Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Автономия
Но несмотря на такой уход справедливой была мысль Беттельгейма о том, что сотрудники не могут делать все за детей с аутизмом; так как самое важное, чему должны научиться дети — это автономия, а автономия должна быть подлинной, дети должны сами ее усвоить. Все, что могут сделать сотрудники, — это создать правильную обстановку любви и уважения к детям и затем надеяться, что дети начнут им достаточно доверять, чтобы делать первые самостоятельные шаги. Примером того, как любовь и забота создают почву для автономно-то действия, служит случай с Лори. Она поступила в школу в возрасте 7 лет. Хотя Лори была симпатичной и хорошо одетой, она была совершенно неуклюжей и замкнутой. За более чем 4 года она не произнесла ни слова. Она также очень мало ела и пила и месяцами ходила со слегка открытым ртом, отчего у нее сохли губы. Однажды воспитатель Лори решил смазать ей губы маслом, чтобы она чувствовала себя комфортнее. Он смочил ей губы и кончик языка, проведя по ним пальцем. Сначала Лори едва отреагировала, но потом ей это, кажется, понравилось, и она даже слегка лизнула палец, который был у нее во рту (р. 100). Таким образом, теплая забота психотерапевта, казалось, вдохновила Лори предпринять свое собственное, спонтанное действие. Как правило, первые попытки детей к самоутверждению проявляются при экскреции, именно это и произошло в случае с Марсией. Когда Марсия поступила в школу в возрасте 10 с половиной лет, она совершенно не реагировала на людей и предметы и говорила только отдельные слова, имевшие значение для нее одной. Главной проблемой в ее жизни был запор; она перестала управлять своим кишечником с тех пор, как мать начала тренировать ее в 2 года. С тех пор ее родители постоянно ставили ей клизмы, опыт, который как показала ее игра с куклами, доказывал полную власть над ней больших взрослых людей. Установка сотрудников школы по отношению к ее запору иллюстрирует важное значение, которое здесь придавали концепции автономии. Беттельгейм писал: С того момента как Марсия пришла к нам, мы понимали, что если станем заставлять ее делать что-либо, отказаться от чего-либо, то никогда не выведем ее из изоляции. Ничто не казалось более важным, чем вызвать у нее ощущение, что она отвечает по крайней мере за собственное тело. Поэтому с самого начала мы убедили ее, что не станем заставлять ее тужиться, что в школе ей не будут ставить клизм или давать слабительных, а что касается экскреции, она могла делать все так, как захочет (р. 70). Ей не нужно было испражняться в туалете, «но она могла делать это где и когда это казалось ей легче всего» (р. 172). Вскоре Марсия начала испражняться сама и первым местом, где она испражнялась более или менее регулярно, была ванная, там, где она, казалось, чувствовала себя наиболее расслабленной и ей было удобно. После испражнения в ванне она часто играла со своими фекалиями. «Спустя около года и опять-таки, когда ей стало удобно, — хотя мы и сами время от времени предлагали ей это сделать — она начала ходить в туалет» (р. 172). Дети развивались, когда делали попытки общаться с другими. После одного года в школе Марсия пригласила свою воспитательницу Инге поиграть в догонялки, воскликнув «Догоняй!». Тем не менее Инге всегда приходилось сохранять некоторую дистанцию, а Марсия в свою очередь никогда не догоняла ее. Беттельгейм делал из этой игры, в которой Марсию никогда не ловили, вывод, что она пыталась справиться со своим ощущением всемогущества взрослых. То есть она как бы пыталась подтвердить, что «даже после тысячи повторений игры никто никогда больше не сможет поймать ее и подавить уже возникшее "Я"» (р. 179). Таким образом Беттельгейм интерпретировал первоначальные попытки Марсии общаться с другими с точки зрения ее потребности укрепить свою автономию. Воспитатели уважали ее желания и всегда играли в игру по ее правилам. Их установка в свою очередь, казалось, завоевала доверие Марсии до такой степени, что она пыталась придумать новые способы общаться с ними. Эти три случая позволяют сделать вывод, что прогресс в отношениях переходит на новую фазу развития: в процессе символической игры дети пытались вновь пережить конфликты, с которыми сталкивались на самой ранней, оральной, стадии развития, и преодолеть их. Марсии потребовалось некоторое время, прежде чем она смогла заняться исключительно оральной игрой. В течение нескольких дней она постоянно наливала и выливала воду изо рта в рот и из кишечника в кишечник куклы. По-видимому, ей впервые удалось освободиться от смертельной хватки, которой клизмы держали ее и оказывали давление на весь ее опыт, прежде чем она смогла воспринимать кормление как отдельную функцию (р. 208). Наконец, она разделила эти две деятельности, начав выполнять их в двух разных комнатах. Когда, однако, ее игра стала приобретать отчетливо оральный характер, она обнаружила, что оральность полна своих собственных серьезных опасностей и тогда, например, она исступленно била игрушечную собаку за то, что та выпила молоко (р. 224). Марсия, казалось, верила, что оральное потребление пищи было вредно и могло привести к суровому наказанию. Все же постепенно она смогла экспериментировать с приятными способами питья в игре с куклами и даже сама получала удовольствие, когда пила. Следует отметить, что курс терапии не представлял собой запланированной Беттельгеймом программы. Дети сами действовали и исследовали свои проблемы, и сотрудники помогали им по мере своих сил. Часто это было трудно. Например, игра Марсии с водой приводила к тому, что она заливала полы и за ней требовалось много вытирать. Но сотрудники школы, как правило, терпимо относились к такому поведению, так как дети пытались приобрести собственный опыт (р. 204, 217). В конце концов Марсия частично поправилась. После 5 лет пребывания в школе она разговаривала с другими и, казалось, в полной мере владела эмоциональной экспрессией. Ее интеллектуальные способности, однако, были ниже среднего; она научилась читать только в четвертом классе. Вероятно, чтобы выздороветь полностью она слишком поздно пошла учиться (в 10 с половиной лет). Все же, когда она вернулась домой, через 7 лет после учебы в школе, она могла о себе позаботиться и выполнять полезные задания. Еще важнее то, что она больше не была таким скованным ребенком, как раньше. Установка по отношению к симптомам Одним из самых радикальных аспектов философии Беттельгейма была его установка по отношению к симптомам. Как считают большинство работников в области психического здоровья, от симптомов (например, самостимуляция и специфические жесты) нужно непосредственно избавляться или в лучшем случае терпеливо к ним относиться. Беттельгейм, однако, подчеркивал, что симптомы развиваются у детей спонтанно, чтобы получить облегчение и справиться с напряжением. Симптомы представляют собой самое большое спонтанное достижение ребенка. Соответственно, они заслуживают нашего уважения. Если мы будем недооценивать их — если, например, мы будем стимулировать ребенка от них отказаться, — то тем самым мы не сможем выразить ему свое уважение (р. 169). Отношение сотрудников к симптомам можно проиллюстрировать их подходом к поведению Марсии в столовой. Когда Марсия впервые пришла в школу, она ела только сладкое, а в столовой затыкала себе уши указательными, а нос — большими пальцами, по-видимому, чтобы защититься от какой-то опасности в этой ситуации. Эта привычка не позволяла ей есть руками. Сотрудники собирались сказать ей, что желательно убрать пальцы от ушей и носа, но поняли, что такое сообщение ни к чему не приведет, так как если бы она могла спокойно разжать пальцы, то сама бы это сделала. Точно так же, им не казалось, что если они предложат покормить ее, это поможет убедить ее, что они понимают ее состояние; если бы она могла доверять кому-то, кто бы кормил ее, ей не нужно было бы затыкать себе уши и нос. Мы предложили ей, что сами будем затыкать ей уши, и она сможет освободить пальцы и нормально есть. Услышав наше предложение, Марсия живо заткнула свой нос указательными пальцами, а другими пальцами поднесла еду ко рту, наклонившись как можно ближе к тарелке — такие действия удивили как других детей, так и всех присутствующих взрослых (р. 169-170). Многие профессионалы-психологи посчитали бы, что подход сотрудников был совершенно ошибочен; их действия лишь подкрепляли психотическое поведение. Но на самом деле они пытались выказать уважение к собственным методам ребенка, которые он использует, чтобы избавиться от страхов. Порой аутистические симптомы включали саморазрушительное поведение; дети пытались причинить боль себе и другим. В этих случаях сотрудники действительно вмешивались; им приходилось защищать детей (например р. 268). Но ко всем другим симптомам сотрудники старались относиться с уважением, так как это были автономные конструкции детей. Date: 2015-09-02; view: 301; Нарушение авторских прав |