Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительный подход. Вернер хотел изучать развитие не только с организмической позиции, но и со сравнительной точки зрения
Вернер хотел изучать развитие не только с организмической позиции, но и со сравнительной точки зрения. Он хотел показать, как ортогенетический принцип дает нам возможность сравнивать типы развития в разных областях, включая различные культуры, виды и патологические состояния. Вернера особенно интересовали параллели между людьми и культурами на ранних фазах их развития. Во многих направлениях, считал Вернер, умственная жизнь детей и туземцев имеет заметное сходство. Он говорил, что для мысли детей и туземцев часто характерно отсутствие дифференциации между самим собой и внешним миром. И те и другие воспринимают деревья, облака и ветер так, будто они выражают такие же эмоции, какие испытывают люди. Подобные параллели мы будем рассматривать в дальнейшем, но, как показал Болдуин (Baldwin, 1980), сначала полезно обратить внимание на некоторое неправильное понимание результатов, полученных Вернером. Во-первых, Вернер не пытался показать, что дети и туземцы мыслят абсолютно одинаково. Мышление детей в индустриализированном обществе далеко не так богато, не такое сложное и не сформировано полностью, как у взрослых в культуре малого племени. Дети могут выражать некоторые эмоции и какие-то смысловые значения элементами природы, но они не владеют сложной мифологией первобытных народов. Во-вторых, Вернер не продвигал теорий рекапитуляции (повторения), которые были выдвинуты Руссо (Rousseau) или Геккелем (Наес-kel). To есть Вернер не считал, что дети похожи на туземных людей, так как они повторяют эволюционную историю видов. Он отмечал, что в теории рекапитуляции слишком буквально определяется сходство между детьми и людьми из ранних, племенных обществ, без учета различий между ними. Более того, Вернера не интересовала сама теория эволюции. Его не интересовало, когда появилось поведение, а интересовал лишь статус развития поведения в формальном значении, как это определяется ортогенетическим принципом. В некоторых случаях мышление в вымирающих культурах может быть более дифференцированным, чем в некоторых современных культурах. В любом случае, когда Вернер пользовался такими терминами, как «примитивный», «ранний» или «продвинутый», он имел в виду статус развития в рамках формальной, теоретической модели. Основная проблема сравнительной теории Вернера в том, что в ней можно найти политические мотивы. Когда Вернер описывал туземных людей как примитивных и сравнивал их с детьми, казалось, что он намекал на их более низкое развитие. Вернер хотел избежать подобных оценочных суждений. Он отмечал (Werner, 1948, р. 34) что в более раннем устойчивом окружении примитивные типы мышления были высоко адаптивными. Как мы узнали из нашего обсуждения микрогенезиса, взрослые Запада в состоянии творчества могут возвращаться к примитивным уровням мышления. И как мы увидим далее, художники все еще развивают примитивные формы опыта, обогащая при этом нашу жизнь. Вряд ли для Вернера термин «примитивный» заключал в себе какое-то отрицательное значение. Date: 2015-09-02; view: 336; Нарушение авторских прав |