Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровень 1. Преконвенциональная нравственность
Стадия 1. Послушание и ориентация на наказание. Стадия 1 Колберга подобна первой стадии нравственного мышления у Пиаже. Ребенок полагает, что некие властные фигуры устанавливают фиксированный набор правил, которым он должен безусловно подчиняться. Что касается дилеммы Хайнца, то ребенок, как правило, говорит, что Хайнц был не прав, когда украл лекарство, поскольку «Это против закона» или «Красть плохо», как будто ситуация ограничивается только этим. Когда ребенка просят развить свою мысль, он обычно отвечает с точки зрения возможных последствий, объясняя, что воровство — плохой поступок, «так как вас накажут» (Kohlberg, 1958b). Хотя огромное большинство детей на стадии 1 возражают против кражи Хайнца, все же не исключено, что ребенок поддержит этот поступок, прибегнув, тем не менее, к рассуждениям, присущим стадии 1. Ребенок может сказать: «Хайнц мог украсть лекарство, потому что он сначала его попросил, и украл он не какую-то большую вещь; его не накажут» (см. Rest, 1973). Несмотря на то, что ребенок соглашается с поступком Хайнца, его рассуждения находятся на стадии 1; его волнует, что позволяют властные фигуры и за что они наказывают. Колберг называет мышление на стадии 1 преконвенциональным (preconventionat), поскольку дети еще не рассуждают как члены общества. Они рассматривают нравственность как нечто внешнее по отношению к ним — нечто, что они должны делать, поскольку так говорят большие дяди (Colby, Kohlberg & Kauffman, 1987a, p. 16). Стадия 2. Индивидуализм и обмен. На этой стадии дети осознают, что не существует какого-то одного правильного взгляда, который исходит от властных фигур. Различные индивидуумы имеют разные точки зрения. «Хайнц, — могут указать дети, — мог посчитать, что будет правильно взять лекарство, аптекарь же думал иначе». Поскольку все относительно, каждый человек волен преследовать собственные интересы. Один мальчик сказал, что Хайнц мог украсть лекарство, если он хотел, чтобы его жена осталась жива, но что ему не надо этого делать, если он хочет жениться на более молодой и красивой женщине (Kohlberg, 1963, р. 24). Другой мальчик сказал, что Хайнц мог украсть лекарство, потому что возможно, у них были дети и ему был нужно, чтобы кто-то в доме присматривал за ними. Но, может быть, ему не следовало красть его, так как его могут посадить в тюрьму на такой срок, которого он не выдержит (Colby, Kohlberg & Kauffman, 1987b, p. 208). Таким образом, для Хайнца правильно то, что отвечает его собственным интересам. Вы могли заметить, что дети на стадии и 1 и 2 говорят о наказании. Однако они воспринимают его по-разному. На стадии 1 наказание связано в уме ребенка со злом; наказание «доказывает», что непослушание порочно. Напротив, на стадии 2 наказание — это всего лишь опасность, которой человек естественным образом хочет избежать. Хотя на стадии 2 респонденты иногда кажутся аморальными, у них все-таки есть определенное представление о правильном поступке. Это понятие справедливого обмена или честной сделки, за которым стоит философия взаимных одолжений — услуга за услугу. Что касается истории Хайнца, то испытуемые часто говорят, что Хайнц был прав, когда крал лекарство, так как аптекарь не хотел заключить честную сделку; он «пытался обобрать Хайнца». Или же они могут сказать, что он должен был украсть ради своей жены, «так как она может отплатить ему за услугу через какое-то время» (Colby et al, 1987c, p. 16-17). Считается, что респонденты на стадии 2 по-прежнему рассуждают на преконвенциональном уровне, поскольку говорят скорее как обособленные индивидуумы, чем как члены общества. Дети видят людей, обменивающихся услугами, но в их рассуждениях по-прежнему отсутствует идентификация с ценностями семьи или общества. Date: 2015-09-02; view: 478; Нарушение авторских прав |