Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальное мышление
Эгоцентризм. Пиаже полагал, что в каждый период имеет место общее соответствие между научным и социальным мышлением. Например, подобно тому, как дооперациональные дети неспособны принять во внимание два параметра при выполнении заданий на сохранение, они также неспособны учесть более одной точки зрения в своих интеракциях с окружающими. Дооперациональные дети зачастую эгоцентричны, рассматривая все исключительно с собственной позиции. Это становится ясно из разговоров детей (Piaget, 1923). Например, маленькая девочка может сказать своей подружке: «Я кладу это сюда», не учитывая, что место, на которое она указывает, скрыто от глаз ее подружки. Одно из наиболее широко цитируемых исследований Пиаже, посвященных эгоцентризму, касалось восприятия ребенком пространства. В этом исследовании (Piaget & Inhelder, 1948) ребенка обводили вокруг макета трех гор, так чтобы он мог видеть, как макет выглядит с разных сторон. После этого обхода ребенка усаживали с одной стороны макета, лицом к кукле, которая смотрела на макет с противоположной стороны. Затем ребенка просили выбрать из нескольких фотографий снимок, на котором лучше всего показано то, что видит он, и снимок, на котором показано, что видит кукла. Все дети могли найти снимок, который отражал их собственную позицию, но самые маленькие дети (примерно от 4 до 6 лет) часто выбирали те же самые снимки, чтобы показать позицию куклы. Очевидно, они не понимали, что положение куклы отличается от их собственного. Эгоцентризм, таким образом, относится к неспособности отделить свою точку зрения от чужой. Но эгоцентризм не обязательно предполагает эгоизм или тщеславие. Эту мысль можно пояснить на примере. Однажды два мальчика пошли в магазин со своей тетей, чтобы сделать подарок маме ко дню ее рождения. Старший мальчик, которому было 7 лет, выбрал ювелирное изделие. Младший, которому было 3,5 года, выбрал игрушечный автомобиль. Поведение младшего мальчика не было продиктовано эгоизмом или жадностью; он аккуратно упаковал подарок и отдал его маме с видом, который ясно показывал, что он рассчитывал, что подарок ей понравится. Однако его поведение было эгоцентричным; он не принял во внимание тот факт, что интересы его мамы отличаются от его собственных. Пока дети эгоцентричны, они обычно просто играют рядом друг с другом. К примеру, два мальчика в песочнице будут возводить свои собственные строения. Когда они преодолевают эгоцентризм, то научаются координировать свои действия в совместной работе. Каждый может рыть туннель так, что туннели в итоге соединятся. Это требует от каждого из них учета точки зрения другого. Подобная кооперативная игра имеет место на стадии конкретных операций. Эгоцентризм может также влиять на речь маленьких детей, например, когда они участвуют в «коллективном монологе». Может показаться, что две маленькие девочки ведут разговор, тогда как в действительности каждая просто сообщает то, о чем она думает в данный момент. Одна девочка может говорить об игрушечном домике, который она сейчас строит, а другая — о поездке, которую она совершила, и между их словами нет никакой связи. Когда дети преодолевают эгоцентризм, они принимают во внимание реакции и точку зрения своих слушателей. Таким образом, значительная часть интеракций между сверстниками сначала отличается эгоцентризмом. Тем не менее, предполагал Пиаже (1923, р. 101; 1932, р. 94), дети преодолевают эгоцентризм, когда начинают взаимодействовать не только исключительно со взрослыми, но все больше с другими детьми. Они обнаруживают, что, тогда как взрослые, по-видимому, понимают все, что они хотят сказать, их сверстники на это неспособны. Соответственно, они научаются учитывать точку зрения других, с тем чтобы быть понятыми. Кроме того, на детей производит меньшее впечатление авторитет других детей, и они более свободно вступают с ними в конфликты. Они спорят со своими сверстниками и иногда достигают компромиссов и сотрудничают с ними. Тем самым они начинают координировать альтернативные точки зрения и интересы (Piaget, 1924, р. 205). Независимо от того, преодолевают ли дети эгоцентризм преимущественно посредством интеракций со сверстниками или нет, наиболее важным пунктом в теории Пиаже является то, что дети сами играют активную роль в осознании существования альтернативных точек зрения. В связи с этим я вспоминаю случай, когда один из наших сыновей, которому было тогда 5 лет, по-видимому, действительно совершил это открытие. Однажды, когда мы вдвоем ехали в машине, после нескольких минут молчания он сказал: «Знаешь, папа, ты не вспоминаешь о том, о чем вспоминаю я». Я спросил его, что он имеет в виду, и он ответил: «Ну, например, когда я вспоминаю о своих ботинках, ты не знаешь об этом; ты не можешь вспоминать о том, о чем вспоминаю я». Таким образом, в тот момент он, по-видимому, действительно понял, причем понял сам, что точка зрения других людей отличается от его собственной. Возможно, тогда он еще не полностью преодолел своей эгоцентризм, но суть здесь в другом: каким бы ни был его шаг, он предпринял его самостоятельно. Нравственное суждение. Пиаже исследовал социальное мышление детей во многих областях, включая нравственные нормы. В своей классической работе «Нравственное суждение ребенка» (The Moral Judgment of the Child, 1932) он уделил особое внимание тому, как дети понимают правила игры в шары. Пиаже сначала наблюдал, как дети в действительности играют в эту игру, и обнаружил, что в возрасте между 4 и 7 годами они, как правило, играют в эгоцентричной манере. Если играли два мальчика, каждый играл по-своему. Они имели смутное представление о победе; один из них мог воскликнуть: «Я выиграл, и ты тоже выиграл!» После 7-летнего возраста дети пытались следовать общим правилам и выиграть согласно им (p. 29-46). Затем Пиаже исследовал мышление детей, касающееся правил. Его особенно интересовало, считают ли дети, что правила можно менять. Здесь он обнаружил, что дети в течение нескольких лет — примерно до 10-летнего возраста — полагают, что правила фиксированы и неизменяемы. Они говорили, что правила устанавливает некое авторитетное лицо: государство или Бог. Правила нельзя менять, заявляли они, потому что тогда это будет не настоящая игра. Примерно после 10 лет дети становились более реалистичными. Теперь они видели в правилах лишь способ ведения игры, установленный в результате взаимной договоренности. Дети больше не считали правила фиксированными или абсолютными; они говорили, что правила, вероятно, менялись с течением времени, когда дети придумывали новые правила. И они говорили, что также могут изменить их, если все участники игры будут согласны (p. 50-76). Эти различные представления о правилах, говорил Пиаже, демонстрируют две базовые нравственные установки. Первой, характерной для детей младшего возраста, является нравственная гетерономия, слепое подчинение правилам, установленным взрослыми. Дети предполагают, что существует один властный закон, которому они всегда должны следовать. Второй нравственный принцип, характерный для детей старшего возраста, — автономия. Этот принцип рассматривает правила как изобретения людей, созданные равноправными участниками ради сотрудничества (pp. 401-406). Пиаже полагал, что нравственная гетерономия связана с эгоцентризмом; дети оценивают правила с единственной точки зрения — точки зрения взрослых. Будучи формой эгоцентризма, нравственная гетерономия преодолевается довольно поздно, в возрасте 10 лет или около того, в сравнении с эгоцентрической игрой, которая обычно преодолевается к 7-летнему возрасту. Здесь Пиаже напоминает нам, что гетерономия — это форма эгоцентрического мышления, и говорит, что мышление часто отстает от действия. Детям может потребоваться участвовать в большом количестве по-настоящему коллективных игр со сверстниками, в которых они на деле меняют правила, чтобы удовлетворить желания всех участников, прежде чем они смогут оценить реальность правил на сознательном уровне (р. 94-95). Анимизм. Пиаже описывает и другие отличия мышления маленьких детей от мышления детей старшего возраста и взрослых. Как и Вернер, Пиаже заметил, что маленькие дети не проводят тех различий между одушевленными и неодушевленными предметами, которые делаем мы. Вернер говорил, что они воспринимают все объекты, включая физические, физиогномическим образом, как полные жизни и чувств. Грохочущий грузовик может показаться им рассерженным, а единственное облако на небе — одиноким. Пиаже назвал этот взгляд на физический мир анимистическим. Хотя на Вернера и Пиаже произвела впечатление аналогичная установка у маленьких детей, каждый из них изучал ее под несколько иным углом. Вернера интересовали непосредственные восприятия объектов детьми; Пиаже больше занимало то, как дети представляют себе и определяют жизнь. Сначала, обнаружил Пиаже, дети приравнивают жизнь к любому виду активности. Например, одного мальчика спросили: Живое ли солнце? — Живое. — Почему? — Оно дает свет. — Живая ли свеча? — Живая, так как она дает свет. Она живая, когда дает свет, но не живая, когда его не дает... Живой ли колокольчик? — Живой, он звенит (Piaget, 1926, р. 196). Подобное мышление распространено у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Чуть позже, в возрасте примерно от 6 до 8 лет, дети ограничивают понятие «жизнь» предметами, которые движутся. К примеру: Живой ли камень?—Живой. — Почему? — Он движется... Как он дви-жется? — Он катится. — Живой ли стол? — Нет, он не может двигаться... Живой ли велосипед? — Живой. — Почему? — Он едет (р. 196). Только после 8 лет или около того дети ограничивают понятие «жизнь» объектами, которые движутся сами по себе, а позже растениями и животными. Пиаже обнаружил довольно схожие стадии в мышлении, касающемся различных видов объектов, которые наделены чувствами и сознанием. Сначала дети полагают, что объект наделен чувствами, если он каким-либо образом реагирует на внешние воздействия. Например, палка чувствует огонь, так как ее обжигают. Чуть позже дети ограничивают чувства и сознание объектами, которые движутся, затем объектами, которые движутся сами по себе и, наконец, животными. Таким образом, дети постепенно отказываются от своего анимизма и начинают делать различия, характерные для большинства взрослых. Судьба анимизма в теории Пиаже, как мы можем отметить, отличается от судьбы физиогномического восприятия у Вернера. Согласно Вернеру, физиогномическое восприятие, хотя и менее доминирующее у большинства взрослых, чем у детей, все же остается с нами и оказывает влияние на наши художественные и поэтические взгляды. Согласно Пиаже, анимизм просто преодолевается. Сновидения. Одно из самых первых исследований Пиаже было посвящено представлению детей о сновидениях (1926, chap. 3). Как и в случае представлений о жизни, понимание маленькими детьми сновидений, по-видимому, следует специфической стадиальной последовательности. После первого исследования Пиаже другие ученые (в первую очередь Kohlberg, 1966a) внесли уточнения в его последовательность восприятия сновидений. Сначала дети, по-видимому, верят, что сны реальны. К примеру, когда 4-летнюю девочку спросили, был ли великан из ее сна действительно там, она ответила: «Он действительно был там, но исчез, когда я проснулась. Я видела его следы на полу» (Kohlberg, 1966a, р. 6). Вскоре после этого дети обнаруживают, что сны не реальны, но по-прежнему оценивают их совершенно иначе, нежели дети старшего возраста или взрослые. Они думают, что их сны видимы для других людей и что они приходят извне (из ночи, с неба или через окно от уличных огней). Они также думают, что сны находятся вне их, когда они их видят. Как если бы они смотрели фильм, действие которого разворачивается в их комнате у них на глазах. Постепенно, шаг за шагом, дети осознают, что сны не только нереальны, но и невидимы, имеют внутреннее происхождение, внутреннюю локализацию и обладают прочими характеристиками, которые взрослые им приписывают. Обычно дети завершают свои открытия к 6-7-летнему возрасту, в начале периода конкретных операций. Каким образом дети узнают о сновидениях? Нашим первым предположением, вероятно, будет следующее: они узнают о них от взрослых. Когда детям снятся кошмары, родители успокаивают их, говоря: «Не волнуйся, это был только сон. Это было не наяву, а только у тебя в голове». Однако последователи Пиаже полагают, что дети в действительности открывают различные свойства сновидений самостоятельно. Колберг (Kohlberg, 1966a), к примеру, доказывал, что поскольку дети усваивают последовательность восприятия сновидений в ходе шести неизменных стадий, маловероятно, что их мышление является продуктом обучения со стороны взрослых; взрослые не обременяют себе задачей информировать детей о снах в таком детальном, точном порядке. Дети приходят к различным концепциям самостоятельно, в последовательности, которая становится все более сложной. С целью сбора дополнительной информации о роли обучения со стороны взрослых Колберг (1966а) расспрашивал о снах детей из сообщества туземцев, в котором взрослые верят, что сны реальны (племя атайялов на Тайване). Несмотря на верования взрослых, эти дети, по-видимому, проходят через стадии в том же порядке, что и американские или швейцарские дети. То есть они сначала обнаруживают, что сны нереальны, затем — что они невидимы и т. д. Наконец, когда они достигают последней стадии, то испытывают на себе влияние представлений взрослых и меняют свои взгляды, принимая в итоге точку зрения, что сны реальны. Тем не менее поначалу они проходят через последовательность восприятия сновидений вопреки каким бы то ни было верованиям взрослых, поэтому взгляды последних не могут быть единственными детерминантами их научения. Резюме Пиаже утверждал, что мышление детей в дооперациональный период сильно отличается от мышления детей старшего возраста и взрослых. Дооперациональное мышление характеризуется эгоцентризмом, анимизмом, нравственной гетерономией, представлением о снах как о внешних событиях, отсутствием классифицирования, непониманием принципа сохранения, а также другими атрибутами, которые у нас нет возможности рассматривать. Получился длинный перечень, и можно задать вопрос: «Что общего имеют между собой все эти характеристики?» Этот вопрос является центральным в теории Пиаже, так как он указывает, что каждой стадии развития присуще базовое единство. К сожалению, Пиаже не уделил этому вопросу столько внимания, сколько нам хотелось бы, но чаще всего (например, 1964а, р. 41-60) он пытается связать различные дооперациональные характеристики с понятием эгоцентризма. В своей речи дети эгоцентричны, когда они рассматривают вопросы только с собственной точки зрения. Анимизм — приписывание одушевленности физическим объектам — также проистекает из эгоцентризма; дети предполагают, что все вокруг функционирует так же, как они сами. Подобным же образом Пиаже пытался показать, что представления маленьких детей о сновидениях связаны с эгоцентризмом. Пока дети эгоцентричны, они неспособны осознать, что каждый человек может иметь личный, субъективный опыт, такой как сновидения. Далее, в сфере нравственных норм эгоцентризм идет рука об руку с нравственной гетерономией. Маленькие дети смотрят на правила только с одной позиции — как на абсолютные понятия, ниспосланные свыше. Они еще не понимают, что правила основаны на взаимной договоренности между двумя или более деятелями, стремящимися согласовать свои отличающиеся цели путем кооперации. Имеется также связь между эгоцентризмом и выполнением детьми заданий научного характера, таких как эксперименты на сохранение. Подобно тому как эгоцентричный ребенок рассматривает предметы с единственной точки зрения, ребенок, неспособный понять принцип сохранения, фокусирует свое внимание только на одном аспекте проблемы. Например, когда воду переливают из одного стакана в другой, более низкий и широкий, ребенок «центрируется» на одном бросающемся в глаза параметре — различии в высоте. Ребенок не может «децентрироваться» и принять во внимание сразу два аспекта ситуации. Дети на уровне конкретных операций способны учесть одновременно два аспекта проблемы. В своих социальных интеракциях они учитывают не только то, что говорят сами, но и потребности слушателя. Когда они выполняют эксперименты на сохранение, то принимают во внимание не только наиболее заметное изменение, но и компенсирующие изменения. Таким образом, способность координировать одновременно две точки зрения образует основу как социального, так и научного мышления (Piaget, 1947, р. 156-166). Date: 2015-09-02; view: 377; Нарушение авторских прав |