Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов 6 page
В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1956 г. был сокращен рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни на два часа. С 1958 г. большая часть предприятий и учреждений переводится на семичасовой рабочий день. В1960 г. в этом режиме работали уже все предприятия и учреждения. Для рабочих, занятых на подземных работах, устанавливался шестичасовой рабочий день. Произошли изменения и в пенсионном законодательстве. 14 июля 1956 г. Верховный Совет СССР принял Закон "О государственных пенсиях". Закон устанавливал порядок назначения и выплаты пенсий по старости, инвалидности, при утрате кормильца, а также военнослужащим и их семьям. Право на пенсию по старости имели: мужчины — по достижении ими возраста 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины — по достижении ими 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Для лиц, которые работали на подземных работах или в других тяжелых условиях, эти показатели понижались. Важную роль в улучшении жизненного уровня населения сыграло Положение о помощи по государственному социальному страхованию, утвержденное Советом Министров СССР 22 января 1955 г. На повышение роли профсоюзных органов в трудовом регулировании было направлено Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР от 15 июля 1958 г. Колхозное право. Задачи повышения производства сельскохозяйственной продукции требовали усовершенствования норм колхозного права. Большинство нормативных актов, принятых в это время, были направлены на улучшение организации и деятельности колхозов. Однако усовершенствование колхозного строя проходило по ошибочному пути. Летом 1950 г. развернулось широкое движение за объединение мелких колхозов. К концу 1950 г. их количество в УССР уменьшилось на 42%. Как и раньше, колхозники не имели паспортов, что придавало их труду принудительный характер. Орудием зависимости колхозов от государства оставались МТС. Только в 1958 г. МТС были реорганизованы в РТС, которые уже не являлись владельцами сельскохозяйственной техники. Последняя была распродана колхозам по довольно высоким ценам. Вследствие реорганизации МТС обязательные поставки сельхозпродукции были отменены. Устанавливалась единая форма заготовки сельхозпродукции — закупка ее у колхозов. Были повышены заготовительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты. С1958 г. начала вводиться денежная оплата работы колхозников. В этом же году колхозники получили паспорта, В 1959 г. развернулась очередная кампания против личного хозяйства колхозников: сокращались размеры приусадебных участков, количество скота в частном пользовании и др. Уголовное право. Развитие уголовного права в первый послевоенный период характеризовалось аннулированием норм военного времени. В ознаменование победы Президиум Верховного Совета СССР 7 июля 1945 г. издал указ "Об амнистии в свят с победой над гитлеровской Германией". Были освобождены от отбывания наказания лица, приговоренные к лишению свободы сроком до 3 лет. От отбытия наказания полностью освобождались лица, приговоренные за преступления, связанные с условиями военного времени, а также условно. Наполовину сокращался срок наказания для лиц, приговоренных на срок более 3 лет. Следующая амнистия была объявлена 27 марта 1953 г. От отбытия наказания освобождались лица, осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет, мужчины — старше 55 лет, женщины — старше 50 лет, несовершеннолетние — до 18 лет, а также лица с неизлечимыми болезнями. Приговоренным на срок более 5 лет наказание сокращалось наполовину. Важное значение имела амнистия граждан, которые сотрудничали в годы войны с немцами (сентябрь 1955 г.). Ведь немало украинцев, особенно жителей западных областей, нередко беспочвенно обвиненных в "пособничестве врагу", были высланы в Сибирь или другие отдаленные районы СССР. Тогда же были досрочно освобождены немецкие военнопленные, приговоренные советским судом за совершенные ими в годы войны преступления. 26 мая 1947 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене смертной казни". За преступления, предусматривающие смертную казнь, вводилось наказание в виде лишения свободы на 25 лет в исправительно-трудовых лагерях. Однако вскоре указом от 12 января 1950 г. смертная казнь была восстановлена к предателям Родины, шпионам, диверсантам. Более жесткими становятся уголовные нормы, направленные на борьбу с преступлениями против жизни, здоровья, свободы, достоинства личности, против социалистической и личной собственности. Десталинизация привела к сужению сферы уголовной ответственности. Больше внимания законодатель стал обращать на предупреждение преступности. Вместе с тем усилилось наказание за преступления против жизни. 30 марта 1954 г. издается указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство", которым было восстановлено применение смертной казни к лицам, совершившим умышленное убийство. В соответствии с Законом от 11 февраля 1957 г. 25 декабря 1958 г. принимаются Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые состояли из четырех разделов и содержали 47 статей. Основы определяли задачи и основания уголовной ответственности, порядок действия уголовных законов во времени и пространстве, раскрывали содержание преступления, устанавливали перечень наказаний, порядок их назначения и др. Фактически Основы содержали в себе Общую часть уголовного кодекса, 28 декабря 1960 г. Верховный Совет УССР утвердил Уголовный кодекс УССР. В него полностью вошли союзные Основы, Закон об уголовной ответственности за государственные преступления и Закон об уголовной ответственности за воинские преступления. Важнейшими положениями этого Кодекса были: — отказ от принципа аналогии в уголовном праве; — провозглашение вины единственным основанием уголовной ответственности; — повышение возраста уголовной ответственности до 16 лет, а за тяжкие преступления до 14 лет; — положение о том, что закон, который устранял или смягчал наказание, приобретал обратную силу, а закон, который устанавливал наказание или усиливал его, обратной силы не имел; — уменьшение количества общественно опасных деяний, которые закон квалифицировал как преступные; — уменьшение видов наказаний; — объявление смертной казни исключительной мерой наказания; — снижение максимального, с 25 до 15 лет, срока лишения свободы; — восстановление практики условного осуждения; — назначение наказания только по постановлению суда; — индивидуализация наказания; —усиление борьбы с рецидивной преступностью. В целом главные положения Уголовного кодекса УССР 1960 г. свидетельствовали о значительной демократизации уголовной политики государства. Процессуальное право. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1945 г. была отменена широкая подсудность дел военным трибуналам. В 1953 г. было ликвидировано Особое совещание — орган, который имел право на внесудебную репрессию. Впоследствии отменяется постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. о порядке ведения дел "относительно подготовки и осуществления террористических актов" и постановление от 14 сентября 1937 г. об изменениях в уголовно-процессуальных кодексах, по которым не разрешались кассационные жалобы по делам о вредительстве, терроре и диверсиях. В связи с утверждением в 1955 г. Положения о прокурорском надзоре были внесены соответствующие изменения в действующее уголовно-процессуальное законодательство. Важным актом в сфере уголовного судопроизводства стали Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые 25 декабря 1958 г. Они состояли из 6 разделов. В соответствии с Основами 28 декабря 1960 г. Верховный Совет УССР утвердил Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) УССР. Главными составными частями УПК УССР были положения: — о возбуждении уголовного дела; — дознание и предварительное следствие; — о рассмотрении дел в суде первой инстанции; — о рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанциях; — о выполнении приговоров, решений и постановлений суда; — о применении принудительных мер медицинского характера. Десталинизация поставила на повестку дня вопрос о политической, юридической и общественной реабилитации незаконно репрессированных, для чего было создано около 100 комиссий, которые имели право реабилитации и помилования. За годы своей деятельности они восстановили честное имя сотням тысяч невинно осужденных. До конца 50-х годов органами КГБ и прокуратуры Украины было пересмотрено почти 5,5 млн дел, которые находились на учете репрессивных органов, с учёта было снято 58% дел. Эти цифры свидетельствуют, с одной стороны, о страшных масштабах репрессий, а с другой — об ограниченной реабилитации их жертв. Не рассматривались дела репрессированных 20-х —- начала 30-х годов, участников ОУН—УПА. Вне процесса реабилитации остались почти все, кто был так или иначе связан с национализмом. Парадоксом этой кампании было то, что процесс реабилитации жертв сталинских репрессий сопровождался новыми политическими репрессиями. В течение 1954—1959 гг. в Украине было привлечено к судебной ответственности за "антисоветскую деятельность" около 3,5 тыс. чел. Соответствующие изменения произошли в гражданско-процессуальном законодательстве. Это законодательство состояло из принятых 8 декабря 1961 г. Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик и изданного в соответствии с ним в июле 1963 г. Гражданско-процессуального кодекса УССР. ГПК УССР устанавливал общие положения гражданского судопроизводства; содержал нормы о лицах, которые принимают участие в деле, их права и обязанности; о рассмотрении дел в судах первой инстанции, кассационной и надзорной инстанциях; определял исполнение судебных решений; гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства; содержал нормы об исках к иностранным государствам, судебные поручения и решения иностранных судов; определял порядок рассмотрения дел в связи с международными договорами и соглашениями. Общие выводы Вторая мировая война до основания разрушила все хозяйство Украины, отбросив ее экономику на десятки лет назад. Надежды народа на демократизацию общественно-политического строя не оправдались. Тоталитарный режим, который использовался в годы войны для организации сопротивления внешнему врагу, направлялся против собственного народа. Усиливается тенденция сращивания партийного и государственного аппарата, что особенно ярко проявлялось в законодательном процессе. Несмотря на то что московское руководство последовательно проводило борьбу с украинским национально-освободительным движением, для послевоенной Украины ситуация не была крайне негативной. Высокий международный авторитет Украины позволил ей стать членом ООН, приобрести членство во многих других международных организациях. С десталинизацией начался процесс демократизации государственно-правовой жизни. Однако этот процесс не был последовательным. С одной стороны, наблюдалось стремление улучшить жизнь людей, расширить их права, с другой — происходило усиление роли партии, укрепление командно-административной системы у правления. Попытки реформ наталкивались на монолитное единство партийно-государственной бюрократии. Постепенно сознание передовой части общества повышалось, что впоследствии стало основой дальнейшей борьбы за демократизацию. В Украине был осуществлен ряд мер по реорганизации системы центрального управления, созданы союзно-республиканские министерства, сокращены штаты административно-управленческого аппарата. Усилился контроль за деятельностью суда, прокуратуры, органов государственной безопасности. В рассматриваемый период установлением советской власти в Закарпатье закончился процесс соединения украинских земель в едином государстве. Включение Крыма в состав Украины породило впоследствии ряд политических проблем. Несмотря на территориальную и этническую родственность Украины и Крыма, полуостров был еще и исторической родиной крымских татар, которых Сталин депортировал оттуда в 1944г. Кроме того, по данным переписи 1959г., в Крыму проживало около 860тыс. русских и только 250 тыс. украинцев. Это обстоятельство со временем чрезвычайно обострило политическую ситуацию в Крыму, которую использовали и используют различные политические силы России и Украины. Все эти и другие проблемы придавали государственно-правовой жизни тех лет противоречивый и сложный характер. Положительные изменения коснулись и правовой системы. С 1957г. началась вторая за всю историю советской власти кодификация права. Вводился новый принцип кодификации: сначала принимались общесоюзные Основы законодательства СССР и союзных республик, а после этого в союзных республиках разрабатывались и принимались кодексы. Благодаря кодификации в УССР были приняты Закон о судоустройстве УССР (1959), Уголовный кодекс УССР (1960), Уголовно-процессуальный кодекс УССР (1969), Гражданский кодекс УССР (1963), Гражданско-процессуальный кодекс УССР (1963), а также много других важных нормативных актов, которые способствовали совершенствованию правовой системы. И хотя реформы Н. Хрущева были непоследовательными, не смогли изменить отношений собственности, политическую систему, унитарный характер Союза ССР, все же они открывали перспективы для будущего. Рекомендованная литература 1. Баран В.К. Україна після Сталіна. Нариси історії 1953—1985. — Львів, 1992. 2. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Бабий. - К., 1976. 3. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й Рогожина. — К., 1996.-Ч. 2. 4. Історія України / Керівник авт. кол. Ю. Зайцев. — Львів, 1996. 5. Історія України. Нове бачення / За заг. ред. В.А. Смолія: У 2 т. — К., 1996.-Т. 2. 6. Турненко Ф., Панченко П., Тимченко С. Новітня історія України: У2ч.-К., 1995.-4.2. 7. Шляхами віків: довідник з історії України. — К., 1993. 8. Khrushev Sergei. Khrushev on Khrushev. — Boston, 1990. Глава 18 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД НЕОТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (середина 1960-х — середина 1980-х гг.) • Общий исторический обзор. • Государственный строй. • Судебная система и другие правоохранительные органы. • Основные черты правовой системы. • Общие выводы. 18.1. Общий исторический обзор В октябре 1961 г, состоялся XXII съезд КПСС, который принял новую Программу партии — программу перехода общества к коммунизму. Первые десять лет (1961—1971) отводились на создание материально-технической базы коммунизма, следующие (1971—1981) — на вхождение в коммунизм. Предусматривались формирование бесклассового общества и передача функций государства органам самоуправления трудящихся. Через три года после начала реформ, в октябре 1964 г., Н. Хрущев был снят с высших государственных и партийных должностей. Неопределенность ситуации, к которой привели начатые Н. Хрущевым реформы, настроили против него различные прослойки общества: бюрократов, технократов, номенклатуру, военных. Партийная группа, пришедшая к власти в результате этого бескровного кремлевского переворота, стремилась создать новый тип тоталитарного режима, где идеологический консерватизм был бы объединен с экономическими реформами. В 1965 г. началась новая экономическая реформа по программе группы технократов во главе с А. Косыгиным. С одной стороны, целью этой реформы было расширение автономии предприятий, а с другой — значительное усиление позиции общесоюзных органов. Были ликвидированы совнархозы и восстановлены общесоюзные промышленные министерства. Создается ряд центральных ведомств, таких как Государственный комитет по ценам, Государственный комитет по снабжению, Государственный комитет по науке и технике. Однако расширение хозяйственной самостоятельности предприятий было довольно существенным. К минимуму было сведено число обяза- 421 тельных показателей, внедрены новые: стоимость продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Фонды стимулирования были поделены на фонд материального поощрения (контролировался общим собранием трудового коллектива), фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для потребностей развития производства. Однако положительные элементы реформы перечеркивал ведомственный принцип управления и планирования, при котором вертикальная подчиненность хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодействие. Договоры, которые заключали предприятия, подлежали обязательному утверждению вышестоящими органами. Начиная с 1972 г. экономическая реформа прекращается. В Москве победили консервативные силы, которые центр тяжести реформ переносят на оборонную промышленность, освоение Сибири и на сельское хозяйство. В интересах союзных республик были только сдвиги в аграрном секторе. Казалось, что именно в 70-е годы произошли наиболее серьезные изменения в сельском хозяйстве Украины. Внедрялись программы механизации, химизации, мелиорации. По плановым подсчетам, капиталовложения в сельскохозяйственное производство составляли 27% от всех капиталовложений в украинскую экономику. Однако эффект от этих программ был больше негативным, чем позитивным. Механизация превратилась в поставки колхозам и совхозам низкокачественной техники. Химизация привела к массовому загрязнению окружающей природной среды. Мелиорация уничтожила плодородные грунты и нарушила экологический баланс. Только за 1971—1985 гг. капиталовложения на проведение мелиорации в Украине составляли около 12 млрд руб., а среднегодовая отдача не превышала 3—4 млн руб. Из года в год увеличивался разрыв между ростом финансирования сельского хозяйства и объемом произведенной продукции. Так, за 1966—1985 гг. среднегодовые капиталовложения в сельскохозяйственное производство увеличились в 2,5 раза, валовой сбор зерна — на 18%, мяса — на 38%. Несмотря на это, в сельском хозяйстве Украины были и определенные положительные изменения. В 70-е годы усилились межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция, которые привели к созданию аграрно-промышленных предприятий и объединений. Это нуждалось в безотлагательных изменениях форм руководства селом, на что командно-административная система была неспособна. Игнорирование интересов крестьянина, экстенсивный подход к земледелию привели в середине 80-х годов к ухудшению положения в сельском хозяйстве республики, хотя даже и при таких условиях она производила четвертую часть всей сельскохозяйственной продукции СССР. В конце 70-х — начале 80-х годов экономика Украины вошла в полосу тотального кризиса. "Первой ласточкой" экономического кризиса стала инфляция. Одной из причин инфляционных процессов был дисбаланс между доходами населения и возможностью их реализации. Сбережения граждан постоянно увеличивались. К концу 70-х годов они составляли 32 млрд руб. только на счетах в сберегательных кассах. Рост денежной массы на руках у населения не подкреплялся увеличением объема предлагаемых товаров и услуг. Если номинальная заработная плата увеличивалась, то реальные доходы граждан уменьшались. Соответствующие процессы происходили во всех других сферах, которые касались благосостояния людей: в жилищном строительстве, здравоохранении, народном образовании и др. Общественный строй. Во второй половине 60-х годов произошли существенные изменения в социальной структуре населения. В 1985 г. численность рабочих составляла 60% от общего количества занятых в народном хозяйстве. Значительно сократилась численность украинских колхозников: с 6,4 млн в 1960 г., до 3,9 млн в 1985 г. Количество городских жителей возросло с 19,9 млн в 1960 г. до 33,2 млн в 1985 г., соответственно за этот же период сельское население уменьшилось с 22,6 млн до 17,6 млн чел. В рассматриваемый период полностью сформировалась новая прослойка населения — номенклатурно-бюрократический аппарат, который был настоящим хозяином Украины. Борьба с проявлениями национального самосознания. Формирование культа личности Л. Брежнева свидетельствовало о создании неототалитарного режима, который отличался от сталинского более мягким видом. В Украине восхваление Л. Брежнева приобрело особо безобразные формы при В. Щербицком, который в 1972 г. заменил на должности первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста. Начало своей карьеры В. Щербицкий отметил массовыми арестами украинской интеллигенции — носителя национального самосознания. Репрессии начались со статьи в журнале "Коммунист Украины" (1973. — № 4). под названием "О серьезных недостатках и ошибках одной книги", в которой разгромной, но слабо аргументированной критике было подвергнуто произведение П. Шелеста "Украина наша Советская", изданное в 1970 г. Автора обвинили в том, что он "идеализирует украинское казачество и Запорожскую Сечь", игнорирует роль России в истории Украины, не дает надлежащей оценки воссоединению Украины с Россией — "этому выдающемуся историческому событию" и т. д. После этого начались аресты. Беспочвенно были арестованы братья М. Горынь и Б. Горынь, А. Заливаха, С. Караванский и другие правозащитники, которые пытались бороться с нарушениями прав человека. Усиливалось идеологическое давление на весь народ. В национальных отношениях пропагандировалось слияние наций. Активно проводилась русификация. Один из главнейших компонентов национального сознания — язык — постепенно вытесняется из сферы социально-культурных отношений. В 1979 г. 10,9% украинцев по национальности назвали родным языком русский. В Украине сложилась ситуация, при которой российское национальное меньшинство фактически ассимилировало украинское большинство. На производстве, в управленческих структурах господствовал русский язык. Почти все предметы в вузах и техникумах республики преподавались на русском языке. С 1972 по 1980 г. количество названий украинских изданий учебной литературы для вузов сократилось в 5,7 раза. Развитие государственных идей в программах оппозиционных организаций. Главной в украинском национально-освободительном движении этого периода оставалась идея государственной независимости Украины. Традиции интегрального национализма отошли в прошлое, и главным способом борьбы большинства организаций считалась агитация за выход Украины из состава СССР. Среди таких организаций были Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС) во главе с Левком Лукьяненко (1959— 1961) и Украинский национальный фронт (УНФ) (1964—1967). Некоторые организации, такие как Объединенная партия освобождения Украины (1953—1958) и Украинский национальный комитет (1957— 1961), не отказывались от возможности использования оружия. Среди основных течений оппозиционного движения в Украине необходимо выделить "самостийницкое", национально-культурное, правозащитное, религиозное. "Самостийники" (УРКС, УНФ) ставили своей целью отделение Украины от СССР мирными, конституционными способами, путем проведения народного референдума. Представители национально-культурного течения главной целью считали духовное и культурное возрождение украинского народа, традиций, языка. Они выступали против насильственной русификации, догматов социалистического реализма, преследования за убеждения. Правозащитники отстаивали идеи личной и национальной свободы, прав человека, демократии, требовали соблюдения Конституции. Религиозное течение своей главной задачей считало борьбу за легализацию Украинской греко-католической церкви, других религиозных конфессий, за свободу совести и свободное осуществление религиозных обрядов. Все без исключения представители национально-освободительного движения выступали за расширение прав профсоюзов, возрождение частной собственности, рыночных отношений, внедрения свободного предпринимательства. Предлагалось ликвидировать господствующее положение КПСС, критиковались бюрократические методы руководства экономикой и др. Острой критике была подвергнута советская государственность. В документах Украинской хельсинской группы органы власти советской Украины названы оккупационной администрацией, которая воплощает колонизаторскую политику Москвы. Существующая система выборов называлась "комедийной постановкой". По мнению оппозиции, объективный мировой процесс деколонизации поможет Украине стать независимым государством. Проекты будущего общественно-политического строя Украины можно разделить на федералистские (УРКС) и "самостийницкие" (УНФ). Федералисты выступали за равноправный статус Украины в новой, свободной федерации советских республик (не напоминает ли это первые универсалы Центральной Рады? — П.М.). "Самостийники" добивались полной государственной самостоятельности Украины. Федералисты отстаивали концепцию демократического социализма, который смог бы ограничить самодержавство КПСС, превратить советы в реальные органы народной власти и народного самоуправления, внедрить рыночные отношения. "Самостийники" идеалом политической структуры Украины видели демократию западного типа. Таким образом, в 60-х — первой половине 80-х годов общественно-политическая жизнь Украины развивалась чрезвычайно противоречиво. С одной стороны, наблюдалось наступление неототалитарного режима, его идеологии, а с другой — рост национального самосознания. Это происходило на фоне нарастания кризисных явлений в народном хозяйстве, дальнейшего расслоения общества, что не могло не сказаться на развитии государственного строя и правовой системы. Date: 2015-08-24; view: 349; Нарушение авторских прав |