Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не принизил ли Пиаже способности детей?
В последние годы ряд исследователей (некоторые из них проводили обучающие исследования) попытались показать, что Пиаже недооценил способности детей: дети намного более смышлены, чем он полагал. Чтобы продемонстрировать это, исследователи изменяли его задания или придумывали новые. В экспериментах с младенцами несколько исследователей собрали свидетельства, что у малышей понимание постоянства объектов развивается раньше, чем утверждал Пиаже; когда малыши смотрят фильмы, то выискивают спрятанные объекты в возрасте, когда они еще неспособны искать их в обычной жизни (Goubet & Clifton, 1998). Как и в случае с исследованием новорожденных, которое мы упоминали в главе 2 (с. 53-54), лабораторные эксперименты, по-видимому, выявляют зарождающиеся способности, до того как они проявляются в естественной обстановке. В гораздо большем количестве исследований были попытки продемонстрировать, что Пиаже недооценил интеллектуальные возможности дооперационального ребенка. Исследователи пытались найти способы изменения или упрощения заданий Пиаже, связанных с сохранением, эгоцентризмом, классифицированием и другими вопросами, чтобы показать, что 3-, 4- и 5-летние дети могут в действительности мыслить, как дети старшего возраста и взрослые. Подобные результаты, говорят они, корректируют данное Пиаже описание маленьких детей как когнитивно беспомощных. Например, Борк (Borke, 1975) предполагает, что маленькие дети не настолько эгоцентричны, как думал Пиаже. Ее исследование показывает, что, хотя 3-4-летние дети и испытывают трудности при выполнении задания Пиаже с горой, они могут действовать менее эгоцентрично в случае более простых вариантов этого задания. Другие исследователи получили схожие результаты. Так, по-видимому, даже многие двухлетки знают, что сторона кубика, которую они видят, отличается от стороны, которую видит человек, находящийся лицом к ним (описание этих исследований см. в Gelman & Baillargeon, 1983 и Siegler, 1998, p. 58-59). Исследователи также попытались продемонстрировать, что маленькие дети могут мыслить рационально, выполняя математические и научные задания. Гельман (Gelman, 1972), к примеру, предполагает, что маленькие дети обладают определенной способностью сохранять число. Пиаже, как вы помните, показал, что, когда мы укорачиваем или удлиняем ряд объектов, дооперациональные дети считают, что число изменяется. По-видимому, на них больше влияет перцептивная конфигурация — то, как выглядит ряд, — чем логика или число. Однако в исследованиях Пиаже ряды часто содержали до восьми объектов. Гельман же предлагала 3-5-летним детям меньшие наборы объектов — два, три или четыре объекта — и обнаруживала, что дети игнорировали изменения длины и продолжали основывать свои суждения на одном числе. Таким образом, в случае этих малых наборов они демонстрировали понимание сохранения. Можно отметить, что результаты Гельман не противоречат в обязательном порядке Пиаже. Возможно, что изменение таких малых рядов вызывает очень незначительное перцептивное изменение, поэтому мы не знаем, могут ли маленькие дети игнорировать перцептивные изменения в пользу логики или числа. Тем не менее Гельман показала, что маленькие дети начинают мыслить в числовых категориях. Они не столь некомпетентны, говорит она, как утверждал Пиаже. В эксперименте другого типа Брайант и Трабассо (Bryant, 1974) постарались показать, что трудности маленьких детей с логическими выводами являются в действительности проблемами памяти. Пиаже показал, что, хотя ребенок видит, что палка А короче палки Б И что Б короче, чем В, он не может сделать логический вывод, что А должна быть короче, чем В. Брайант и Трабассо, однако, выдвинули гипотезу, что маленькие дети просто забывают более ранние сравнения. Поэтому они обучили детей тому, как эти сравнения запомнить, и обнаружили, что дети впоследствии, по всей видимости, были спо-•собны делать логические выводы. Таким образом, дети еще раз показали себя менее нелогичными, чем предполагал Пиаже. Это всего лишь несколько исследований, которые подвергают сомнению характеристику мышления маленьких детей, данную Пиаже. Эти и многие другие исследования позволяют предположить, что дети в таком раннем возрасте, как 3 или 4 года, уже обладают некоторыми из способностей взрослых (Siegler, 1998, р. 55). Эти исследования, следует отметить, подверглись ряду критических замечаний, и их результаты, как правило, выглядят более убедительными в одних областях, чем в других. И все же результаты свидетельствуют, что маленьким детям не свойственен сплошной эгоцеатризм. Они могут быть в целом более эгоцентричны, чем дети старшего возраста или взрослые, но их эгоцентризм варьирует от задания к заданию. Что касается сохранения и других видов научных рассуждений, то результаты, напротив, часто менее убедительны. При выполнении этих заданий рациональные способности маленьких детей, как допускает сама Гельман (Gelman, 1979), кажутся слабыми и их трудно выявить. При этом она и другие исследователи настаивают, что маленькие дети могут демонстрировать зачатки рационального