя вполне приемлемо визуально наблюдать за человеком). Сказать по-английски «от него пахнет» синонимично тому, что сказать «от него плохо пахнет». Мы, разумеется, используем духи и чувствуем некоторые запахи, но в целом наши ощущения, основанные на этом чувстве, очень ограничены. Табу на запах, может быть, связано с тем фактом, что запах в первую очередь относится к фекалиям. Дети, как отмечал Фрейд, по-видимому, наслаждаются запахом своих фекалий, но люди, занимающиеся социализацией детей, учат их совершенно иначе. В результате дети подавляют специфические анальные ощущения, как говорил Фрейд. Но это не все. Дети перестают делать тонкие разграничения, основанные на этом ощущении. Соответственно, их первоначальные ощущения утрачиваются, так как эти переживания не вписываются в одобренные категории опыта. Раннее детство (от года до.5 лет) В детстве мы, как правило, не приветствуем изменения во внутренней и внешней стимуляции. Внезапные изменения — такие, как острая боль при голоде, дрожь от холода или потеря телесной поддержки — могут быть довольно угрожающими. Младенец, как сказал Фрейд, любит оставаться в теплой, мирной, защищающей обстановке, напоминающей ему чрево (Schachtel, 1959, р. 26, 44-68). Приблизительно в год, однако, основная ориентация детей меняется. Их меньше тревожит собственная безопасность; действуя под влия-1 нием импульса к дальнейшему развитию, они начинают гораздо активнее и настойчивее интересоваться новыми вещами. В некоторой степени они по-прежнему опираются на аутоцентрические ощущения, когда кладут предметы себе в рот. Но теперь они все больше используют все-I цело аллоцентрические ощущения — слух и особенно зрение. Они исследуют и рассматривают предметы, когда смотрят на них. Установка маленького ребенка — это открытость миру. Ребенок обладает способностью воспринимать все, независимо от того, насколько мелким и незначительным это может показаться взрослому, непосредственно, наивно и зачарованно. Маленькая девочка, увидев насекомое, остановится и пристально посмотрит на него. Для нее насекомое обладает новыми и восхитительными возможностями. Она воспринимает каждый новый предмет с благоговением и удивлением. Эта открытость значительно противоречит доминирующей установке взрослых. Большинство взрослых просто называют объекты — I например, «это — муравей» и затем переходят к чему-то еще. Взрослые используют те же самые аллоцентрические ощущения — зрение и слух, — но не полностью аллоцентрическую манеру, без открытости самим вещам. Когда мы вырастаем, наша самая большая потребность — не исследовать мир во всем его богатстве, но уверить нас, что все — знакомо, привычно и ожидаемо. Нелегко понять, почему взрослые так поспешно называют, определяют и классифицируют предметы, но ответ, вероятно, имеет отношение к процессу социализации. По мере того как дети вырастают, они обнаруживают, что взрослые и сверстники обладают стандартной, традиционной манерой описывать мир, и на детей оказывается давление, с тем чтобы они усвоили эти стандарты. Дети постарше и взрослые начинают бояться смотреть на вещи иначе, чем другие люди. Всегда существует угроза почувствовать себя странным, не знающим или одиноким. Так же как младенцам нужно ощущать безопасность рядом с воспитателями, взрослым нужна безопасность и ощущение принадлежности и конформности с их культурной группой. В результате они начинают видеть то, что видят другие, чувствовать то, что все чувствуют, и подходить ко всем переживаниям с одинаковыми клише (р. 204-206, 176-177). Следовательно, они думают, что знают все ответы, но на самом деле они знают только, как вести себя в соответствии с традициями, когда все знакомо и ничего не вызывает удивления (р. 292). То есть взрослый оказывается в состоянии запомнить только то, что соответствует традиционным категориям. Например, когда мы отправляемся в поездку, мы осматриваем все достопримечательности, которые должны увидеть, так что наверняка точно помним то же, что помнят и все остальные. Мы можем рассказать нашим друзьям, что видели Большой каньон, что заходили в шесть ресторанов Говарда Джонсона, что пустыня на закате выглядела красивой (как на открытках). Но мы не в состоянии составить свое представление о местах, которые видели. Поездка превращается в простую коллекцию клише (р. 288). Точно так же, вспоминая свой жизненный путь, мы как будто следуем дорожным знакам. Человек может рассказать нам о своих рождении, свадьбе, работе, количестве детей, положении в жизни и признании, которое он получил. Но он не сможет рассказать нам о характере своей жены или работы или о своих детях, так как, чтобы это сделать, ему нужно было бы открыть для себя опыт, превышающий традиционные категории восприятия (р. 299). Среди взрослых, говорил Шахтель, главным образом лишь чувствительные художники сохраняют способность маленьких детей видеть мир непосредственно, живо и открыто. Только незаурядный художник может испытывать удивление маленького ребенка, смотрящего на бег насекомых; на то, как сжимается, и прыгает мяч; или на мерцание и плеск воды. К сожалению, для большинства из нас «период открытий раннего детства похоронен глубоко в рутине знакомых вещей и ощущения зрелости» (р. 294). Следовательно, в целом, ни аутоцентрические переживания младенца, ни аллоцентрические переживания маленького ребенка не вписываются в манеру взрослого классифицировать события и запоминать их. Мир младенческих вкусовых ощущений, запахов и прикосновений, так же как и непосредственный и открытый опыт переживания вещей во всей их полноте незнаком взрослому, и он не вспоминает о них. Date: 2015-09-02; view: 741; Нарушение авторских прав |