Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая система. Провозглашение независимости поставило перед Украиной задачу ре­формирования правовой системы





Провозглашение независимости поставило перед Украиной задачу ре­формирования правовой системы. Во-первых, необходимо было отказать­ся от догм социалистического права, во-вторых, — в короткие сроки вне­дрить элементы так называемого буржуазного права. Процесс создания нового права развивался в трех направлениях: путем приспособления ча­сти норм советского права; принятием нормативных актов в тех сферах отношений, которые не урегулированы действующим законодательством; проведение широкомасштабной кодификации права, при которой рефор­мируются все отрасли права.

Конституционное право. Провозглашение независимости Украины нуж­далось во внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Украины. 14 февраля 1992 г. был принят Закон Украины "О внесении дополнений и изменений в Конституцию". Раздел III был пере­именован в "Государственный и территориальный строй Украины", раз­дел V— в "Органы законодательной и исполнительной власти Украины", раздел VII — в "Украина — независимое государство". Ст. 68 провозгласи­ла Украину "независимым демократическим правовым государством".

Согласно Закону "Президент является главой государства и главой испол­нительной власти Украины".

В октябре 1990 г. Верховная Рада образовала конституционную комис­сию, которая должна была разработать проект концепции Основного За­кона. Концепция новой Конституции была утверждена в июне 1991 г., и комиссия занялась разработкой проекта Основного Закона. Изучались и использовались Конституции многих демократических государств мира, международные конвенции и пакты. Учитывался исторический опыт кон­ституционного строительства в Украине. К октябрю 1993 г. было вырабо­тано четыре варианта проекта Основного Закона. Но из-за политического кризиса, который охватил властные структуры, конституционный про­цесс затормозился.

После выборов Президента и нового состава Верховной Рады Украи­ны начала действовать новая конституционная комиссия, образованная по принципу представительства двух ветвей власти.

В декабре 1994 г. Л. Кучма внес на рассмотрение парламента проект конституционного Закона "О государственной власти и местном самоуп­равлении в Украине". Проект содержал конкретные предложения отно­сительно разграничения законодательной и исполнительной власти. Вер­ховная Рада должна была передать Президенту значительную часть власт­ных полномочий. 18 мая 1995 г. парламент после длительных и болезнен­ных дискуссий простым большинством голосов принял Закон "О госу­дарственной власти и местном самоуправлении".

В соответствии с этим Законом Президент стал единоличным главой правительства, состав которого он формировал сам, без согласования и утверждения Верховной Радой. Он должен был возглавить и систему мес­тных органов государственной исполнительной власти. Идея о местной власти в виде советов депутатов не прошла. Органами государственной власти от областного до районного уровня (а также в районах Киева и Се­вастополя) становились госадминистрации, главами которых Президент должен был назначить избранных народом председателей соответствую­щих советов. В компетенции местных советов осталась часть полномо­чий: утверждение городского бюджета и программ территориального раз­вития и заслушивание отчетов председателей администраций. Все другие полномочия передавались госадминистрациям. С принятием этого Зако­на Украина превратилась из парламентско-президентской в президентско-парламентскую республику.

Закон "О государственной власти и местном самоуправлении" был принят простым большинством голосов. Для вступления его в силу необ­ходимым было конституционное большинство голосов, т. е. две трети. Существующий партийный состав парламента делал это невозможным. В сложившихся условиях оставался только один вариант мирного решения конфликта: подписание на период до принятия новой Конституции конституционного соглашения между Президентом и Верховной Радой в лице большинства ее членов.

Учитывая ситуацию, которая сложилась, Верховная Рада как един­ственный законодательный орган, с одной стороны, и Президент как гла­ва государства и исполнительной власти — с другой, т. е. стороны, кото­рые получили свои полномочия непосредственно от народа, заключили Конституционный договор "Об основных принципах организации и фун­кционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины". Этот до­говор вступил в силу с момента подписания его Президентом и Председа­телем Верховной Рады Украины 8 июня 1995 г. В ст. 61 договора говори­лось, что он действует до принятия новой Конституции. Что касается по­ложений действующей Конституции Украины 1978 г., то согласно Кон­ституционному договору они признаны действующими только в части, которая согласовывается с указанным договором. Таким образом, Кон­ституционный договор был основным правовым актом, который на то время должен был обеспечить организацию и деятельность государствен­ного аппарата Украины.

На срок действия Конституционного договора ограничивались права Верховной Рады и местных советов и расширялись функции исполнитель­ной власти. Принятие этого Договора стимулировало конституционный процесс. К февралю 1996 г. конституционная комиссия передала проект Конституции на рассмотрение парламента. Проект рассматривался почти три месяца.

Наиболее острую дискуссию вызвали пять пунктов проекта: о распре­делении полномочий между ветвями власти, проблема собственности, государственная символика, статус русского языка, статус Крыма. В сло­жившейся ситуации Совет национальной безопасности и Совет регионов рекомендовали Президенту вынести утверждение проекта Конституции на Всеукраинский референдум. Л. Кучма подписал соответствующий указ. Угроза роспуска Верховной Рады заставила народных депутатов в ночь с 27 на 28 июня 1996 г. принять Конституцию Украины.

Она состоит из преамбулы и пятнадцати разделов: общие принципы; права, свободы и обязанности человека и гражданина; выборы, референ­дум; Верховная Рада Украины; Президент Украины; Кабинет Министров Украины, другие органы исполнительной власти; прокуратура; правосу­дие; территориальный строй Украины; Автономная Республика Крым; местное самоуправление; Конституционный Суд Украины; внесение из­менений в Конституцию Украины; заключительные положения; переход­ные положения.

Принятие Конституции Украины имело огромное историческое зна­чение, поскольку была подведена юридическая база под государствен­ность украинского народа. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, Основной Закон Украины принадлежит к наиболее демократи­ческим в мире.

Конституция Украины дала толчок разработке и принятию ряда кон­ституционных законов. Одним из наиболее важных является Закон Укра­ины "О местных государственных администрациях" от 9 апреля 1999 г. Он определил организацию, полномочия и порядок деятельности местных государственных администраций.

Гражданское право. Реформирование экономической системы в первую очередь обеспечивается нормами гражданского законодательства. В рас­сматриваемый период были приняты Законы Украины "О хозяйственных обществах" от 19 сентября 1991 г., "О залоге" от 2 октября 1992 г., "О банк­ротстве" от 14 октября 1992 г., "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993 г., "Об авторском праве и смежных правах" от 4 февраля 1994 г. и др.

В соответствии с новым гражданским законодательством были внесе­ны изменения в Гражданский кодекс Украины 1963 г.

11 июля 1995 г. Верховная Рада внесла существенные изменения в ст. 71 ГК Украины, которая определяла общие сроки исковой давности. В соответствии с новой редакцией общий срок исковой давности составля­ет три года независимо от того, кто предъявляет иск — физическое или юридическое л ицо.

В 1993 г. был принят Воздушный кодекс Украины, в котором наряду с другими отраслевыми нормами присутствует ряд гражданско-правовых норм.

Значительную роль в регулировании имущественных отношений сы­грали декреты и постановления Кабинета Министров Украины. Однако какие бы изменения и дополнения не вносились в ГК, это не может ис­ключить потребность общества в кодификации гражданского законода­тельства. Следовательно, одной из главных задач Верховной Рады являет­ся принятие нового Гражданского кодекса.

Трудовое право. Переход к рыночным отношениям заставил законодате­ля обратить внимание на защиту трудовых прав рабочих. 14 октября 1992 г. был принят Закон "Об охране труда". Законом от 19 декабря 1993 г. в Кодекс Законов о труде Украины были внесены изменения и дополнения, кото­рые касались охраны труда. На социальную защиту населения направлен Закон Украины "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста" от 16 декабря 1993 г. В раз­витие положений Конституции Украины 14 января 1998 г. приняты Осно­вы законодательства Украины об общеобязательном государственном со­циальном страховании, которые определяют виды, принципы, а также общие правовые, финансовые и организационные принципы общеобя­зательного государственного социального страхования граждан Украины.

Дальнейшее развитие получил институт контракта. В марте 1993 г. Ка­бинет Министров утвердил Положение о порядке заключения контрактов руководителем предприятия, которое находится в общегосударственной собственности, при приеме на работу, а 19 марта 1994 г. — Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работника.

Государственные гарантии права на отпуск установил Закон Украины "Об отпусках" от 15 ноября 1996 г.

Важное значение для урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов) имеет Закон Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 3 марта 1998 г. Установленные этим Законом нормы распространяются на наемных рабочих и организации, образованные ими в соответствии с законодательством для представитель­ства и защиты их интересов, и на владельцев предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и> отраслевой принадлежности, а также на организации владельцев.

Аграрное право. В принятом в 1990 г. Земельном Кодексе УССР уже за­кладывались основные положения аграрной реформы. Чтобы наполнить эти положения реальным содержанием, необходимо было создать зако­нодательную и нормативную базу. В октябре 1991 г. была утверждена кон­цепция разгосударствления и приватизации земли. Предусматривалось, что с 1992 г. колхозы будут превращены в свободные хозяйственные обще­ства. При этом обеспечивалось право каждого колхозника на выход из колхоза и создание собственного частного хозяйства.

Исходя из этой концепции Верховная Рада принимает ряд норматив­ных актов. 20 декабря 1991 г. был принят Закон "О крестьянском (фермер­ском) хозяйстве", который предусматривал создание специального земель­ного фонда путем изъятия части земель колхозов и совхозов. Фонд пред­назначался для предоставления участков всем гражданам, которые изъя­вили желание организовать фермерское хозяйство. 30 января 1992 г. Вер­ховная Рада приняла Закон "О формах собственности на землю", кото­рый провозгласил, что наряду с государственной могут существовать кол­лективная и частная формы собственности на землю.

В марте 1992 г. были приняты два противоположных по содержанию акта: постановление Верховной Рады "Об ускорении земельной рефор­мы и приватизации земли" и Закон Украины "О коллективном сельско­хозяйственном предприятии". Если первый акт направлялся на ускоре­ние аграрной реформы, то второй ее тормозил. Колхозы и совхозы под вывеской "коллективных" предприятий, как и раньше, оставались еди­ным важным в сельском хозяйстве элементом экономической структу­ры. Впоследствии стало понятно, что важнейшим звеном перестройки производственных отношений в аграрной сфере является земельная ре­форма. В ноябре 1994 г. Президент издал Указ "О безотлагательных ме­рах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства". В нем предусматривалось решение трех основных про­блем земельной реформы — приватизации, оценки и рынка земли. В Указе разграничивались формы собственности и формы хозяйствования на земле.

В течение 1996 г. был фактически завершен первый этап земельной реформы — разгосударствление земли и ее передача в собственность юри­дических лиц. На 1 января 1997 г. документы о земле получили почти все коллективные хозяйства.

Второй этап земельной реформы предусматривает передачу земли не­посредственно тем, кто ее обрабатывает. Проведение земельной реформы требует реализации комплекса правовых, экономических, технических и организационных мероприятий с учетом особенностей переходного пе­риода к рыночным отношениям, которые заключаются в параллельном функционировании имеющихся и новых хозяйственных формирований.

Помочь обществу в переходе к рынку земли должен Указ Президента Украины "Об аренде земли" от 23 апреля 1997 г.

Принятые меры дали возможность внедрить экономические методы регулирования земельных отношений. За последние два года введена плата за землепользование, разработан механизм экономического стимулиро­вания субъектов землепользования по деятельности, связанной с охраной земель и установлением платы за ухудшение природных свойств угодий, разработаны нормативные документы по организации и проведению зе­мельных аукционов в населенных пунктах, осуществлена денежная оцен­ка земель сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время имеются возможности для формирования в аграр­ном секторе нового земельного строя, который базируется на частной соб­ственности на землю и другое сельскохозяйственное имущество и персо­нальной ответственности за результаты работы.

Уголовное право. Развитие уголовного права происходило в основном за счет внесений изменений и дополнений в Уголовный кодекс Украины.

В марте 1992 г. из Уголовного кодекса Украины были изъяты такие меры наказания, как ссылка и высылка. 17 июня 1992 г. был принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуаль­ный кодексы Украины, Кодекс Украины об административных правона­рушениях и Таможенный кодекс Украины". Изменения и дополнения коснулись главным образом первого раздела Особой части УК. С целью усиления защиты конституционного строя, территориальной целостнос­ти Украины и общественной безопасности 24 декабря 1994 г. был принят Закон Украины "Об усилении уголовной ответственности за некоторые преступления против государства". Устанавливалась уголовная ответствен­ность за действия, направленные на насильственное изменение или низ­вержение конституционного строя или на захват государственной власти, за посягательство на территориальную целостность Украины и массовые беспорядки. Были пересмотрены составы государственных преступлений, резко сокращалось применение исключительной меры наказания — смерт­ной казни.

Выполняя обязательства, которые Украина взяла на себя при вхожде­нии в Совет Европы, с марта 1997 г. был введен мораторий на исполнение смертных приговоров.

Законом Украины "О внесении изменений в Уголовный, Уголовно-про­цессуальный и Исправительно-трудовой кодексы Украины" от 22 февраля 2000 г. была упразднена смертная казнь; за совершение особо тяжких пре­ступлений было установлено такое наказание, как пожизненное лишение свободы.

Однако по-прежнему наиболее актуальным остается принятие нового Уголовного кодекса Украины.

Процессуальное законодательство. Радикальные изменения были вне­сены в уголовно-процессуальное законодательство. На усиление процес­суальных гарантий граждан были направлены нормы Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18 февраля 1992 г.

Законом Украины "О внесении дополнений и изменений в некото­рые законодательные акты Украины" от 15 декабря 1992 г. Уголовно-про­цессуальный кодекс Украины был дополнен рядом норм, которые усили­вали процессуальные гарантии граждан при обращении их в суд. Отныне арестованный и его защитник имеют право обращаться в суд Q обжалова­нием санкции прокурора на арест. Расширению прав подозреваемого, об­виняемого и подсудимого на защиту способствовал Закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи УПК Украины" от 23 декаб­ря 1993 г.

4 февраля 1994 г. был принят Закон Украины "Об обеспечении безопас­ности лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве".

Аналогично уголовно-процессуальному развивалось гражданско-про­цессуальное законодательство. Приближению гражданского судопроиз­водства к общему типу гражданского процесса способствует новая редак­ция ст. 30 ГПК, по которой суд освобождается от сбора доказательств по собственной инициативе. Он может только способствовать сторонам в предоставлении доказательств до судебного разбирательства.

В связи с принятием Закона Украины "О прокуратуре" был отменен прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве.

Общие выводы

Строительство самостоятельного государства — длительный и слож­ный процесс. Украина настойчиво ведет поиски собственного историческо­го пути. В государственно-правовом строительстве есть и достижения, и просчеты. Наибольшим достижением молодой демократии республики является принятие Конституции Украины. Значительны также достиже­ния в сфере внешних сношений. Украина стала равноправным членом миро­вого сообщества. Почти завершен процесс реформирования государствен­ного механизма, но не ликвидированы противоречия между законодатель­ной и исполнительной ветвями власти. Значительные изменения произошли в судебной системе и в других правоохранительных органах. Не прекраща­ется кропотливая работа по формированию законодательства. За годы независимости Верховная Рада Украины приняла около 600 законов. В усло­виях отсутствия целостной концепции перехода от тоталитарного к демо­кратическому обществу многие из них оказались оторванными от жизни. Создание новых законодательных актов, внесение изменений и дополнений в действующее законодательство часто осуществлялось на недостаточном научном и юридическо-техническом уровне. Безотлагательным является вопрос о повышении эффективности действующего законодательства. По-прежнему на повестке дня стоит проблема общей кодификации права.

 

. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полуторатысячелетний путь развития государственно-правовой тра­диции украинского народа позади. Путь взлетов и падений, побед и пора­жений, достижений и досадных ошибок. Главное состоит в том, что даже периоды разрывов в единой диалектической цепи государственно-право­вого развития не уничтожили стремления украинского народа к нацио­нальной государственности. Особенности национального характера про­цесса государственного строительства прослеживаются в исторических формах правления, выборности органов власти и управления, судопроиз­водстве, правотворчестве — в правовых конструкциях, структуре и языке правовых норм. Мы можем говорить о наличии таких черт процесса госу­дарственного строительства, как приоритетность коллективных начал над индивидуальными, сплетение заимствованных и национальных традиций, правовой нигилизм и широкая инициатива судов.

Существующую историко-правовую реальность невозможно ограни­чить жесткими рамками. Мы не должны смотреть на историю государ­ства и права только глазами современности. Необходимо учитывать то, что и государственно-правовые реалии, и мышление прошлого были со­всем другими, нежели те, которые мы имеем сейчас. Историк права дол­жен проникнуться атмосферой исследуемого периода, избегать интерпре­тации событий прошлого с позиций настоящего.

История государственности и права украинского народа развивалась и развивается в контексте других не менее сложных общественных процес­сов — религиозного, экономического, политического, общекультурного.

Позади осталась полуторатысячелетняя история украинской государ­ственности и девять лет независимой Украины. На пороге третьего тыся­челетия как никогда остро ощущается связь времен. Проблемы, которые переживает сегодня украинский народ, временные. Их можно было бы избежать, если бы государственные мужи чаще обращались к историчес­кому наследию, изучали его опыт и уроки. Уроки прошлого свидетель­ствуют:

— власть, если она народная, должна служить народу;

— нельзя объединить демократический режим с тоталитарным; тота­литаризм откровенно противопоказан украинской государственности;

— в сложном процессе государственного строительства необходимо рассчитывать только на собственные силы;

— большинство бед, которые имела и имеет Украина, исходят из вну­тренних противоречий, из противостояния властных структур;

- обесценивание крестьянского труда — одна из главных причин эко­номического упадка Украины;

— неуважение старшего поколения, игнорирование его интересов — деятельность без будущего;

— отсутствие должного внимания к проблемам подрастающего поко­ления — удар по генофонду Украины;

— недооценка проблем армии и правоохранительных органов приво­дит к уязвимости самой государственности;

— законодательство работает только тогда, когда народ уважает власть. Только уважительное отношение к урокам прошлого поможет созда­нию сильного и независимого Украинского государства.

 

 

ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ

В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ

V в. — 882 — формирование поляно-русского государства

430 — начало княжения династии Киевичей

860 — первый договор Руси с Византией

866 — первое Крещение русов патриархом Фотием

876 — второе Крещение Руси Аскольдом

882 — династический переворот, убийство Аскольда,

приход к власти династии Рюриковичей

907 — второй договор Руси с Византией

911 — третий договор Руси с Византией

945 — четвертый договор Руси с Византией

945 — административно-финансовая реформа княги­ни Ольги

971 — пятый договор Руси с Византией

978—1015 — княжение Владимира Великого

980—987 — религиозная, административная, военная и су-

дебная реформы Владимира Великого

988 — третье Крещение Руси. Введение христианства

на Руси как государственной религии

10—30-е XI в. — Русская Правда Ярослава Мудрого

50—60-е XI в. — Русская Правда Ярославичей

1113 — Устав Владимира Мономаха

1199 — создание единого Галицко-Волынского княже-

ства 1253 — коронация Даниила Галицкого

1339 — предоставление магдебургского права первому

из украинских городов — Санку

1340 — потеря самостоятельности Галицко-Волынским

княжеством

1385 — Кревская уния между Литвой и Польшей

1413 — Городельская уния

1433 — судебная реформа на украинских землях

1468 — Судебник Казимира Ягелончика

80-е XV в. — возникновение в Украине церковных братств

80-е XV в. — возрождение украинского казачества

1494—1497 — предоставление Киеву магдебургского права

1529 — I Статут Великого княжества Литовского

30-е XVI в. — возникновение Запорожской Сечи

1557 — Устава на волоки

1566 — II Статут Великого княжества Литовского

1569 — Люблинская уния. Создание конфедерации

Речь Посполита

1572 — указ Сигизмунда II о создании реестрового ка-

зачества

1573 — "Артикулы" Генриха Валуа

1578 — универсал Стефана Батория о создании ка-

зачьего войска

1588 — III Статут Великого княжества Литовского

1596 — Берестейская (Брестская) церковная уния. Со-

здание Украинской греко-католической Церкви

1597 — принятие польским сеймом решения о ликви-

дации казачества

1638 — "Ординация Войска Запорожского реестрового"

1648—1657 — гетманство Богдана Хмельницкого

1648—1654 — Освободительная война украинского народа

1649,8 августа — Зборовский мирный договор. Юридическое

признание независимой Украины

1654,8 января — Переяславская рада. Принятие решения о вхож-

дении Украины под протекторат Московского государства

1654, март — Мартовские статьи

1659 — Переяславские статьи

1669 — Глуховские статьи

477 1687 — Коломацкие статьи

1687—1709 — гетманство Ивана Мазепы

1709 — уничтожение Петром I Запорожской Сечи

17Ю — "Пакты и Конституции законов и вольностей

Войска Запорожского" Пилипа Орлика

1722—1727 — I Малороссийская коллегия

1728,22 августа — "Решительные пункты"

1734 — Ликвидация гетманства. Создание "Правления

гетманского уряда"

1743 — "Права, по которым судится малороссийский

народ"

I747 — восстановление гетманства

1750— 1764 — гетманство Кирилла Разумовского

1750—1758 — сборник Ф. Чуйкевича "Суд и расправа в пра-

вах малороссийских"

1764 — сборник В. Кондратьева "Книга Статут и про-

чия права малороссийские"

1764 — II Малороссийская коллегия

1764 — ликвидация гетманства

1767 — "Экстракт малороссийских прав"

I775 — ликвидация Запорожской Сечи

І781 — ликвидация полково-сотенного устройства

в Украине

1783,3 мая — указ Екатерины II о полном закрепощении кре-

стьянства Украины

1807 — "Собрание Малороссийских прав"

1837 — "Свод местных законов западных губерний"

1840—1842 — распространение на Украину Свода Законов

Российской империи

1845 — Уложение о наказаниях уголовных и исправи-

тельных

1861,1 февраля — ликвидация крепостного права в Российской

империи

1863 — Валуевский циркуляр

1864 — Земская реформа 1864 — Судебная реформа

1870 — Городская реформа

1862—1874 — Военная реформа

1876 — Эмскийуказ

1888 — Указ Александра III "О запрете употребления

в официальных учреждениях украинского язы­ка и крещения украинскими именами"

1903 — Уголовное уложение

1905,17 октября — Манифест Николая II" Об усовершенствовании

государственного строя"