мышления, и Пиаже, следовательно, был не прав, когда изображал их когнитивно беспомощными. В конце своей карьеры Пиаже коротко ответил на обвинение, будто бы он охарактеризовал маленьких детей слишком негативно. Он указал (Piaget, 1970), что дооперациональное мышление содержит также ряд позитивных компонентов. Так, в этот период дети осознают качественные тождества, к примеру, тот факт, что они сейчас и в младенчестве — это один и тот же человек. Тем не менее Пиаже продолжал утверждать, что дооперациональное мышление в целом еще нелогично, статично и обусловлено восприятием, необратимо, полно ошибок и т. д. То есть он так и не привел веских возражений в ответ на обвинение, что его взгляд на дооперациональное мышление негативен и пессимистичен. Теперь я бы хотел рассмотреть эту проблему с точки зрения общего развития, как, я полагаю, поступили бы Руссо и Вернер. Прежде всего, мы можем отметить, что критики Пиаже, по-видимому, ставят знак равенства между «позитивным», «оптимистическим» взглядом на детство и ранним, быстрым развитием. Мы могли бы спросить, как это делал Руссо, почему утверждение, что развитие логических структур требует времени, непременно пессимистично. Сам Пиаже привел этот довод в ответ на обучающие исследования, и он мог бы повторить его здесь. Кроме того, критики Пиаже предполагают, что мышление заслуживает похвалы только в том случае, если оно рационально и логично, как наше. Они никогда по-настоящему не рассматривали возможность, что мышление ребенка качественно иное. Пиаже начинал свои исследования, памятуя об этой возможности, и он нарисовал убедительную картину того, в чем состоят отличия дооперационального мышления. Оно обусловлено восприятием, а не логикой, оно аними-стично и т. д. Тем самым Пиаже мог бы указать, что дооперациональное мышление не столько вторично по отношению к логике взрослых, сколько представляет собой качественно иной взгляд на мир. Но Пиаже так и не развил эту мысль. Вместо этого он настолько увлекся сравнением дооперационального мышления с логикой взрослых, что и впрямь зациклился на его недостатках. В его трудах маленький ребенок постоянно «оказывается неспособным понять» базовые понятия, «продолжает делать одни и те же ошибки» и т. д. (Piaget & Szeminska, 1941, p. 13,142). Пиаже не сумел полностью рассмотреть дооперациональное мышление само по себе и не оценил его уникальных достоинств. В частности, он не обратил внимание на догадку Вер-нера, что перцептивная и анимистическая (физиогномическая) ориентация идет рука об руку с художественным видением мира и, возможно, именно последнее и развивается у маленького ребенка. Как указывалось в предыдущей главе, имеются данные (Gardner, 1980) о том, что маленькие дети становятся на удивление хорошими художниками. К 6- или 7-летнему возрасту они раз за разом делают рисунки, отличающиеся свежестью, жизненной силой и прекрасной композицией. После этого возраста их творчество становится более геометрическим, застывшим и безжизненным. По-видимому, начинает брать верх логический интеллект. Кроме того, богатая фантазия и театральная игривость маленького ребенка также соответствуют ментальной организации, которая больше сродни искусству, чем логике. Таким образом, Пиаже мог бы сказать, что каждый период имеет свои безусловные преимущества и должен рассматриваться с индивидуальной позиции. Маленький ребенок может и не быть хорошим логиком, но, возможно, его мышление направлено преимущественно в другую сторону. У маленьких детей формируется скорее художественная ориентация, и она отличается таким естественным изяществом и живостью, что многие великие художники говорили, что они постоянно пытаются ее воскресить (Gardner, 1973, р. 21). Ученые также могли бы признать некоторые особые качества доопера-ционального мышления. Как заметил Вернер, научное вдохновение может начинаться с возвращения к восприятиям и интуитивным прозрениям, которые наполнены чувствами, фантазией и воображением. К сожалению, Пиаже настолько увлекся формальной логикой, что не уделил внимания подобным возможностям. Таким образом, Пиаже действительно изобразил дооперацио-нальных детей в слишком негативном ключе, сосредоточившись на логических недостатках их мышления. Однако если мы хотим исправить эту картину, нам не обязательно уподобляться его критикам и пытаться показать, что мышление маленьких детей почти столь же логично, как и наше. Будет лучше, если мы примем во внимание возможность, что мышлению маленьких детей могут быть присущи собственные качества и явные достоинства. Заключение Таким образом, мы видим, что теория Пиаже подвергается многочисленным критическим замечаниям. В последующих главах мы рассмотрим споры, которые вели с Пиаже другие крупные теоретики: Бандура, Выготский и Хомский. Пока же стоит отметить, что буквально все пытаются противопоставить свои идеи взглядам Пиаже. Это уже само по себе свидетельствует о значимости теории Пиаже. И можно ручаться, что, когда все страсти улягутся, теория Пиаже по-прежнему останется в силе. Ибо, при всех ее слабостях, она охватывает важнейшие аспекты когнитивного развития. Date: 2015-09-02; view: 318; Нарушение авторских прав |