Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция стадий. Многие психологи пользуются термином стадия весьма свободно, лишь как удобным средством для обобщения своих результатов
Многие психологи пользуются термином стадия весьма свободно, лишь как удобным средством для обобщения своих результатов, это не относится к Пиаже. Как подчеркивал Колберг (Kohlberg, 1968), понятие стадий у Пиаже предполагает несколько основательных положений, касающихся природы развития. Во-первых, в строгой теории стадий их последовательность должна быть неизменной. Люди проходят через стадии с разной скоростью, и некоторые могут и не достичь наивысших стадий Пиаже; но если они через них проходят, то продвигаются вперед согласно определенному порядку. Во-вторых, стадии предполагают, что рост разделяется на качественно различные периоды. Если бы интеллектуальное развитие было непрерывным количественным процессом, любое разделение на независимые стадии было бы произвольным (Flavell, 1963, р. 19). К примеру, если знание можно оценить в баллах от 0 до 100, тогда любое деление на стадии на отметках 40,50 и 70 имело бы не больше смысла, чем любой другой ряд разделительных точек. Пиаже полагал, что мышление в разные периоды организовано качественно различным образом. Мышление на уровне конкретных операций, например, качественно отличается от мышления на уровне иных операций (оно логично постольку, поскольку относится к конкретным объектам и действиям, но еще не является по-настоящему абстрактным и гипотетическим). Соответственно, между двумя периодами существует естественное, валидное отличие. В-третьих, стадии относятся к общим характеристикам. Колберг при обсуждении этого момента любит задавать следующий вопрос. В 4-летнем возрасте ребенок не может скопировать ромб. В возрасте 5 лет он может это сделать. Достиг ли ребенок стадии копирования ромбов? Колберг добавлял, что это предположение звучит довольно глупо, поскольку копирование ромбов слишком специфично, чтобы называть его стадией. Если мы станем называть стадией каждое частное достижение, у нас будут тысячи стадий. Правильнее будет сказать, что ребенок достиг новой общей стадии перцептивно-моторной координации, которая позволяет ему выполнять множество новых операций. Точно так же стадии Пиаже относятся к общим паттернам мышления, и если мы знаем, что ребенок находится на определенной стадии, то должны суметь предсказать его поведение при выполнении самых разных заданий. Это утверждение не является абсолютно верным, ибо дети могут находиться на несколько иных стадиях в различных областях (например, в области научных суждений в сравнении с областью социальных суждений). Пиаже назвал подобные несоответствия decalages (франц. смещения, сдвиги), но в каждый общий период должно иметь место основополагающее единство в показываемых результатах. В-четвертых, Пиаже (Inhelder & Piaget, 1955) полагал, что его стадии представляют собой иерархические интеграции. То есть низшие стадии не исчезают, а интегрируются в новые более широкие структуры и в определенном смысле подчиняются им. Например, мальчик-подросток, который начинает пользоваться формальными операциями, может по-прежнему использовать конкретные операции — он может по-прежнему рассуждать систематически о конкретных, зримых событиях, но теперь он осознает, что эти события являются только частью более широкого спектра теоретических возможностей, и предпочтет подходить к различным проблемам, учитывая этот более широкий спектр. В-пятых, Пиаже, подобно другим ортодоксальным теоретикам стадий, утверждал, что его стадии раскрываются в одной и той же последовательности во всех культурах. Это предположение часто озадачивает читателей. Разве различные культуры не прививают различные представления, особенно в части нравственных норм? Мы обсудим этот вопрос в следующей главе, но в целом ответ Пиаже сводится к тому, что его теория занимается не специфическими представлениями, а основополагающими когнитивными способностями. Тем самым, маленькие дети, независимо от их культурных представлений по таким вопросам, как секс или воинственность, будут основывать свои взгляды на том, что, по их мнению, оправдывается или осуждается авторитетными фигурами. И только в юности, когда молодые люди овладеют формальными операциями, они начнут предаваться абстрактным, теоретическим рассуждениям на нравственные темы, какими бы ни были их специфические представления. Таким образом, Пиаже выдвинул строгую теорию стадий. Это означает, что он полагал, что его стадии а) раскрываются в неизменной последовательности, б) описывают качественно различные периоды, в) относятся к общим свойствам мышления, г) представляют собой иерархические интеграции и д) культурно универсальны. Date: 2015-09-02; view: 570; Нарушение авторских прав |