Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возвращаясь на примитивные уровни. Вернер считал, что развитие является телеологическим, что означает, что оно направлено к зрелым конечным состояниям
Вернер считал, что развитие является телеологическим, что означает, что оно направлено к зрелым конечным состояниям. Люди естественно прогрессируют к абстрактным, концептуальным формам мышления. Но это не значит, что раз мы развиваем такие интеллектуальные возможности, мы должны полностью полагаться на них. Если мы будем так поступать, то наша жизнь станет пустой, абстрактной и скучной. Мир станет, по словам Уайтхеда, «скучным мероприятием, без звуков, запахов и красок» (Whitehead, 1929, р. 88). Мы будем тосковать по формам мышления, которые характерны для более ранних уровней, когда образы были связаны с чувствами, ощущениями и действиями. Вернер хотел точно определить пути, по которым мы, рациональные взрослые, сохраняем богатство и живость, характерные для более ранних уровней. Вернер считал, что при этом может быть полезной концепция иерархической интеграции (Werner, 1948, р. 52). Исследователь мог бы использовать абстрактный метод, например, «количество ответов в минуту», чтобы сделать количественный подсчет своих восприятий момента, когда животное нажимает на брусок. Но концепция исследователя может быть иной, он может провести эксперимент на более низком перцептивном уровне. Действительно ли мы имели доступ к истинно ранним и примитивным видам жизненного опыта, до того как они прошли через фильтры более продвинутых категорий? Вернер уверен в этом. В своих Ранних работах (напр. 1948, р. 82) он отмечает, что мы возвращаемся к примитивным уровням в наших снах или в состояниях, вызванных галюциногенными препаратами. В своих поздних работах Вернер (Werner, 1957; Werner & Kaplan, 1963) усиленно продвигал новую концепцию — микрогенезис. Микрогенезис относится к такому процессу развития, который происходит каждый раз, когда перед нами стоит задача — воспринять предмет или решить проблему. В каждом случае наш умственный процесс происходит в той же последовательности, какая характерна для развития в течение жизни. То есть мы начинаем с нечетких, общих впечатлений, которые смешиваются с чувствами и физическими ощущениями. Эти ощущения переходят в более дифференцированные восприятия, которые окончательно интегрируются в понятное целое. Микрогенезис — это самовозобновляющийся процесс, при котором мы снова и снова начинаем с недифференцированных уровней. Микрогенезис иногда протекает настолько быстро, что мы не осознаем сам процесс, но иногда мы ощущаем его так, как когда оказываемся в новой, непривычной обстановке. Представьте, что мы попали в чужой город. Поначалу наше восприятие оказывается общим, расплывчатым и сильно приукрашенным чувствами. Мы поражены странными звуками, огнями освещения, запахами, формами и красками. Мы чувствуем себя дезориентированными, смутно удивляясь тому, будем ли мы в безопасности, и как мы собираемся найти что-нибудь в этом городе. Вскоре наше представление о городе становится более дифференцированным, мы представляем, где находится гостиница, ресторан, остановка автобуса, идущего к Капитолию, и, наконец, начинаем изучать, как связаны между собой различные части города: мы создаем более понятную карту города. Так, в течение очень короткого времени наше знакомство с городом проходит процесс развития, похожий на процесс развития в детстве. Вернер считал, что люди отличаются друг от друга тем, насколько они участвуют в микрогенетическом процессе. Некоторые люди обладают более интенсивной микрогенетической мобильностью; они могут возвращаться далеко назад и пользоваться полностью как примитивными так и продвинутыми формами мышления. Кроме того, подобная способность двигаться назад характеризует творческую личность, личность, которая хочет все начать с самого начала. Например, многие ученые признают, что начинают свои размышления со смутных интуиции, предчувствий, образов, похожих на сон, и основных чувств (Dubos, 1961). Группа этологов поставила перед собой специальную задачу добиться большого понимания от животных, с которыми они чувствовали определенный контакт, до того как экспериментаторы отстранились от контакта и перешли на формальный, концептуальный уровень (Lorenz, 1981; Tinbergen, 1977). Некоторому типу мышления, наоборот, явно недостает микрогенетической мобильности. Больные шизофренией возвращаются к примитивным формам мышления, но там и застревают, и их мышление остается дезорганизованным. Многие из нас, наоборот, слишком быстро переходят к условным, рациональным формам мышления, поэтому нашему мышлению не хватает яркости и креативности. Как говорил Вернер: «Чем сильнее в человеке творческое начало, тем шире его маневренные возможности в пределах уровня развития или, другими словами, шире его возможности использовать примитивные, а также продвинутые формы мышления» (Werner, 1957, р. 145). Date: 2015-09-02; view: 323; Нарушение авторских прав |