Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов 5 page
Ликвидация Украинской греко-католической церкви (УГКЩ Репрессии относительно украинцев продолжались и на территории Украины. Очередным антинародным шагом сталинского режима стало уничтожение Украинской греко-католической церкви, национальной церкви Западной Украины. До прихода большевиков УТКЦ имела 3040 приходов, 4440 церквей, Духовную академию, 5 духовных семинарий, 127 монастырей. Церковь возглавлял митрополит, которому подчинялись 10 епископов и 2950 священников. Весной 1945 г. началась одобренная лично Сталиным бешеная пропагандистская кампания по дискредитации УГКЦ как " врага народа", "слуги Ватикана", орудия "украинского буржуазного национализма". УГКЦ обвиняли в сотрудничестве с нацистами. В мае 1945 г, под контролем органов безопасности была сформирована инициативная группа, которая должна была агитировать за разрыв унии с Ватиканом и подготовить условия для "самоликвидации" УГКЦ. 8—10 марта 1946 г. состоялся Львовский собор, где под давлением НКВД была отменена Брестская уния 1596 г. и провозглашено "воссоединение УГКЦ с православием и возврат назад в материнскую русскую церковь". Греко-католическая церковь официально прекратила свое существование. В1949 г. была ликвидирована греко-католическая церковь в Закарпатье. 1400 священников и 800 монахов, которые не признали решения Львовского собора, были сосланы в Сибирь, 200 — расстреляны. Последствием этих мероприятий стало более враждебное отношение к советской власти значительной части населения, которое еще активнее стало поддерживать борьбу УПА и ОУН против сталинского режима. Вооруженное сопротивление отрядов УПА и подполья ОУН. Во второй половине 1945— 1946 гг. борьба украинских повстанцев с советскими органами государственной безопасности и внутренних дел, войсками и карательными батальонами усиливается. С целью запугивания населения советская власть начала массовые репрессии и депортации в районах деятельности УПА. Чтобы дискредитировать патриотов, создавали специальные отряды, которые переодевались в форму УПА и грабили, насиловали и уничтожали украинских крестьян. Повстанцы вынуждены были на террор отвечать террором. Уничтожали всех, кто сотрудничал с советской властью. Фактически в Западной Украине шла гражданская война, которая привела к многочисленным неоправданным жертвам среди украинского народа. С весны 1947 г. ОУН и УПА переходят к глубокой подпольной борьбе. В 1948 г. была проведена очередная реорганизация УПА. Были созданы самостоятельные отделы (боевки) численностью по 10—15 бойцов. Вооружейные акции не прекратились, однако их количество значительно уменьшилось. Если в 1947 г. их было 2068 и уничтожено 4404 чел., то в 1948 г. — 1387 и уничтожено 910 чел. В конце 40-х годов условия борьбы ОУН—УПА осложнились. Сталинская карательно-репрессивная машина наращивала обороты. Повстанцы несли огромные потери. 5 марта 1950 г. в одной из стычек погиб командующий УПА Роман Шухевич. В июне 1950 г. конференция ОУН приняла решение о децентрализации УПА и передислокации на Запад, где впоследствии были созданы иностранные части ОУН. И хотя отдельные отряды повстанцев продолжали сопротивление даже до середины 50-х годов, ОУН и УПА прекратили свое существование в Украине как массовые организации. Их силы были подорваны давлением советской карательной машины и неверием местного населения в возможность воплощения при таких условиях идеи создания независимого Украинского государства. Идеологическая реакция. Ухудшение социально-экономической ситуации, голод 1946—1947 гг. привели, как это уже бывало ранее, к политико-идеологическому давлению. Для укрепления руководства в Украину из Москвы был командирован Л. Каганович. В марте 1947 г. он был утвержден первым секретарем ЦК КП(б)У. Как и в 30-е годы, Каганович все беды в Украине свел к националистическим проявлениям. 7 октября 1947 г. политбюро ЦК КП(б)У издало постановление "О проверке выполнения Союзом писателей Украины постановления ЦК ВКП(б) о журнале "Звезда" и "Ленинград". Началась оголтелая кампания против украинских деятелей литературы, искусства, науки. В августе 1947 г. ЦК КП (б)У принимает постановление "О политических ошибках и неудовлетворительной работе Института истории Украины Академии УССР". Острой критике подвергались работы М. Петровского, К. Гуслистого, М. Супруненко и др. В последующие годы в украинском национализме были обвинены мастера кино, писатели, поэты. Всяческие проявления верности традициям украинского народа и патриотизма подводились под национализм. В июле 1951 г. сокрушительной критике подверглось стихотворение В. Сосюры "Любіть Україну". За период с 1946 по 1951 г. было принято 13 партийных постановлений, направленных на борьбу с украинским буржуазным национализмом. В послевоенные годы по Украине прокатились все идеологические кампании, разработанные в Москве: "ждановщина", "лысенковщина", "борьба с космополитизмом", антиеврейская кампания. 5 марта 1953 г. вакханалию тоталитарного режима прекратила смерть Сталина. Борьба за власть, которая развернулась в кремлевской верхушке, привела на олимп власти Н. Хрущева, которого в сентябре 1953 г. избрали первым секретарем ЦК КПСС. "Оттепель**. Процесс десталинизации начался летом 1953 г. В июне произошла смена первого секретаря ЦК КПУ. Руководителем республиканской партийной организации был избран украинец А. Кириченко. Высокие правительственные должности впервые заняли общественно-политические деятели украинской национальности. Важным шагом десталинизации стал XX съезд КПСС, который состоялся в 1956 г. На закрытом заседании с докладом о культе личности выступил Н. Хрущев. Критика режима личной власти Сталина положительно повлияла на политическую и морально-психологическую атмосферу в стране. После съезда началось болезненное выздоровление безнадежно, на первый взгляд, больного общества. Этот период, по точному определению И. Эренбурга, получил название "хрущевская оттепель". В июле 1956 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий". Составной частью десталинизации были реабилитация жертв сталинского террора, ликвидация внеконституционных карательных органов, восстановление законности. Однако коллективное руководство, которое пришло к власти, вскоре утратило свою целостность и фактически раскололось. Сторонникам Н. Хрущева удалось одержать верх. В июне 1957 г. группа В. Молотова, Г. Маленкова, Л. Кагановича, Д. Щепилова была обвинена в антипартийной деятельности и попытке захватить власть. Особо остро критика сталинизма прозвучала на XXII съезде КПСС, где речь шла не только о преступлениях Сталина, но и о преступлениях его активных помощников, в том.числе Л. Кагановича. Впервые общественность услышала правду о преступной деятельности Л. Кагановича в Украине. Политика десталинизации придала новый импульс развитию экономики. Если в промышленности дела наладились, то сельское хозяйство, как и раньше, находилось в критическом положении. Поэтому первые мероприятия нового руководства, направленные на подъем экономики, касались прежде всего сельского хозяйства. Среди первоочередных мер следует назвать: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, аннулирование задолженности колхозов перед государством за предыдущие годы, уменьшение размеров налогообложения колхозников и др. В 1954 г. началось освоение целинных земель Казахстана, Сибири, Урала, Северного Кавказа, активное участие в котором принимала украинская молодежь. На реализацию зерновой проблемы было направлено решение об увеличении посевов кукурузы, которые уже в 1957 г. занимали 20% всей посевной площади Украины. На первых порах это решило проблему кормов для животноводства, но существенно сократило посевы пшеницы. В 1958 г. были ликвидированы машинно-тракторные станции (МТС), а сельскохозяйственная техника продана колхозам. Новое руководство СССР не было последовательным в реформировании сельского хозяйства. Как только экономика села несколько укрепилась, снова появились ограничения для личных хозяйств колхозников. В1955 г. был установлен налог с граждан, которые держали скот в городах. В 1954—1964 гг. поголовье крупного рогатого скота в подсобных хозяйствах граждан в Украине сократилось на 14,4%. Ощутимыми были реформы в промышленности. Их начало ознаменовалось децентрализацией управления народным хозяйством. В апреле 1953 г. Президиум Верховного Совета СССР принял решение об уменьшении количества союзных (с 30 до 20) и союзно-республиканских (с 21 до 13) министерств. Это значительно расширило экономическую самостоятельность союзных республик. Доля республиканской промышленности Украины возросла с 36 до 76%. Весной 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон о советах народного хозяйства. Система отраслевого, вертикального управления была заменена системой совнархозов, которые осуществляли территориальное управление всеми отраслями народного хозяйства в соответствующих административных экономических районах. В Украине было создано 11 совнархозов (в 1960 г. еще три). По этой реформе было ликвидировано 10 союзных и 15 союзно-республиканских министерств. Отныне почти вся промышленность республики находилась в подчинении Совета Министров УССР. Однако новая система управления породила такую проблему, как "местничество'*, при котором местные органы управления начали ставить свои интересы выше республиканских. 26 декабря 1962 г. был принят указ Президиума Верховного Совета УССР об укрупнении совнархозов: вместо 14 в Украине было создано 7 экономических районов (Донецкий, Киевский, Львовский, Подольский, Приднепровский, Харьковский и Черноморский). В этом же году руководство сельскохозяйственным сектором экономики было также перестроено по территориальному принципу. Однако если реформирование промышленности обусловило ряд положительных процессов, то реорганизация руководства сельским хозяйством завершилась провалом. В'1963 г. по сравнению с 1958 г. продукция земледелия составляла только 86%, животноводства — 93%. Определенные шаги сделало государство в решении ряда социальных проблем. Был сокращен рабочий день, снижены налоги, повышены пенсии и заработная плата, ликвидированы государственные займы. В значительной степени удалось снять жилищную проблему. Улучшилось и положение крестьянства: была ликвидирована натуроплата, впервые сельские жители получили паспорта. Десталинизация способствовала и национальному возрождению в Украине. У населения возрос интерес к истории своего народа, украинскому языку и литературе. Началось издание "Украинского исторического журнала" и первой "Украинской Советской Энциклопедии". На развитие украинской культуры значительное влияние оказало новое поколение творческой молодежи, которое получило название "шестидесятники". Среди них были Л. Костенко, В. Симоненко, И. Драч, В. Стус, И. Дзюба, В. Черновил и др. 407 Однако в своей основе тоталитарный режим правления не был ликвидирован. К концу 1962 г. началось наступление на "шестидесятников", возобновилась русификация украинской школы. Составной частью идеологизации общества стала антицерковная кампания. Если в 1958 г. в Украине насчитывалось 32 монастыря, то в середине 60-х годов их осталось только 9. Большой размах приобрела кампания против церкви: в 1960 г. было закрыто 747, в 1961 г. — 997, в 1962 г. — 1144 церкви и молитвенных дома. Геноцид против верующих, который был начат в 30-е годы, был завершен в 60-е. В начале 60-х годов в Украине, как и в целом в СССР, наблюдается обострение кризисных явлений во всех сферах экономики. Просчеты в аграрной политике обострили продовольственную проблему. Значительно уменьшилось производство хлеба, мяса, молока, сливочного масла. Началось сокращение темпов развития промышленности. Все это неизбежно вело к восстановлению командно-административной системы управления. Н. Хрущев восстановил практику единоличного руководства, перестал считаться даже с мнением членов Президиума ЦК КПСС. Наверное, поэтому так легко удалось осуществить кремлевский переворот. В октябре 1964 г. Н. Хрущев, который разорвал все отношения с партийно-государственной бюрократией, в результате заговора был устранен с должности первого секретаря ЦК КПСС. К власти пришла консервативная часть партийной верхушки во главе с Л. Брежневым. На смену "хрущевской оттепели" пришел брежневско-сусловский неототалитаризм. 17.2. Государственный строй Тоталитарный режим не изменил своей сущности и в послевоенные годы. Однако переход к мирной жизни нуждался в определенной реорганизации конституционных органов власти и управлении. Высшие органы власти и управления. Высшим органом власти республики оставался Верховный Совет УССР, первые послевоенные выборы в который состоялись в феврале 1947 г. Как и раньше, выборы оставались фикцией, на одно депутатское место баллотировался только один кандидат. Был повышен возрастной ценз для избрания в Верховный Совет Украины —до 21 года. В ноябре 1949 г. утверждены герб, гимн и флаг Украинской ССР. Однако самостоятельности или независимости Украине это не дало. В годы десталинизации принимаются меры к увеличению в Верховном Совете УССР представительства рабочих и украинцев. 11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон о расширении компетенции союзных республик. Верховный Совет УССР получил право самостоятельно решать ряд важных вопросов экономического характера. В 1959г. Верховный Совет УССР принял Закон о порядке отзыва депутатов Верховного Совета и местных советов, которые не оправдали доверия избирателей. В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а наркоматы — в министерства. Аналогичные преобразования произошли и в союзных республиках. Совет Министров УССР стал высшим распорядительным и исполнительным органом республики. Для первых послевоенных лет характерным было сочетание должностей первого секретаря партии и председателя правительства, что является характерным для тоталитарного режима. В годы десталинизации повысилась роль Совета Министров УССР как органа центрального управления, министерств — как органов отраслевого управления. Последние были подвергнуты значительной реорганизации. Переход Крыма к Украине. В 1954 г праздновалось 300-летие воссоединения Украины с Россией. В связи с юбилеем ЦК КПСС утвердил "Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654—1954 гг.)". Этот партийный документ давал официальную концепцию исторического развития Украины. Главными положениями его были следующие: "древнерусская народность создала Киевскую Русь"; "древнерусская народность — колыбель трех братских народов"; "Переяславская Рада — акт воссоединения Украины с Россией" и т. д. Киевская Русь в "Тезисах" рассматривалось как общее государство русских, белорусов и украинцев, существование казацкого Украинского государства вообще не признавалось, борьба украинского народа за восстановление государственности называлась контрреволюцией, а выдающиеся украинские государственные деятели — М. Грушевский, В. Винниченко, С. Петлюра — агентами империализма. В связи с 300-летием воссоединения Президиум Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 г. издал указ "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР". 26 апреля 1954 г. был принят закон "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР". Передача обосновывалась общностью экономики, территориальной близостью и тесными хозяйственными и культурными связями, которые всегда существовали между Украиной и Крымом. За свою историю Крым не раз менял хозяев. Сначала его колонизировали греки, затем в XIII в. здесь осели татары. Были здесь и дружины киевских князей, и отряды запорожских казаков. В апреле 1783 г. Крым был присоединен к Российской империи. Была образована Таврийская область (впоследствии губерния), в состав которой входили три уезда южноукраинских степей. В ноябре 1917 г. Центральная Рада провозгласила Крым частью УН Р. В 1918 г. в Крыму была образована Советская Социалистическая Республика Таврида, в октябре 1921 п — Крымская АССР в составе РСФСР. В мае 1944 г. был осуществлен геноцид против крымских татар, они насильно были отправлены в спецпоселения с запретом возвращаться в Крым. Летом 1945 г. автономия Крыма была отменена, и он стал обычной областью РСФСР. В феврале 1954 г. эта область была передана в состав УССР. Местные органы власти и управления. В первый послевоенный год восстановили свою деятельность местные советы депутатов трудящихся, выборы в которые состоялись 21 декабря 1947 г. Как и раньше, местные советы оставались слепыми исполнителями воли партийных органов. В годы десталинизации наметилась определенная демократизация деятельности советов. Однако "разрешение" на демократизацию давала партия. 22 января 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и укреплении их связей с массами", которое было направлено на укрепление самостоятельности, деловой активности советов, расширение их прав в хозяйственной сфере и др. Правовое положение местных советов в новых условиях регламентировали принятые 31 мая 1957 г. Президиумом Верховного Совета УССР положения об областных, районных, городских и районных в городах, поселковых и сельских советах депутатов трудящихся УССР. В них четко определялось правовое положение каждого звена советов в системе местных органов государственной власти, их роль в выполнении задач государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Главной формой деятельности советов были сессии. Сессии сельских, поселковых, городских и районных советов созывались не менее шести раз в год, сессии областных и городских советов (в городах с районным делением) — не менее четырех раз в год. Положения расширяли компетенцию исполкомов местных советов в решении ряда вопросов местной жизни. Одновременно с положениями о местных советах было принято "Положение о постоянных комиссиях местных Советов депутатов трудящихся УССР", которое значительно повысило роль постоянных комиссий в местном управлении. Работе по усовершенствованию деятельности местных советов был нанесен вред решением, принятым в декабре 1962 г., о разделении областных советов по производственному признаку на сельские и промышленные.
17.3. Правоохранительные органы В сентябре 1945 г. была восстановлена в полном объеме деятельность гражданских судов всех инстанций. 10 октября 1948 г. принимается Положение о выборах народных судей. Отныне они должны были избираться гражданами на три года. Согласно Положению возрастной ценз для кандидатов в народные судьи и народные заседатели был повышен до 27 лет. На улучшение деятельности народных судов было направлено Положение о дисциплинарной ответственности судей от 15 июля 1948 г. До этого дисциплинарные взыскания на судей возлагались в административном порядке (их налагали министр, начальники областных управлений юстиции и председатели областных и краевых судов). В соответствии с новым Положением в УССР создавались специальные коллегии по дисциплинарным делам при областных и Верховном судах из членов соответствующих судов. Эти коллегии получали право налагать взыскания на судей. Общее руководство судебной системой, как и раньше, осуществлял Минюст УССР. Сразу после смерти Сталина были ликвидированы инструменты массового террора и репрессий — военные трибуналы войск МВД и Особое совещание МВД, которые имели право применять в административном порядке высылку, ссылку и заключение. В феврале 1957 г. были ликвидированы транспортные суды. В мае 1956 г. принимается ряд актов, направленных на расширение прав областных судов и Верховного суда УССР. Были созданы президиумы областных судов и Президиум Верховного Суда республики. Эта реформа сделала ненужной деятельность Минюста СССР, и Минюст УССР стал союзно-республиканским органом. В связи с этим отменяются областные отделы юстиции. Областные суды получили право осуществлять контроль за всей деятельностью народных судов. На них возлагалось также руководство нотариальными конторами. 12 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном Суде СССР, согласно которому Верховный Суд получил право законодательной инициативы. Он получил право надзора за судебной деятельностью судебных органов Союза ССР, а также судебных органов союзных республик. Положение определило, что в состав Верховного Суда СССР входят пленум Верховного Суда, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия. Реорганизация судебной системы в Украине была завершена принятием 25 декабря 1958 г Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и Закона о судоустройстве УССР от 30 июня 1960 г. Эти акты внесли принципиальные изменения в построение системы народных судов. Вместо участковых народных судов вводился единый народный суд района или города, который теперь избирался на 5 лет. Народные заседатели выбирались на два года на общем собрании рабочих и служащих. На укрепление правового положения прокуратуры было направлено Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г. В отличие от Положения 1933 г. новое Положение четко определило задачи, права и обязанности, формы и методы деятельности прокуроров. По Положению органы прокуратуры на местах должны были осуществлять надзор за законностью независимо от влияния местных органов власти. Однако в практической деятельности органы власти и партийные органы очень часто использовали "телефонное право", что сводило на нет декларированную независимость прокурорских органов от горизонтальной власти. Первые годы десталинизации характеризовались реорганизацией органов государственной безопасности и внутренних дел. В 1953 г. Министерство государственной безопасности и Министерство внутренних дел были, как и в 30-е годы, снова объединены в одно министерство. Но после ареста Л. Берии органы государственной безопасности снова выделяются. При Совете Министров СССР был создан Комитет государственной безопасности СССР. В 1960 г. ликвидируется Министерство внутренних дел СССР и руководство органами внутренних дел полностью передается министерствам внутренних дел союзных республик. 5 сентября 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка, но ненадолго: в 1966 г. им было возвращено прежнее название. Местные органы внутренних дел были переданы в подчинение советам и их исполкомам. Таким образом, на местах восстанавливался принцип двойного подчинения органов внутренних дел. Реорганизация органов внутренних дел была завершена принятием в 1962 г. Положения о милиции. Значительную помощь правоохранительным органам оказывали органы общественной самодеятельности — товарищеские суды и народные дружины. В 1961 г. принимается Положение о товарищеских судах. Деятельность народных дружин регламентировалась постановлением Совета Министров УССР "Обучастии трудящихся в охране общественного порядка в стране" от 2 марта 1959 г. 17.4. Правовая система Командно-административная система с ее жесткой централизацией довольно быстро перевела правовую систему на рельсы мирного времени. В первые послевоенные годы сохраняется тенденция приоритета союзного законодательства, а во многих случаях союзные законы принимаются как законы прямого действия. Нормой правотворчества стало принятие совместных с партийными органами нормативных актов в наиболее важных сферах общественной жизни. Продолжается усиление праворегули-рующей роли высших органов партии. 11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР перераспределил компетенцию в сфере законодательства между Союзом ССР и союзными республиками. В ведении Союза ССР сохранялось право установления основ законодательства в судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского и уголовного законодательства, а в ведение союзных республик передавалось принятие законов об устройстве судов, гражданских, уголовных и процессуальных кодексов. Принятие данного решения фактически означало новый этап кодификации общесоюзного и республиканского законодательства, основой которой стал принцип органического единства в развитии союзной и республиканской государственности, поскольку область законодательной деятельности является одной из наиболее характерных областей деятельности государства. Эта положительная черта кодификации стала одновременно и негативной. Вся кодификационная самостоятельность республик сводилась к выработке таких кодексов, которые бы строго отвечали содержанию общесоюзных основ, Гражданское право. Переход к мирному строительству нуждался в восстановлении и развитии гражданского оборота. 14 декабря 1947 г. принимается постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о денежной реформе, которое отменило карточную систему. Была ликвидирована коммерческая торговля и вводилась продажа товаров по единым государственным ценам. Однако зга реформа обесценила трудовые сбережения граждан, поскольку розничные цены увеличились почти втрое. Серьезные изменения произошли в жилищном праве. С целью ускорения восстановления жилищного фонда Президиум Верховного Совета СССР 26 августа 1948 г. издал указ "Оправе граждан на покупку и строительство индивндуліьньіх жилых домов". В соответствии с указом каждый гражданин мог купить или построить в городе или за его пределами на праве личной собственности одно- или двухэтажный дом не больше чем из пяти комнат. Земля под застройку отводилась в бессрочное пользование. Неоднозначной была жилищная политика государства в годы десталинизации. С одной стороны, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1953 г. отменил административное выселение из домов государственных предприятий, учреждений и организаций рабочих и служащих, которые прекратили с ними трудовые отношения, и вводил судебный порядок выселения. С другой стороны, ограничивается право личной собственности на жилье. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1958 г. общая жилая площадь в домах, которые строят граждане на правах личной собственности, не может превышать, как правило, 60кв.м. С расширением прав союзных республик увеличивается количество объектов права государственной собственности. Часть фонда этой собственности направлялась наусияение колхозов, С целью сближения государственной и кооперативной собственности МТС были ликвидированы, а их техника вводилась в гражданский оборот. Колхозы приобрели право покупать сельскохозяйственную технику. Была введена новая форма социалистической собственности — собственность общественных организаций. Развитие имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, которые регулировались отдельными нормативными 413 актами, требовало обобщения этих актов, приведения их в систему. После принятия Закона от 11 февраля 1957 г., в соответствии с которым издание Гражданского кодекса было отнесено к компетенции союзных республик, в Украине приступили к подготовке кодификации гражданского законодательства. 18 июня 1963 г. Гражданский кодекс УССР был утвержден Верховным Советом УССР. Он состоял из восьми разделов: общие положения; право собственности; обязательственное право; авторское право; право на открытие; изобретательское право; наследственное право; правоспособность иностранцев и лиц без гражданства, применение гражданских законов иностранных государств, международных договоров и соглашений. Семейное право. В1953 г. был ликвидирован запрет браков между гражданами СССР и иностранцами. В этом же году Президиум Верховного Совета УССР внес изменения в Кодекс законов о семье, браке, опеке и актах гражданского состояния УССР, которые предусматривали обязанность родителей содержать своих детей до достижения ими совершеннолетия. Трудовое право. Переход к мирному труду позволил отказаться от методов трудового регулирования, характерных для военного времени. Прежде всего были ликвидированы трудовые мобилизации и возобновлена система организованного набора рабочей силы на основе договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками. Постановление Совета Министров УССР от 21 августа 1948 г. рекомендовало заключать трудовые договоры на срок не менее двух лет. Еще раньше, 4 февраля 1947 г., Совет Министров УССР принял постановление о возобновлении коллективных договоров между администрацией предприятия и комитетами профсоюзов. Уголовная ответственность за самовольный уход с предприятий и из учреждений, а также за прогулы без уважительной причины была отменена только 23 апреля 1956 г. Постепенно возобновлялись довоенные нормы, которые регулировали рабочее время. Были отменены ежедневные трехчасовые сверхурочные работы. С 30 июня 1945 г. восстанавливаются очередные и дополнительные отпуска, начинается выдача денежной компенсации за отпуска, которые не были использованы в войну. В годы десталинизации происходит дальнейшая демократизациятрудового права. С1957 г. было восстановлено право рабочих по собственному желанию прекращать работу, предупредив об этом администрацию за две недели до указанного ими срока ухода с работы. 13 декабря 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "Об усилении охраны труда подростков". Согласно указу запрещалось принимать на работу подростков, которым не исполнилось 16 лет. Соответствующие изменения были внесены в Кодекс законов о труде УССР. Date: 2015-08-24; view: 372; Нарушение авторских прав |