Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция стадий. Многие психологи пользуются термином стадия весьма свобод­но, лишь как удобным средством для обобщения своих результатов





Многие психологи пользуются термином стадия весьма свобод­но, лишь как удобным средством для обобщения своих результатов, это не относится к Пиаже. Как подчеркивал Колберг (Kohlberg, 1968), понятие стадий у Пиаже предполагает несколько основатель­ных положений, касающихся природы развития.

Во-первых, в строгой теории стадий их последовательность дол­жна быть неизменной. Люди проходят через стадии с разной скоро­стью, и некоторые могут и не достичь наивысших стадий Пиаже; но если они через них проходят, то продвигаются вперед согласно оп­ределенному порядку.

Во-вторых, стадии предполагают, что рост разделяется на каче­ственно различные периоды. Если бы интеллектуальное развитие было непрерывным количественным процессом, любое разделение на независимые стадии было бы произвольным (Flavell, 1963, р. 19). К примеру, если знание можно оценить в баллах от 0 до 100, тогда любое деление на стадии на отметках 40,50 и 70 имело бы не больше смысла, чем любой другой ряд разделительных точек. Пиаже пола­гал, что мышление в разные периоды организовано качественно раз­личным образом. Мышление на уровне конкретных операций, на­пример, качественно отличается от мышления на уровне иных операций (оно логично постольку, поскольку относится к конк­ретным объектам и действиям, но еще не является по-настоящему абстрактным и гипотетическим). Соответственно, между двумя пе­риодами существует естественное, валидное отличие.

В-третьих, стадии относятся к общим характеристикам. Колберг при обсуждении этого момента любит задавать следующий вопрос. В 4-летнем возрасте ребенок не может скопировать ромб. В возрасте 5 лет он может это сделать. Достиг ли ребенок стадии копирования ромбов? Колберг добавлял, что это предположение звучит доволь­но глупо, поскольку копирование ромбов слишком специфично, что­бы называть его стадией. Если мы станем называть стадией каждое частное достижение, у нас будут тысячи стадий. Правильнее будет сказать, что ребенок достиг новой общей стадии перцептивно-мо­торной координации, которая позволяет ему выполнять множество новых операций. Точно так же стадии Пиаже относятся к общим паттернам мышления, и если мы знаем, что ребенок находится на определенной стадии, то должны суметь предсказать его поведение при выполнении самых разных заданий. Это утверждение не явля­ется абсолютно верным, ибо дети могут находиться на несколько иных стадиях в различных областях (например, в области научных суждений в сравнении с областью социальных суждений). Пиаже назвал подобные несоответствия decalages (франц. смещения, сдви­ги), но в каждый общий период должно иметь место основополага­ющее единство в показываемых результатах.

В-четвертых, Пиаже (Inhelder & Piaget, 1955) полагал, что его стадии представляют собой иерархические интеграции. То есть низ­шие стадии не исчезают, а интегрируются в новые более широкие структуры и в определенном смысле подчиняются им. Например, мальчик-подросток, который начинает пользоваться формальными операциями, может по-прежнему использовать конкретные опера­ции — он может по-прежнему рассуждать систематически о конк­ретных, зримых событиях, но теперь он осознает, что эти события являются только частью более широкого спектра теоретических воз­можностей, и предпочтет подходить к различным проблемам, учи­тывая этот более широкий спектр.

В-пятых, Пиаже, подобно другим ортодоксальным теоретикам стадий, утверждал, что его стадии раскрываются в одной и той же последовательности во всех культурах. Это предположение часто озадачивает читателей. Разве различные культуры не прививают различные представления, особенно в части нравственных норм? Мы обсудим этот вопрос в следующей главе, но в целом ответ Пиа­же сводится к тому, что его теория занимается не специфическими представлениями, а основополагающими когнитивными способно­стями. Тем самым, маленькие дети, независимо от их культурных представлений по таким вопросам, как секс или воинственность, будут основывать свои взгляды на том, что, по их мнению, оправды­вается или осуждается авторитетными фигурами. И только в юнос­ти, когда молодые люди овладеют формальными операциями, они начнут предаваться абстрактным, теоретическим рассуждениям на нравственные темы, какими бы ни были их специфические представ­ления.

Таким образом, Пиаже выдвинул строгую теорию стадий. Это означает, что он полагал, что его стадии а) раскрываются в неизмен­ной последовательности, б) описывают качественно различные пери­оды, в) относятся к общим свойствам мышления, г) представляют со­бой иерархические интеграции и д) культурно универсальны.

Date: 2015-09-02; view: 537; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию