Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов 6 page





В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1956 г. был сокращен рабочий день в предвыходные и предпразд­ничные дни на два часа.

С 1958 г. большая часть предприятий и учреждений переводится на семичасовой рабочий день. В1960 г. в этом режиме работали уже все пред­приятия и учреждения. Для рабочих, занятых на подземных работах, уста­навливался шестичасовой рабочий день.

Произошли изменения и в пенсионном законодательстве. 14 июля 1956 г. Верховный Совет СССР принял Закон "О государственных пенси­ях". Закон устанавливал порядок назначения и выплаты пенсий по старо­сти, инвалидности, при утрате кормильца, а также военнослужащим и их семьям. Право на пенсию по старости имели: мужчины — по достижении ими возраста 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины — по достижении ими 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Для лиц, кото­рые работали на подземных работах или в других тяжелых условиях, эти показатели понижались.

Важную роль в улучшении жизненного уровня населения сыграло По­ложение о помощи по государственному социальному страхованию, утверж­денное Советом Министров СССР 22 января 1955 г. На повышение роли профсоюзных органов в трудовом регулировании было направлено Поло­жение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР от 15 июля 1958 г.

Колхозное право. Задачи повышения производства сельскохозяйствен­ной продукции требовали усовершенствования норм колхозного права.

Большинство нормативных актов, принятых в это время, были направ­лены на улучшение организации и деятельности колхозов.

Однако усовершенствование колхозного строя проходило по ошибоч­ному пути. Летом 1950 г. развернулось широкое движение за объедине­ние мелких колхозов. К концу 1950 г. их количество в УССР уменьши­лось на 42%.

Как и раньше, колхозники не имели паспортов, что придавало их тру­ду принудительный характер. Орудием зависимости колхозов от государ­ства оставались МТС. Только в 1958 г. МТС были реорганизованы в РТС, которые уже не являлись владельцами сельскохозяйственной техники. Последняя была распродана колхозам по довольно высоким ценам. Вслед­ствие реорганизации МТС обязательные поставки сельхозпродукции были отменены. Устанавливалась единая форма заготовки сельхозпродукции — закупка ее у колхозов. Были повышены заготовительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты.

С1958 г. начала вводиться денежная оплата работы колхозников. В этом же году колхозники получили паспорта, В 1959 г. развернулась очередная кампания против личного хозяйства колхозников: сокращались размеры приусадебных участков, количество скота в частном пользовании и др.

Уголовное право. Развитие уголовного права в первый послевоенный период характеризовалось аннулированием норм военного времени.

В ознаменование победы Президиум Верховного Совета СССР 7 июля 1945 г. издал указ "Об амнистии в свят с победой над гитлеровской Германи­ей". Были освобождены от отбывания наказания лица, приговоренные к лишению свободы сроком до 3 лет. От отбытия наказания полностью освобождались лица, приговоренные за преступления, связанные с усло­виями военного времени, а также условно. Наполовину сокращался срок наказания для лиц, приговоренных на срок более 3 лет.

Следующая амнистия была объявлена 27 марта 1953 г. От отбытия на­казания освобождались лица, осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет, мужчины — старше 55 лет, женщины — старше 50 лет, несовершенно­летние — до 18 лет, а также лица с неизлечимыми болезнями. Приговорен­ным на срок более 5 лет наказание сокращалось наполовину. Важное значе­ние имела амнистия граждан, которые сотрудничали в годы войны с нем­цами (сентябрь 1955 г.). Ведь немало украинцев, особенно жителей запад­ных областей, нередко беспочвенно обвиненных в "пособничестве вра­гу", были высланы в Сибирь или другие отдаленные районы СССР. Тогда же были досрочно освобождены немецкие военнопленные, приговорен­ные советским судом за совершенные ими в годы войны преступления.

26 мая 1947 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене смертной казни". За преступления, предусматривающие смертную казнь, вводилось наказание в виде лишения свободы на 25 лет в исправи­тельно-трудовых лагерях.

Однако вскоре указом от 12 января 1950 г. смертная казнь была восста­новлена к предателям Родины, шпионам, диверсантам.

Более жесткими становятся уголовные нормы, направленные на борьбу с преступлениями против жизни, здоровья, свободы, достоинства лично­сти, против социалистической и личной собственности.


Десталинизация привела к сужению сферы уголовной ответственнос­ти. Больше внимания законодатель стал обращать на предупреждение преступности.

Вместе с тем усилилось наказание за преступления против жизни. 30 марта 1954 г. издается указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство", которым было восстановлено применение смертной казни к лицам, совершившим умышленное убийство.

В соответствии с Законом от 11 февраля 1957 г. 25 декабря 1958 г. при­нимаются Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных рес­публик, которые состояли из четырех разделов и содержали 47 статей. Ос­новы определяли задачи и основания уголовной ответственности, поря­док действия уголовных законов во времени и пространстве, раскрывали содержание преступления, устанавливали перечень наказаний, порядок их назначения и др. Фактически Основы содержали в себе Общую часть уголовного кодекса,

28 декабря 1960 г. Верховный Совет УССР утвердил Уголовный кодекс УССР. В него полностью вошли союзные Основы, Закон об уголовной от­ветственности за государственные преступления и Закон об уголовной ответственности за воинские преступления.

Важнейшими положениями этого Кодекса были:

— отказ от принципа аналогии в уголовном праве;

— провозглашение вины единственным основанием уголовной ответ­ственности;

— повышение возраста уголовной ответственности до 16 лет, а за тяж­кие преступления до 14 лет;

— положение о том, что закон, который устранял или смягчал наказа­ние, приобретал обратную силу, а закон, который устанавливал наказание или усиливал его, обратной силы не имел;

— уменьшение количества общественно опасных деяний, которые за­кон квалифицировал как преступные;

— уменьшение видов наказаний;

— объявление смертной казни исключительной мерой наказания;

— снижение максимального, с 25 до 15 лет, срока лишения свободы;

— восстановление практики условного осуждения;

— назначение наказания только по постановлению суда;

— индивидуализация наказания;

—усиление борьбы с рецидивной преступностью.

В целом главные положения Уголовного кодекса УССР 1960 г. сви­детельствовали о значительной демократизации уголовной политики го­сударства.

Процессуальное право. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1945 г. была отменена широкая подсудность дел военным трибуналам. В 1953 г. было ликвидировано Особое совещание — орган, который имел право на внесудебную репрессию. Впоследствии отменяет­ся постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. о порядке ведения дел "относительно подготовки и осуществления террористических актов" и постановление от 14 сентября 1937 г. об изменениях в уголовно-процессу­альных кодексах, по которым не разрешались кассационные жалобы по делам о вредительстве, терроре и диверсиях.

В связи с утверждением в 1955 г. Положения о прокурорском надзоре были внесены соответствующие изменения в действующее уголовно-про­цессуальное законодательство. Важным актом в сфере уголовного судо­производства стали Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые 25 декабря 1958 г. Они состояли из 6 разде­лов. В соответствии с Основами 28 декабря 1960 г. Верховный Совет УССР утвердил Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) УССР.


Главными составными частями УПК УССР были положения:

— о возбуждении уголовного дела;

— дознание и предварительное следствие;

— о рассмотрении дел в суде первой инстанции;

— о рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанциях;

— о выполнении приговоров, решений и постановлений суда;

— о применении принудительных мер медицинского характера. Десталинизация поставила на повестку дня вопрос о политической,

юридической и общественной реабилитации незаконно репрессирован­ных, для чего было создано около 100 комиссий, которые имели право реабилитации и помилования. За годы своей деятельности они восстано­вили честное имя сотням тысяч невинно осужденных. До конца 50-х годов органами КГБ и прокуратуры Украины было пересмотрено почти 5,5 млн дел, которые находились на учете репрессивных органов, с учёта было снято 58% дел. Эти цифры свидетельствуют, с одной стороны, о страш­ных масштабах репрессий, а с другой — об ограниченной реабилитации их жертв. Не рассматривались дела репрессированных 20-х —- начала 30-х годов, участников ОУН—УПА. Вне процесса реабилитации остались по­чти все, кто был так или иначе связан с национализмом.

Парадоксом этой кампании было то, что процесс реабилитации жертв сталинских репрессий сопровождался новыми политическими репресси­ями. В течение 1954—1959 гг. в Украине было привлечено к судебной от­ветственности за "антисоветскую деятельность" около 3,5 тыс. чел.

Соответствующие изменения произошли в гражданско-процессуаль­ном законодательстве. Это законодательство состояло из принятых 8 де­кабря 1961 г. Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союз­ных республик и изданного в соответствии с ним в июле 1963 г. Граждан­ско-процессуального кодекса УССР.

ГПК УССР устанавливал общие положения гражданского судопроиз­водства; содержал нормы о лицах, которые принимают участие в деле, их права и обязанности; о рассмотрении дел в судах первой инстанции, кас­сационной и надзорной инстанциях; определял исполнение судебных ре­шений; гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства; содержал нормы об исках к иностранным государствам, судебные поручения и решения иностранных судов; определял порядок рассмотрения дел в связи с международными договорами и соглашениями.

Общие выводы

Вторая мировая война до основания разрушила все хозяйство Украины, отбросив ее экономику на десятки лет назад. Надежды народа на демокра­тизацию общественно-политического строя не оправдались. Тоталитарный режим, который использовался в годы войны для организации сопро­тивления внешнему врагу, направлялся против собственного народа.


Усиливается тенденция сращивания партийного и государственного аппарата, что особенно ярко проявлялось в законодательном процессе.

Несмотря на то что московское руководство последовательно прово­дило борьбу с украинским национально-освободительным движением, для послевоенной Украины ситуация не была крайне негативной. Высокий меж­дународный авторитет Украины позволил ей стать членом ООН, приобре­сти членство во многих других международных организациях.

С десталинизацией начался процесс демократизации государственно-правовой жизни. Однако этот процесс не был последовательным. С одной стороны, наблюдалось стремление улучшить жизнь людей, расширить их права, с другой — происходило усиление роли партии, укрепление командно-административной системы у правления. Попытки реформ наталкивались на монолитное единство партийно-государственной бюрократии. Посте­пенно сознание передовой части общества повышалось, что впоследствии стало основой дальнейшей борьбы за демократизацию.

В Украине был осуществлен ряд мер по реорганизации системы цен­трального управления, созданы союзно-республиканские министерства, со­кращены штаты административно-управленческого аппарата.

Усилился контроль за деятельностью суда, прокуратуры, органов госу­дарственной безопасности. В рассматриваемый период установлением со­ветской власти в Закарпатье закончился процесс соединения украинских земель в едином государстве. Включение Крыма в состав Украины породило впоследствии ряд политических проблем. Несмотря на территориальную и этническую родственность Украины и Крыма, полуостров был еще и исто­рической родиной крымских татар, которых Сталин депортировал отту­да в 1944г. Кроме того, по данным переписи 1959г., в Крыму проживало около 860тыс. русских и только 250 тыс. украинцев. Это обстоятельство со временем чрезвычайно обострило политическую ситуацию в Крыму, ко­торую использовали и используют различные политические силы России и Украины. Все эти и другие проблемы придавали государственно-правовой жизни тех лет противоречивый и сложный характер.

Положительные изменения коснулись и правовой системы. С 1957г. на­чалась вторая за всю историю советской власти кодификация права. Вво­дился новый принцип кодификации: сначала принимались общесоюзные Ос­новы законодательства СССР и союзных республик, а после этого в союз­ных республиках разрабатывались и принимались кодексы.

Благодаря кодификации в УССР были приняты Закон о судоустройстве УССР (1959), Уголовный кодекс УССР (1960), Уголовно-процессуальный ко­декс УССР (1969), Гражданский кодекс УССР (1963), Гражданско-процес­суальный кодекс УССР (1963), а также много других важных нормативных актов, которые способствовали совершенствованию правовой системы.

И хотя реформы Н. Хрущева были непоследовательными, не смогли из­менить отношений собственности, политическую систему, унитарный ха­рактер Союза ССР, все же они открывали перспективы для будущего.

Рекомендованная литература

1. Баран В.К. Україна після Сталіна. Нариси історії 1953—1985. — Львів, 1992.

2. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Ба­бий. - К., 1976.

3. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й Рогожина. — К., 1996.-Ч. 2.

4. Історія України / Керівник авт. кол. Ю. Зайцев. — Львів, 1996.

5. Історія України. Нове бачення / За заг. ред. В.А. Смолія: У 2 т. — К., 1996.-Т. 2.

6. Турненко Ф., Панченко П., Тимченко С. Новітня історія України: У2ч.-К., 1995.-4.2.

7. Шляхами віків: довідник з історії України. — К., 1993.

8. Khrushev Sergei. Khrushev on Khrushev. — Boston, 1990.

Глава 18

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ

В ПЕРИОД НЕОТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА

(середина 1960-х — середина 1980-х гг.)

• Общий исторический обзор.

• Государственный строй.

• Судебная система и другие правоохранительные органы.

• Основные черты правовой системы.

• Общие выводы.

18.1. Общий исторический обзор

В октябре 1961 г, состоялся XXII съезд КПСС, который принял новую Программу партии — программу перехода общества к коммунизму. Пер­вые десять лет (1961—1971) отводились на создание материально-техни­ческой базы коммунизма, следующие (1971—1981) — на вхождение в ком­мунизм. Предусматривались формирование бесклассового общества и передача функций государства органам самоуправления трудящихся.

Через три года после начала реформ, в октябре 1964 г., Н. Хрущев был снят с высших государственных и партийных должностей. Неопределен­ность ситуации, к которой привели начатые Н. Хрущевым реформы, на­строили против него различные прослойки общества: бюрократов, техно­кратов, номенклатуру, военных. Партийная группа, пришедшая к власти в результате этого бескровного кремлевского переворота, стремилась создать новый тип тоталитарного режима, где идеологический консерватизм был бы объединен с экономическими реформами.

В 1965 г. началась новая экономическая реформа по программе груп­пы технократов во главе с А. Косыгиным. С одной стороны, целью этой реформы было расширение автономии предприятий, а с другой — значи­тельное усиление позиции общесоюзных органов. Были ликвидированы совнархозы и восстановлены общесоюзные промышленные министерства. Создается ряд центральных ведомств, таких как Государственный коми­тет по ценам, Государственный комитет по снабжению, Государственный комитет по науке и технике.

Однако расширение хозяйственной самостоятельности предприятий было довольно существенным. К минимуму было сведено число обяза-

421 тельных показателей, внедрены новые: стоимость продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Фонды стимули­рования были поделены на фонд материального поощрения (контроли­ровался общим собранием трудового коллектива), фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для потребностей развития производства. Однако положительные элементы реформы перечеркивал ведомственный принцип управления и планирования, при котором вертикальная подчи­ненность хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимо­действие. Договоры, которые заключали предприятия, подлежали обяза­тельному утверждению вышестоящими органами.

Начиная с 1972 г. экономическая реформа прекращается. В Москве по­бедили консервативные силы, которые центр тяжести реформ переносят на оборонную промышленность, освоение Сибири и на сельское хозяйство. В интересах союзных республик были только сдвиги в аграрном секторе.

Казалось, что именно в 70-е годы произошли наиболее серьезные из­менения в сельском хозяйстве Украины. Внедрялись программы механи­зации, химизации, мелиорации. По плановым подсчетам, капиталовло­жения в сельскохозяйственное производство составляли 27% от всех ка­питаловложений в украинскую экономику. Однако эффект от этих про­грамм был больше негативным, чем позитивным. Механизация превра­тилась в поставки колхозам и совхозам низкокачественной техники. Хи­мизация привела к массовому загрязнению окружающей природной сре­ды. Мелиорация уничтожила плодородные грунты и нарушила экологи­ческий баланс. Только за 1971—1985 гг. капиталовложения на проведение мелиорации в Украине составляли около 12 млрд руб., а среднегодовая отдача не превышала 3—4 млн руб.

Из года в год увеличивался разрыв между ростом финансирования сель­ского хозяйства и объемом произведенной продукции. Так, за 1966—1985 гг. среднегодовые капиталовложения в сельскохозяйственное производство увеличились в 2,5 раза, валовой сбор зерна — на 18%, мяса — на 38%.

Несмотря на это, в сельском хозяйстве Украины были и определенные положительные изменения. В 70-е годы усилились межхозяйственная ко­операция и агропромышленная интеграция, которые привели к созданию аграрно-промышленных предприятий и объединений. Это нуждалось в безотлагательных изменениях форм руководства селом, на что командно-административная система была неспособна. Игнорирование интересов крестьянина, экстенсивный подход к земледелию привели в середине 80-х годов к ухудшению положения в сельском хозяйстве республики, хотя даже и при таких условиях она производила четвертую часть всей сельско­хозяйственной продукции СССР.

В конце 70-х — начале 80-х годов экономика Украины вошла в полосу тотального кризиса. "Первой ласточкой" экономического кризиса стала инфляция. Одной из причин инфляционных процессов был дисбаланс между доходами населения и возможностью их реализации. Сбережения граждан постоянно увеличивались. К концу 70-х годов они составляли 32 млрд руб. только на счетах в сберегательных кассах. Рост денежной массы на руках у населения не подкреплялся увеличением объема предлагаемых товаров и услуг. Если номинальная заработная плата увеличивалась, то ре­альные доходы граждан уменьшались. Соответствующие процессы проис­ходили во всех других сферах, которые касались благосостояния людей: в жилищном строительстве, здравоохранении, народном образовании и др.

Общественный строй. Во второй половине 60-х годов произошли суще­ственные изменения в социальной структуре населения.

В 1985 г. численность рабочих составляла 60% от общего количества занятых в народном хозяйстве. Значительно сократилась численность украинских колхозников: с 6,4 млн в 1960 г., до 3,9 млн в 1985 г. Количество городских жителей возросло с 19,9 млн в 1960 г. до 33,2 млн в 1985 г., соот­ветственно за этот же период сельское население уменьшилось с 22,6 млн до 17,6 млн чел.

В рассматриваемый период полностью сформировалась новая прослой­ка населения — номенклатурно-бюрократический аппарат, который был настоящим хозяином Украины.

Борьба с проявлениями национального самосознания. Формирование культа личности Л. Брежнева свидетельствовало о создании неототалитар­ного режима, который отличался от сталинского более мягким видом. В Украине восхваление Л. Брежнева приобрело особо безобразные формы при В. Щербицком, который в 1972 г. заменил на должности первого сек­ретаря ЦК КПУ П. Шелеста.

Начало своей карьеры В. Щербицкий отметил массовыми арестами украинской интеллигенции — носителя национального самосознания. Репрессии начались со статьи в журнале "Коммунист Украины" (1973. — № 4). под названием "О серьезных недостатках и ошибках одной книги", в которой разгромной, но слабо аргументированной критике было под­вергнуто произведение П. Шелеста "Украина наша Советская", изданное в 1970 г. Автора обвинили в том, что он "идеализирует украинское казаче­ство и Запорожскую Сечь", игнорирует роль России в истории Украины, не дает надлежащей оценки воссоединению Украины с Россией — "этому выдающемуся историческому событию" и т. д. После этого начались арес­ты. Беспочвенно были арестованы братья М. Горынь и Б. Горынь, А. Заливаха, С. Караванский и другие правозащитники, которые пытались бо­роться с нарушениями прав человека.

Усиливалось идеологическое давление на весь народ. В национальных отношениях пропагандировалось слияние наций. Активно проводилась русификация. Один из главнейших компонентов национального созна­ния — язык — постепенно вытесняется из сферы социально-культурных отношений. В 1979 г. 10,9% украинцев по национальности назвали род­ным языком русский. В Украине сложилась ситуация, при которой рос­сийское национальное меньшинство фактически ассимилировало укра­инское большинство.

На производстве, в управленческих структурах господствовал русский язык. Почти все предметы в вузах и техникумах республики преподава­лись на русском языке. С 1972 по 1980 г. количество названий украинских изданий учебной литературы для вузов сократилось в 5,7 раза.

Развитие государственных идей в программах оппозиционных организа­ций. Главной в украинском национально-освободительном движении это­го периода оставалась идея государственной независимости Украины.

Традиции интегрального национализма отошли в прошлое, и главным способом борьбы большинства организаций считалась агитация за выход Украины из состава СССР. Среди таких организаций были Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС) во главе с Левком Лукьяненко (1959— 1961) и Украинский национальный фронт (УНФ) (1964—1967).

Некоторые организации, такие как Объединенная партия освобожде­ния Украины (1953—1958) и Украинский национальный комитет (1957— 1961), не отказывались от возможности использования оружия. Среди основных течений оппозиционного движения в Украине необходимо вы­делить "самостийницкое", национально-культурное, правозащитное, ре­лигиозное.

"Самостийники" (УРКС, УНФ) ставили своей целью отделение Укра­ины от СССР мирными, конституционными способами, путем проведе­ния народного референдума.

Представители национально-культурного течения главной целью счи­тали духовное и культурное возрождение украинского народа, традиций, языка. Они выступали против насильственной русификации, догматов социалистического реализма, преследования за убеждения.

Правозащитники отстаивали идеи личной и национальной свободы, прав человека, демократии, требовали соблюдения Конституции.

Религиозное течение своей главной задачей считало борьбу за ле­гализацию Украинской греко-католической церкви, других религиозных конфессий, за свободу совести и свободное осуществление религиозных обрядов.

Все без исключения представители национально-освободительного движения выступали за расширение прав профсоюзов, возрождение част­ной собственности, рыночных отношений, внедрения свободного пред­принимательства. Предлагалось ликвидировать господствующее положе­ние КПСС, критиковались бюрократические методы руководства эконо­микой и др.

Острой критике была подвергнута советская государственность. В до­кументах Украинской хельсинской группы органы власти советской Украины названы оккупационной администрацией, которая воплощает колонизаторскую политику Москвы. Существующая система выборов на­зывалась "комедийной постановкой". По мнению оппозиции, объектив­ный мировой процесс деколонизации поможет Украине стать независи­мым государством.

Проекты будущего общественно-политического строя Украины мож­но разделить на федералистские (УРКС) и "самостийницкие" (УНФ). Федералисты выступали за равноправный статус Украины в новой, сво­бодной федерации советских республик (не напоминает ли это первые универсалы Центральной Рады? — П.М.).

"Самостийники" добивались полной государственной самостоятельно­сти Украины. Федералисты отстаивали концепцию демократического со­циализма, который смог бы ограничить самодержавство КПСС, превра­тить советы в реальные органы народной власти и народного самоуправ­ления, внедрить рыночные отношения. "Самостийники" идеалом поли­тической структуры Украины видели демократию западного типа.

Таким образом, в 60-х — первой половине 80-х годов общественно-политическая жизнь Украины развивалась чрезвычайно противоречиво. С одной стороны, наблюдалось наступление неототалитарного режима, его идеологии, а с другой — рост национального самосознания. Это про­исходило на фоне нарастания кризисных явлений в народном хозяйстве, дальнейшего расслоения общества, что не могло не сказаться на развитии государственного строя и правовой системы.







Date: 2015-08-24; view: 349; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию