Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Период IV. Формальные операции
(11 лет - зрелость) На уровне конкретных операций дети могут мыслить систематически применительно к «ментальным действиям». Например, когда воду наливают в новый стакан, они могут сказать нам, в чем состоит обратимость данного процесса, не выполняя само действие. Но подобные способности имеют свое ограничение. Дети могут мыслить логически и систематически, только когда имеют дело с осязаемыми объектами, с которыми можно произвести реальные действия (Piaget, 1964a, р. 62). Напротив, на уровне формальных операций мышление воспаряет в сферу чисто абстрактного и гипотетического. Способность к абстрактным рассуждениям можно увидеть в ответах на такие вопросы, как: если Джо ниже ростом, чем Боб, и выше, чем Алекс, кто из троих самый высокий? На уровне конкретных операций дети могут разрешить эту проблему, только если расположат людей по порядку и сравнят их рост; в остальных случаях они будут просто угадывать. Но подростки, достигнув уровня формальных операций, уже могут упорядочить мысли у себя в голове (р. 62). Пиаже больше всего интересовала способность рассуждать, связанная с гипотетическими возможностями. В одном эксперименте (Inhelder & Piaget, 1955, p. 107-122) детям давали четыре бутылки, содержавшие бесцветные жидкости и помеченные цифрами 1,2,3 и 4. Им также давали небольшой сосуд с бесцветной жидкостью, помеченный буквой «г». Их задачей было смешать эти жидкости таким образом, чтобы цвет стал желтым. Дети на уровне дооперационального интеллекта, как правило, действовали совершенно беспорядочно. Они переливали жидкости в бутылки и из них наобум. На уровне конкретных операций действия детей выглядели более организованными. Типовой стратегией было налить жидкость из сосуда с буквой «г» в каждую бутылку: 1, 2, 3 и 4. Но затем дети прекращали свои попытки. Когда их спрашивали, почему, они обычно говорили, что больше ничего не могут сделать. Тем самым их действия обнаруживали определенную организованность, подобную той, которую мы могли бы ожидать от их систематического поведения при выполнении заданий на сохранение, когда они способны рассуждать, учитывая два параметра одновременно. Но они перебрали лишь ограниченный ряд вариантов. На уровне формальных операций подростки работают систематически с точки зрения учета всех возможностей. Некоторые начинают с проверки различных комбинаций, но затем осознают, что им лучше убедиться, что будут учтены все возможные комбинации, поэтому они выписывают их, перед тем как действовать дальше. Когда подростки заранее обдумывают различные возможности, заложенные в ситуации, а затем систематически их проверяют, они работают, подобно настоящим ученым. Например, девочка-подросток может решить проверить свойства новой земли для посадки растений. На уровне формальных операций она не просто кладет новую землю в горшок с одним растением, а старую — в горшок с другим; она рассматривает и прочие возможности. Возможно, эти два растения в любом случае достигли бы различной высоты, из-за индивидуальных различий, поэтому она берет несколько растений и изучает средний эффект, даваемый каждой землей. Возможно, солнечный свет также оказывает влияние, поэтому она удостоверяется, что все растения освещены одинаково. Возможно, важно также количество воды, поэтому она осуществляет контроль и за этой переменной. Сущность подобных рассуждений в том, что человек систематически обдумывает гипотезы. Он не просто пробует новую возможность, а изолирует одну из гипотез, контролируя воздействия других возможных переменных. Как и в случае других периодов, Пиаже вводил логико-математические модели, описывая формально-операциональное мышление. Эти модели в некоторых отношениях схожи с теми, которые используются на предыдущих уровнях развития, но при этом они выходят за их рамки. Модели очень сложны, и мы не будем пытаться осветить их здесь. Но важно отметить, что на уровне формальных операций мышление достигает высшей степени сбалансированности. Это означает, среди прочего, что различные операции более тесно взаимосвязаны и что они используются в самой широкой из возможных областей применения — в сфере гипотетических возможностей. Хотя Пиаже ограничил большую часть своих исследований подростков математическими и научными рассуждениями, он размышлял и о роли формальных операций в социальной жизни подростка (Inhelder & Piaget, 1955, chap. 18). В отличие от конкретно-операционального ребенка, который живет преимущественно в «здесь и сейчас», подростки начинают задумываться о более отдаленных проблемах — о своем будущем и природе общества, в которое они должны вступить. При этом их новые когнитивные возможности могут приводить к поразительному идеализму и утопизму. Они могут теперь охватывать умом абстрактные принципы и идеалы, такие как свобода, справедливость и любовь, и представлять себе гипотетические общества, сильно отличающиеся от всех тех, что существуют в настоящий момент. Таким образом, подросток становится мечтателем, конструирующим теории о более совершенном мире. Пиаже полагал, что подобное идеалистическое и утопическое мышление несет с собой новый вид эгоцентризма. Чтобы в полной мере оценить этот новый эгоцентризм, мы должны вспомнить, как эгоцентризм появляется всякий раз, когда ребенок вступает в новую сферу интеллектуальной жизни. Сначала младенцы эгоцентричны в том смысле, что у них нет понятия о мире, лежащем за пределами их собственных действий. Внешние объекты лишены постоянного самостоятельного существования. Только в конце сенсомоторного периода Дети децентрируются и включают себя в мир постоянных объектов, из которых они являются всего лишь одним. На следующем уровне — уровне дооперационального мышления — Дети вступают в новый, намного больший мир, который включает язык, символическое представлении коммуникацию с другими людьми. Дети снова становятся эгоцентричными, и им трудно учесть кроме позиции, занимаемой ими в данный момент, еще и другое. Постепенно они децентрируются и научаются рассматривать альтернативные точки зрения — если они думают о конкретных объектах, находящихся непосредственно перед ними. Наконец, подростки вступают в еще более широкий мир — мир возможностей, — и эгоцентризм появляется вновь. На этот раз эгоцентризм заметен, когда подростки приписывают своим мыслям безграничную власть. Они мечтают о «славном будущем или о преобразовании мира с помощью Идей» (р. 346), не пытаясь проверить свои мысли в реальной жизни. Согласно теории Пиаже, окончательная децентрация наступает, когда подростки начинают принимать на себя взрослые роли и таким образом осознают препятствия, ограничивающие их мечты. Они узнают, что теоретическая конструкция или утопическая мечта имеет ценность только тогда, когда она хотя бы частично может быть осуществлена практически. Теоретические вопросы Date: 2015-09-02; view: 374; Нарушение авторских прав |