![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Джиллиган о женском взгляде
В 1977 г. Кэрол Джиллиган (Gilligan), одна из коллег и соавторов Колберга, опубликовала эссе, в котором работа Колберга подвергается критике как отличающаяся тенденциозностью в отношении девушек и женщин. Джиллиган расширила эту статью, написав книгу «С другой точки зрения» (In a Different Voice, 1982), которая вызвала много споров и способствовала появлению значительного количества новых идей. Джиллиган указывает, что Колберг разрабатывал свои.стадии исключительно на основании интервью с мальчиками, и утверждает, что стадии отражают явно мужскую ориентацию. У мужчин развитое нравственное мышление связано с нормами, правами и абстрактными принципами. Идеалом является формальная справедливость, При которой человек пытается быть беспристрастным в оценке конкурирующих притязаний всех сторон. Индивидуум отстраняется от ситуации и старается найти нравственное решение, которое является справедливым в определенном теоретическом отношении. Эта концепция нравственности, говорит Джиллиган, упускает из виду женский взгляд на нравственные вопросы. У женщин, говорит Джиллиган, нравственность центрируется не на правах и нормах, а на межличностных отношениях и этике сострадания и заботы. Идеалом является не беспристрастная справедливость, а более объединенный и связанный образ жизни. Кроме того, нравственность женщин больше зависит от контекста; она связана скорее с реальными, текущими отношениями, чем с абстрактными решениями гипотетических дилемм. Из-за этих тендерных различий, говорит Джиллиган, мужчины и женщины часто оказываются на различных стадиях шкалы Колберга. Женщины чаще оказываются на стадии 3, в фокусе которой находятся межличностные отношения, тогда как мужчины — на стадиях 4 и 5, которые отражают более абстрактные концепции социальной организации. Тем самым женщин оценивают ниже, чем мужчин. Однако если бы шкала Колберга больше учитывала явно межличностную ориентацию женщин, она бы показала, что мышление женщин также продолжает развиваться, выходя за рамки стадии 3. В некоторых из своих работ Джиллиган набросала путь развития нравственной ориентации женщин. Полагая, что представления женщин о заботе и привязанности коренятся в ситуациях реальной жизни (а не в гипотетических возможностях), она проинтервьюировала женщин, столкнувшихся с личным кризисом — решением сделать аборт. Опираясь на эти интервью, Джиллиган описала, как женщины прогрессируют от преконвеционального к конвенциональному и далее к постконвенцкональному модусу мышления. На преконвенцио-нальном уровне женщины говорили о проблемах с точки зрения того, что последние значили для них самих, с точки зрения их собственных интересов. На конвенциональном уровне они занимали позицию заботящейся, проявляющей материнские чувства личности как ее определяют окружающие и общество в целом. На постконвенциональном уровне они формировали собственные идеи, основанные на их накопленном знании человеческих отношений (р. 74). Во всех дискуссиях с женщинами, говорит Джиллиган, мы улавливаем беспокойство по поводу того, что является «эгоистичным», а что — «ответственным». На первом уровне имеет место акцент на собственную личность, который на конвенциональном уровне смещается в сторону социально обусловленной ответственности перед другими людьми. На постконвенциональном уровне женщина развивает идеи о фактической взаимосвязанности человека с другими людьми. Вот что говорит об этом женщина по имени Клэр: Когда ты один, в жизни мало смысла. Это как хлопок одной ладони, голос одинокого мужчины или одинокой женщины... Чего-то не хватает. Вы должны любить кого-то еще, потому что, хотя люди могут вам и не нравиться, вы неотделимы от них. В некотором роде это напоминает любовь к собственной правой руке. Они являются частью вас (р. 160). Джиллиган и ее коллеги не разработали оценочной системы для этих поступательных шагов, но осуществляется целый ряд исследований, в центре внимания которых находятся взгляды Джиллиган. В своем обширном обзоре исследований Уолкер (Walker, 1984) указывает, что на шкале Колберга тендерные различия не оговариваются, и это ослабляет критику Джиллиган, заявляющей, что метод Колберга является дискриминационным по отношению к женщинам. Известны несколько исследований, которые показывают, что мужчины чаще представлены на наивысших стадиях, но эти различия могли быть результатом различных образовательных возможностей. Хотя тендерные различия кажутся маловажными применительно к стадиям Колберга, исследования подтверждают позицию Джиллиган, что существуют две разные нравственные ориентации — одна на справедливость, а другая на заботу. Когда Лайонз (Lyons, 1983) задавал мужчинам и женщинам вопрос: «Что вы понимаете под нравственностью?», типичными были следующие различия: Мужчина. Нравственность — это, всущности, наличие основания, позволяющего знать, что правильно, что человек должен делать. Женщина. Нравственность —это, как мне кажется, разновидность сознания, обеспокоенность... что вы можете повлиять на жизнь другого человека (р. 125). Мужчины больше акцентировали внимание на рациональности, а женщины рассматривали себя в связи с другими людьми. Ряд исследований выявил, что среди девушек и женщин преобладает ориентация на заботу, особенно когда респонденты свободно описывают дилеммы реальной жизни, которые важны для них, а не гипотетические дилеммы, предложенные исследователем (Garman, Basinger, Gregg & Gibbs, 1996; Lyons, 1983). Таким образом, по-видимому, имеют место две «линии» развития, в смысле, который описал Вернер (см. главу 4). Одна линия акцентирует внимание на логике, справедливости и социальной организации, другая—на личных отношениях и заботе. И мужчины, и женщины демонстрируют обе, хотя одна может быть доминирующей у одного из полов. Имеются также данные, что, когда люди вступают в период зрелости и Достигают наивысших стадий нравственного мышления, две линии оказываются более равномерно представленными внутри каждого пола (Gilligan, 1982, chap. 6; Walker, DeVries & Trevethan, 1987). Date: 2015-09-02; view: 423; Нарушение авторских прав |