Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период IV. Формальные операции





(11 лет - зрелость)

На уровне конкретных операций дети могут мыслить систематиче­ски применительно к «ментальным действиям». Например, когда воду наливают в новый стакан, они могут сказать нам, в чем состоит обратимость данного процесса, не выполняя само действие. Но по­добные способности имеют свое ограничение. Дети могут мыслить логически и систематически, только когда имеют дело с осязаемы­ми объектами, с которыми можно произвести реальные действия (Piaget, 1964a, р. 62).

Напротив, на уровне формальных операций мышление воспаряет в сферу чисто абстрактного и гипотетического. Способность к абстрактным рассуждениям можно увидеть в ответах на такие во­просы, как: если Джо ниже ростом, чем Боб, и выше, чем Алекс, кто из троих самый высокий? На уровне конкретных операций дети могут разрешить эту проблему, только если расположат людей по порядку и сравнят их рост; в остальных случаях они будут просто угадывать. Но подростки, достигнув уровня формальных операций, уже могут упорядочить мысли у себя в голове (р. 62).

Пиаже больше всего интересовала способность рассуждать, свя­занная с гипотетическими возможностями. В одном эксперименте (Inhelder & Piaget, 1955, p. 107-122) детям давали четыре бутылки, содержавшие бесцветные жидкости и помеченные цифрами 1,2,3 и 4. Им также давали небольшой сосуд с бесцветной жидкостью, по­меченный буквой «г». Их задачей было смешать эти жидкости та­ким образом, чтобы цвет стал желтым.

Дети на уровне дооперационального интеллекта, как правило, действовали совершенно беспорядочно. Они переливали жидкости в бутылки и из них наобум.

На уровне конкретных операций действия детей выглядели бо­лее организованными. Типовой стратегией было налить жидкость из сосуда с буквой «г» в каждую бутылку: 1, 2, 3 и 4. Но затем дети прекращали свои попытки. Когда их спрашивали, почему, они обыч­но говорили, что больше ничего не могут сделать. Тем самым их дей­ствия обнаруживали определенную организованность, подобную той, которую мы могли бы ожидать от их систематического поведе­ния при выполнении заданий на сохранение, когда они способны рассуждать, учитывая два параметра одновременно. Но они перебра­ли лишь ограниченный ряд вариантов.

На уровне формальных операций подростки работают система­тически с точки зрения учета всех возможностей. Некоторые начи­нают с проверки различных комбинаций, но затем осознают, что им лучше убедиться, что будут учтены все возможные комбинации, по­этому они выписывают их, перед тем как действовать дальше.

Когда подростки заранее обдумывают различные возможности, заложенные в ситуации, а затем систематически их проверяют, они работают, подобно настоящим ученым. Например, девочка-подрос­ток может решить проверить свойства новой земли для посадки ра­стений. На уровне формальных операций она не просто кладет но­вую землю в горшок с одним растением, а старую — в горшок с дру­гим; она рассматривает и прочие возможности. Возможно, эти два растения в любом случае достигли бы различной высоты, из-за ин­дивидуальных различий, поэтому она берет несколько растений и изучает средний эффект, даваемый каждой землей. Возможно, сол­нечный свет также оказывает влияние, поэтому она удостоверяется, что все растения освещены одинаково. Возможно, важно также количество воды, поэтому она осуществляет контроль и за этой пере­менной. Сущность подобных рассуждений в том, что человек систе­матически обдумывает гипотезы. Он не просто пробует новую воз­можность, а изолирует одну из гипотез, контролируя воздействия других возможных переменных.

Как и в случае других периодов, Пиаже вводил логико-математи­ческие модели, описывая формально-операциональное мышление. Эти модели в некоторых отношениях схожи с теми, которые исполь­зуются на предыдущих уровнях развития, но при этом они выходят за их рамки. Модели очень сложны, и мы не будем пытаться осветить их здесь. Но важно отметить, что на уровне формальных операций мыш­ление достигает высшей степени сбалансированности. Это означает, среди прочего, что различные операции более тесно взаимосвязаны и что они используются в самой широкой из возможных областей при­менения — в сфере гипотетических возможностей.

Хотя Пиаже ограничил большую часть своих исследований под­ростков математическими и научными рассуждениями, он размыш­лял и о роли формальных операций в социальной жизни подростка (Inhelder & Piaget, 1955, chap. 18). В отличие от конкретно-операци­онального ребенка, который живет преимущественно в «здесь и сей­час», подростки начинают задумываться о более отдаленных про­блемах — о своем будущем и природе общества, в которое они долж­ны вступить. При этом их новые когнитивные возможности могут приводить к поразительному идеализму и утопизму. Они могут те­перь охватывать умом абстрактные принципы и идеалы, такие как свобода, справедливость и любовь, и представлять себе гипотетиче­ские общества, сильно отличающиеся от всех тех, что существуют в настоящий момент. Таким образом, подросток становится мечтате­лем, конструирующим теории о более совершенном мире.


Пиаже полагал, что подобное идеалистическое и утопическое мыш­ление несет с собой новый вид эгоцентризма. Чтобы в полной мере оценить этот новый эгоцентризм, мы должны вспомнить, как эгоцен­тризм появляется всякий раз, когда ребенок вступает в новую сферу интеллектуальной жизни. Сначала младенцы эгоцентричны в том смысле, что у них нет понятия о мире, лежащем за пределами их соб­ственных действий. Внешние объекты лишены постоянного самосто­ятельного существования. Только в конце сенсомоторного периода Дети децентрируются и включают себя в мир постоянных объектов, из которых они являются всего лишь одним.

На следующем уровне — уровне дооперационального мышления — Дети вступают в новый, намного больший мир, который включает язык, символическое представлении коммуникацию с другими людьми.

Дети снова становятся эгоцентричными, и им трудно учесть кроме по­зиции, занимаемой ими в данный момент, еще и другое. Постепенно они децентрируются и научаются рассматривать альтернативные точ­ки зрения — если они думают о конкретных объектах, находящихся непосредственно перед ними.

Наконец, подростки вступают в еще более широкий мир — мир возможностей, — и эгоцентризм появляется вновь. На этот раз эго­центризм заметен, когда подростки приписывают своим мыслям безграничную власть. Они мечтают о «славном будущем или о пре­образовании мира с помощью Идей» (р. 346), не пытаясь проверить свои мысли в реальной жизни. Согласно теории Пиаже, окончатель­ная децентрация наступает, когда подростки начинают принимать на себя взрослые роли и таким образом осознают препятствия, огра­ничивающие их мечты. Они узнают, что теоретическая конструкция или утопическая мечта имеет ценность только тогда, когда она хотя бы частично может быть осуществлена практически.

Теоретические вопросы







Date: 2015-09-02; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию