Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общность чувств
Физиогномическое восприятие, как мы уже отмечали, основано на общности самого себя и предметов. Но также оно основано на синестезии, синкретической общности чувств. Звуки, например, могут быть одновременно связаны с несколькими чувствами. Грустный музыкальный тон может восприниматься как темный и тяжелый. Веселый тон кажется нам ярким, чистым и легким. Вернер считал, что межсенсорный опыт примитивен в своем развитии; он существует до того, как чувства дифференцируется в отдельные формы. Если это так, то синестезия должна проявляться особенно у детей, и Вернер предлагал несколько примеров для иллюстрации этого явления. Например, 4-летняя девочка говорит: «Папа разговаривает так... Бум, бум, бум! Темно, как ночью. А мы говорим светло, как днем... Бим, бим, бим!» (Werner, 1948, р. 262). Экспериментальные доказательства синестезии, особенно цветового слуха, говорят о том, что это явление более характерно для детей, чем для взрослых (Marks, 1975; Werner, 1948, p. 89-91). Межсенсорные типы опыта часто хорошо развиваются у туземных народов. В западно-африканских языках, например, выражение «высокий уровень» может выражать что-то прекрасное, особенное, живое, свежее, яркое по цвету, острое по вкусу, быстрое, проворное. «Низкий уровень» может выражать что-то большое, толстое, неуклюжее, влажное, тусклое, бесцветное и медленное (Werner, 1948, р. 259-260). Межсенсорный опыт проявляется также у взрослых людей западного мира, которые регрессируют к примитивному состоянию при психозе или под воздействием галлюциногенных препаратов. Один человек, который принимал мескалин, говорил: Я думаю, что я слышу шумы и вижу лица, но все-таки все это вместе и одно и то же. Я не могу точно сказать, я вижу или я слышу. Я ощущаю звук, чувствую его вкус и запах. Это все одно целое. Я сам и есть звучание (р. 92). Межсенсорный опыт особенно характерен для художников. Кандинский, например, писал, что для него даже геометрические формы имеют «внутреннее звучание» и «свой собственный неподражаемый аромат» (Werner, 1956, р. 4). Поэтому цвет на его великих картинах действует на нас как теплый или холодный, острый или мягкий и т. д. Прекрасная музыка тоже вызывает у нас различные ощущения, музыкальные звуки кажутся то золотистыми или бледными, то яркими или тусклыми, то мягкими или грубыми, то резкими или нежными, легкими или тяжелыми. Вернер считал, что когда мы подвергаемся проявлению истинного межсенсорного опыта, мы не воспринимаем цвета и звуки объективно, «из внешнего мира», а ощущаем их в своем теле. Цвета и краски овладевают нами, или окутывают нас, или наполняют нас. Вернер считал, что это различные ощущения влияют друг на друга через общие чувства тела, потому что они развиваются на общем примитивном уровне... который является телесным, моторным и аффективным (Werner, 1934, р. 164). Образование символов: Date: 2015-09-02; view: 342; Нарушение авторских прав |