Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты правовой системы





Жесткая централизация государственного механизма, системы орга­нов власти и управления, а также правоохранительных органов законо­мерно привела к централизации законотворчества. Законодательство УССР развивалось под прямым влиянием общесоюзных нормативных актов. Начатая Законом от И февраля 1957 г. кодификация права четко определила рамки законотворческой самостоятельности советских республик. Результатом кодификации стало принятие на союзном уровне Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, на республи­канском — кодексов почти по всем отраслям права. Венцом кодифика­ционной работы стало издание Свода законов СССР и Свода законов Укра­инской ССР.

Ряд совместных постановлений ЦК КПУ, Президиума Верховного Совета УССР и Совета Министров УССР, принятых в 1976 г., определили задания по кодификации законодательства, созданию систематизирован­ных актов, которые бы охватили всю действующую систему законодатель­ства. Свод законов УССР формировался как собрание актов и был офици­альным изданием, что давало возможность ссылаться на него при реше­нии дел в правоприменительных органах.

Конституционное законодательство СССР и союзных республик развива­лось в двух направлениях — принятия нормативных актов по усовершен­ствованию организации и порядка деятельности органов законодатель­ной и исполнительной власти, с одной стороны, и создания проекта но­вого Основного закона для общества "развитого социализма" — с другой.

Среди законов, которые были направлены на усовершенствование со­ветской представительной системы, следует назвать Закон "О выборах в Верховный Совет СССР" (июль 1978 г.), Закон "О порядке отзыва депута­та Верховного Совета СССР" (апрель 1979 г.), Закон "О статусе народных депутатов СССР" (апрель 1979 г.) и др. В ноябре 1978 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязаннос­тях районных Советов народных депутатов", а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов, в июне 1980 г. — Закон "О полномочии краевых, област­ных, окружных и областных (автономных) Советов". Эти общесоюзные акты нашли отражение в деятельности республиканских органов власти и управления.



Конституционная реформа. Решение о конституционной реформе было принято еще в 1962 г. Но идея скорого вхождения в коммунистическое общество в конце 60-х годов постепенно растворилась в новых формули­ровках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как актив­ное привлечение граждан к управлению обществом, повышение роли об­щественных организаций, укрепление общественного самоуправления и т. д. Проект новой Конституции был подготовлен только в мае 1977 г. и тогда же одобрен Пленумом ЦК КПСС. 7 октября 1977 г. Верховный Со­вет СССР принял Декларацию о принятии и обнародовании Конститу­ции СССР. 20 апреля 1978 г. Верховный Совет УССР принял Конститу­цию УССР.

Она состояла из преамбулы и десяти разделов: основы общественного строя и политики; государство и личность; национально-государственный и административно-территориальный строй УССР; Советы народных де­путатов УССР; местные органы государственной власти и управления УССР; государственный план экономического и социального развития УССР; государственный бюджет УССР; правосудие, арбитраж и прокурор­ский надзор; герб, флаг, гимн и столица УССР; действие Конституции УССР и порядок ее изменения.

Текст Конституции УССР 1978 г. почти полностью соответствовал тек­сту Конституции СССР 1977 г. УССР согласно Конституции признавалась суверенным советским социалистическим государством. Важным призна­ком суверенитета республики было то, что она была вправе иметь сноше­ния с иностранными государствами. Главной гарантией суверенитета было закрепление за союзной республикой права выхода из состава СССР, од­нако механизм осуществления этого права предусмотрен не был, что сви­детельствовало о декларативном характере этой конституционной нормы. Новая Конституция была пронизана идеями, направленными на укреп­ление командно-административной системы. Ст. 6 Конституции провоз­глашала коммунистическую партию "руководящей и направляющей си­лой общества, ядром ее политической системы".

Декларативные лозунги Конституции в значительной мере расходи­лись с реальной жизнью. Так, ст. 48 гарантировала гражданам Украины свободу слова, печати, собраний, митингов и демонстраций. Ст. 49 предо­ставляла право объединяться в общественные организации, что способ­ствовало развитию политической активности и самосознательности, удовлетворению их разнообразных интересов. Ст. 52 гарантировала гражданам неприкосновенность личности; никто не мог быть арестованным иначе как на основании судебного решения или по санкции прокурора. Но фак­тически эти статьи не отвечали реальному положению дел в стране.

Административное законодательство. Как и ранее, нормы администра­тивного права были составной частью гражданского, трудового, финан­сового и других отраслей права. 13 октября 1980 г. впервые в истории об­щесоюзного законодательства были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, которые стали основой для кодификации законодательства об админист­ративной ответственности. 7 декабря 1984 г. был принят Кодекс Украин­ской ССР об административных правонарушениях. Он был первой по­пыткой кодификации административного законодательства после Адми­нистративного кодекса УССР 1927 г.



Кодекс охранял общественный строй УССР, социально-экономические, политические и личные права и свободы граждан, а также права и закон­ные интересы предприятий, учреждений и организаций, установленный порядок управления, государственный и общественный порядок был на­правлен на укрепление законности, предотвращение правонарушений, вос­питание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции УССР и законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан.

Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях со­стоял из пяти разделов: общие положения; административное правонару­шение и административная ответственность; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; рассмотре­ние дел об административных правонарушениях; выполнение постанов­лений о наложении административных взысканий. В Кодексе были сфор­мулированы положения об административной ответственности, опреде­лен круг органов и лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, порядок рассмотрения дел об административных правонару­шениях. Впервые в советском праве давалось определение администра­тивного правонарушения (проступка). Приводился исчерпывающий пе­речень административных взысканий. Устанавливался возраст админи­стративной ответственности — 16 лет.

Принятие Кодекса Украинской ССР об административных правона­рушениях значительно улучшило регулирование общественных отноше­ний в сфере государственного управления.

Гражданское право. В рассматриваемый период действовал Гражданский кодекс УССР 1963 г. Принятие Конституций СССР и УССР расширило сферу гражданско-правового регулирования. Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР от 30 октября 1981 г. были внесены изменения и допол­нения как в общесоюзное гражданское законодательство, так и в граж­данское законодательство Украины.Они были направлены на укрепление государственной и обществен­ной собственности, расширение гражданско-правовых гарантий охраны личных неимущественных прав граждан, усовершенствование обязатель­ственных отношений, плановой и договорной дисциплины, повышение роли прямых договоров.

Семейное право. Семейные отношения в Украине регулировались при­нятыми 27 июня 1968 г. Основами законодательства Союза ССР и союз­ных республик о браке и семье и Кодексом о браке и семье УССР, утверж­денным 20 июня 1969 г. Кодекс состоял из шести разделов: общие положе­ния; брак; семья; опека и попечительство; акты гражданского состояния; применение законодательства Украины о браке и семье к иностранцам и лицам без гражданства, применение законов о браке и семье иностран­ных государств, международных договоров.

Кодекс устанавливал порядок и условия бракосочетания, регулировал личные и имущественные отношения, которые возникают в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, отношения, которые возникают в связи с усыновлением, опекой и попе­чительством, принятием детей на воспитание, порядок и условия прекра­щения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния.

Действительным признавался только брак, заключенный в органах ЗАГС. Религиозный обряд бракосочетания не имел юридической силы. Кодекс допускал расторжение брака как в судебном порядке, так и в орга­нах ЗАГС. Подтверждалась общность имущества, приобретенного супру­гами во время брака. Были определены обязанности родителей по воспи­танию детей.

В целом семейное законодательство развивалось в направлении укреп­ления семьи, охраны интересов матери и ребенка, сохранения здоровья молодого поколения.

Жилищное законодательство. В 1960—1980 гг, впервые в истории совет­ского права была проведена кодификация жилищного законодательства. В 1981 г. были приняты Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 30 июня 1983 г. — Жилищный кодекс УССР. Он включал семь разделов: общие положения; управление жилищным фон­дом; обеспечение граждан жилыми помещениями, использование жилых помещений; обеспечение сохранности жилищного фонда, его эксплуата­ция и ремонт; ответственность за нарушение жилищного законодатель­ства; решение жилищных споров; заключительные положения.

Жилищный кодекс закреплял право граждан на жилье, декларирован­ное Конституцией УССР 1978 г. Были конкретизированы жилищные пра­ва и обязанности граждан. Жилищные права охранялись законом. Опре­делялся порядок предоставления гражданам жилой площади, основания для улучшения жилищных условий.

Жилищный кодекс регулировал также вопрос управления жилищным фондом центральными и местными органами власти. Нормы кодекса пре­дусматривали ответственность служебных лиц и граждан за ненадлежа­щее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства.

Трудовое право. Общие принципы советского трудового права и нор­мы, регулирующие трудовые отношения, содержали принятые 15 июля 1970 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о тру­де. 10 декабря 1971 г. был принят Кодекс законов о труде УССР.

Он состоял из восемнадцати разделов: общие положения; коллектив­ный договор; трудовой договор; рабочее время; время отдыха; нормиро­вание труда; заработная плата; гарантии и компенсации; гарантии о воз­ложении на работников материальной ответственности за ущерб, причи­ненный предприятию, учреждению, организации; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин; труд молодежи; льготы для работников, кото­рые совмещают работу с учебой; индивидуальные трудовые споры; про­фессиональные союзы, участие работников в управлении предприятия­ми, организациями; государственное социальное страхование; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

12 августа 1983 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О внесении изменений в трудовое законодательство". Изменения были направлены прежде всего на укрепление трудовой дисциплины, что было характерным для командно-административной системы.

Природоресурсное законодательство. В рассматриваемый период уси­ливается негативное влияние на окружающую среду, вызванное научно-техническим прогрессом. Значительно ухудшается состояние окружаю­щей среды, исчерпывается ряд природных ресурсов. Это требовало при­нятия мер, направленных на охрану окружающей природной среды. В СССР в связи с этим были приняты нормативные акты, которые регули­ровали прежде всего рациональное природопользование.

Особое внимание уделялось охране земли. 13 декабря 1969 г. были при­няты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик, а 8 июля 1970 г. — Земельный кодекс УССР. Он состоял из одиннадца­ти разделов: общие положения; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, курор­тов, заповедников и другого несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фон­да; земли государственного запаса; государственный земельный кадастр; государственное землеустройство; решение земельных споров; ответствен­ность за нарушение земельного законодательства.

Как и ранее, базовой основой земельного права было исключительное право собственности государства на землю.

10 декабря 1970 г. были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 9 июня 1972 г. утвержден Водный ко­декс УССР.

Основу водных отношений составляла, как и в случае с землей, госу­дарственная собственность на воду.

9 июля 1975 г. были утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. На этой же основе были построены и при­няты в 1977 г. Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик.

25 июня 1980 г. Верховный Совет СССР принял Закон "Об охране ат­мосферного воздуха" и Закон "Об охране и использовании животного мира",

К началу 80-х годов в СССР складываются все условия, необходимые для выделения природоохранной деятельности в отдельную функцию го­сударства, что, в свою очередь, привело к формированию отрасли эколо­гического права.

Уголовное право. Значительные изменения в советское уголовное пра­во внес Закон СССР "О внесении дополнений и изменений в Основы уго­ловного законодательства Союза ССР и союзных республик" от 11 июля 1969 г. В Основы, а впоследствии и в Уголовный кодекс УССР были внесе­ны положения об особо опасных рецидивистах, об условно-досрочном освобождении от наказания, о погашении судимости и др.

В 1970 г. в советское уголовное право вводится новый институт — условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. В 1972 г. вводится понятие тяжкого преступления и исчерпывающий перечень его видов. В 1980 г. в состав изнасилования как особо отягчающее обстоятельство вводилось изнасилование малолетних. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1981 г. "Об усиле­нии ответственности за хулиганство" была повышена уголовная ответ­ственность за это деяние, установлены сжатые сроки расследования и су­дебного разбирательства дел о хулиганстве. Устанавливалась более стро­гая ответственность за хулиганство, особенно связанное с применением или попыткой применения оружия. В 1982—1985 гг. в уголовное законо­дательство были внесены изменения, направленные на борьбу с рецидив­ной преступностью, разворовыванием государственного и общественно­го имущества, спекуляцией.

Следует отметить, что главной тенденцией в развитии уголовного права было усиление репрессивных мер уголовно-правового принуждения.

Процессуальное право. Законодательство об уголовном судопроизвод­стве получило свое развитие в ряде нормативных актов. 11 июля 1969 г. было утверждено общесоюзное Положение о предварительном взятии под стражу. В соответствии с Положением предварительное взятие под стражу допускалось как исключительная мера: только в случаях, когда существо­вали основания допускать, что обвиняемый спрячется от следствия или помешает установлению истины при расследовании преступления, будет продолжать преступную деятельность или может уклониться от исполне­ния приговора.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1969 г. и 3 февраля 1970 г. было расширено участие защитника в уголовном процес­се. Защитник допускался к участию в деле с момента объявления обвиня­емому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всех материалов дела, но по постановлению прокурора за­щитник мог быть допущен к участию в деле и с момента предъявления обвинения.

Свое дальнейшее развитие основные принципы процессуального права получили в Конституции УССР 1978 г. В ней было провозглашено осуще­ствление правосудия только судом на принципах равенства всех граждан перед законом, участие в суде первой инстанции народных заседателей, коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах, независимость судей и народных заседателей и подчинение их только за­кону, гласность судебного разбирательства, право лиц, которые принима­ют участие в деле, выступать в суде на родном языке, а также знакомиться с делом через переводчика, право обвиняемого на защиту.

Следует подчеркнуть, что большинство демократических принципов процессуального права не нашло воплощения в практической деятельно­сти правоохранительных органов.

Исправительно-трудовое право. 11 июля 1969 г. были приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик, а 23 декабря 1970 г. — Исправительно-трудовой кодекс УССР. Этот Кодекс состоял из таких разделов: исправительно-трудовое законодатель­ство Союза ССР и УССР; общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки и исправительные работы без лише­ния свободы; порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы; ссылка; высылка; исправительные работы без лишения свобо­ды; основания освобождения от наказания, помощь лицам, освобожден­ным из мест заключения, наблюдение и надзор за лицами, освобожден­ными от отбывания наказания; участие общественности в перевоспита­нии осужденных.

8 февраля 1977 г. в Основы исправительно-трудового законодательства был включен новый раздел — порядок и условия исполнения условного осуждения до лишения свободы с обязательным привлечением осужден­ного к труду. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. было утверждено Положение о порядке и условиях исполнения уго­ловных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового вли­яния на осужденных.






Date: 2015-08-24; view: 98; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию