Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феноменология. Работа Беттельгейма имеет феноменологическую ориентацию
Работа Беттельгейма имеет феноменологическую ориентацию. Феноменология — сложное философское учение, но в области психологии ее идеи сводятся к тому, что каждый человек думает своим привычным образом, и чтобы понять кого-то, нужно войти в его уникальный мир изнутри. Это значит, что мы должны поставить себя на место другого (Ellenberger, 1958). Примером принятого в школе Беттельгейма феноменологического подхода является поведение сотрудников в случае с Марсией, затыкающей нос и уши. Хотя сотрудники знали, что Марсии не составляло труда вынуть пальцы из носа и ушей, они догадывались, что Марсии не дает сделать этого ее опыт. Таким образом, они пытались увидеть мир с точки зрения уникального внутреннего опыта Марсии и вести себя соответственно. Беттельгейм считал, что дети с аутизмом никогда не отступятся от своих защитных состояний, пока другие просто хотят заставить их увидеть мир так, как они (взрослые) видят его. Как раз этого-то ребенок-психотик и не может сделать. Напротив, наша задача... создать для него мир, совершенно отличный оттого, из которого он в отчаянии ушел, и более того, такой мир, куда может попасть прямо сейчас. Кроме всего прочего, это означает, что он должен чувствовать: мы — вместе с ним в его частном мире, а не чувствовать, как раньше, что «каждый хочет, чтобы я вышел из своего собственного мира и вошел в его» (р. 10). Феноменологическая задача в случае с детьми, страдающими аутизмом, особенно трудна по двум причинам. Во-первых, так как мы довольно хорошо приспосабливаемся к внешнему миру, нам трудно понять ужас, который испытывает ребенок, страдающий аутизмом, сталкиваясь с ним. Во-вторых, дети с аутизмом во многом никогда не выходят за пределы модальностей переживаний младенца — модальностей по большей части довербальных и непонятных нам — взрослым. Резюме С точки зрения Беттельгейма терапия должна включать 1) большую любовь и заботу о детях, склонных к аутизму, которая 2) позволяет им доверять другим людям до такой степени, что они отваживаются предпринимать шаги к автономному действию. Беттельгейм также верил, что 3) прогресс у детей будет наблюдаться, только если к ним будут относиться с полным уважением — как к человеческим существам, в том числе будут уважать их симптомы как их большие усилия, предназначенные для того, чтобы облегчить страдания. Наконец 4) они могут отступить от своей аутистической позиции, только если сотрудники как-то будут общаться с ними, при этом не заставляя детей входить в их мир, но пытаясь понять уникальный опыт самих детей. Оценка Беттельгейм попытался оценить успехи своей школы, в которой по 1967 г. прошли лечение 46 детей с аутизмом (Bettelheim, 1967, р. 414-416). Он считал, что школа оказала благотворное влияние на четыре пятых этих детей. То есть приблизительно такая часть детей смогла хорошо приспособиться в обществе, в том числе и наладить значимые взаимоотношения с другими людьми. Из них около половины поддавались излечению, даже при всех их намерениях и целях; несмотря на то что эти дети впоследствии проявляли некоторые личностные странности, они хорошо учились и могли зарабатывать себе на жизнь. Эту статистику трудно оценить, потому что нет доказательств надежности таких данных. Мы не знаем, согласятся ли нейтральные наблюдатели с утверждениями Беттельгейма. Тем не менее доклады и фильмы о детях, которых лечил Беттельгейм показывают, что у детей действительно наблюдался существенный прогресс, что говорит в пользу достоверности утверждений Беттельгейма. Успех Беттельгейма для наших целей очень важен, потому что его школа применила действительно развивающий подход и показала, что он срабатывает. В отличие от большинства лечебных психиатрических институтов, в этой школе преподаватели не стремились активно изменить поведение людей. Штат школы в каком то смысле был более пассивен. Предполагалось, что если установить правильные условия любви и заботы, дети сами начнут предпринимать шаги к восстановлению собственного здоровья. Сотрудники школы позволили детям самим руководить своим лечением. Школа Беттельгейма работала в традиции развития, и ее сотрудники верили, что у детей даже с такими внутренними нарушениями есть внутренние источники роста и автономии, которые должны проявиться в правильном окружении. Руссо, Гезелл и другие эволюционисты проводят различие между автономным ростом и социализацией. Если мы активно пытаемся изменить детское поведение, то, как правило, становимся сторонниками социализации. Мы усваиваем социально приемлемое поведение, оно становится нашей целью и мы соответственно пытаемся обучать детей. Бихевиорист Ловаас (Lovaas, 1973, 1987), например, пытается подкрепить социально приемлемое поведение — речь и исключить социально неприемлемое поведение — конкретные психотические жесты. В то же время Беттельгейм придавал такое большое значение автономному развитию, что зачастую терпеливо относился к «отклоняющимся от норм» поступкам. Мы видели, с каким уважением он относился ко многим психотическим симптомам, поскольку они были автономными созданиями самих детей. Мы также видели, как сотрудники позволяли Марсии испражняться в ванной или затоплять пол. То же самое происходило, когда она предпринимала свои собственные шаги и исследовала свои проблемы. Беттельгейм говорил, что «слишком часто прогресс детей рассматривается не с точки зрения движения в сторону автономии, а с точки зрения удобства общества, которое меньше заботится об автономии, чем об удобстве и о родителях, предпочитающих не стирать белье своих детей» (Bettelheim, 1967, р. 294). Он утверждает, что на самом деле главный вопрос: когда и какой ценой нам нужно будет отказаться от социальной приспособленности ради личностного развития (р. 293). Сделав попытку дать детям возможность самим руководить своим поведением и ростом, Беттельгейм дал весомую поддержку позиции эволюционистов. Хотя его лечение — не единственное эффективное лечение, (в частности, бихевиористские техники Ловааса привели приблизительно к такому же успеху), Беттельгейм обосновал альтернативу с точки зрения эволюционистской теории. Я хочу сказать, что подход Беттельгейма отличается не только от точки зрения бихевиористов, но и от мнения большинства работников в области психического здоровья. В то же время ряд детских психоаналитиков согласится с его подходом. Большинство детских аналитиков, разумеется, работают с детьми с менее серьезными отклонениями и поэтому им не приходится так активно о них заботиться. Тем не менее, они часто придерживаются эволюционисткой ориентации Беттельгейма. То есть они не пытаются заставить детей вести себя «правильно», а пытаются создать атмосферу одобрения и понимания, которая позволит детям взять на себя инициативу и самим вникнуть в свои проблемы. Основной недостаток работы Беттельгейма — это некоторое неуважение к стандартной научной методологии. Как мы уже упоминали, мы бы хотели получить более надежные данные. Мы также хотели бы получить информацию об относительной эффективности специфических процедур Беттельгейма и объективные данные. Беттельгейм даже не пытался их привести. Тем не менее работа Беттельгейма и его волнующие отчеты об отдельных случаях болезни вносят значительный вклад в литературу по психоанализу и развитию
Date: 2015-09-02; view: 370; Нарушение авторских прав |