![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Развитие понимания постоянства объектов
Пока мы описали только некоторые из основных особенностей шести сенсомоторных стадий. Пиаже исследовал и другие элементы развития в течение этого периода; он показал, как младенцы конструируют понятия постоянства объектов, времени, пространства и причинности и как у них развиваются способности к игре. Из-за недостатка места мы коротко рассмотрим только один важный элемент развития — понимание постоянства объектов. На стадиях 1 и 2 малыши не имеют представления об объектах, существующих вокруг них. Если человек или объект удаляются из их поля зрения, максимум, что они делают, — это продолжают какое-то время смотреть туда, где они последний раз его видели. Если объект не появляется снова, они переключают свое внимание на что-то другое. Они не делают попыток найти его. Малыш следует правилу: с глаз долой — из сердца вон (Piaget, 1936b, p. 1-12). На стадии 3 малыши делают новые успехи. Как мы упоминали ранее, теперь они проявляют интерес к внешнему миру (например, к продлению интересных зрелищ). Соответственно, они начинают лучше понимать постоянство внешних предметов. Если объекты падают, исчезая из их поля зрения, они теперь смотрят на то место, куда объект упал. Они могут также найти частично спрятанные объекты. Если они на время кладут объект в сторону (например, себе за спину), то могут, после короткой паузы, найти его. Они могут сделать это, когда объект был связан с их собственными действиями. Однако младенцы на этой стадии неспособны найти объекты, которые полностью спрятаны от них другими людьми (р. 13-48). На стадии 4 отмечаются первые проявления подлинного понимания постоянства объектов. Малыши могут теперь найти полностью спрятанные объекты. Если мы полностью прикроем игрушку одеялом, малыш поднимет его и найдет игрушку (р. 51). Но Пиаже обнаружил на этой стадии любопытное ограничение. Когда он прятал объект в точке А, его дети могли найти его, но когда он затем прятал тот же объект в точке Б, они снова пытались найти его в точке А — месте своего предыдущего успеха. Согласно терминологии Пиаже, они не могли проследить за рядом перестановок (движений от одного потайного места к другому) (р. 54). На стадии 5 дети могут проследить за рядом перестановок, если видят, как мы их выполняем. За невидимыми перестановками младенцы способны проследить только на стадии 6. К примеру, только на шестой стадии Жаклин смогла, проделав окольный путь вокруг Дивана, найти мяч, который закатился под диван. Она смогла сделать это потому, что теперь обладала способностью мысленно представить себе траекторию мяча, даже когда он был невидим (р. 231). Согласно Пиаже, подобные окольные действия очень важны. Они показывают, что ребенок выработал ощущение пространства, которое обладает характеристиками математической модели, называемой группой. Например, окольный путь, проделанный Жаклин, демонстрирует принцип ассоциативности, возможность достичь какой-то точки посредством различных взаимосвязанных шагов. Жаклин также демонстрирует групповой принцип обратимости, возвращая мяч назад. Подобным же образом окольные действия указывают и на другие принципы, которые определяют связную групповую структуру (Piaget & Inhelder, 1966, p. 15-17). Оставив в стороне технические тонкости, мы можем отметить огромный прогресс, который делают младенцы, когда обретают понимание постоянства объектов. В начале жизни у них отсутствует представление об объектах, которые существуют сами по себе, независимо от своего внешнего вида или действий. К концу сенсомоторного периода объекты отделены друг от друга и постоянны. Таким образом, в сознании детей формируется вселенная, содержащая независимые объекты, в которой сами они являются всего лишь одним объектом среди множества других. Так вместе с пониманием постоянства объектов у них вырабатывается ясное представление о себе как о независимых существах (Piaget, 1936b, p. 108-109).
Периоды II и III. Дооперациональное мышление (2 года — 7 лет) и конкретные операции (7-11 лет) К концу сенсомоторного периода ребенок способен совершать эффективные и хорошо организованные действия, позволяющие ему контактировать со своим непосредственным окружением. Ребенок продолжает использовать сенсомоторные навыки всю жизнь, но следующий период, период дооперационального мышления, отмечен важной переменой. Умственные способности ребенка быстро достигают нового уровня, уровня символов (включая образы и слова). Как следствие, ребенок должен заново организовать свое мышление. Это нельзя сделать сразу. В течение некоторого времени, на протяжении всего дооперационального периода, мышление ребенка в основном не систематично и не логично. Оно организуется на ментальном уровне не раньше, чем ребенку исполняется 7 лет или около того, не раньше начала периода конкретных операций (Piaget, 1964a, р. 22). Date: 2015-09-02; view: 411; Нарушение авторских прав |