Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровень П. Конвенциональная нравственность
Стадия 3. Хорошие межличностные отношения. На этой стадии дети — которые теперь, как правило, достигают подросткового возраста — рассматривают нравственность как нечто большее, чем обычные сделки. Они полагают, что люди должны жить в соответствии с ожиданиями семьи и общества и вести себя в «хорошей» манере. Хорошее поведение означает наличие хороших мотивов и межличностных чувств, таких как любовь, эмпатия, доверие и забота о других. Хайнц, обычно заявляют они, был прав, когда крал лекарство, так как «он был хорошим человеком, хотел спасти ее» и «Его намерения были хорошими, он хотел спасти человека, которого любил». Даже если Хайнц не любит свою жену, часто говорят эти испытуемые, он должен украсть лекарство, потому что «я не думаю, что муж должен сидеть и смотреть, как умирает его жена» (Kohlberg, 1958; Colby et al, 1987c, p. 27-29). Если мотивы Хайнца были хорошими, то намерения аптекаря — плохими. Аптекарь, указывают испытуемые на стадии 3, был «эгоистичным», «жадным» и «интересующимся только собой, а не жизнью другого человека». Иногда действия аптекаря вызывают у респондентов столь сильное негодование, что они говорят, что его нужно посадить в тюрьму (Colby et al., 1987c, p. 20-33). Типичным ответом на стадии 3 является ответ 13-летнего Дона: Во всем виноват аптекарь, он был нечестным, пытаясь заработать слишком много и позволяя человеку умереть. Хайнц любил свою жену и хотел ее спасти. Я думаю, так поступил бы каждый. Я не думаю, что его посадят в тюрьму. Судья посмотрит на случившееся со всех сторон и поймет, что аптекарь просил слишком много (Kohlberg, 1963, р. 25). Мы видим, что Дон рассматривает вопрос с точки зрения черт характера и мотивов действующих лиц. Он говорит о любящем муже, нечестном аптекаре и понимающем судье. Его ответ заслуживает определения «конвенциональная нравственность», поскольку предполагает, что с выраженной установкой должно согласиться все общество — «любой» будет прав, сделав то, что совершил Хайнц (р. 25). Как упоминалось ранее, имеются аналогии между первыми тремя стадиями Колберга и двумя стадиями Пиаже. В обоих последовательностях присутствует переход от безусловного послушания к реалистичному взгляду и беспокойству о хороших мотивах. Но у Колберга этот переход занимает три стадии, а не две. Стадия 4. Сохранение социального порядка. Рассуждения, присущие стадии 3, срабатывают лучше всего в отношениях между двумя людьми, участниками которых являются члены семьи или близкие друзья и в которых один человек может предпринять реальные усилия, чтобы понять чувства и потребности другого и попытаться помочь. На стадии 4, напротив, респондент начинает больше беспокоиться об обществе в целом. Теперь упор делается на подчинение законам, уважение власти и выполнение своих обязанностей, с тем чтобы сохранялся социальный порядок. Реагируя на историю Хайнца, многие испытуемые говорят, что они понимают, что мотивы Хайнца были благородными, но не могут оправдать воровство. Что произойдет, если все мы начнем нарушать законы каждый раз, когда нам кажется, что у нас есть на то веские основания? Результатом станет хаос: общество не сможет функционировать. Вот объяснение одного испытуемого: я не хочу уподобиться людям, маниакально призывающим к порядку, но если бы каждый стал поступать так, как ему хочется, руководствуясь собственными представлениями о добре и зле, тогда, я думаю, настал бы хаос. Современную цивилизацию, на мой взгляд, отличает определенная правовая структура, которой люди должны следовать. Общество нуждается в некой централизующей основе (Colby etal., 1987c, p. 89). Поскольку на стадии 4 испытуемые принимают нравственные решения с точки зрения общества в целом, они рассуждают как вполне зрелые члены социума (Colby et al., 1987a, p. 17). Как вы помните, на стадии 1 дети также обычно противятся воровству, так как оно является нарушением закона. Может показаться, что испытуемые на стадиях 1 и 4 дают один и тот же ответ, поэтому мы понимаем, почему Колберг настаивал на необходимости прозондировать рассуждения, стоящие за внешней стороной ответа. На стадии 1 дети говорят: «Воровать плохо» и «Это против закона», но они не могут развить свою мысль, указывая лишь на то, что за воровство человека могут посадить в тюрьму. На стадии же 4 респонденты имеют представление о значении законов для общества в целом — представление, которое намного превосходит понимание ребенка младшего возраста. Date: 2015-09-02; view: 474; Нарушение авторских прав |