Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие выводы
Для второй половины 60-х — первой половины 80-х годов характерной была абсолютная монополия коммунистической партии на власть. Неототалитарный режим прикрывался доктриной "общенародного государства ", которая формировалась в контексте идеологии перехода к, коммунистическому обществу. Она предусматривала существенную трансформацию социальной базы советского общества, размывание граней между различными классами и прослойками, между городом и селом. Допускалось расширение коллегиальных и демократических начал в государственном управлении с последующим преобразованием его в "народное общественное самоуправление". Технократическая тенденция, которая просматривалась в руководстве экономикой и государством, пришла к столкновению с идеологической доктриной партийности. Б конце 60-х годов победил жесткий неототалитарный режим. С 1972г. консервативные тенденции, которые ориентировались на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетика, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. Одновременно происходили персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии. Главной тенденцией развития государства и права была жесткая централизация государственного механизма, правоохранительных органов, правовой системы. Бюрократическая партийно-государственная номенклатура стремилась сберечь командно-административный стиль у правления. Господство бюрократической номенклатуры приводило к нарушениям властью законности, прав и свобод граждан. Украина в составе Союза ССР несмотря на провозглашенную и закрепленную Конституцией суверенность политически и идеологически зависела от властного диктата Москвы. Таким образом, Общественно-политическая и правовая жизнь Украины развивалась в условиях нарастания острого кризиса неототалитарного режима. На повестку дня встал вопрос о самой возможности его существования. Рекомендованная литература 1. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Бабий. - К., 1976. 2. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й Рогожина. — К., 1996.-Ч. 2. 3. Історія держави і права України / За ред. А.С. Чайковського. — К., 2000. 4V7 4. Історія України / Керівник авт. кол. Ю. Зайцев. — Львів, 1996. 5. Історія України. Нове бачення: У 2 т. / За заг. ред. В.А. Смолія. — К., 1996. -Т. 2. 6. Мала енциклопедія етнодержавознавства / Відп. ред. Ю.І. Римаренко. - К., 1996. 7. Гурченко Ф., Патенко П., Тимченко С. Новітня історія України: У2ч.-К., 1995.-Ч.2. 8. Шляхами віків: довідник з історії України. — К., 1993.
Глава 19 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 гг.) •Общий исторический обзор. • Государственный строй. • Судебная система и другие правоохранительные органы. • Правовая система. • Общие выводы. 19.1. Общий исторический обзор Прежде чем приступить к изложению материала, необходимо определить, что вкладывалось в термин "перестройка" в годы ее проведения и с какой целью она проводилась. В первой половине 80-х годов правящая в СССР партийно-номенклатурная бюрократия оказалась перед выбором: немедленно приступить к реформам с целью модернизации системы или же продолжать курс на укрепление неототалитарного режима. В результате борьбы этих тенденций, которые представляли генеральные секретари ЦК КПСС Ю. Андропов и К. Черненко, к власти пришел представитель младшего поколения партийной элиты — М. Горбачев. Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС провозгласил курс на перестройку. С позиций партийной верхушки перестройка означала преобразование в экономике, коренную реорганизацию государственного механизма, изменение форм и методов деятельности органов управления. Эти мероприятия должны были реанимировать коммунистическую идею и были направлены на спасение социалистической государственности. Официальная концепция перестройки предусматривала решение двух взаимосвязанных задач: 1) радикальной экономической реформы; 2) демократизации общественной жизни, расширение гласности. Конечной целью провозглашалось построение гуманного, демократического' социализма, который объединял бы политический плюрализм с руководящей ролью КПСС, рыночные отношения с централизованным планированием, расширение суверенитета республик и сохранение единого союзного государства. 439 Перестройка начала осуществляться привычными командными методами. Главным направлением реформирования была экономика. Попытка ускорить развитие экономики за счет опережающего развития машиностроения не дала желательных результатов. В июне 1987 г. пленум ЦК КПСС провозгласил программу радикальной реформы управления экономикой, которая предусматривала расширение прав предприятий, внедрение арендных форм хозяйствования, широкую кооперацию в торговле и промышленности, создание совместных предприятий с иностранными фирмами. Долгое время Украину считали "заповедником застоя", экономические реформы здесь проводились слишком вяло. Дело в том, что экономику Украины было очень тяжело реформировать из-за того, что больше 60% ее составляла тяжелая промышленность, 95% продукции изготавливалось на предприятиях союзного подчинения. Фактически перестройка в Украине началась только к концу 1987 г. В апреле 1988 г. Верховный Совет УССР одобрил основные положения перехода от командно-административной системы к экономическим методам управления. Были ликвидированы 103 республиканских органа управления, 14 министерств и ведомств, укрупнены 1500 предприятий, цехов, участков и др. Но ожидаемой самостоятельности предприятия так и не получили. Сохранились госзаказы, контроль министерств и ведомств, разного рода нормативы. Не лучшим было положение и в сельском хозяйстве. Истощенная и загрязненная земля, устарелая техника, низкий уровень заработной платы делали сельскохозяйственное производство нерентабельным и убыточным. Колхозно-совхозная система оказалась полностью бесперспективной. Обострилась экологическая ситуация в Украине. Трагедия Чернобыля заставила задуматься над последствиями централизованного хозяйствования в Украине. Авария 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС тяжелым дополнительным бременем легла на экономику Украины. В целом необходимо отметить, что экономическая реформа первых лет перестройки провалилась. Прекратился рост национального дохода, раз-балансировались экономические отношения, бесконтрольно возросли цены, обострилась продовольственная проблема. Развивался "черный рынок", значительная часть продукции вывозилась за пределы республики. С 1 ноября 1990 г. были введены карточная система и купоны. В апреле 1991 г. в два раза были повышены розничные цены, что привело к резкому ухудшению жизненного уровня населения. Это повышение цен фактически обесценило все сбережения граждан. Резко обострилась социальная дифференциация, повысился уровень преступности. Перестройка, которая была направлена на спасение социалистической системы, не изменила сути власти, политической системы. Коммунистическая партия оставалась важнейшей государственной структурой. С целью выхода из кризиса Верховный Совет УССР 3 августа 1990 г. принял Закон "Об экономической самостоятельности Украинской ССР". Становилось очевидным, что успех экономических преобразований невозможен без реформирования политической системы. Еще в январе 1987 г. пленум ЦК КПСС провозгласил гласность основой новой политики. Впоследствии 1 августа 1990 г. был принят Закон "О печати и других средствах массовой информации", который ввел свободу печати и отменил цензуру. Публикации по политическим, историческим, экономическим проблемам начали заполнять множество белых пятен украинской истории. Стала общедоступной правда о таких страницах отечественной истории XX в., как деятельность Центральной Рады, голодомор 1933 п, сталинские репрессии, борьба ОУН—УПА и др. Религиозные отношения. Демократизация общества положительно повлияла на отношения государства и церкви. Понятие свободы совести постепенно приобретало полноценное содержание. 23 апреля 1991 г был принят Закон УССР "О свободе совести и религиозных организациях", который гарантировал гражданам Украины право на свободу совести. Это право включало в себя свободу иметь, принимать и изменять религию или убеждение по своему выбору и свободу единолично или вместе с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные обряды, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения. Закон состоял из шести разделов: общие положения; религиозные организации в Украине; имущественное положение религиозных организаций; права религиозных организаций и граждан, связанные со свободой вероисповедания; трудовая деятельность в религиозных организациях и на их предприятиях; государственные органы и религиозные организации. Закон впервые за всю историю советской власти действительно гарантировал свободу совести. До принятия Закона официальный статус получили Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Однако довольно мощными в Украине были позиции Русской православной церкви (РПЦ) и ее отдела в Украине — Украинской -• православной церкви (УПЦ). В то время как УАПЦ и УГКЦ стояли на позициях возрождения независимого Украинского государства, РПЦ и УПЦ оставались на позициях сохранения единого государственного образова"-ния в рамках СССР. Следовательно, религиозная ситуация^ Украине в начале 90-х годов оставалась сложной. Общественные организации и объединения. Одним из последствий реформ стало изменение политической структуры общества. Перестроечные процессы пробудили к жизни многочисленные общественные организа- 441 ции и объединения. В сентябре 1989 г, была образована.общественно-политическая организация Народный Рух Украины за перестройку (НРУ) во главе с поэтом Иваном Драчом. Параллельно возникли десятки других общественных объединений: "Зеленый мир", "Мемориал", "Союз независимой украинской молодежи" и др. В1990 г. появляются первые политические партии: Украинская республиканская партия, Партия демократического возрождения Украины, Конституционно-демократическая партия, Демократическая партия Украины, Украинская крестьянская демократическая партия, Социал-демократическая партия, Социалистическая партия. Впоследствии заявили о себе Украинская христианская партия женщин, Украинская национал-либеральная партия, Партия славянского возрождения и др. Большинство созданных партий были немногочисленными, не имели четкой программы, идеологии. Неопределенность цели деятельности, борьба за лидерство внутри партий, невысокий уровень политической культуры вели к их расколу, а то и к исчезновению. Хотя реформами и были нанесены ощутимые удары по КПСС, она одна имела реальную власть в стране. Формой протеста против политики КПСС становится массовый выход рядовых коммунистов из ее рядов. В1990 г. из рядов КПУ вышло более 220 тыс. чел., а вступило только 38 тыс. Большая часть членов партии выражала протест другим способом — не выплачивала членские взносы. Руководство КПУ, стараясь возвратить утерянный авторитет, дало согласие на принятие важных для дальнейшей судьбы Украины документов. 16 июля 1990 г. Верховный Совет Украинской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. Из 385 депутатов, присутствующих в этот день на заседании, "за" проголосовали 355, "против" — четыре, не приняли участия в голосовании — 26. Декларация состояла из введения (преамбулы) и десяти разделов: самоопределение украинской нации; народовластие; государственная власть; гражданство Украинской ССР; территориальное верховенство; экономическая самостоятельность; экологическая безопасность; культурное развитие; внешняя и внутренняя безопасность; международные отношения. Декларация провозгласила государственный суверенитет Украины как "верховенство, самостоятельность, полноту и безраздельность власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях". В Декларации определялось, что Украина как суверенное государство будет развиваться в существующих границах на основе осуществления украинской нацией неотъемлемого права на самоопределение. Любые насильственные действия против национальной государственности Украины со стороны политических партий, общественных организаций или отдельных лиц преследуются законом. "Граждане Республики всех национальностей, — подчеркивалось в Декларации, — представляют собой народ Украины". Народ Украины является единственным источником государственной власти. Украинское государство "обеспечивает равенство перед законом всех граждан Республики, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств". Украина является самостоятельной в решении любых вопросов своей государственной жизни, а государственная власть осуществляется по принципу ее распределения на законодательную, исполнительную и судебную; высший надзор за точным и одинаковым исполнением законов в государстве осуществляет Генеральный прокурор. Территория Украины в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена или использована без ее согласия. Национальным богатством страны владеет, пользуется и распоряжается только народ Украины. Он самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы и порядок использования природных ресурсов, может запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений и других объектов, которые несут угрозу экологической безопасности. Украина "самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации, гарантирует всем национальностям, которые проживают на территории Республики, право их свободного национально-культурного развития. Украинская ССР обеспечивает национально-культурное возрождение украинского народа, его исторического сознания и традиций, национально-этнографических особенностей, функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни". Важным и новым в конституционном законодательстве Украины является такой пункт: государство проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных нужд украинцев, проживающих за ее пределами. Кроме того, отмечалось, что Украина имеет право на возврат в собственность народа национальных, культурных и исторических ценностей, которые находятся за пределами Украины. Украина также вправе иметь собственные Вооруженные Силы, внутренние войска и органы государственной безопасности; она "торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не берет участия в военных блоках и придерживается трех безъядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие". 443 В последнем разделе подчеркивается, что Украина является субъектом международного права, осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций и др. Она выступает равноправным участником международного общения, активно укрепляет общий мир и международную безопасность, непосредственно принимает участие в общеевропейском процессе^ европейских структурах. Украинское государство признает преимущество общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутреннего — государственного права. Отношения Украины с другими советскими республиками "строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимопомощи и невмешательства во внутренние дела. Декларация является основой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных соглашений". Следовательно, Декларация послужила правовой основой процесса независимого государственного строительства Украины, всего дальнейшего законодательства. Она вдохновила демократические силы Украины на дальнейшую борьбу с коммунистическим режимом. Своеобразным пиком противостояния коммунистической власти и демократии стала голодовка студентов в октябре 1990 г. в Киеве. Под давлением студентов и других оппозиционных сил Верховный Совет принял ряд важных решений: провести в начале 1991 г. референдум о доверии Верховному Совету Украины и в случае недоверия организовать в конце года выборы на многопартийной основе; обеспечить прохождение срочной военной службы граждан Украины за пределами республики только по их согласию; создать комиссию Верховного Совета для рассмотрения вопроса о национализации имущества КПСС и ВЛКСМ; до принятия новой Конституции Украины заключение союзного договора считать преждевременным; отправить в отставку правительство; до 30 ноября 1990 г. привести действующую Конституцию УССР в соответствие с положениями Декларации о государственном суверенитете. Уже через неделю после принятия этих решений Верховный Совет отменил ст. 6 Конституции УССР о руководящей роли коммунистической партии. Однако это не означало конец господства коммунистической номенклатуры. Сохраняя контроль над средствами массовой информации, партийные структуры начали яростное наступление на демократические силы. Работа по созданию нового союзного договора не могла остановить суверенизацию союзных республик. Активизировались сепаратистские силы в Украине. В южных областях действовал комитет Демократического союза Новороссии и Бессарабии, целью деятельности которого было со- здание "независимой Республики Новороссии". В Донбассе звучали требования относительно восстановления Донецке-Криворожской республики. В Закарпатье Общество карпатских русинов требовало автономии для Закарпатья. Повторялись уроки 1918г.: экономический и политический кризисы являются основными предпосылками сепаратизма. Подтверждением этого стали события в Крыму. Партийные органы Крыма провели референдум относительно восстановления автономии. На его основе Верховный Совет УССР 12 февраля 1991 г. принял Закон "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики". Стремясь сохранить "единый Советский Союз", Верховный Совет СССР принимает решение о проведении 17 марта 1991 г. референдума относительно сохранения СССР. В Украине за обновленную федерацию проголосовали 70,5% из 83,5% избирателей, принявших участие в голосовании. В мае 1991 г. Верховный Совет обсуждал концепцию новой Конституции Украины. Проект, подготовленный конституционной комиссией во главе с Л. Кравчуком, по многим пунктам совпадал с позицией Народной рады: предусматривалось, что Украина станет президентской республикой с двухпалатным парламентом, президента будет выбирать весь народ, предлагалось название государства — Республика Украина, не упоминалось об обязательном вхождении в состав Союза ССР. Парламентское большинство выступило с критикой проекта конституционной комиссии и выдвинуло свой проект. Коммунисты настаивали на сохранении названия Украинская Советская Социалистическая Республика, советской системы государственного управления, на ограничении прав президента, о внесении в Конституцию положения о вхождении УССР в состав СССР. В начале июня 1991 г. парламент сделал очередной шаг к независимости, приняв постановление "О переходе в юрисдикцию Украинской ССР государственных предприятий и организаций союзного подчинения, расположенных на территории республики". Однако экономика республики, как и СССР в целом, оставалась не реформированной. Тем временем продолжались поиски оптимального содержания нового союзного договора. Переговоры вели руководители девяти союзных республик, включая Украину. В мае лидеры "девятки" в основном согласовали текст союзного договора и назначили дату его подписания — 20 августа 1991 г. Но 19 августа 1991 г. партийная номенклатура подняла государственный мятеж. Действия мятежников привели к окончательной дискредитации компартии. 24 августа 1991 г. Верховный Совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины. В этом историческом документе подчеркивалось: "исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 г., 445 — продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине, — исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, — осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства — Украины. Территория Украины является неделимой и неприкосновенной. Отныне на территории Украины имеют действие исключительно Конституция и законы Украины. Этот Акт вступает в силу с момента его одобрения". Акт провозглашения независимости Украины, день принятия которого был вскоре объявлен национальным праздником, не был случайным явлением. Этот Акт украинский народ принял, продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства. На Всеукраинскамреферендуме, который состоялся 1 декабря 1991 г., 90,35% избирателей подтвердили Акт провозглашения независимости Украины. 5 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины принял обращение "К парламентариям и народам мира", в котором делалось ударение на то, что договор 1922 г. о создании СССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим. Заявлялось, что Украина строит демократическое, правовое государство, первоочередной целью которого является обеспечение прав и свобод человека. Подтверждалось положение Декларации прав национальностей Украины от 1 ноября 1991 г. относительно гарантирования всем народам и гражданам республики равных политических, общественных, экономических, социальных и культурных прав. Провозглашался переход к рыночной экономике, признавалось равноправие всех форм собственности. Высказывалась готовность к активизации международного сотрудничества на принципах равноправия, суверенности, невмешательства во внутренние дела друг друга, признание территориальной целостности и нерушимости существующих границ. Безраздельной и неприкосновенной Украина объявила и собственную территорию, одновременно не имея территориальных претензий ко всем государствам. Задекларирован был также безъядерный статус республики, оборонный характер ее военной доктрины, формирование Вооруженных Сил на принципах минимальной достаточности. 7—8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском лидеры Украины (Л. Кравчук), России (Б. Ельцин), Беларуси (С. Шушкевич) констатировали распад СССР и подписали соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате к этому соглашению присоединились еще 8 независимых государств бывшего СССР. В принятой Декларации за- фиксировано, что с созданием Содружества СССР прекращает свое существование. Причем СНГ не является ни государством, ни надгосударствен-ным образованием. Для координации деятельности в сферах совместных интересов был образован Совет глав государств и Совет глав правительств. Основатели СНГ определили, что каждая из республик является независимым в своей внутренней и внешней политике государством. Украина вступила в новый этап своей истории. 19.2. Государственный строй Политика перестройки нуждалась в реформировании государственного аппарата как в центре, так и на местах. В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государственного строительства теорию распределения властей. В декабре 1990 г. Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР, который четко определялся как исполнительно-распорядительный орган, подчиняющийся Президенту СССР. Реформирование союзных органов власти и управления привело к соответствующим изменениям в союзных республиках. Высшие органы власти и управления УССР. Высшим представительным органом республики оставался Верховный Совет УССР. Именно ему было отведено главенствующее место в проведении демократизации государственной жизни Украины. В 1989—1991 гг. Верховный Совет принял ряд законов, которые изменяли и дополняли Конституцию УССР. Закон УССР "Обизменении и дополнении Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" от 27 октября 1989 г. определял компетенцию Верховного Совета. Значительно расширялись полномочия Председателя Верховного Совета УССР, который получал ранг высшего должностного лица республики. Состав Верховного Совета должен был состоять из 450 депутатов (ранее — 650). Срок полномочий народных депутатов — пять лет. Впервые за много лет своего существования Верховный Совет начал работать в парламентском режиме. Порядок его работы определялся Временным регламентом, утвержденным 22 мая 1990 г, В парламенте появилась оппозиция в лице Народной Рады, в состав которой вошли 125 депутатов. Значительным событием стало введение в Украине поста Президента УССР. В связи с этим Верховный Совет УССР принял 5 июля 1991 г. такие законы: "Обосновании поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР", "О Президенте Украинской ССР", "О выборах Президента Украинской ССР". Выборы Президента Украины назначались на 1 декабря 1991 г. Таким об- 447 разом, введение поста Президента УССР было новым шагом по созданию в республике государственного аппарата, построенного на принципах распределения власти. Законом УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции УССР в связи с усовершенствованием системы государственного управления" от 21 мая 1991 г. в Конституцию УССР были внесены изменения и дополнения относительно структуры органов высшей исполнительной власти республики. Совет Министров был переименован в Кабинет Министров УССР. Должность председателя Совета Министров заменялась должностью премьер-министра. 13 мая 1991 г. был принят Закон "О перечне министерств и иных центральных органов государственного управления Украинской ССР". Кабинет Министров объединяет и направляет работу министерств и других подчиненных ему органов. Министерства и другие центральные органы государственного управления осуществляют руководство отдельными сферами управления, несут ответственность за их развитие. В пределах своей компетенции правительство может издавать постановления и распоряжения, а также организовывать проверку их выполнения. Местные органы власти и управления. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР "Об общих принципах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", основной целью которого был перевод местных советов из режима единого государственного руководства в режим местного самоуправления. Согласно Закону местные советы становились полноправными хозяевами на своей территории. 7 декабря 1990 г. был принят Закон УССР "О местных Советах народных депутатов Украинской ССР и местном самоуправлении". В нем определялись принципы местного самоуправления, правовой статус местных советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления. В систему местного самоуправления входили сельские, поселковые, городские советы народных депутатов и их органы, другие формы территориальной самоорганизации граждан. Территориальную основу местного самоуправления составляли сельсовет, поселок, город, а органами местного самоуправления были соответствующие советы народных депутатов. С целью более эффективного осуществления своих прав и обязанностей органы местного самоуправления могли объединяться в ассоциации, другие формы добровольных объединений. Вместе с местным самоуправлением Закон выделял региональное самоуправление, основу которого составляли район и область. Новое законодательство об органах местного самоуправления значительно расширило их права как в экономической сфере, так и в сфере социально-культурной жизни общества, утвердило полноту народовластия на соответствующих административных территориях. 19.3. Судебная система и другие правоохранительные органы Реформирование судебной системы началось, как всегда, на союзном уровне. 20 июня 1989 г. Верховный Совет СССР принял Закон "О статусе судей в СССР". 13 ноября 1989 г. были приняты новые Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве. В декабре 1989 г. Верховный Совет СССР одобрил целый ряд нормативных актов, направленных на повышение роли суда, в частности Закон СССР "Об ответственности за неуважение к суду", постановление "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей судов Союза ССР", "Об утверждении Положения о квалификационной аттестации судей", "Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР". Закон УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции Украинской ССР" от 27 октября 1989 г. внес существенные изменения в раздел 18 Конституции УССР "Суд и арбитраж". Судебная система УССР состояла из Верховного Суда УССР, Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных судов, Киевского городского суда, районных (городских) народных судов. Судьи районных народных судов избирались областными советами народных депутатов. Срок полномочий судей всех уровней составлял 10 лет, народных заседателей — 5 лет. Закон УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции УССР" от 24 октября 1990 г. вывел судебную и прокурорскую систему Украины из подчинения союзным органам. Конституция УССР определяла, что высший судебный контроль и надзор за судебной деятельностью судов республики осуществляется только Верховным Судом Украинской ССР (ст. 199). Генеральный прокурор Украинской ССР назначался Верховным Советом УССР, был ответственный перед ним и только ему подотчетный (ст. 163). Срок полномочий Генерального Прокурора УССР и других прокуроров составлял 5 лет. Устанавливалось, что организация и порядок деятельности судебных и прокурорских органов определяются исключительно законами УССР. Закон предусматривал создание в Украине Конституционного Суда. 20 декабря 1990 г. был принят Закон УССР "Омилииии", В нем указывалось, что деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, гласности, уважения к человеку, социальной справедливости, на взаимодействии с трудовыми коллективами, общественными организациями и гражданами. Основными задачами милиции провозглашались следующие: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предупреждение правонарушений и их пресечение; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от 449 преступных посягательств; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, организациям в выполнении возложенных на них законом обязанностей. Закон регламентировал права и обязанности работников милиции. Подчеркивалось, что работник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и действует в его рамках. 19.4. Правовая система Право, как известно, в той или иной степени реагирует на соответствующие процессы, которые происходят в экономической, политической и социальной сферах. В годы "перестройки" практически не осталось ни одной отрасли права, где бы не произошли существенные изменения. Конституционное право. Наиболее радикальные изменения произошли в конституционном праве. Изменения и дополнения, которые вносились в Конституции СССР и УССР, существенно реформировали государственно-правовые институты, всю политическую систему. 27 октября 1989 г. был принят Закон УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Украинской ССР". В преамбуле этого Закона указывалось, что изменения в Конституцию УССР вносятся с целью развития демократии, усовершенствования избирательной системы, деятельности советов народных депутатов и т. д. Демократизация избирательной системы предусматривала переход к действительно представительной демократии. На развитие этого были направлены Законы "О выборах народных депутатов Украинской ССР" и "О выборах депутатов местных Советов народных депутатов Украинской ССР" от 27 октября 1989 г. Закон предусматривал создание Комитета конституционного надзора УССР. Следующий Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" был принят 24 октября 1990 г. Изменения касались ст. 3 Конституции, в которой уже не шла речь о принципе демократического централизма. В новой редакции указывалось, что организация и деятельность государства основываются на принципах выборности всех органов государственной власти, подотчетности их народу, ответственности каждого государственного и служебного лица за порученное дело, обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих. Аннулирование ст. 6 Конституции подорвало монопольное господство коммунистической партии и нанесло удар по командно-административной системе управления. Вносились также изменения в раздел " Основные права, свободы и обязанности граждан УССР". Согласно ст. 49 Конституции граждане УССР получили право объединяться в политические партии, другие общественные организации, принимать участие в движениях, которые способствовали удовлетворению их законных интересов. Комитет конституционного надзора был переименован в Конституционный Суд УССР, который избирался Верховным Советом УССР на 10 лет в составе 23 членов суда. Ряд законов, принятых в 1991 г., вносили изменения в название, структуру и компетенцию органов исполнительной власти. 28 июня 1991 г. была опубликована Концепция новой Конституции Украины, одобренная Верховным Советом УССР 19 июня 1991 г. Конституция была пронизана идеалами правового государства. В центре внимания стоял человек как высшая социальная ценность, его права, свободы и их гарантии. Гражданское право. В марте 1990 г. был принят Закон "О собственности в СССР", в котором перечислялись три основные формы собственности: собственность граждан, коллективная и государственная. Кроме этого, допускалось существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность могла быть долевой или общей и смешанной. Формами собственности граждан были собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйств. Формами коллективной собственности выступали собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделялась на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений. Существенные изменения в гражданское право вносили также Законы СССР "О предприятиях в СССР" от 26 мая 1988 г., "О кооперации в СССР" от 6 марта 1990 г., Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и др. Согласно союзным актам в УССР были приняты законы "О собственности" от 17 февраля 1991 г. и "О предприятиях в УССР" от 27 марта 1991 г. В мае 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. К законодательству в сфере гражданского права примыкали законы УССР "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 г. и "Об инвестиционной деятельности" от 18 сентября 1991 г. Трудовое право. Изменения, которые происходили в сфере переходной экономики, нуждались в реформировании трудового законодательства. Был установлен новый порядок разработки и заключения коллективных 451 договоров. Институт трудового договора дополнился контрактной формой приема на работу. Продолжительность испытания при приеме на работу стала определяться по соглашению сторон трудового договора. Необходимо подчеркнуть, что вопросы трудовых отношений нашли отражение почти во всех законах, которые регулировали переход к многоукладной экономике. Это прежде всего законы СССР "О собственности в СССР", "О предприятиях в СССР", "О кооперации в СССР" и др. В УССР это законы "О собственности", "О предприятиях в УССР", "О занятости населения", "Об основах социальной защищенности инвалидов в УССР" и др. Среди изменений в трудовом законодательстве следует назвать также аннулирование ряда ограничений работы по совместительству, расшире-ние льгот для женщин и др. Закон Верховного Совета УССР "Об экономической самостоятельности Украинской ССР" от 3 августа 1990 г. предусматривал реформирование трудового законодательства республики и приведение его в соответствие с новыми формами хозяйствования. Однако половинчатость экономических реформ, ориентация на производство, а не на работника, низкий уровень условий труда, слабость института коллективного договора тормозили развитие трудового права. Земельное право. 28 февраля 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. Определялось, что "земля является достоянием народов, которые проживают на данной территории". Граждане получили право на приобретение земли в вечное владение или в аренду. Детально регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные советы. Основы создавали условия для рационального использования и охраны земель, восстановления плодородия почвы, сохранения и улучшения окружающей природной среды. Уголовное законодательство в этот период почти не изменилось. Изменения отражали или очередное направление политики партии, или присоединение СССР к соответствующим международным конвенциям. Так, в 1985—1986 гг. были приняты нормативные акты, направленные на борьбу с пьянством и получением нетрудовых доходов. В 1987 г. СССР присоединился к международной конвенции, которая предусматривала борьбу с наркотиками и захватом заложников. Из конкретных нормативных актов, которые предусматривали уголовную ответственность, следует назвать Законы СССР "О защите чести и достоинства Президента СССР" от 2 апреля 1990 г., "Об уголовной ответственности за блокирование транспортных коммуникаций и другие незаконные действия, которые посягают на нормальную и безопасную работу транспорта" от 23 октября 1990 г. Внимание законодателя снова привлекла спекуляция. В октябре 1990 г. принимается закон, по которому спекуляцией считались скупка товаров, на которые были установлены государственные цены в учреждениях торговли, продажа товаров со складских помещений, баз и пр. с нарушением установленных правил, сокрытия товаров от покупателей, уклонения от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представление о спекуляции и ее соотношение с легальной торговой деятельностью. В связи с принятием этих нормативных актов соответствующие изменения были внесены в УК УССР. 2 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Важное значение для возрождения духовности украинского народа имел Закон "О языках в Украинской ССР" от 28 октября 1989 г. В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет. Общие выводы С середины 80-х годов в СССР начался необратимый процесс реформирования всех сторон жизни общества. Первые попытки реформ показали, что они невозможны без демократизации и перестройки политической системы. Перед Украиной встала реальная возможность национального и государственного возрождения. Общественно-политическая жизнь в республике активизируется после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Возросло общественное сознание людей, которые выразили открытое недоверие руководству страны. Утверждение гласности и политического плюрализма привело к ликвидации идеологического и политического господства коммунистической партии. Начала терять свои позиции командно-административная система управления. Одним из важных направлений демократизации стало реформирование деятельности Советов народных депутатов. Впервые за историю их существования были проведены действительно демократические выборы. Перестроечные процессы вызвали к жизни многочисленные общественные организации, большинство из которых впоследствии реформируются в политические партии. Важную роль среди них играл Народный Рух Украины за перестройку, который выступал за строительство независимой Украины. Росту национального самосознания способствовало принятие Верховным Советом УССР 16 июля 1990г. Декларации о государственном суверенитете, которая провозгласила верховенство, самостоятельность, полноту и 453 безраздельность власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях. Кардинальные изменения произошли и в правовой системе. В годы перестройки в Конституцию УССР и в действующее законодательство вносятся многочисленные изменения и дополнения. На первое место в правовом регулировании вышел институт прав и свобод личности. Однако непоследовательность политических и экономических реформ, нежелание центра предоставить республикам полную законотворческую самостоятельность привели к "войне " союзных и республиканских законов. •• Изменения в государственно-правовой жизни страны были вызваны процессами обновления, которые происходили в обществе и которые уверенно вели к формированию независимого Украинского государства. Период перестройки для республики закончился принятием 24 августа 1991 г. Верховным Советом УССР Акта провозглашения независимости Украины, который ликвидировал историческую несправедливость и открыл новый этап в истории Украины и ее народа. Рекомендованная литература 1. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Бабий.-К., 1976. 2. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й. Рогожина. — К., 1996.-Ч. 2. 3. Історія України / Керівник авт. кол. Ю. Зайцев. — Львів, 1996. 4. Історія України. Нове бачення: У 2 т. / За заг. ред. В.А. Смолія. — К., 19%.-Т. 2. 5. Турченко Ф., Панченко П., Тимченко С. Новітня історія України: У2ч.-К., 1995.-Ч.2. 6. Шляхами віків: довідник з історії України. — К., 1993. Глава 20 Date: 2015-08-24; view: 316; Нарушение авторских прав |