Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов 5 page





Ликвидация Украинской греко-католической церкви (УГКЩ Репрессии относительно украинцев продолжались и на территории Украины. Оче­редным антинародным шагом сталинского режима стало уничтожение Украинской греко-католической церкви, национальной церкви Западной Украины. До прихода большевиков УТКЦ имела 3040 приходов, 4440 цер­квей, Духовную академию, 5 духовных семинарий, 127 монастырей. Цер­ковь возглавлял митрополит, которому подчинялись 10 епископов и 2950 священников.

Весной 1945 г. началась одобренная лично Сталиным бешеная пропа­гандистская кампания по дискредитации УГКЦ как " врага народа", "слуги Ватикана", орудия "украинского буржуазного национализма". УГКЦ об­виняли в сотрудничестве с нацистами. В мае 1945 г, под контролем орга­нов безопасности была сформирована инициативная группа, которая дол­жна была агитировать за разрыв унии с Ватиканом и подготовить условия для "самоликвидации" УГКЦ.

8—10 марта 1946 г. состоялся Львовский собор, где под давлением НКВД была отменена Брестская уния 1596 г. и провозглашено "воссоединение УГКЦ с православием и возврат назад в материнскую русскую церковь".

Греко-католическая церковь официально прекратила свое существо­вание. В1949 г. была ликвидирована греко-католическая церковь в Закар­патье. 1400 священников и 800 монахов, которые не признали решения Львовского собора, были сосланы в Сибирь, 200 — расстреляны. Послед­ствием этих мероприятий стало более враждебное отношение к советской власти значительной части населения, которое еще активнее стало под­держивать борьбу УПА и ОУН против сталинского режима.

Вооруженное сопротивление отрядов УПА и подполья ОУН. Во второй половине 1945— 1946 гг. борьба украинских повстанцев с советскими орга­нами государственной безопасности и внутренних дел, войсками и кара­тельными батальонами усиливается. С целью запугивания населения со­ветская власть начала массовые репрессии и депортации в районах деятель­ности УПА. Чтобы дискредитировать патриотов, создавали специальные отряды, которые переодевались в форму УПА и грабили, насиловали и уничтожали украинских крестьян. Повстанцы вынуждены были на террор отвечать террором. Уничтожали всех, кто сотрудничал с советской властью. Фактически в Западной Украине шла гражданская война, которая привела к многочисленным неоправданным жертвам среди украинского народа.

С весны 1947 г. ОУН и УПА переходят к глубокой подпольной борьбе. В 1948 г. была проведена очередная реорганизация УПА. Были созданы самостоятельные отделы (боевки) численностью по 10—15 бойцов. Вооружейные акции не прекратились, однако их количество значительно уменьшилось. Если в 1947 г. их было 2068 и уничтожено 4404 чел., то в 1948 г. — 1387 и уничтожено 910 чел.

В конце 40-х годов условия борьбы ОУН—УПА осложнились. Сталин­ская карательно-репрессивная машина наращивала обороты. Повстанцы несли огромные потери. 5 марта 1950 г. в одной из стычек погиб команду­ющий УПА Роман Шухевич. В июне 1950 г. конференция ОУН приняла решение о децентрализации УПА и передислокации на Запад, где впо­следствии были созданы иностранные части ОУН. И хотя отдельные от­ряды повстанцев продолжали сопротивление даже до середины 50-х го­дов, ОУН и УПА прекратили свое существование в Украине как массовые организации. Их силы были подорваны давлением советской каратель­ной машины и неверием местного населения в возможность воплощения при таких условиях идеи создания независимого Украинского государства.

Идеологическая реакция. Ухудшение социально-экономической ситуа­ции, голод 1946—1947 гг. привели, как это уже бывало ранее, к политико-идеологическому давлению. Для укрепления руководства в Украину из Москвы был командирован Л. Каганович. В марте 1947 г. он был утверж­ден первым секретарем ЦК КП(б)У. Как и в 30-е годы, Каганович все беды в Украине свел к националистическим проявлениям.

7 октября 1947 г. политбюро ЦК КП(б)У издало постановление "О про­верке выполнения Союзом писателей Украины постановления ЦК ВКП(б) о журнале "Звезда" и "Ленинград". Началась оголтелая кампания против украинских деятелей литературы, искусства, науки. В августе 1947 г. ЦК КП (б)У принимает постановление "О политических ошибках и неудов­летворительной работе Института истории Украины Академии УССР". Острой критике подвергались работы М. Петровского, К. Гуслистого, М. Супруненко и др. В последующие годы в украинском национализме были обвинены мастера кино, писатели, поэты. Всяческие проявления верности традициям украинского народа и патриотизма подводились под национализм. В июле 1951 г. сокрушительной критике подверглось сти­хотворение В. Сосюры "Любіть Україну".

За период с 1946 по 1951 г. было принято 13 партийных постановле­ний, направленных на борьбу с украинским буржуазным национализмом.

В послевоенные годы по Украине прокатились все идеологические кампании, разработанные в Москве: "ждановщина", "лысенковщина", "борьба с космополитизмом", антиеврейская кампания.

5 марта 1953 г. вакханалию тоталитарного режима прекратила смерть Сталина. Борьба за власть, которая развернулась в кремлевской верхуш­ке, привела на олимп власти Н. Хрущева, которого в сентябре 1953 г. из­брали первым секретарем ЦК КПСС.

"Оттепель**. Процесс десталинизации начался летом 1953 г. В июне произошла смена первого секретаря ЦК КПУ. Руководителем республиканской партийной организации был избран украинец А. Кириченко. Высокие правительственные должности впервые заняли общественно-политические деятели украинской национальности.

Важным шагом десталинизации стал XX съезд КПСС, который состо­ялся в 1956 г. На закрытом заседании с докладом о культе личности высту­пил Н. Хрущев. Критика режима личной власти Сталина положительно повлияла на политическую и морально-психологическую атмосферу в стране. После съезда началось болезненное выздоровление безнадежно, на первый взгляд, больного общества. Этот период, по точному определе­нию И. Эренбурга, получил название "хрущевская оттепель".

В июле 1956 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС "О пре­одолении культа личности и его последствий". Составной частью деста­линизации были реабилитация жертв сталинского террора, ликвидация внеконституционных карательных органов, восстановление законности.

Однако коллективное руководство, которое пришло к власти, вскоре утратило свою целостность и фактически раскололось. Сторонникам Н. Хрущева удалось одержать верх. В июне 1957 г. группа В. Молотова, Г. Маленкова, Л. Кагановича, Д. Щепилова была обвинена в антипартий­ной деятельности и попытке захватить власть. Особо остро критика ста­линизма прозвучала на XXII съезде КПСС, где речь шла не только о пре­ступлениях Сталина, но и о преступлениях его активных помощников, в том.числе Л. Кагановича. Впервые общественность услышала правду о преступной деятельности Л. Кагановича в Украине.

Политика десталинизации придала новый импульс развитию эконо­мики. Если в промышленности дела наладились, то сельское хозяйство, как и раньше, находилось в критическом положении. Поэтому первые мероприятия нового руководства, направленные на подъем экономики, касались прежде всего сельского хозяйства. Среди первоочередных мер следует назвать: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, аннулирование задолженности колхозов перед государством за предыдущие годы, уменьшение размеров налогообложения колхозни­ков и др. В 1954 г. началось освоение целинных земель Казахстана, Сиби­ри, Урала, Северного Кавказа, активное участие в котором принимала украинская молодежь. На реализацию зерновой проблемы было направ­лено решение об увеличении посевов кукурузы, которые уже в 1957 г. за­нимали 20% всей посевной площади Украины. На первых порах это ре­шило проблему кормов для животноводства, но существенно сократило посевы пшеницы. В 1958 г. были ликвидированы машинно-тракторные станции (МТС), а сельскохозяйственная техника продана колхозам.

Новое руководство СССР не было последовательным в реформирова­нии сельского хозяйства. Как только экономика села несколько укрепи­лась, снова появились ограничения для личных хозяйств колхозников. В1955 г. был установлен налог с граждан, которые держали скот в городах.

В 1954—1964 гг. поголовье крупного рогатого скота в подсобных хозяй­ствах граждан в Украине сократилось на 14,4%.

Ощутимыми были реформы в промышленности. Их начало ознаме­новалось децентрализацией управления народным хозяйством. В апреле 1953 г. Президиум Верховного Совета СССР принял решение об умень­шении количества союзных (с 30 до 20) и союзно-республиканских (с 21 до 13) министерств. Это значительно расширило экономическую само­стоятельность союзных республик. Доля республиканской промышлен­ности Украины возросла с 36 до 76%.

Весной 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон о советах народно­го хозяйства. Система отраслевого, вертикального управления была заме­нена системой совнархозов, которые осуществляли территориальное управ­ление всеми отраслями народного хозяйства в соответствующих админист­ративных экономических районах. В Украине было создано 11 совнархозов (в 1960 г. еще три). По этой реформе было ликвидировано 10 союзных и 15 союзно-республиканских министерств. Отныне почти вся промышленность республики находилась в подчинении Совета Министров УССР. Однако новая система управления породила такую проблему, как "местничество'*, при котором местные органы управления начали ставить свои интересы выше республиканских. 26 декабря 1962 г. был принят указ Президиума Вер­ховного Совета УССР об укрупнении совнархозов: вместо 14 в Украине было создано 7 экономических районов (Донецкий, Киевский, Львовский, По­дольский, Приднепровский, Харьковский и Черноморский).

В этом же году руководство сельскохозяйственным сектором эконо­мики было также перестроено по территориальному принципу. Однако если реформирование промышленности обусловило ряд положительных процессов, то реорганизация руководства сельским хозяйством заверши­лась провалом. В'1963 г. по сравнению с 1958 г. продукция земледелия со­ставляла только 86%, животноводства — 93%.

Определенные шаги сделало государство в решении ряда социальных проблем. Был сокращен рабочий день, снижены налоги, повышены пен­сии и заработная плата, ликвидированы государственные займы. В зна­чительной степени удалось снять жилищную проблему. Улучшилось и по­ложение крестьянства: была ликвидирована натуроплата, впервые сель­ские жители получили паспорта.

Десталинизация способствовала и национальному возрождению в Украине. У населения возрос интерес к истории своего народа, украин­скому языку и литературе. Началось издание "Украинского историческо­го журнала" и первой "Украинской Советской Энциклопедии". На раз­витие украинской культуры значительное влияние оказало новое поколе­ние творческой молодежи, которое получило название "шестидесятники". Среди них были Л. Костенко, В. Симоненко, И. Драч, В. Стус, И. Дзюба, В. Черновил и др.

407 Однако в своей основе тоталитарный режим правления не был ликви­дирован. К концу 1962 г. началось наступление на "шестидесятников", возобновилась русификация украинской школы. Составной частью идео­логизации общества стала антицерковная кампания. Если в 1958 г. в Украи­не насчитывалось 32 монастыря, то в середине 60-х годов их осталось толь­ко 9. Большой размах приобрела кампания против церкви: в 1960 г. было закрыто 747, в 1961 г. — 997, в 1962 г. — 1144 церкви и молитвенных дома. Геноцид против верующих, который был начат в 30-е годы, был завершен в 60-е.

В начале 60-х годов в Украине, как и в целом в СССР, наблюдается обо­стрение кризисных явлений во всех сферах экономики. Просчеты в аг­рарной политике обострили продовольственную проблему. Значительно уменьшилось производство хлеба, мяса, молока, сливочного масла. Нача­лось сокращение темпов развития промышленности.

Все это неизбежно вело к восстановлению командно-административ­ной системы управления. Н. Хрущев восстановил практику единоличного руководства, перестал считаться даже с мнением членов Президиума ЦК КПСС. Наверное, поэтому так легко удалось осуществить кремлевский переворот. В октябре 1964 г. Н. Хрущев, который разорвал все отношения с партийно-государственной бюрократией, в результате заговора был устра­нен с должности первого секретаря ЦК КПСС. К власти пришла консерва­тивная часть партийной верхушки во главе с Л. Брежневым. На смену "хру­щевской оттепели" пришел брежневско-сусловский неототалитаризм.

17.2. Государственный строй

Тоталитарный режим не изменил своей сущности и в послевоенные годы. Однако переход к мирной жизни нуждался в определенной реорга­низации конституционных органов власти и управлении.

Высшие органы власти и управления. Высшим органом власти республи­ки оставался Верховный Совет УССР, первые послевоенные выборы в ко­торый состоялись в феврале 1947 г. Как и раньше, выборы оставались фик­цией, на одно депутатское место баллотировался только один кандидат. Был повышен возрастной ценз для избрания в Верховный Совет Украи­ны —до 21 года. В ноябре 1949 г. утверждены герб, гимн и флаг Украинской ССР. Однако самостоятельности или независимости Украине это не дало.

В годы десталинизации принимаются меры к увеличению в Верховном Совете УССР представительства рабочих и украинцев. 11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон о расширении компетенции союз­ных республик. Верховный Совет УССР получил право самостоятельно решать ряд важных вопросов экономического характера. В 1959г. Верхов­ный Совет УССР принял Закон о порядке отзыва депутатов Верховного Совета и местных советов, которые не оправдали доверия избирателей. В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а наркоматы — в министерства. Аналогичные преобразования произошли и в союзных республиках. Совет Министров УССР стал высшим распоря­дительным и исполнительным органом республики. Для первых после­военных лет характерным было сочетание должностей первого секретаря партии и председателя правительства, что является характерным для то­талитарного режима.

В годы десталинизации повысилась роль Совета Министров УССР как органа центрального управления, министерств — как органов отраслевого управления. Последние были подвергнуты значительной реорганизации.

Переход Крыма к Украине. В 1954 г праздновалось 300-летие воссоеди­нения Украины с Россией. В связи с юбилеем ЦК КПСС утвердил "Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654—1954 гг.)". Этот партийный документ давал официальную концепцию исторического раз­вития Украины. Главными положениями его были следующие: "древнерус­ская народность создала Киевскую Русь"; "древнерусская народность — колыбель трех братских народов"; "Переяславская Рада — акт воссоедине­ния Украины с Россией" и т. д. Киевская Русь в "Тезисах" рассматривалось как общее государство русских, белорусов и украинцев, существование ка­зацкого Украинского государства вообще не признавалось, борьба украин­ского народа за восстановление государственности называлась контр­революцией, а выдающиеся украинские государственные деятели — М. Грушевский, В. Винниченко, С. Петлюра — агентами империализма. В связи с 300-летием воссоединения Президиум Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 г. издал указ "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР". 26 апреля 1954 г. был принят закон "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР". Передача обосно­вывалась общностью экономики, территориальной близостью и тесными хозяйственными и культурными связями, которые всегда существовали между Украиной и Крымом.

За свою историю Крым не раз менял хозяев. Сначала его колонизиро­вали греки, затем в XIII в. здесь осели татары. Были здесь и дружины ки­евских князей, и отряды запорожских казаков. В апреле 1783 г. Крым был присоединен к Российской империи. Была образована Таврийская об­ласть (впоследствии губерния), в состав которой входили три уезда юж­ноукраинских степей. В ноябре 1917 г. Центральная Рада провозгласила Крым частью УН Р. В 1918 г. в Крыму была образована Советская Социа­листическая Республика Таврида, в октябре 1921 п — Крымская АССР в составе РСФСР. В мае 1944 г. был осуществлен геноцид против крымских татар, они насильно были отправлены в спецпоселения с запретом воз­вращаться в Крым. Летом 1945 г. автономия Крыма была отменена, и он стал обычной областью РСФСР. В феврале 1954 г. эта область была пере­дана в состав УССР.

Местные органы власти и управления. В первый послевоенный год вос­становили свою деятельность местные советы депутатов трудящихся, вы­боры в которые состоялись 21 декабря 1947 г. Как и раньше, местные сове­ты оставались слепыми исполнителями воли партийных органов.

В годы десталинизации наметилась определенная демократизация дея­тельности советов. Однако "разрешение" на демократизацию давала партия. 22 января 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС "Об улуч­шении деятельности Советов депутатов трудящихся и укреплении их свя­зей с массами", которое было направлено на укрепление самостоятельно­сти, деловой активности советов, расширение их прав в хозяйственной сфере и др. Правовое положение местных советов в новых условиях регла­ментировали принятые 31 мая 1957 г. Президиумом Верховного Совета УССР положения об областных, районных, городских и районных в горо­дах, поселковых и сельских советах депутатов трудящихся УССР. В них четко определялось правовое положение каждого звена советов в системе местных органов государственной власти, их роль в выполнении задач го­сударственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Главной формой деятельности советов были сессии. Сессии сельских, поселковых, городских и районных советов созывались не менее шести раз в год, сессии областных и городских советов (в городах с районным делением) — не менее четырех раз в год.

Положения расширяли компетенцию исполкомов местных советов в решении ряда вопросов местной жизни.

Одновременно с положениями о местных советах было принято "По­ложение о постоянных комиссиях местных Советов депутатов трудящих­ся УССР", которое значительно повысило роль постоянных комиссий в местном управлении. Работе по усовершенствованию деятельности мест­ных советов был нанесен вред решением, принятым в декабре 1962 г., о разделении областных советов по производственному признаку на сель­ские и промышленные.

 

17.3. Правоохранительные органы

В сентябре 1945 г. была восстановлена в полном объеме деятельность гражданских судов всех инстанций.

10 октября 1948 г. принимается Положение о выборах народных судей. Отныне они должны были избираться гражданами на три года. Согласно Положению возрастной ценз для кандидатов в народные судьи и народ­ные заседатели был повышен до 27 лет.

На улучшение деятельности народных судов было направлено Поло­жение о дисциплинарной ответственности судей от 15 июля 1948 г. До этого дисциплинарные взыскания на судей возлагались в административном порядке (их налагали министр, начальники областных управлений юстиции и председатели областных и краевых судов). В соответствии с новым Положением в УССР создавались специальные коллегии по дисципли­нарным делам при областных и Верховном судах из членов соответствую­щих судов. Эти коллегии получали право налагать взыскания на судей. Общее руководство судебной системой, как и раньше, осуществлял Мин­юст УССР.

Сразу после смерти Сталина были ликвидированы инструменты мас­сового террора и репрессий — военные трибуналы войск МВД и Особое совещание МВД, которые имели право применять в административном порядке высылку, ссылку и заключение. В феврале 1957 г. были ликвиди­рованы транспортные суды.

В мае 1956 г. принимается ряд актов, направленных на расширение прав областных судов и Верховного суда УССР. Были созданы президиумы об­ластных судов и Президиум Верховного Суда республики. Эта реформа сделала ненужной деятельность Минюста СССР, и Минюст УССР стал со­юзно-республиканским органом. В связи с этим отменяются областные отделы юстиции.

Областные суды получили право осуществлять контроль за всей дея­тельностью народных судов. На них возлагалось также руководство нота­риальными конторами. 12 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР при­нял новое Положение о Верховном Суде СССР, согласно которому Верхов­ный Суд получил право законодательной инициативы. Он получил право надзора за судебной деятельностью судебных органов Союза ССР, а также судебных органов союзных республик. Положение определило, что в со­став Верховного Суда СССР входят пленум Верховного Суда, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия.

Реорганизация судебной системы в Украине была завершена приня­тием 25 декабря 1958 г Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и Закона о судоустройстве УССР от 30 июня 1960 г. Эти акты внесли принципиальные изменения в построение систе­мы народных судов. Вместо участковых народных судов вводился единый народный суд района или города, который теперь избирался на 5 лет. На­родные заседатели выбирались на два года на общем собрании рабочих и служащих.

На укрепление правового положения прокуратуры было направлено Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г. В отличие от Положения 1933 г. новое Положение четко определило задачи, права и обязанности, формы и методы деятельности прокуроров. По Положению органы прокуратуры на местах должны были осуществлять надзор за за­конностью независимо от влияния местных органов власти.

Однако в практической деятельности органы власти и партийные органы очень часто использовали "телефонное право", что сводило на нет декларированную независимость прокурорских органов от горизон­тальной власти.

Первые годы десталинизации характеризовались реорганизацией ор­ганов государственной безопасности и внутренних дел.

В 1953 г. Министерство государственной безопасности и Министер­ство внутренних дел были, как и в 30-е годы, снова объединены в одно министерство. Но после ареста Л. Берии органы государственной безо­пасности снова выделяются. При Совете Министров СССР был создан Комитет государственной безопасности СССР.

В 1960 г. ликвидируется Министерство внутренних дел СССР и руко­водство органами внутренних дел полностью передается министерствам внутренних дел союзных республик. 5 сентября 1962 г. они были переиме­нованы в министерства охраны общественного порядка, но ненадолго: в 1966 г. им было возвращено прежнее название. Местные органы внутрен­них дел были переданы в подчинение советам и их исполкомам. Таким образом, на местах восстанавливался принцип двойного подчинения ор­ганов внутренних дел.

Реорганизация органов внутренних дел была завершена принятием в 1962 г. Положения о милиции.

Значительную помощь правоохранительным органам оказывали орга­ны общественной самодеятельности — товарищеские суды и народные дружины. В 1961 г. принимается Положение о товарищеских судах. Дея­тельность народных дружин регламентировалась постановлением Совета Министров УССР "Обучастии трудящихся в охране общественного порядка в стране" от 2 марта 1959 г.

17.4. Правовая система

Командно-административная система с ее жесткой централизацией довольно быстро перевела правовую систему на рельсы мирного времени. В первые послевоенные годы сохраняется тенденция приоритета союзно­го законодательства, а во многих случаях союзные законы принимаются как законы прямого действия. Нормой правотворчества стало принятие совместных с партийными органами нормативных актов в наиболее важ­ных сферах общественной жизни. Продолжается усиление праворегули-рующей роли высших органов партии.

11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР перераспределил компетен­цию в сфере законодательства между Союзом ССР и союзными республи­ками. В ведении Союза ССР сохранялось право установления основ зако­нодательства в судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского и уголовного законодательства, а в ведение союзных республик передава­лось принятие законов об устройстве судов, гражданских, уголовных и процессуальных кодексов.

Принятие данного решения фактически означало новый этап коди­фикации общесоюзного и республиканского законодательства, основой которой стал принцип органического единства в развитии союзной и рес­публиканской государственности, поскольку область законодательной де­ятельности является одной из наиболее характерных областей деятельно­сти государства. Эта положительная черта кодификации стала одновре­менно и негативной. Вся кодификационная самостоятельность респуб­лик сводилась к выработке таких кодексов, которые бы строго отвечали содержанию общесоюзных основ,

Гражданское право. Переход к мирному строительству нуждался в вос­становлении и развитии гражданского оборота. 14 декабря 1947 г. прини­мается постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о денежной реформе, которое отменило карточную систему. Была ликвидирована ком­мерческая торговля и вводилась продажа товаров по единым государствен­ным ценам. Однако зга реформа обесценила трудовые сбережения граж­дан, поскольку розничные цены увеличились почти втрое.

Серьезные изменения произошли в жилищном праве. С целью ускоре­ния восстановления жилищного фонда Президиум Верховного Совета СССР 26 августа 1948 г. издал указ "Оправе граждан на покупку и строитель­ство индивндуліьньіх жилых домов". В соответствии с указом каждый граж­данин мог купить или построить в городе или за его пределами на праве личной собственности одно- или двухэтажный дом не больше чем из пяти комнат. Земля под застройку отводилась в бессрочное пользование.

Неоднозначной была жилищная политика государства в годы деста­линизации. С одной стороны, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1953 г. отменил административное выселение из домов го­сударственных предприятий, учреждений и организаций рабочих и слу­жащих, которые прекратили с ними трудовые отношения, и вводил су­дебный порядок выселения. С другой стороны, ограничивается право лич­ной собственности на жилье. В соответствии с Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 18 июня 1958 г. общая жилая площадь в домах, которые строят граждане на правах личной собственности, не может пре­вышать, как правило, 60кв.м.

С расширением прав союзных республик увеличивается количество объектов права государственной собственности. Часть фонда этой соб­ственности направлялась наусияение колхозов, С целью сближения госу­дарственной и кооперативной собственности МТС были ликвидированы, а их техника вводилась в гражданский оборот. Колхозы приобрели право покупать сельскохозяйственную технику.

Была введена новая форма социалистической собственности — соб­ственность общественных организаций.

Развитие имущественных и связанных с ними личных неимуществен­ных отношений, которые регулировались отдельными нормативными

413 актами, требовало обобщения этих актов, приведения их в систему. После принятия Закона от 11 февраля 1957 г., в соответствии с которым издание Гражданского кодекса было отнесено к компетенции союзных республик, в Украине приступили к подготовке кодификации гражданского законо­дательства.

18 июня 1963 г. Гражданский кодекс УССР был утвержден Верховным Советом УССР. Он состоял из восьми разделов: общие положения; право собственности; обязательственное право; авторское право; право на от­крытие; изобретательское право; наследственное право; правоспособность иностранцев и лиц без гражданства, применение гражданских законов иностранных государств, международных договоров и соглашений.

Семейное право. В1953 г. был ликвидирован запрет браков между граж­данами СССР и иностранцами. В этом же году Президиум Верховного Совета УССР внес изменения в Кодекс законов о семье, браке, опеке и актах гражданского состояния УССР, которые предусматривали обязан­ность родителей содержать своих детей до достижения ими совершен­нолетия.

Трудовое право. Переход к мирному труду позволил отказаться от ме­тодов трудового регулирования, характерных для военного времени.

Прежде всего были ликвидированы трудовые мобилизации и возоб­новлена система организованного набора рабочей силы на основе догово­ров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками. Постанов­ление Совета Министров УССР от 21 августа 1948 г. рекомендовало заклю­чать трудовые договоры на срок не менее двух лет. Еще раньше, 4 февраля 1947 г., Совет Министров УССР принял постановление о возобновлении коллективных договоров между администрацией предприятия и комите­тами профсоюзов.

Уголовная ответственность за самовольный уход с предприятий и из учреждений, а также за прогулы без уважительной причины была отмене­на только 23 апреля 1956 г.

Постепенно возобновлялись довоенные нормы, которые регулирова­ли рабочее время. Были отменены ежедневные трехчасовые сверхурочные работы. С 30 июня 1945 г. восстанавливаются очередные и дополнитель­ные отпуска, начинается выдача денежной компенсации за отпуска, ко­торые не были использованы в войну.

В годы десталинизации происходит дальнейшая демократизациятру­дового права. С1957 г. было восстановлено право рабочих по собственно­му желанию прекращать работу, предупредив об этом администрацию за две недели до указанного ими срока ухода с работы.

13 декабря 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "Об усилении охраны труда подростков". Согласно указу запрещалось прини­мать на работу подростков, которым не исполнилось 16 лет. Соответству­ющие изменения были внесены в Кодекс законов о труде УССР.

Date: 2015-08-24; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию