Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция стадий
Пиаже, как вы помните, считал, что подлинные ментальные стадии должны отвечать нескольким критериям. Они 1) являются качественно различными способами мышления, 2) представляют собой структурированное целое, 3) раскрываются в неизменной последовательности, 4) могут быть охарактеризованы как иерархические интеграции и 5) универсальны для всех культур. Колберг относился к этим критериям очень серьезно, пытаясь показать, как его стадии удовлетворяют им всем. Давайте рассмотрим эти пункты один за другим. Качественные различия. Кажется вполне очевидным, что стадии Колберга качественно отличаются друг от друга. Например, на стадии 1 ответы, которые делают упор на послушание власти, выглядят очень непохожими на ответы стадии 2, которые утверждают, что каждый человек волен вести себя так, как пожелает. Эти две стадии, как кажется, не отличаются по какому-либо количественному показателю; они выглядят качественно различными. Структурированное целое. Под структурированным целым Колберг понимает то, что стадии являются не какими-то изолированными реакциями, а общими паттернами мышления, которые систематически дают о себе знать при обсуждении множества различных тем. Когда читаешь его руководство по оценке ответов, возникает ощущение, что это действительно так, поскольку обнаруживаешь, как одни и те же виды мышления появляются раз за разом в ответах на самые разные вопросы. К примеру, в одном вопросе спрашивается: почему следует выполнять обещание? Как и в случае дилеммы Хайнца, дети на стадии 1 опять же отвечают с точки зрения подчинения правилам, тогда как дети на стадии 2 сосредоточивают свое внимание на обмене услугами, которые отвечают личным интересам (например, «А вдруг вам потребуется, чтобы этот человек что-то сделал для вас?»). Подобным же образом, когда дети продвигаются от стадии к стадии, они продолжают давать ответы, которые подобны ответам на дилемму Хайнца (Colby et al, 1987c, p. 802-854). Наконец, Колберг и его сотрудники (Colby et al, 1983) получили количественные оценки того, насколько ответы испытуемых соответствуют какой-то определенной стадии. Поскольку некоторые испытуемые могут находиться в переходном периоде между стадиями, нельзя ожидать абсолютной согласованности. Тем не менее Колберг обнаружил, что примерно в двух случаях из трех испытуемые давали ответы на девять дилемм, соответствующие их доминирующей стадии. По-видимому, это достаточно хорошая степень согласованности, показывающая, что стадии могут отражать общие модусы мышления. 3. Неизменная последовательность. Колберг полагал, что его стадии раскрываются в неизменной последовательности. Дети всегда переходят от стадии 1 к стадии 2, далее к стадии 3 и т. д. Они не перескакивают через стадии и не проходят через них беспорядочно. Не все дети непременно достигают высших стадий; им может недоставать интеллектуальной стимуляции. Но если они все-таки проходят через стадии, то преодолевают их по порядку. Большая часть данных Колберга по его последовательности стадий была получена в исследованиях методом поперечных срезов. То есть он интервьюировал различных детей, находящихся на разных стадиях, чтобы выяснить, находятся ли дети меньшего возраста на более низких стадиях, чем дети старшего возраста. Данные его первых исследований представлены на рис. 7.1. Как вы можете видеть, стадии 1 и 2 обнаруживают себя преимущественно у самых маленьких детей, тогда как более высокие стадии становятся все более преобладающими с увеличением возраста. Тем самым данные подтверждают последовательность стадий. Однако поперечно-срезовые данные недоказательны. В исследовании методом поперечных срезов берут интервью у различных детей в каждой возрастной группе, поэтому нет гарантии, что каждый индивидуальный ребенок действительно проходит через стадии по порядку. К примеру, нельзя быть уверенным, что мальчик, который отнесен к стадии 3 в возрасте 13 лет, действительно проходил по порядку через стадии 1 и 2 в меньшем возрасте. Более убедительные доказательства Должны давать лонгитюдные исследования, в которых за одними и теми же детьми следят на протяжении длительного времени. Первые два масштабных лонгитюдных исследования (Holstein, 1973; Kohlberg & Kramer, 1969) начинались с выборок подростков, которых затем тестировали с 3-годичным интервалом. Эти исследования принесли неопределенные результаты. В обоих большинство испытуемых либо оставались на той же самой стадии, либо поднимались вверх на одну стадию, но были также такие, кто мог перескочить через стадию. Более того, эти исследования показали, что некоторые испытуемые регрессировали, и эти данные также обеспокоили Колберга, поскольку он полагал, что движение через стадии всегда должно быть поступательным. Ответом Колберга на эти внушающие тревогу результаты стал пересмотр его оценочного метода. Он уже стал испытывать сомнения в своем первом (Kohlberg, 1958b) оценочном руководстве, по считав, что оно слишком полагается на содержание ответов испытуемых, вместо того чтобы опираться на лежащие в их основе рассуждения, и внес в него определенные коррективы. Поэтому в 1975 г., после того как появились эти лонгитюдные данные, он решил разработать значительно более точную и адекватную систему подсчета и, в определенной степени, пересмотреть свои определения стадий. Создавая свое последнее оценочное руководство, Колберг и его сотрудники (Colby et al., 1983) работали с 7 мальчиками из его первоначальной (1958) выборки, которых повторно тестировали каждые 3 или 4 года в течение 20 лет. Именно в ходе этой работы Колберг решил отказаться от стадии 6. Затем Колберг исследовал гипотезу неизменной последовательности на других мальчиках (51 человек) из его первоначальной выборки, которых также повторно тестировали по крайней мере дважды (каждые 3 или 4 года) на протяжении 20-летнего периода. На этот раз Колберг и его коллеги (Colby et al., 1983) не обнаружили скачков через стадии, а признаки регресса продемонстрировали только около б % испытуемых. В других лонгитюдных исследованиях были получены схожие результаты, хотя в некоторых был выявлен несколько больший процент регрессии (до 15 %) (см. Colby et al., 1983). В целом, тем самым эти новые лонгитюдные исследования, по-видимому, подтверждают гипотезу неизменной последовательности. Новое лонгитюдное исследование Колберга изменило прежнюю картину нравственного развития и в других отношениях. Если мы взглянем еще раз на рис. 7.1, на котором изображены возрастные изменения, обнаруженные в первых исследованиях Колберга, то увидим, что стадия 4 становилась доминирующей к 16-летнему возрасту. Однако в новой оценочной системе достичь высших стадий стало сложнее — рассуждения должны быть продемонстрированы более определенно, — и Колберг обнаружил, что стадия 4 становится доминирующей не раньше, чем мальчикам будет за 20 и 30 лет (рис. 7.2). Стадия 5 также появляется только в середине третьего десятилетия жизни и никогда не становится явно преобладающей. 4. Иерархическая интеграция. Когда Колберг говорил, что его стадии иерархически интегрированы, он имел з виду, что люди не утрачивают идеи, выработанные на предыдущих стадиях, а интегрируют их в новые, более обширные структуры. Например, люди на стадии 4 могут по-прежнему понимать аргументы стадии 3, но теперь они подчиняют их соображениям более широкого характера. Они понимают, что Хайнц имел серьезные мотивы для кражи, но указывают, что, если все мы будет красть каждый раз, когда у нас имеется серьезный мотив, рухнет социальная структура. Таким образом, на стадии 4 беспокойство о мотивах подчиняется более широкому беспокойству об обществе в целом. Понятие иерархической интеграции было для Кольберга очень важным, поскольку оно позволяло ему объяснить направленность его последовательности стадий. Так как он не был сторонником теории созревания, то не мог ограничиться заявлением, что последовательность обусловлена генами. Поэтому он хотел показать, как каждая новая стадия обеспечивает более широкую основу для разрешения нравственных вопросов. Стадия 4, как упоминалось, преодолевает ограничения стадии 3 и предполагает появление более глубокого интереса к социальной организации. Стадия 5, в свою очередь, учитывает недостатки стадии 4; хорошо организованное общество не обязательно является нравственным. Поэтому на стадии 5 рассматриваются права и процессы поддержания порядка, которые делают общество нравственным. Каждая новая стадия сохраняет идеи предшествующей стадии, но перестраивает их и включает в более широкую структуру В этом смысле каждая новая стадия более когнитивно адекватна, чем предыдущая. | Если Колберг был прав в отношении иерархической природы своих стадий, нам следует ожидать, что люди по-прежнему сумеют понять идеи, характерные для ранних стадий, но будут рассматривать их как второстепенные. Действительно, когда Реет предлагал подросткам аргументы, характерные для различных стадий, то обнаружил следующую картину. Подростки понимали рассуждения, присущие низшим стадиям, но не одобряли их. Они предпочитали наивысшую стадию из тех, которые им предлагали, независимо от того, понимали они ее полностью или нет. Возможно, эти данные показывают, что подростки обладали определенным интуитивным представлением о большей адекватности высших стадий (Rest, 1973; Rest, Turiel & Kohlberg, 1969).Вернер, как мы помним из главы 4, описал иерархическую интеграцию как процесс, который сопровождается дифференциацией, и Колберг полагал, что его стадии также являют собой все более дифференцируемые структуры. Колберг указывал, что на стадии 5 ценность жизни, к примеру, дифференцируется, обособляясь от других соображений. Респонденты на стадии 5 говорят, что мы обязаны ценить жизнь ради нее самой, независимо от той ценности, которую она представляет для властных фигур (стадия 1), ее полезности для человека (стадия 2), чувства привязанности, которое она пробуждает в нас (стадия 3), или ее ценности внутри конкретного социального порядка (стадия 4). Испытуемые на стадии 5 абстрагируют эту ценность от других соображений и теперь относятся к ней как к чисто нравственному идеалу. Их мышление, говорил Колберг, становится подобным мышлению этических философов, следующих традиции Канта (1981, р. 171).5. Универсальная последовательность. Колберг, подобно всем теоретикам стадий, утверждал, что его последовательность стадий универсальна; она одна и та же во всех культурах. На первый взгляд, это заявление может вызвать удивление. Разве различные культуры не социализируют своих детей каждая по-своему, прививая им разные нравственные представления? Ответ Колберга заключался в том, что различные культуры действительно прививают разные представления, но его стадии относятся не к специфическим представлениям, а к лежащим в их основе модусам рассуждений (Kohlberg & Gilligan, 1971). Например, одна культура может смотреть негативно на физическую борьбу, тогда как другая поощряет ее в большей степени. В результате, у детей будут различные представления о борьбе, но на одной и той же стадии онибудут по-прежнему рассуждать о ней в одинаковом ключе. К примеру, на стадии 1 один ребенок может сказать, что нехорошо драться, когда обижают, «так как вас за это накажут», тогда как другой скажет, что «драться можно; вас не накажут». Представления различаются, но оба ребенка рассуждают о них в одном и том же основополагающем ключе — с точки зрения физических последствий (наказание). Они поступают так потому, что подобные рассуждения соответствуют их когнитивным возможностям. Позже первый ребенок может привести аргумент, что драться нехорошо, «так как, если все будут постоянно драться, настанет анархия», тогда как второй ребенок станет доказывать, что «люди должны защищать свою честь, поскольку в противном случае каждый будет оскорблять каждого, и все общество рухнет». Опять же конкретные представления различаются, отражая различные культурные установки, но основополагающие рассуждения одни и те же — в данном случае это стадия 4, на которой люди могут рассматривать такие абстрактные вещи, как социальный порядок. Дети, независимо от их представлений, будут всегда переходить к мышлению стадии 4 через какое-то время после мышления стадии 1, поскольку в когнитивном отношении оно является намного более сложным. Таким образом, Колберг предполагает, что его последовательность стадий одна и та же для всех культур, ибо каждая стадия в концептуальном отношении является более прогрессивной, чем предыдущая. Он и другие исследователи проводили его интервью с детьми и взрослыми в самых разных культурах, включая Мексику, Тайвань, Турцию, Израиль, полуостров Юкатан, Кению, Багамские острова и Индию. Большая часть исследований осуществлялась методом поперечных срезов, но несколько были лонгитюдными. Если дети в различных культурах проходили через стадии, то преодолевали их по порядку (Edwards, 1981). В то же время люди в различных культурах, по-видимому, проходят через эту последовательность различными темпами и достигают различных конечных точек. В Соединенных Штатах большинство взрослых, живущих в городах и принадлежащих к среднему классу, достигают стадии 4, а небольшой процент использует ряд рассуждений, присущих стадии 5. Во многом аналогичная картина наблюдается среди городского населения и в других странах. Однако в изолированных деревнях и племенных сообществах многих стран редко можно встретить взрослого, преодолевшего стадию 3 (Cole & Cole, 1996, p. 693; Edwards, 1981). Колберг (Nisan & Kohlberg, 1982) предположил, что эти данные могут быть поняты с точки зрения теории Пиаже. В этой теории культурные факторы непосредственно не формируют нравственное мышление ребенка, но они все же стимулируют мышление. Социальный опыт может подвергать испытанию идеи детей, побуждая их находить новые. Однако в традиционных деревнях может найтись немного стимулов, которые подвергали бы испытанию нравственность стадии 3; нормы заботы и эмпатии исправно работают, управляя прямыми интеракциями между членами группы. Тем самым мало что побуждает мышление выходить за пределы этой стадии. Напротив, когда молодые люди покидают деревню и перебираются в город, они наблюдают разрыв межличностных связей. Они видят, что групповые нормы заботы и эмпатии оказывают небольшое влияние на межличностные интеракции городской жизни и видят необходимость в том, чтобы какая-то формальная правовая структура служила гарантом нравственного поведения. Они начинают мыслить с точки зрения нравственности стадии 4. Кенистон (Keniston, 1971) также замечает, что, если молодые люди учатся в университете, они могут посещать занятия, на которых преподаватели сознательно ставят под вопрос непроверенные допущения их детства и юности. Таким образом, их побуждают размышлять о нравственных вопросах в новом ключе. Date: 2015-09-02; view: 413; Нарушение авторских прав |