Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии нравственного суждения по Пиаже





Когда Колберг учился в аспирантуре, на него произвели глубокое впечатление исследования нравственного суждения, проделанные Пиаже. Колберг видел, что Пиаже беседовал с детьми о фундамен­тальных вопросах этической философии, узнавая их подлинные мысли. В то же время работа Пиаже казалась неполной.

В сущности, выводы Пиаже относительно нравственного сужде­ния соответствуют теории двух стадий. Дети в возрасте до 10-11 лет рассуждают о нравственных дилеммах совсем иначе, чем дети стар­шего возраста. Как мы видели, маленькие дети считают правила фиксированными и абсолютными. Они верят, что правила исходят от взрослых или от Бога и что никто не может их изменить. Взгляд ребенка старшего возраста более реалистичен. Ребенок понимает, что правила допустимо менять, если все с этим согласны. Правила не являются священными и абсолютными — это лишь средства, кото­рые люди используют для совместной деятельности.

Приблизительно в том же возрасте — 10 или 11 лет — с нравствен­ным мышлением детей происходят и другие перемены. Дети млад­шего возраста основывают свои нравственные суждения по большей части на последствиях, тогда как дети старшего возраста — на наме­рениях. К примеру, когда маленький ребенок слышит об одном маль­чике, который разбил 15 чашек, пытаясь помочь своей маме, и о дру­гом мальчике, который разбил только 1 чашку, пытаясь украсть пе­ченье, маленький ребенок думает, что первый мальчик поступил хуже. Ребенок рассматривает прежде всего величину ущерба — по­следствия, тогда как ребенок старшего возраста, скорее всего, будит судить о зле с точки зрения мотивов, стоящих за поступком (Piaget, 1932, р. 137).

Работа Пиаже, посвященная нравственному суждению, содержит множество других деталей, но, в сущности, он выявил ряд измене­ний, которые имеют место в период с 10 до 12 лет, как раз тогда, ког­да ребенок вступает в общую стадию формальных операций.

Но интеллектуальное развитие не останавливается на этой точ­ке. Это лишь начало формальных операций, которые продолжают развиваться по крайней мере до 16 лет. Соответственно, можно ожи­дать, что размышления о нравственных вопросах будут продолжать­ся на протяжении всего подросткового периода. Поэтому Колберг беседовал о нравственных дилеммах как с детьми, так и с подрост­ками и действительно выявил стадии, которые выходят далеко за рамки стадий Пиаже. Он обнаружил шесть стадий, первые три из которых имеют много общего со стадиями Пиаже.







Date: 2015-09-02; view: 639; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию