Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переход от стадии к стадии
Пиаже уделил много внимания структурам своих стадий и значительно меньше — проблеме их прохождения. Тем не менее у него были вполне определенные взгляды на этот вопрос. Он признавал (1964b), что биологическое созревание играет определенную роль в развитии. К примеру, дети, вероятно, не могут освоить конкретные операции без определенного минимального созревания нервной системы. В то же время Пиаже утверждал, что одно созревание не может играть доминирующей роли, поскольку темпы развития зависят во многом от того, где дети живут. Дети, которые растут в бедных сельских районах, зачастую развиваются медленными темпами, очевидно потому, что им недостает интеллектуальной стимуляции. То есть среда также важна. Но роль среды легко преувеличить, как это делают теоретики научения. В целом, теоретики научения полагают, что мышление ребенка является в основном продуктом внешних подкреплений и обучения. Понятия Пиаже, полагают они, должны быть привиты родителями, учителями и другими людьми. Но, как мы увидим в последнем разделе этой главы, далеко не очевидно, что все обстоит именно так. На взгляд Пиаже, среда важна, но лишь отчасти. Среда питает, стимулирует и испытывает ребенка, но дети сами выстраивают когнитивные структуры. Когда дети исследуют среду, они сталкиваются с событиями, которые вызывают у них интерес. Особенно их интригуют события, являющиеся относительно новыми, события, которые в точности не соответствуют их прошлому опыту. Тогда дети вносят коррективы в свои действия, чтобы больше узнать об этих событиях, и в этом процессе конструируют новые средства взаимодействия с миром. Например, мы видели, как маленький мальчик был поражен тем, как вода разбрызгивается в разные стороны, когда подставил руку под кран, потом он начал перемещать руку вверх—вниз и, вероятно, при этом понял пользу активного эксперимента, который позволяет получить разные результаты (стадия 5 сенсомотрного развития). В подобном поведении мышление ребенка структурирует не среда, а сам ребенок, выстраивающий новые схемы. Кроме того, опыт, который способствует когнитивному развитию, не только интересен, но обычно вводит ребенка в состояние конфликта. К примеру, младенец может не суметь схватить объект из-за препятствия, находящегося у него на пути. Ребенку необходимо создать новую структуру — отношение между средством и целью, — чтобы достать объект. Ребенок ассимилирует новые объекты, производя аккомодации, которые помогают выстроить новые когнитивные структуры. Понятие конфликта включено в формальную модель поступательных изменений, которую Пиаже назвал уравновешиванием (equilibration) (Piaget, 1964b). Мы уже говорили о сущности этой модели, не упоминая ее названия, когда описывали, как дети усваивают понятие сохранения. К примеру, маленькая девочка видит, как удлиняется глиняный шарик, и поначалу думает, что количество глины возросло. Однако через некоторое время она замечает малую ширину глины и думает, что глина сжалась. То есть она воспринимает нечто противоречащее ее первоначальному взгляду. Когда она задумывается и о длине и о ширине, то приходит в растерянность. Этот конфликт побуждает ребенка осознать, что одно изменение компенсирует другое, и ведет к открытию принципа сохранения. Модель уравновешивания Пиаже пытается связать числовые вероятности с возможностью, что ребенок рассмотрит один параметр, затем другой и, наконец, оба. В философии эту модель Пиаже назвали бы диалектической теорией. Диалектическая теория утверждает, что изменение происходит тогда, когда, наши идеи наталкиваются на факты, опровергающие их, и это побуждает нас сформулировать новые, более совершенные идеи. Другим источником новой, конфликтующей информации является социальная среда. К примеру, дооперациональные дети преодолевают эгоцентризм, когда взаимодействуют со сверстниками, с которыми они вступают в споры и конфликты. В ходе подобного взаимообмена они узнают, что другие люди имеют взгляды, отличающиеся от их собственных, а также научаются координировать различные интересы, участвуя в коллективной деятельности. Эта способность координировать точки зрения может помочь в развитии научного мышления, где также важна координация разных параметров (Piaget, 1947, р. 156-166). Таким образом, Пиаже пытался указать различные возможности, при которых интересные и конфликтующие элементы информации подводят детей к развитию новых когнитивных структур. Важно подчеркнуть, что развитие — всегда спонтанный процесс. Дети сами ассимилируют новую информацию, разрешают противоречия и конструируют новые когнитивные структуры. Date: 2015-09-02; view: 317; Нарушение авторских прав |