1906,23 апреля — Основные законы Российской империи

1906,

27 апреля — 8 июля — I Государственная дума

1907,

20 февраля — 3 июня — II Государственная дума

1907-1912,

1 ноября — 3 июня — III Государственная дума

1910, июнь — закон о праве закрепления земли в частную соб-

ственность и о выходе на хутора и отруба

1912-1917,

1 ноября — 3 июня — IV Государственная дума

1914 — Указ Николая II о запрещении украинской

прессы

1917,27 февраля — Февральская революция в Петрограде 1917,3 марта — образование Украинской Центральной Рады

1917,5—7 апреля — проведение в Киеве Всеукраинского Нацио­нального Конгресса

1917, май—июль — созыв в Киеве всеукраинских съездов: воинско­го, крестьянского, рабочего

1917,10 июня — I Универсал Центральной Рады

1917,28 июня — создание Генерального Секретариата Централь-

ной Рады

1917,3 июля — II Универсал Центральной Рады

1.17,29 июля — утверждение Малой Радой "Устава Генерально-

го Секретариата"

1917,20 ноября — III Универсал Центральной Рады. Провозглаше­ние Украинской Народной Республики

Л І*ЧҐ\ 1917,11—12 декабря — I Всеукраинский съезд Советов в Харькове.

Провозглашение Украинской Советской рес­публики

1917,15 декабря — одобрение Центральной Радой законопроекта о

создании до созыва Учредительного собрания временного Генерального Суда УНР

1917,17 декабря — создание советского правительства Украины —

Народного Секретариата

1918.9 января — ІУУниверсал Центральной Рады. Провозглаше-

ние независимости УНР. Закон УНР про на­ционально-персональную автономию

1918.10 января — обнародование постановления Народного Сек-

ретариата от 4 января 1918 г. "О введении Народ­ного Суда"

1918,23 января — Положение о ревтрибуналах

1918, конец января — Закон УНР о земле

1918,2—4 марта — Закон УНР о гражданстве

1918, начало марта — реформа органов исполнительной власти УНР.

Преобразование Генерального Секретариата

в Раду Министров

1918,12 марта — утверждение Малой Радой государственным

гербом УНР "Владимирова тризуба"

1918,17—19 марта — II Всеукраинский съезд Советов в Екатерино-

славе. Избрание ВУЦИК. "Временное положе­ние о социализации земли"

1918,29 апреля — Утверждение Центральной Радой Конституции

УНР. Избрание М. Грушевского Президентом УНР

1918,29 апреля — государственный переворот в Украине. Переход

власти к Гетману П. Скоропадскому "Грамота ко всему Украинскому народу" и "Законы о вре­менном государственном строе Украины"

1918,1 июля — Закон об украинском гражданстве

1918.8 июля — Закон "О Государственном Сенате". 1918, 24 июля — Закон о всеобщей воинской обязанности.

1918.9 ноября — создание Государственного Секретариата — пер-

вого правительства ЗУНР

1918,13ноября — принятие Украинской Нациошш.иоП 1*нш»й

Временного Основного закона о ни удщн mm ной самостоятельности украинских І?мкн* Г»ын шей Австро-Венгерской монархии

1918,13,14 ноября — создание Директории УНР

1918,16 ноября — "Временный закон об администрации Ійгшлно

украинской Народной Республики"

1918.28 ноября — создание большевиками Временного рмПочг

крестьянского правительств!! Украины

1918, конец ноября — Декрет "Об организации пласти ІІн міч Ійч" Ги

здание ревкомов и комбедов,

1918,3 декабря — Декрет "Об организации Всеукрииникпй Чреп

вычайной Комиссии"

1918,14 декабря — подписание в Фастове Пред вступ ит§лиюг о до­говора между Украинской Национальной Ра­дой и Директорией УНР об объединении

1918,14 декабря — отречение Гетмана П. С коро Інше ко І о от пласти.

Переход власти в Украине к Директории УН Р

1918,27 декабря — положение о Рабоче-крестьянской Красной Ар­мии Украины

1919,11 января — Декрет УССР "О порядке национал иэаци и пред­приятий"

1919,22января — Декрет УССР "О национализации банков"

1919,22 января — Акт соборности (злуки) Украины. Воссоедине­ние западных и восточных украинских земель

1919.29 января — преобразование Временного рабоче-крестьян-

ского правительства Украины в Совет Народных Комиссаров

1919, февраль — Декреты УССР "Об организации отделов запи-

сей актов гражданского состояния", "О граж­данском браке и о ведении книг актов граждан­ского состояния", "О разводе"

1919,8 февраля — постановление Совнаркома УССР "Об органи­зации местных органов Советской власти и по­рядке управления"

1919.19 февраля — Декрет Совнаркома УССР о суде

1919.20 февраля — "Временное положение о народных судах и ре-

волюционных трибуналах УССР"

481 1919, март — Декрет УССР "Об аннулировании наследова-

ния"

1919,10 марта — принятие Конституции УССР

1919,16 апреля — Декрет " О создании Верховного Кассационно­го Суда"

1919,26 мая — Декрет "О социалистическом землеустройстве и

о переходных мероприятиях к социалистичес­кому землепользованию"

1919,30 мая — "Положение о Всеукраинской и местных чрез-

вычайных комиссиях"

1919.3 июня — Инструкция Наркомата УССР " О судопроизвод-

стве"

Конец 1919 —

начало 1920 — восстановление советской власти в Украине

1920, 5 февраля — Закон о земле

1920,21—23 апреля — Варшавский договор между УНР и Польшей

1920.4 августа — введение в действие на территории Украины

"Руководящих начал по уголовному праву РСФСР"

1920,26 октября — Положение Совнаркома УССР о народном суде

1921,18 марта — Рижский договор между Польшей и советской

Россией

.921,27 марта — Постановление ВУЦИК "О замене продоволь-

ственной разверстки натуральным налогом"

1922, март — аннулирование Украинской чрезвычайной ко-

миссии по борьбе с контрреволюцией, спекуля­цией и служебными преступлениями. Создание при НКВД Государственного Политического Управления

1922.28 июня — Положение о прокурорском надзоре 1922,2 октября — Положение об адвокатуре

1922,16 декабря — Положение о судебном устройстве УССР

1922.30 декабря — I Всесоюзный съезд Советов в Москве. Образо-

вание Союза ССР

1922—1927 — Всеобщая кодификация права

1924,31 января — утверждение II съездом Советов Союза ССР Ос-

новного Закона (Конституции) СССР

1924,13августа — Положение о Госудйршнчшом Мммши^* HIM

Управлении УССР

1924,12 октября — Постановление ВУЦИК "(Ниишннн Анншнм

ной Молдавской ССР" 1925, май — Постановление IX Вееуіфнмні мит ммлні игн

тов об изменен и и Конституции УССр

1925, июнь — административно-тірриторИіЛііНій рфпрм.І

в Украине

1925,16 ноября - Декрет ВУЦИК и Сошнврмомі VCCF "О міми

тетах незаможных креетыш УССР"

1928,4июля — Положение огосударстііННЩМрММІШііШШн

трестах УССР

1929, январь - Конгресс ОУН, одобрениї ШИ и и І

бранне РУКОВОДСТВА ОУН

1929,7—15 мая — принятие новой Конституции ViflP

1930,2августа — Постановление ВУЦИК И CilHIfiiMl УСХТ

"О ликвидации округов и ЩМММИ N Дйрету пенчатой системе упраміниг*

1932, февраль - Постановление ВУЦИК в И Ірілсту

пенчатой администрІтиІНвИІррИ?ірИіЛІ*ной системе управления; район *• tKlltf I — и§нтр

1932, май — ликвидация межрайонных («УДОЙ И ШйПНИІІІ и иг

новой судебной системы! НМЭМНШЙ Ш — оО ластной суд — Верховный СуІ УССР

1932,7 августа — Закон УССР "Об охране ИМУІІШШ ГШШрешн

ных предприятий, колхоі§і И ИШйпІрИинн 11 укреплении общественной (еоцИМИвТИЧіеІшй) собственности"

1933 — создание Прокуратуры СССР МКЦМШТШтель

ного органа

1934,1 декабря — Постановление ЦИК СССР "Of ИіКЛИІчиІглІ.

ном порядке судопроиэводе?II П§І«ШМ п тер рористических актах"

1937,25—30 января — утверждение новой Конституции УССР

1939,15 марта — провозглашение независимости Кй|»ІІи 11 кой

Украины

1939,23 августа — Советско-немецкий пакт о ненйПШНИН 1939,Д сентября — начало Второй мировой войны

•\н \ 1939.28 сентября — Советско-немецкий договор о дружбе и гра-

ницах

1939,26—28 октября — провозглашение Народным собранием Запад­ной Украины во Львове установления советской власти на всей территории Западной Украины

1939,1 ноября — Закон о включении Западной Украины в состав

СССР

1940.2 августа — включение Бессарабии и Северной Буковины в

состав СССР

1941,30 июня — создание Государственного Комитета Обороны

(ГКО) СССР

1941,6 июля — Указ "Об ответственности за распространение в

военное время ложных слухов, вызывающих па­нику среди населения"

1942,14 октября — создание ОУН Украинской повстанческой ар­мии (УПА)

1944, июль — избрание ОУН—УПА Украинской Головной

Освободительной Рады

1944,8 сентября —

28 октября — освобождение Закарпатской Украины

1944, 26 ноября — Первый съезд делегатов Народных комитетов

Закарпатской Украины.

1945,26 июня — принятие Украины в члены ООН

1945.29 июня — официальное соглашение между СССР и Чехо-

словакией о воссоединении Закарпатской Украины с УССР

1946, март — переименование Совнаркома УССР в Совет Ми-

нистров УССР

1953,5 марта — смерть И. Сталина

1953, осень — ликвидация трибуналов войск МВД, "особых

совещаний"

1954,19 февраля — Указ Президиума Верховного Совета СССР о пе­редаче Крыма Украине

1955,24 мая — Положение о прокурорском надзоре в СССР

1956,14—25 февраля — XX съезд КПСС. Начало "хрущевской оттепели"

1956.30 июня — Постановление ЦК КПСС "О преодолении

культа личности и его последствий"

1958,25 декабря — Основы уголовного судопроизводства Союза

ССР и союзных республик

1959—1964 — кодификация общесоюзного и республикан-

ского законодательства

1960,30 июня — Закон УССР о судоустройстве

1960,28 декабря — Уголовно-процессуальный кодекс УССР 1961,8 декабря — Основы гражданского судопроизводства Союза

ССР и союзных республик

1963, июль — Гражданско-процессуальный кодекс УССР

1969,20 июня — Кодекс УССР о браке и семье

1969,11 июля — Основы исправительно-трудового законода-

тельства Союза ССР и союзных республик

1969,13 декабря — Основы земельного законодательства Союза

ССР и союзных республик

1970.8 июля — Земельный кодекс УССР

1970,15 июля — Основы законодательства Союза ССР и союзных

республик о труде

1970,23 декабря — Исправительно-трудовой кодекс УССР 1971,10 декабря — Кодекс законов о труде УССР

1972.9 июня — Водный кодекс УССР

1972,9 июля — Основы законодательства Союза ССР и союзных

республик о недрах

1978,19—20 апреля — принятие новой Конституции УССР

1980,13 октября — Основы законодательства Союза ССР и союзных

республик об административных правонаруше­ниях

1983,30 июня — Жилищный кодекс УССР

1987,30 июня — Закон СССР о государственном предприятии

(объединении)

1989,20 июня — Закон "О статусе судей в СССР"

1989,28 октября — Закон УССР "О языках в Украинской ССР"

1989,13 ноября — Основы законодательства Союза ССР и союзных

республик о судоустройстве

1990,28 февраля — Основы законодательства Союза СС Р и сокмн ы х

республик о земле

1990,15 марта — избрание М. Горбачева Президентом СССР

4XS 1990,9 апреля — Закон СССР "Об общих началах местного само-

управления и местного хозяйства в СССР"

1990,16 июля — Декларация о государственном суверенитете

Украины

1990,3 августа — Закон УССР "Об экономической самостоятель-

ности Украинской ССР"

1990,7 декабря — Закон ¥ССР " О местных Советах народных де­путатов Украинской ССР и местном самоуправ­лении"

1990,20 декабря — Закон УССР "О милиции"

.991,7 февраля — Законы УССР "О собственности", "О предпри-

нимательстве"

1991.1 марта — Законы УССР "О занятости населения", "Об ос-

новах социальной защищенности инвалидов в Украине"

1991,20 марта - Закон УССР "О Кабинете Министров УССР"

1991,27 марта — Закон УССР "О предприятиях в УССР"

1991, май — Основы гражданского законодательства Союза

ССР и союзных республик

1991, май—июль — реформирование структуры высшей законода-

тельной власти в Украине. Введение поста Пре­зидента

1.91,2 июля — Основы уголовного законодательства Союза

ССР и союзных республик

1991.3 июля — Закон Украины "О Всеукраинском и местных

референдумах"

1991,24 августа — принятие Верховной Радой Акта провозглаше­ния независимости Украины

1991.8 октября — Закон о гражданстве Украины

1991,5 ноября — Закон Украины о социальном обеспечении

1991,1 Декабря — проведение референдума о независимости

Украины и выборы Президента Украины

1991,7—8 декабря — образование Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ). Юридическое оформление распа­да ССР

1992, апрель — одобрение Верховной Радой Украины Концеп-

ции судебно-правовой реформы

1995.8 июня — подписание Президентом Украины Л. Кучмой

и Председателем Верховной Рады А. Морозом Конституционного договора

1996,28 июня — принятие Верховной Радой новой Конституции

Украины

1998.29 марта — выборы в Верховную Раду Украины

.999,9 апреля — Закон Украины "О местных государственных ад-

министрацияТ' 1999,14 ноября — избрание Президентом Украины на второй срок

Л. Кучмы 2000,22 апреля — отмена Верховной Радой смертной казни

Date: 2015-08-24; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию