Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общность чувств





Физиогномическое восприятие, как мы уже отмечали, основано на общности самого себя и предметов. Но также оно основано на си­нестезии, синкретической общности чувств. Звуки, например, могут быть одновременно связаны с несколькими чувствами. Грустный му­зыкальный тон может восприниматься как темный и тяжелый. Весе­лый тон кажется нам ярким, чистым и легким.

Вернер считал, что межсенсорный опыт примитивен в своем раз­витии; он существует до того, как чувства дифференцируется в от­дельные формы. Если это так, то синестезия должна проявляться особенно у детей, и Вернер предлагал несколько примеров для ил­люстрации этого явления. Например, 4-летняя девочка говорит: «Папа разговаривает так... Бум, бум, бум! Темно, как ночью. А мы говорим светло, как днем... Бим, бим, бим!» (Werner, 1948, р. 262). Экспериментальные доказательства синестезии, особенно цветово­го слуха, говорят о том, что это явление более характерно для детей, чем для взрослых (Marks, 1975; Werner, 1948, p. 89-91).

Межсенсорные типы опыта часто хорошо развиваются у туземных народов. В западно-африканских языках, например, выражение «вы­сокий уровень» может выражать что-то прекрасное, особенное, живое, свежее, яркое по цвету, острое по вкусу, быстрое, проворное. «Низкий уровень» может выражать что-то большое, толстое, неуклюжее, влаж­ное, тусклое, бесцветное и медленное (Werner, 1948, р. 259-260).

Межсенсорный опыт проявляется также у взрослых людей за­падного мира, которые регрессируют к примитивному состоянию при психозе или под воздействием галлюциногенных препаратов. Один человек, который принимал мескалин, говорил:

Я думаю, что я слышу шумы и вижу лица, но все-таки все это вместе и одно и то же. Я не могу точно сказать, я вижу или я слышу. Я ощу­щаю звук, чувствую его вкус и запах. Это все одно целое. Я сам и есть звучание (р. 92).

Межсенсорный опыт особенно характерен для художников. Кан­динский, например, писал, что для него даже геометрические формы имеют «внутреннее звучание» и «свой собственный неподража­емый аромат» (Werner, 1956, р. 4). Поэтому цвет на его великих кар­тинах действует на нас как теплый или холодный, острый или мяг­кий и т. д. Прекрасная музыка тоже вызывает у нас различные ощу­щения, музыкальные звуки кажутся то золотистыми или бледными, то яркими или тусклыми, то мягкими или грубыми, то резкими или нежными, легкими или тяжелыми.

Вернер считал, что когда мы подвергаемся проявлению истинно­го межсенсорного опыта, мы не воспринимаем цвета и звуки объек­тивно, «из внешнего мира», а ощущаем их в своем теле. Цвета и крас­ки овладевают нами, или окутывают нас, или наполняют нас. Вер­нер считал, что это различные ощущения влияют друг на друга через общие чувства тела, потому что они развиваются на общем прими­тивном уровне... который является телесным, моторным и аффек­тивным (Werner, 1934, р. 164).

Образование символов:







Date: 2015-09-02; view: 342; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию