Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государство и право Украины
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1991-2001 гг.) • Общий исторический обзор. • Государственный строй. • Судебная система и другие правоохранительные органы. • Правовая система. • Общие выводы. 20.1. Общий исторический обзор После принятия Акта провозглашения независимости Украины и проведения Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 г. Украина твердо встала на самостоятельный путь государственного развития. Но одно дело провозгласить независимость и совсем другое — воплотить ее в жизнь. Формирование независимой государственности осуществлялось мирным путем. Провозглашение независимости требовало формирования юридической базы, способной обеспечить суверенное существование Украины. Утверждению независимости способствовало дружеское отношение к Украине мировой общественности. За декабрь 1991 г. независимость Украины признали 68 государств мира. 25 декабря 1991 г. Украину признали США. На протяжении 1992 г. Украину признали еще 64 государства. Большое значение для Украины имело признание ее со стороны России, которая была уверена в том, что сбережет за собой роль руководящего центра в рамках СНГ Руководители Украины поддерживали курс на экономическое сотрудничество в рамках СНГ, но категорически выступали против создания негосударственных структур, которые бы угрожали суверенитету страны. Украина считала СНГ международным механизмом, который должен существовать на основе двусторонних взаимовыгодных отношений между странами — членами этого союза. Правительство Украины придерживалось политики, которая должна была обеспечить реализацию национальных интересов республики. Как показало время, самым больным вопросом международной политики для Украины стали отношения с Россией, которая не отказалась от 4«имперских взглядов по отношению к другим государствам. Украинское руководство, не обращая внимания на провокационные шаги со стороны ряда политических сил России, проводило в отношениях с этим государством взвешенную политику, стараясь решать спорные вопросы путем переговоров. Острой проблемой взаимоотношений были и остаются Крым и Черноморский флот. Принимая во внимание довольно сложную ситуацию в отношениях с некоторыми соседними государствами, Украина вынуждена была уделять много внимания проблемам строительства вооруженных сил республики. 24 августа 1991 г. внеочередная сессия парламента приняла постановление "О военных формированиях в Украине", согласно которому все войска, дислоцированные на территории республики, подчинялись Верховной Раде. Тогда же было создано Министерство обороны, а министром обороны назначен генерал-майор авиации Константин Морозов (впоследствии ему было присвоено звание генерал-полковника). Очередным шагом стала разработка концепции обороны и строительства Вооруженных Сил Украины, одобренная Верховной Радой 11 октября 1991 г. В ней речь шла о намерении Украины получить в будущем статус нейтрального, безъядерного государства, которое не принимает участия в военных блоках. Два последних тезиса вызвали в обществе оживленную дискуссию. Оказалось достаточно много сторонников владения ядерным арсеналом и интеграции Украины в НАТО. Принятый 6 декабря Закон "О Вооруженных Силах Украины" запретил применение армии без решения Верховной Рады для выполнения задач, не связанных с обороной государства. Этим же Законом устанавливалось использование в Вооруженных Силах Украины государственного языка, осуществление военно-патриотического воспитания на национально-исторических традициях народа, запрещалась деятельность в войсках любых политических партий и движений. Отдельным постановлением был утвержден текст военной присяги, которую здесь же, в зале Верховной Рады, первым принял министр обороны Украины К. Морозов. Указом от 12 декабря 1991 г. Президент Украины Л. Кравчук принял на себя обязанности Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины. Первым этапом реализации Закона "О Вооруженных Силах Украины" стало добровольное принятие военной присяги на верность народу Украины в частях и объединениях, дислоцированных на территории республики, которое началось с января 1992 г. Главнокомандующий Вооруженными Силами СНГ маршал И. Шапошников приказал расположенным в Украине войскам с 10 по 12 января принять присягу на верность России. Затем, поняв абсурдность этого приказа, предложил присягнуть на верность несуществующему государству СНГ. Однако большинство воинов поклялись защищать независимость Украины. Остальным была предоставлена возможность перейти на службу в любую другую армию стран Содружества или уйти в запас. Командующие Киевским, Одесским и Прикарпатским военными округами, которые не присягнули Украине, были уволены с должностей. Принятым 4 ноября 1991 г. Законом "О Национальной гвардии Украины" на базе внутренних войск был образован вооруженный отряд для защиты суверенитета и территориальной целостности государства, а также жизни, достоинства, конституционных прав и свобод граждан. За несколько месяцев Верховная Рада Украины приняла почти полсотни документов, которые регламентировали строительство Вооруженных Сил. На их основе происходили реформирование армии, формирование военной доктрины Украины, усовершенствование материального обеспечения армии и системы подготовки военных кадров, создание механизма социальной защиты военнослужащих и членов их семей и др. Еще в Декларации о государственном суверенитете Украина выразила свое желание стать в будущем безъядерным государством. Она стала первым и единственным на сегодня государством мира, которое добровольно отказалось от ядерного оружия. Среди других нормативных актов, которые обеспечивали суверенитет Украины, следует назвать Законы "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 г., "О государственной границе Украины" и "О пограничных войсках Украины" от 4 ноября 1991 г., указ "О создании государственного таможенного комитета Украины" от 12 декабря 1991 г. С первых дней существования началась работа по формированию атрибутов независимого государства. 4 сентября 1991 г. было принято постановление о поднятии над зданием Верховной Рады сине-желтого национального флага. 15 января 1992 г. был издан указ "О государственном гимне Украины", который утвердил национальный гимн на слова Павла Чубинского и музыку Михаила Вербицкого "Ще не вмерла Україна". 28 января 1992 г. сине-желтый флаг был провозглашен государственным флагом Украины. Малым гербом Украины был утвержден тризуб. Как самостоятельное государство Украина с первых дней независимости стремилась создать свою денежную единицу. Постановлением от 9 сентября 1991 г. вводились в обращение купоны многоразового использования. В середине 1992 г. Украина вышла из рублевой зоны. Рост цен на энергоносители привел к инфляции, которая в 1993 г. переросла в гиперинфляцию. За 1993 г. купоно-карбованцы обесценились в 103 раза. Такого уровня инфляции на то время не знала ни одна страна мира. Жесткая де-инфляционная политика Национального банка Украины дала возможность на некоторое время укротить инфляцию. В таких условиях Украина должна была делать более решительные шаги к рыночной экономике. Основой формирования многоукладной эконо- ме-» мики стали Законы "О приватизации имущества государственных предприятий" от 4 марта 1992 г., "О приватизации малых государственных предприятий" от 6 марта 1992 г., "О приватизационных бумагах" от 6 марта 1992 г. Однако непоследовательность в проведении рыночных преобразований только усилила экономический кризис. Государственная программа приватизации была провалена. К середине 1993 г. 98% предприятий оставались собственностью государства. В декабре 1993 г. инфляция превышала 90%. Экономический кризис привел к острому политическому кризису. 24 сентября 1993 г. Верховная Рада приняла решение о назначении на 24 марта 1994 г. досрочных выборов парламента. Одновременно на 26 июня 1994 г. были назначены выборы Президента. На выборах, которые проходили в два тура с 27 марта по 10 апреля 1994 г., были избраны 338 народных депутатов. Половину всех мест было отдано политическим партиям. Наибольшее количество мест получили коммунисты — 101, СПУ и СелПУ — соответственно 14 и 18 мандатов, Рух — 20. Другие партии имели от 1 до 9 представителей в Верховной Раде. Процесс изменения политической власти в Украине завершили президентские выборы. На должность Президента были зарегистрированы 7 кандидатов. Главная борьба развернулась между Л. Кравчуком, который набрал в первом туре 37,68% голосов, и Л. Кучмой — 31,25%. Во втором туре выборов, который состоялся 10 июля 1994 г. Л. Кучма набрал 52,14% голосов, Л. Кравчук — 45,06%. Таким образом, Леонид Кучма стал вторым всенародно избранным Президентом Украины. С избранием нового парламента и Президента борьба между законодательной и исполнительной властью усилилась. За четыре года после провозглашения Л. Кучмой курса на радикальные реформы в украинской экономике наметились определенные положительные сдвиги. В основном удалось достичь денежной стабилизации. Были осуществлены либерализация цен, стабилизация валютного курса, механизмов внешней торговли, малая приватизация, разгосударствление земель, введена система неэмиссионного, рыночного обслуживания бюджетного дефицита. Возрос экспорт украинских товаров. Однако экономический кризис преодолеть не удалось. Задолженность по заработной плате составила от одного до шести месяцев. Обострилась проблема безработицы. Продолжается спад промышленного производства. В 1997—1998 гг. были разработаны и приняты меры, направленные на улучшение экономического положения. 7 июля 1997 г. Президент Украины подписал указ "О Высшем экономическом Совете при Президенте Украины" в составе 30 человек. На него возлагались задачи разработки стратегии и тактики экономической реформы, анализа и прогноза экономической ситуации в государстве, осуществление мониторинга хода экономических преобразований, координации мероприятий органов государственной власти и общественных организаций относительно осуществления экономической реформы. Одной из главных причин "пробуксовки" реформ в Украине является неудовлетворительная работа парламента. Причин этому несколько. Почти три года после выборов проходили довыборы депутатов. К середине 1997 г. их количество достигло 415 чел. Изменилось соотношение политических сил в парламенте. На сентябрь 1997 г. в Верховной Раде были представлены 22 политические партии, действовало 3 фракции и 7 депутатских групп. По состоянию на начало марта 1997 г. в Украине были зарегистрированы 41 политическая партия. С началом подготовки к парламентским выборам 1998 г. активизировалась деятельность политических партий по созданию предвыборных коалиций и блоков. Впервые в новейшей истории Украины выборы проводились по мажоритарной и пропорциональной системам. 225 депутатов избирались в одномандатных избирательных округах, а 225 — в многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства. В избирательный бюллетень в многомандатном общегосударственном избирательном округе было внесено 30 политических партий, избирательных блоков партий, списки кандидатов в народные депутаты Украины от которых зарегистрированы Центральной избирательной комиссией. Исходя из общего количества голосов избирателей в многомандатном общегосударственном округе, предъявленных за списки кандидатов в депутаты от политических партий и избирательного блока партий, которые получили четыре или больше процентов голосов, и числа мандатов в этом округе Комиссией была установлена избирательная квота (т. е. количество голосов избирателей, необходимое для получения одного депутатского мандата) — 77 тыс. 695 голосов избирателей. Согласно избирательной квоте, каждая из вышеуказанных политических партий и избирательных блоков партий получила депутатские мандаты в Верховной Раде Украины в количестве: Коммунистическая партия Украины — 84, Народный Рух Украины — 32, Избирательный блок Социалистической партии Украины и Крестьянской партии Украины "За правду, за народ, за Украину!" — 29, Партия Зеленых Украины — 19, Народно-демократическая партия — 17, Всеукраинское объединение "Громада" — 16, Прогрессивная социалистическая партия — 14, Социал-демократическая партия (объединенная) — 14. Списки кандидатов в депутаты от других политических партий, избирательных блоков партий получили менее четырех процентов голосов избирателей и не получили права на участие в распределении депутатских мандатов. На первых пленарных заседаниях Верховной Рады был обсужден и утвержден персональный состав фракций, которых в новом парламенте стало восемь — по количеству партий, преодолевших на выборах четырехпроцентный барьер. Увеличила количество мест Коммунистическая партия — 119, после нее идут фракции: НДП — 84, Рух — 47, "Громада" — 39, блок социалистов и крестьян — 35, социал-демократов (объединенных) и "зеленых" — по 24 и прогрессивных социалистов — 17. В октябре 1999 г. состоялись очередные выборы Президента Украины. В первом туре наибольшее количество голосов получили Л. Кучма и П. Симоненко. 14 ноября 1999 г. состоялся второй тур выборов. Убедительную победу, а вместе с ней и право на второй срок президентства одержал Л. Кучма. Date: 2015-08-24; view: 279; Нарушение авторских прав |