Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право Украины





НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1991-2001 гг.)

• Общий исторический обзор.

• Государственный строй.

• Судебная система и другие правоохранительные органы.

• Правовая система.

• Общие выводы.

20.1. Общий исторический обзор

После принятия Акта провозглашения независимости Украины и про­ведения Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 г. Украина твердо встала на самостоятельный путь государственного развития. Но одно дело провозгласить независимость и совсем другое — воплотить ее в жизнь.

Формирование независимой государственности осуществлялось мир­ным путем. Провозглашение независимости требовало формирования юридической базы, способной обеспечить суверенное существование Украины. Утверждению независимости способствовало дружеское отно­шение к Украине мировой общественности. За декабрь 1991 г. независи­мость Украины признали 68 государств мира. 25 декабря 1991 г. Украину признали США. На протяжении 1992 г. Украину признали еще 64 государ­ства. Большое значение для Украины имело признание ее со стороны Рос­сии, которая была уверена в том, что сбережет за собой роль руководяще­го центра в рамках СНГ Руководители Украины поддерживали курс на экономическое сотрудничество в рамках СНГ, но категорически выступа­ли против создания негосударственных структур, которые бы угрожали суверенитету страны.

Украина считала СНГ международным механизмом, который должен существовать на основе двусторонних взаимовыгодных отношений меж­ду странами — членами этого союза. Правительство Украины придержи­валось политики, которая должна была обеспечить реализацию нацио­нальных интересов республики.

Как показало время, самым больным вопросом международной поли­тики для Украины стали отношения с Россией, которая не отказалась от

4«имперских взглядов по отношению к другим государствам. Украинское руководство, не обращая внимания на провокационные шаги со стороны ряда политических сил России, проводило в отношениях с этим государ­ством взвешенную политику, стараясь решать спорные вопросы путем переговоров.

Острой проблемой взаимоотношений были и остаются Крым и Чер­номорский флот. Принимая во внимание довольно сложную ситуацию в отношениях с некоторыми соседними государствами, Украина вынужде­на была уделять много внимания проблемам строительства вооруженных сил республики.

24 августа 1991 г. внеочередная сессия парламента приняла постанов­ление "О военных формированиях в Украине", согласно которому все войска, дислоцированные на территории республики, подчинялись Вер­ховной Раде. Тогда же было создано Министерство обороны, а министром обороны назначен генерал-майор авиации Константин Морозов (впо­следствии ему было присвоено звание генерал-полковника).

Очередным шагом стала разработка концепции обороны и строитель­ства Вооруженных Сил Украины, одобренная Верховной Радой 11 октяб­ря 1991 г. В ней речь шла о намерении Украины получить в будущем статус нейтрального, безъядерного государства, которое не принимает участия в военных блоках. Два последних тезиса вызвали в обществе оживленную дискуссию. Оказалось достаточно много сторонников владения ядерным арсеналом и интеграции Украины в НАТО.

Принятый 6 декабря Закон "О Вооруженных Силах Украины" запре­тил применение армии без решения Верховной Рады для выполнения за­дач, не связанных с обороной государства. Этим же Законом устанавлива­лось использование в Вооруженных Силах Украины государственного язы­ка, осуществление военно-патриотического воспитания на национально-исторических традициях народа, запрещалась деятельность в войсках лю­бых политических партий и движений. Отдельным постановлением был утвержден текст военной присяги, которую здесь же, в зале Верховной Рады, первым принял министр обороны Украины К. Морозов. Указом от 12 декабря 1991 г. Президент Украины Л. Кравчук принял на себя обязан­ности Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины.

Первым этапом реализации Закона "О Вооруженных Силах Украины" стало добровольное принятие военной присяги на верность народу Украи­ны в частях и объединениях, дислоцированных на территории республи­ки, которое началось с января 1992 г. Главнокомандующий Вооруженны­ми Силами СНГ маршал И. Шапошников приказал расположенным в Украине войскам с 10 по 12 января принять присягу на верность России. Затем, поняв абсурдность этого приказа, предложил присягнуть на вер­ность несуществующему государству СНГ. Однако большинство воинов поклялись защищать независимость Украины. Остальным была предоставлена возможность перейти на службу в любую другую армию стран Содружества или уйти в запас. Командующие Киевским, Одесским и При­карпатским военными округами, которые не присягнули Украине, были уволены с должностей.


Принятым 4 ноября 1991 г. Законом "О Национальной гвардии Укра­ины" на базе внутренних войск был образован вооруженный отряд для защиты суверенитета и территориальной целостности государства, а так­же жизни, достоинства, конституционных прав и свобод граждан.

За несколько месяцев Верховная Рада Украины приняла почти пол­сотни документов, которые регламентировали строительство Вооружен­ных Сил. На их основе происходили реформирование армии, формиро­вание военной доктрины Украины, усовершенствование материального обеспечения армии и системы подготовки военных кадров, создание ме­ханизма социальной защиты военнослужащих и членов их семей и др.

Еще в Декларации о государственном суверенитете Украина выразила свое желание стать в будущем безъядерным государством. Она стала пер­вым и единственным на сегодня государством мира, которое доброволь­но отказалось от ядерного оружия.

Среди других нормативных актов, которые обеспечивали суверенитет Украины, следует назвать Законы "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 г., "О государственной границе Украины" и "О пограничных вой­сках Украины" от 4 ноября 1991 г., указ "О создании государственного та­моженного комитета Украины" от 12 декабря 1991 г.

С первых дней существования началась работа по формированию атрибутов независимого государства.

4 сентября 1991 г. было принято постановление о поднятии над здани­ем Верховной Рады сине-желтого национального флага. 15 января 1992 г. был издан указ "О государственном гимне Украины", который утвердил национальный гимн на слова Павла Чубинского и музыку Михаила Вер­бицкого "Ще не вмерла Україна". 28 января 1992 г. сине-желтый флаг был провозглашен государственным флагом Украины. Малым гербом Украи­ны был утвержден тризуб.

Как самостоятельное государство Украина с первых дней независимос­ти стремилась создать свою денежную единицу. Постановлением от 9 сен­тября 1991 г. вводились в обращение купоны многоразового использования.

В середине 1992 г. Украина вышла из рублевой зоны. Рост цен на энергоносители привел к инфляции, которая в 1993 г. переросла в гипер­инфляцию. За 1993 г. купоно-карбованцы обесценились в 103 раза. Такого уровня инфляции на то время не знала ни одна страна мира. Жесткая де-инфляционная политика Национального банка Украины дала возмож­ность на некоторое время укротить инфляцию.

В таких условиях Украина должна была делать более решительные шаги к рыночной экономике. Основой формирования многоукладной эконо-

ме-» мики стали Законы "О приватизации имущества государственных предприятий" от 4 марта 1992 г., "О приватизации малых государствен­ных предприятий" от 6 марта 1992 г., "О приватизационных бумагах" от 6 марта 1992 г.

Однако непоследовательность в проведении рыночных преобразова­ний только усилила экономический кризис. Государственная програм­ма приватизации была провалена. К середине 1993 г. 98% предприятий оставались собственностью государства. В декабре 1993 г. инфляция пре­вышала 90%.


Экономический кризис привел к острому политическому кризису. 24 сентября 1993 г. Верховная Рада приняла решение о назначении на 24 марта 1994 г. досрочных выборов парламента. Одновременно на 26 июня 1994 г. были назначены выборы Президента.

На выборах, которые проходили в два тура с 27 марта по 10 апреля 1994 г., были избраны 338 народных депутатов. Половину всех мест было отдано политическим партиям. Наибольшее количество мест получили коммунисты — 101, СПУ и СелПУ — соответственно 14 и 18 мандатов, Рух — 20. Другие партии имели от 1 до 9 представителей в Верховной Раде.

Процесс изменения политической власти в Украине завершили пре­зидентские выборы. На должность Президента были зарегистрированы

7 кандидатов. Главная борьба развернулась между Л. Кравчуком, который набрал в первом туре 37,68% голосов, и Л. Кучмой — 31,25%. Во втором туре выборов, который состоялся 10 июля 1994 г. Л. Кучма набрал 52,14% голосов, Л. Кравчук — 45,06%. Таким образом, Леонид Кучма стал вторым всенародно избранным Президентом Украины.

С избранием нового парламента и Президента борьба между законо­дательной и исполнительной властью усилилась.

За четыре года после провозглашения Л. Кучмой курса на радикаль­ные реформы в украинской экономике наметились определенные поло­жительные сдвиги. В основном удалось достичь денежной стабилизации. Были осуществлены либерализация цен, стабилизация валютного курса, механизмов внешней торговли, малая приватизация, разгосударствление земель, введена система неэмиссионного, рыночного обслуживания бюд­жетного дефицита. Возрос экспорт украинских товаров.

Однако экономический кризис преодолеть не удалось. Задолженность по заработной плате составила от одного до шести месяцев. Обострилась проблема безработицы. Продолжается спад промышленного производства.

В 1997—1998 гг. были разработаны и приняты меры, направленные на улучшение экономического положения.

7 июля 1997 г. Президент Украины подписал указ "О Высшем эконо­мическом Совете при Президенте Украины" в составе 30 человек. На него возлагались задачи разработки стратегии и тактики экономической рефор­мы, анализа и прогноза экономической ситуации в государстве, осуществление мониторинга хода экономических преобразований, координа­ции мероприятий органов государственной власти и общественных орга­низаций относительно осуществления экономической реформы.

Одной из главных причин "пробуксовки" реформ в Украине является неудовлетворительная работа парламента. Причин этому несколько. По­чти три года после выборов проходили довыборы депутатов. К середине 1997 г. их количество достигло 415 чел. Изменилось соотношение полити­ческих сил в парламенте. На сентябрь 1997 г. в Верховной Раде были пред­ставлены 22 политические партии, действовало 3 фракции и 7 депутат­ских групп.


По состоянию на начало марта 1997 г. в Украине были зарегистрирова­ны 41 политическая партия. С началом подготовки к парламентским вы­борам 1998 г. активизировалась деятельность политических партий по со­зданию предвыборных коалиций и блоков.

Впервые в новейшей истории Украины выборы проводились по ма­жоритарной и пропорциональной системам. 225 депутатов избирались в одномандатных избирательных округах, а 225 — в многомандатном обще­государственном избирательном округе на основе пропорционального представительства.

В избирательный бюллетень в многомандатном общегосударственном избирательном округе было внесено 30 политических партий, избиратель­ных блоков партий, списки кандидатов в народные депутаты Украины от которых зарегистрированы Центральной избирательной комиссией. Исхо­дя из общего количества голосов избирателей в многомандатном общегосу­дарственном округе, предъявленных за списки кандидатов в депутаты от политических партий и избирательного блока партий, которые получили четыре или больше процентов голосов, и числа мандатов в этом округе Комиссией была установлена избирательная квота (т. е. количество голосов избирателей, необходимое для получения одного депутатского мандата) — 77 тыс. 695 голосов избирателей. Согласно избирательной квоте, каждая из вышеуказанных политических партий и избирательных блоков партий получила депутатские мандаты в Верховной Раде Украины в количестве: Коммунистическая партия Украины — 84, Народный Рух Украины — 32, Избирательный блок Социалистической партии Украины и Крестьянской партии Украины "За правду, за народ, за Украину!" — 29, Партия Зеленых Украины — 19, Народно-демократическая партия — 17, Всеукраинское объединение "Громада" — 16, Прогрессивная социалистическая партия — 14, Социал-демократическая партия (объединенная) — 14. Списки кан­дидатов в депутаты от других политических партий, избирательных бло­ков партий получили менее четырех процентов голосов избирателей и не получили права на участие в распределении депутатских мандатов.

На первых пленарных заседаниях Верховной Рады был обсужден и утвержден персональный состав фракций, которых в новом парламенте

стало восемь — по количеству партий, преодолевших на выборах четырех­процентный барьер. Увеличила количество мест Коммунистическая партия — 119, после нее идут фракции: НДП — 84, Рух — 47, "Громада" — 39, блок социалистов и крестьян — 35, социал-демократов (объединен­ных) и "зеленых" — по 24 и прогрессивных социалистов — 17.

В октябре 1999 г. состоялись очередные выборы Президента Украины. В первом туре наибольшее количество голосов получили Л. Кучма и П. Симоненко. 14 ноября 1999 г. состоялся второй тур выборов. Убеди­тельную победу, а вместе с ней и право на второй срок президентства одер­жал Л. Кучма.







Date: 2015-08-24; view: 279; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию