Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие выводы





Для второй половины 60-х — первой половины 80-х годов характерной была абсолютная монополия коммунистической партии на власть. Неото­талитарный режим прикрывался доктриной "общенародного государства ", которая формировалась в контексте идеологии перехода к, коммунистиче­скому обществу. Она предусматривала существенную трансформацию со­циальной базы советского общества, размывание граней между различными классами и прослойками, между городом и селом. Допускалось расширение коллегиальных и демократических начал в государственном управлении с последующим преобразованием его в "народное общественное самоуправле­ние". Технократическая тенденция, которая просматривалась в руковод­стве экономикой и государством, пришла к столкновению с идеологической доктриной партийности. Б конце 60-х годов победил жесткий неототали­тарный режим. С 1972г. консервативные тенденции, которые ориентиро­вались на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетика, берут верх над реформаторским либера­лизмом и технократизмом. Одновременно происходили персонализация вла­сти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии.

Главной тенденцией развития государства и права была жесткая цен­трализация государственного механизма, правоохранительных органов, пра­вовой системы.

Бюрократическая партийно-государственная номенклатура стремилась сберечь командно-административный стиль у правления. Господство бюрок­ратической номенклатуры приводило к нарушениям властью законности, прав и свобод граждан.

Украина в составе Союза ССР несмотря на провозглашенную и закреп­ленную Конституцией суверенность политически и идеологически зависела от властного диктата Москвы.

Таким образом, Общественно-политическая и правовая жизнь Украины развивалась в условиях нарастания острого кризиса неототалитарного ре­жима. На повестку дня встал вопрос о самой возможности его существо­вания.

Рекомендованная литература

1. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Ба­бий. - К., 1976.

2. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й Рогожина. — К., 1996.-Ч. 2.

3. Історія держави і права України / За ред. А.С. Чайковського. — К., 2000.

4V7 4. Історія України / Керівник авт. кол. Ю. Зайцев. — Львів, 1996.

5. Історія України. Нове бачення: У 2 т. / За заг. ред. В.А. Смолія. — К.,

1996. -Т. 2.

6. Мала енциклопедія етнодержавознавства / Відп. ред. Ю.І. Римарен­ко. - К., 1996.

7. Гурченко Ф., Патенко П., Тимченко С. Новітня історія України: У2ч.-К., 1995.-Ч.2.

8. Шляхами віків: довідник з історії України. — К., 1993.

 

Глава 19

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 гг.)

•Общий исторический обзор.

• Государственный строй.

• Судебная система и другие правоохранительные органы.

• Правовая система.

• Общие выводы.

19.1. Общий исторический обзор

Прежде чем приступить к изложению материала, необходимо опреде­лить, что вкладывалось в термин "перестройка" в годы ее проведения и с какой целью она проводилась.

В первой половине 80-х годов правящая в СССР партийно-номенкла­турная бюрократия оказалась перед выбором: немедленно приступить к реформам с целью модернизации системы или же продолжать курс на укрепление неототалитарного режима. В результате борьбы этих тенден­ций, которые представляли генеральные секретари ЦК КПСС Ю. Андро­пов и К. Черненко, к власти пришел представитель младшего поколения партийной элиты — М. Горбачев.

Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС провозгласил курс на пере­стройку. С позиций партийной верхушки перестройка означала преобра­зование в экономике, коренную реорганизацию государственного меха­низма, изменение форм и методов деятельности органов управления. Эти мероприятия должны были реанимировать коммунистическую идею и были направлены на спасение социалистической государственности. Официальная концепция перестройки предусматривала решение двух взаимосвязанных задач: 1) радикальной экономической реформы; 2) де­мократизации общественной жизни, расширение гласности. Конечной целью провозглашалось построение гуманного, демократического' социа­лизма, который объединял бы политический плюрализм с руководящей ролью КПСС, рыночные отношения с централизованным планированием, расширение суверенитета республик и сохранение единого союзного госу­дарства.

439 Перестройка начала осуществляться привычными командными мето­дами. Главным направлением реформирования была экономика. Попыт­ка ускорить развитие экономики за счет опережающего развития маши­ностроения не дала желательных результатов. В июне 1987 г. пленум ЦК КПСС провозгласил программу радикальной реформы управления эко­номикой, которая предусматривала расширение прав предприятий, вне­дрение арендных форм хозяйствования, широкую кооперацию в торгов­ле и промышленности, создание совместных предприятий с иностранны­ми фирмами.

Долгое время Украину считали "заповедником застоя", экономичес­кие реформы здесь проводились слишком вяло. Дело в том, что экономи­ку Украины было очень тяжело реформировать из-за того, что больше 60% ее составляла тяжелая промышленность, 95% продукции изготавливалось на предприятиях союзного подчинения. Фактически перестройка в Укра­ине началась только к концу 1987 г.

В апреле 1988 г. Верховный Совет УССР одобрил основные положения перехода от командно-административной системы к экономическим ме­тодам управления. Были ликвидированы 103 республиканских органа управления, 14 министерств и ведомств, укрупнены 1500 предприятий, цехов, участков и др. Но ожидаемой самостоятельности предприятия так и не получили. Сохранились госзаказы, контроль министерств и ведомств, разного рода нормативы.

Не лучшим было положение и в сельском хозяйстве. Истощенная и за­грязненная земля, устарелая техника, низкий уровень заработной платы делали сельскохозяйственное производство нерентабельным и убыточным. Колхозно-совхозная система оказалась полностью бесперспективной.

Обострилась экологическая ситуация в Украине. Трагедия Чернобыля заставила задуматься над последствиями централизованного хозяйство­вания в Украине. Авария 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС тяже­лым дополнительным бременем легла на экономику Украины.

В целом необходимо отметить, что экономическая реформа первых лет перестройки провалилась. Прекратился рост национального дохода, раз-балансировались экономические отношения, бесконтрольно возросли цены, обострилась продовольственная проблема. Развивался "черный ры­нок", значительная часть продукции вывозилась за пределы республики. С 1 ноября 1990 г. были введены карточная система и купоны. В апреле 1991 г. в два раза были повышены розничные цены, что привело к резкому ухудшению жизненного уровня населения. Это повышение цен факти­чески обесценило все сбережения граждан. Резко обострилась социальная дифференциация, повысился уровень преступности.

Перестройка, которая была направлена на спасение социалистичес­кой системы, не изменила сути власти, политической системы. Комму­нистическая партия оставалась важнейшей государственной структурой.

С целью выхода из кризиса Верховный Совет УССР 3 августа 1990 г. при­нял Закон "Об экономической самостоятельности Украинской ССР". Становилось очевидным, что успех экономических преобразований не­возможен без реформирования политической системы.

Еще в январе 1987 г. пленум ЦК КПСС провозгласил гласность осно­вой новой политики. Впоследствии 1 августа 1990 г. был принят Закон "О печати и других средствах массовой информации", который ввел свободу печати и отменил цензуру.

Публикации по политическим, историческим, экономическим про­блемам начали заполнять множество белых пятен украинской истории. Стала общедоступной правда о таких страницах отечественной истории XX в., как деятельность Центральной Рады, голодомор 1933 п, сталинские репрессии, борьба ОУН—УПА и др.

Религиозные отношения. Демократизация общества положительно по­влияла на отношения государства и церкви. Понятие свободы совести постепенно приобретало полноценное содержание. 23 апреля 1991 г был принят Закон УССР "О свободе совести и религиозных организациях", который гарантировал гражданам Украины право на свободу совести. Это право включало в себя свободу иметь, принимать и изменять религию или убеждение по своему выбору и свободу единолично или вместе с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные обряды, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения. Закон состоял из шести раз­делов: общие положения; религиозные организации в Украине; имуще­ственное положение религиозных организаций; права религиозных орга­низаций и граждан, связанные со свободой вероисповедания; трудовая де­ятельность в религиозных организациях и на их предприятиях; государ­ственные органы и религиозные организации.

Закон впервые за всю историю советской власти действительно гаран­тировал свободу совести.

До принятия Закона официальный статус получили Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Однако довольно мощными в Украине были позиции Русской православной церкви (РПЦ) и ее отдела в Украине — Украинской -• православной церкви (УПЦ). В то время как УАПЦ и УГКЦ стояли на по­зициях возрождения независимого Украинского государства, РПЦ и УПЦ оставались на позициях сохранения единого государственного образова"-ния в рамках СССР.

Следовательно, религиозная ситуация^ Украине в начале 90-х годов оставалась сложной.

Общественные организации и объединения. Одним из последствий ре­форм стало изменение политической структуры общества. Перестроечные процессы пробудили к жизни многочисленные общественные организа-

441 ции и объединения. В сентябре 1989 г, была образована.общественно-по­литическая организация Народный Рух Украины за перестройку (НРУ) во главе с поэтом Иваном Драчом. Параллельно возникли десятки других общественных объединений: "Зеленый мир", "Мемориал", "Союз неза­висимой украинской молодежи" и др.

В1990 г. появляются первые политические партии: Украинская респуб­ликанская партия, Партия демократического возрождения Украины, Кон­ституционно-демократическая партия, Демократическая партия Украи­ны, Украинская крестьянская демократическая партия, Социал-демокра­тическая партия, Социалистическая партия.

Впоследствии заявили о себе Украинская христианская партия жен­щин, Украинская национал-либеральная партия, Партия славянского воз­рождения и др.

Большинство созданных партий были немногочисленными, не име­ли четкой программы, идеологии. Неопределенность цели деятельности, борьба за лидерство внутри партий, невысокий уровень политической культуры вели к их расколу, а то и к исчезновению.

Хотя реформами и были нанесены ощутимые удары по КПСС, она одна имела реальную власть в стране. Формой протеста против политики КПСС становится массовый выход рядовых коммунистов из ее рядов. В1990 г. из рядов КПУ вышло более 220 тыс. чел., а вступило только 38 тыс. Большая часть членов партии выражала протест другим способом — не выплачивала членские взносы. Руководство КПУ, стараясь возвратить утерянный авто­ритет, дало согласие на принятие важных для дальнейшей судьбы Украи­ны документов.

16 июля 1990 г. Верховный Совет Украинской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. Из 385 депутатов, присутствую­щих в этот день на заседании, "за" проголосовали 355, "против" — четы­ре, не приняли участия в голосовании — 26.

Декларация состояла из введения (преамбулы) и десяти разделов: са­моопределение украинской нации; народовластие; государственная власть; гражданство Украинской ССР; территориальное верховенство; экономическая самостоятельность; экологическая безопасность; культур­ное развитие; внешняя и внутренняя безопасность; международные от­ношения.

Декларация провозгласила государственный суверенитет Украины как "верховенство, самостоятельность, полноту и безраздельность власти Рес­публики в пределах ее территории и независимость и равноправие во вне­шних отношениях".

В Декларации определялось, что Украина как суверенное государство будет развиваться в существующих границах на основе осуществления украинской нацией неотъемлемого права на самоопределение. Любые насильственные действия против национальной государственности

Украины со стороны политических партий, общественных организаций или отдельных лиц преследуются законом. "Граждане Республики всех на­циональностей, — подчеркивалось в Декларации, — представляют собой народ Украины". Народ Украины является единственным источником го­сударственной власти.

Украинское государство "обеспечивает равенство перед законом всех граждан Республики, независимо от происхождения, социального и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств". Украина является самостоятельной в решении любых вопросов своей государствен­ной жизни, а государственная власть осуществляется по принципу ее рас­пределения на законодательную, исполнительную и судебную; высший надзор за точным и одинаковым исполнением законов в государстве осу­ществляет Генеральный прокурор.

Территория Украины в существующих границах является неприкос­новенной и не может быть изменена или использована без ее согласия.

Национальным богатством страны владеет, пользуется и распоряжа­ется только народ Украины. Он самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы и порядок использования природных ре­сурсов, может запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений и других объектов, которые несут угро­зу экологической безопасности.

Украина "самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации, гарантирует всем национальностям, которые проживают на территории Республики, пра­во их свободного национально-культурного развития. Украинская ССР обеспечивает национально-культурное возрождение украинского народа, его исторического сознания и традиций, национально-этнографических особенностей, функционирование украинского языка во всех сферах об­щественной жизни".

Важным и новым в конституционном законодательстве Украины яв­ляется такой пункт: государство проявляет заботу об удовлетворении на­ционально-культурных нужд украинцев, проживающих за ее пределами. Кроме того, отмечалось, что Украина имеет право на возврат в собствен­ность народа национальных, культурных и исторических ценностей, ко­торые находятся за пределами Украины.

Украина также вправе иметь собственные Вооруженные Силы, внут­ренние войска и органы государственной безопасности; она "торжествен­но провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно ней­тральным государством, которое не берет участия в военных блоках и при­держивается трех безъядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие".

443 В последнем разделе подчеркивается, что Украина является субъектом международного права, осуществляет непосредственные сношения с дру­гими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипло­матическими, консульскими, торговыми представительствами, принима­ет участие в деятельности международных организаций и др. Она высту­пает равноправным участником международного общения, активно укреп­ляет общий мир и международную безопасность, непосредственно при­нимает участие в общеевропейском процессе^ европейских структурах.

Украинское государство признает преимущество общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм междуна­родного права перед нормами внутреннего — государственного права.

Отношения Украины с другими советскими республиками "строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимо­помощи и невмешательства во внутренние дела. Декларация является ос­новой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных соглашений".

Следовательно, Декларация послужила правовой основой процесса независимого государственного строительства Украины, всего дальней­шего законодательства. Она вдохновила демократические силы Украины на дальнейшую борьбу с коммунистическим режимом. Своеобразным пиком противостояния коммунистической власти и демократии стала го­лодовка студентов в октябре 1990 г. в Киеве.

Под давлением студентов и других оппозиционных сил Верховный Совет принял ряд важных решений: провести в начале 1991 г. референдум о доверии Верховному Совету Украины и в случае недоверия организо­вать в конце года выборы на многопартийной основе; обеспечить про­хождение срочной военной службы граждан Украины за пределами рес­публики только по их согласию; создать комиссию Верховного Совета для рассмотрения вопроса о национализации имущества КПСС и ВЛКСМ; до принятия новой Конституции Украины заключение союзного догово­ра считать преждевременным; отправить в отставку правительство; до 30 ноября 1990 г. привести действующую Конституцию УССР в соответ­ствие с положениями Декларации о государственном суверенитете.

Уже через неделю после принятия этих решений Верховный Совет отменил ст. 6 Конституции УССР о руководящей роли коммунистической партии.

Однако это не означало конец господства коммунистической номен­клатуры. Сохраняя контроль над средствами массовой информации, партийные структуры начали яростное наступление на демократические силы. Работа по созданию нового союзного договора не могла остановить суверенизацию союзных республик. Активизировались сепаратистские силы в Украине. В южных областях действовал комитет Демократического союза Новороссии и Бессарабии, целью деятельности которого было со-

здание "независимой Республики Новороссии". В Донбассе звучали тре­бования относительно восстановления Донецке-Криворожской респуб­лики. В Закарпатье Общество карпатских русинов требовало автономии для Закарпатья.

Повторялись уроки 1918г.: экономический и политический кризисы являются основными предпосылками сепаратизма. Подтверждением этого стали события в Крыму. Партийные органы Крыма провели референдум относительно восстановления автономии. На его основе Верховный Со­вет УССР 12 февраля 1991 г. принял Закон "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики".

Стремясь сохранить "единый Советский Союз", Верховный Совет СССР принимает решение о проведении 17 марта 1991 г. референдума от­носительно сохранения СССР.

В Украине за обновленную федерацию проголосовали 70,5% из 83,5% избирателей, принявших участие в голосовании.

В мае 1991 г. Верховный Совет обсуждал концепцию новой Конститу­ции Украины. Проект, подготовленный конституционной комиссией во главе с Л. Кравчуком, по многим пунктам совпадал с позицией Народной рады: предусматривалось, что Украина станет президентской республи­кой с двухпалатным парламентом, президента будет выбирать весь народ, предлагалось название государства — Республика Украина, не упомина­лось об обязательном вхождении в состав Союза ССР. Парламентское боль­шинство выступило с критикой проекта конституционной комиссии и выдвинуло свой проект. Коммунисты настаивали на сохранении назва­ния Украинская Советская Социалистическая Республика, советской си­стемы государственного управления, на ограничении прав президента, о внесении в Конституцию положения о вхождении УССР в состав СССР.

В начале июня 1991 г. парламент сделал очередной шаг к независимос­ти, приняв постановление "О переходе в юрисдикцию Украинской ССР государственных предприятий и организаций союзного подчинения, рас­положенных на территории республики".

Однако экономика республики, как и СССР в целом, оставалась не реформированной. Тем временем продолжались поиски оптимального содержания нового союзного договора. Переговоры вели руководители девяти союзных республик, включая Украину. В мае лидеры "девятки" в основном согласовали текст союзного договора и назначили дату его под­писания — 20 августа 1991 г. Но 19 августа 1991 г. партийная номенклатура подняла государственный мятеж. Действия мятежников привели к окон­чательной дискредитации компартии. 24 августа 1991 г. Верховный Совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины. В этом истори­ческом документе подчеркивалось:

"исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 г.,

445 — продолжая тысячелетнюю традицию государственного строитель­ства в Украине,

— исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,

— осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украи­ны, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Респуб­лики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства — Украины.

Территория Украины является неделимой и неприкосновенной. От­ныне на территории Украины имеют действие исключительно Конститу­ция и законы Украины.

Этот Акт вступает в силу с момента его одобрения".

Акт провозглашения независимости Украины, день принятия кото­рого был вскоре объявлен национальным праздником, не был случайным явлением. Этот Акт украинский народ принял, продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства.

На Всеукраинскамреферендуме, который состоялся 1 декабря 1991 г., 90,35% избирателей подтвердили Акт провозглашения независимости Украины. 5 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины принял обращение "К парламентариям и народам мира", в котором делалось ударение на то, что договор 1922 г. о создании СССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим. Заявлялось, что Украина строит демократическое, правовое государство, первоочередной целью которого является обеспечение прав и свобод человека. Подтверждалось положе­ние Декларации прав национальностей Украины от 1 ноября 1991 г. отно­сительно гарантирования всем народам и гражданам республики равных политических, общественных, экономических, социальных и культурных прав. Провозглашался переход к рыночной экономике, признавалось рав­ноправие всех форм собственности. Высказывалась готовность к активи­зации международного сотрудничества на принципах равноправия, суве­ренности, невмешательства во внутренние дела друг друга, признание тер­риториальной целостности и нерушимости существующих границ. Без­раздельной и неприкосновенной Украина объявила и собственную тер­риторию, одновременно не имея территориальных претензий ко всем го­сударствам. Задекларирован был также безъядерный статус республики, оборонный характер ее военной доктрины, формирование Вооруженных Сил на принципах минимальной достаточности.

7—8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском лидеры Украи­ны (Л. Кравчук), России (Б. Ельцин), Беларуси (С. Шушкевич) констати­ровали распад СССР и подписали соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате к этому соглашению присоединились еще 8 независимых государств бывшего СССР. В принятой Декларации за-

фиксировано, что с созданием Содружества СССР прекращает свое суще­ствование. Причем СНГ не является ни государством, ни надгосударствен-ным образованием. Для координации деятельности в сферах совместных интересов был образован Совет глав государств и Совет глав правительств. Основатели СНГ определили, что каждая из республик является незави­симым в своей внутренней и внешней политике государством. Украина вступила в новый этап своей истории.

19.2. Государственный строй

Политика перестройки нуждалась в реформировании государственно­го аппарата как в центре, так и на местах.

В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что под­твердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государствен­ного строительства теорию распределения властей. В декабре 1990 г. Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР, кото­рый четко определялся как исполнительно-распорядительный орган, под­чиняющийся Президенту СССР.

Реформирование союзных органов власти и управления привело к со­ответствующим изменениям в союзных республиках.

Высшие органы власти и управления УССР. Высшим представительным органом республики оставался Верховный Совет УССР. Именно ему было отведено главенствующее место в проведении демократизации государ­ственной жизни Украины.

В 1989—1991 гг. Верховный Совет принял ряд законов, которые изме­няли и дополняли Конституцию УССР.

Закон УССР "Обизменении и дополнении Конституции (Основного Зако­на) Украинской ССР" от 27 октября 1989 г. определял компетенцию Верхов­ного Совета. Значительно расширялись полномочия Председателя Вер­ховного Совета УССР, который получал ранг высшего должностного лица республики. Состав Верховного Совета должен был состоять из 450 депу­татов (ранее — 650). Срок полномочий народных депутатов — пять лет. Впервые за много лет своего существования Верховный Совет начал рабо­тать в парламентском режиме. Порядок его работы определялся Времен­ным регламентом, утвержденным 22 мая 1990 г, В парламенте появилась оппозиция в лице Народной Рады, в состав которой вошли 125 депутатов.

Значительным событием стало введение в Украине поста Президента УССР. В связи с этим Верховный Совет УССР принял 5 июля 1991 г. такие законы: "Обосновании поста Президента Украинской ССР и внесении изме­нений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР", "О Президенте Украинской ССР", "О выборах Президента Украинской ССР". Выборы Президента Украины назначались на 1 декабря 1991 г. Таким об-

447 разом, введение поста Президента УССР было новым шагом по созданию в республике государственного аппарата, построенного на принципах рас­пределения власти. Законом УССР "Об изменениях и дополнениях Кон­ституции УССР в связи с усовершенствованием системы государственно­го управления" от 21 мая 1991 г. в Конституцию УССР были внесены из­менения и дополнения относительно структуры органов высшей испол­нительной власти республики.

Совет Министров был переименован в Кабинет Министров УССР. Должность председателя Совета Министров заменялась должностью пре­мьер-министра.

13 мая 1991 г. был принят Закон "О перечне министерств и иных цен­тральных органов государственного управления Украинской ССР".

Кабинет Министров объединяет и направляет работу министерств и других подчиненных ему органов. Министерства и другие центральные органы государственного управления осуществляют руководство отдель­ными сферами управления, несут ответственность за их развитие. В пре­делах своей компетенции правительство может издавать постановления и распоряжения, а также организовывать проверку их выполнения.

Местные органы власти и управления. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР "Об общих принципах местного самоуправления и местного хо­зяйства в СССР", основной целью которого был перевод местных советов из режима единого государственного руководства в режим местного са­моуправления. Согласно Закону местные советы становились полноправ­ными хозяевами на своей территории. 7 декабря 1990 г. был принят Закон УССР "О местных Советах народных депутатов Украинской ССР и мест­ном самоуправлении". В нем определялись принципы местного самоуправ­ления, правовой статус местных советов народных депутатов, органов тер­риториального общественного самоуправления.

В систему местного самоуправления входили сельские, поселковые, городские советы народных депутатов и их органы, другие формы терри­ториальной самоорганизации граждан. Территориальную основу местно­го самоуправления составляли сельсовет, поселок, город, а органами мест­ного самоуправления были соответствующие советы народных депутатов. С целью более эффективного осуществления своих прав и обязанностей органы местного самоуправления могли объединяться в ассоциации, дру­гие формы добровольных объединений.

Вместе с местным самоуправлением Закон выделял региональное са­моуправление, основу которого составляли район и область.

Новое законодательство об органах местного самоуправления значи­тельно расширило их права как в экономической сфере, так и в сфере со­циально-культурной жизни общества, утвердило полноту народовластия на соответствующих административных территориях.

19.3. Судебная система и другие правоохранительные органы

Реформирование судебной системы началось, как всегда, на союзном уровне. 20 июня 1989 г. Верховный Совет СССР принял Закон "О статусе судей в СССР". 13 ноября 1989 г. были приняты новые Основы законода­тельства СССР и союзных республик о судоустройстве. В декабре 1989 г. Верховный Совет СССР одобрил целый ряд нормативных актов, направ­ленных на повышение роли суда, в частности Закон СССР "Об ответствен­ности за неуважение к суду", постановление "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей судов Союза ССР", "Об утвержде­нии Положения о квалификационной аттестации судей", "Об утвержде­нии Положения о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и до­срочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР".

Закон УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции Украин­ской ССР" от 27 октября 1989 г. внес существенные изменения в раздел 18 Конституции УССР "Суд и арбитраж". Судебная система УССР состояла из Верховного Суда УССР, Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных судов, Киевского городского суда, районных (городских) народных судов. Судьи районных народных судов избирались областными советами народных депутатов. Срок полномочий судей всех уровней со­ставлял 10 лет, народных заседателей — 5 лет.

Закон УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции УССР" от 24 октября 1990 г. вывел судебную и прокурорскую систему Украины из подчинения союзным органам. Конституция УССР определяла, что выс­ший судебный контроль и надзор за судебной деятельностью судов рес­публики осуществляется только Верховным Судом Украинской ССР (ст. 199). Генеральный прокурор Украинской ССР назначался Верховным Советом УССР, был ответственный перед ним и только ему подотчетный (ст. 163). Срок полномочий Генерального Прокурора УССР и других про­куроров составлял 5 лет. Устанавливалось, что организация и порядок де­ятельности судебных и прокурорских органов определяются исключитель­но законами УССР. Закон предусматривал создание в Украине Конститу­ционного Суда.

20 декабря 1990 г. был принят Закон УССР "Омилииии", В нем указыва­лось, что деятельность милиции строится на принципах законности, гу­манизма, гласности, уважения к человеку, социальной справедливости, на взаимодействии с трудовыми коллективами, общественными органи­зациями и гражданами.

Основными задачами милиции провозглашались следующие: обеспе­чение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предупреждение правонарушений и их пресечение; выявле­ние и раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили; обес­печение безопасности дорожного движения; защита собственности от

449 преступных посягательств; исполнение уголовных наказаний и админис­тративных взысканий; участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государ­ственным органам, предприятиям, организациям в выполнении возло­женных на них законом обязанностей.

Закон регламентировал права и обязанности работников милиции. Под­черкивалось, что работник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и действует в его рамках.

19.4. Правовая система

Право, как известно, в той или иной степени реагирует на соответству­ющие процессы, которые происходят в экономической, политической и социальной сферах. В годы "перестройки" практически не осталось ни одной отрасли права, где бы не произошли существенные изменения.

Конституционное право. Наиболее радикальные изменения произошли в конституционном праве. Изменения и дополнения, которые вносились в Конституции СССР и УССР, существенно реформировали государствен­но-правовые институты, всю политическую систему.

27 октября 1989 г. был принят Закон УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Украинской ССР". В пре­амбуле этого Закона указывалось, что изменения в Конституцию УССР вносятся с целью развития демократии, усовершенствования избиратель­ной системы, деятельности советов народных депутатов и т. д. Демокра­тизация избирательной системы предусматривала переход к действитель­но представительной демократии. На развитие этого были направлены Законы "О выборах народных депутатов Украинской ССР" и "О выборах депутатов местных Советов народных депутатов Украинской ССР" от 27 октября 1989 г. Закон предусматривал создание Комитета конституци­онного надзора УССР.

Следующий Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Ос­новного Закона) Украинской ССР" был принят 24 октября 1990 г. Изме­нения касались ст. 3 Конституции, в которой уже не шла речь о принципе демократического централизма. В новой редакции указывалось, что орга­низация и деятельность государства основываются на принципах выбор­ности всех органов государственной власти, подотчетности их народу, от­ветственности каждого государственного и служебного лица за порученное дело, обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих.

Аннулирование ст. 6 Конституции подорвало монопольное господство коммунистической партии и нанесло удар по командно-административ­ной системе управления.

Вносились также изменения в раздел " Основные права, свободы и обя­занности граждан УССР". Согласно ст. 49 Конституции граждане УССР

получили право объединяться в политические партии, другие обществен­ные организации, принимать участие в движениях, которые способство­вали удовлетворению их законных интересов.

Комитет конституционного надзора был переименован в Конститу­ционный Суд УССР, который избирался Верховным Советом УССР на 10 лет в составе 23 членов суда.

Ряд законов, принятых в 1991 г., вносили изменения в название, струк­туру и компетенцию органов исполнительной власти.

28 июня 1991 г. была опубликована Концепция новой Конституции Украины, одобренная Верховным Советом УССР 19 июня 1991 г. Консти­туция была пронизана идеалами правового государства. В центре внима­ния стоял человек как высшая социальная ценность, его права, свободы и их гарантии.

Гражданское право. В марте 1990 г. был принят Закон "О собственности в СССР", в котором перечислялись три основные формы собственности: собственность граждан, коллективная и государственная. Кроме этого, допускалось существование в СССР собственности иностранных госу­дарств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность могла быть долевой или общей и смешанной. Формами собственности граждан были собственность трудового хозяй­ства, крестьянского и личного подсобного хозяйств. Формами коллектив­ной собственности выступали собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, акционерного общества, хозяй­ственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделялась на общесо­юзную, союзных, автономных республик, автономных областей и окру­гов, собственность административно-территориальных образований (ком­мунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, госу­дарственных учреждений.

Существенные изменения в гражданское право вносили также Зако­ны СССР "О предприятиях в СССР" от 26 мая 1988 г., "О кооперации в СССР" от 6 марта 1990 г., Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и др.

Согласно союзным актам в УССР были приняты законы "О собствен­ности" от 17 февраля 1991 г. и "О предприятиях в УССР" от 27 марта 1991 г.

В мае 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодатель­ства Союза ССР и союзных республик.

К законодательству в сфере гражданского права примыкали законы УССР "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 г. и "Об инвестицион­ной деятельности" от 18 сентября 1991 г.

Трудовое право. Изменения, которые происходили в сфере переходной экономики, нуждались в реформировании трудового законодательства. Был установлен новый порядок разработки и заключения коллективных

451 договоров. Институт трудового договора дополнился контрактной фор­мой приема на работу. Продолжительность испытания при приеме на ра­боту стала определяться по соглашению сторон трудового договора.

Необходимо подчеркнуть, что вопросы трудовых отношений нашли отражение почти во всех законах, которые регулировали переход к мно­гоукладной экономике. Это прежде всего законы СССР "О собственно­сти в СССР", "О предприятиях в СССР", "О кооперации в СССР" и др. В УССР это законы "О собственности", "О предприятиях в УССР", "О занятости населения", "Об основах социальной защищенности ин­валидов в УССР" и др.

Среди изменений в трудовом законодательстве следует назвать также аннулирование ряда ограничений работы по совместительству, расшире-ние льгот для женщин и др.

Закон Верховного Совета УССР "Об экономической самостоятельно­сти Украинской ССР" от 3 августа 1990 г. предусматривал реформирова­ние трудового законодательства республики и приведение его в соответ­ствие с новыми формами хозяйствования.

Однако половинчатость экономических реформ, ориентация на про­изводство, а не на работника, низкий уровень условий труда, слабость института коллективного договора тормозили развитие трудового права.

Земельное право. 28 февраля 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. Опре­делялось, что "земля является достоянием народов, которые проживают на данной территории". Граждане получили право на приобретение зем­ли в вечное владение или в аренду. Детально регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные советы.

Основы создавали условия для рационального использования и охра­ны земель, восстановления плодородия почвы, сохранения и улучшения окружающей природной среды.

Уголовное законодательство в этот период почти не изменилось. Изме­нения отражали или очередное направление политики партии, или при­соединение СССР к соответствующим международным конвенциям. Так, в 1985—1986 гг. были приняты нормативные акты, направленные на борь­бу с пьянством и получением нетрудовых доходов. В 1987 г. СССР при­соединился к международной конвенции, которая предусматривала борьбу с наркотиками и захватом заложников.

Из конкретных нормативных актов, которые предусматривали уголов­ную ответственность, следует назвать Законы СССР "О защите чести и достоинства Президента СССР" от 2 апреля 1990 г., "Об уголовной ответ­ственности за блокирование транспортных коммуникаций и другие неза­конные действия, которые посягают на нормальную и безопасную работу транспорта" от 23 октября 1990 г.

Внимание законодателя снова привлекла спекуляция. В октябре 1990 г. принимается закон, по которому спекуляцией считались скупка товаров, на которые были установлены государственные цены в учреждениях тор­говли, продажа товаров со складских помещений, баз и пр. с нарушением установленных правил, сокрытия товаров от покупателей, уклонения от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило пред­ставление о спекуляции и ее соотношение с легальной торговой деятель­ностью.

В связи с принятием этих нормативных актов соответствующие изме­нения были внесены в УК УССР.

2 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного за­конодательства Союза ССР и союзных республик.

Важное значение для возрождения духовности украинского народа имел Закон "О языках в Украинской ССР" от 28 октября 1989 г.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований по­следующих лет.

Общие выводы

С середины 80-х годов в СССР начался необратимый процесс реформиро­вания всех сторон жизни общества. Первые попытки реформ показали, что они невозможны без демократизации и перестройки политической системы.

Перед Украиной встала реальная возможность национального и госу­дарственного возрождения. Общественно-политическая жизнь в республи­ке активизируется после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Возросло об­щественное сознание людей, которые выразили открытое недоверие руко­водству страны.

Утверждение гласности и политического плюрализма привело к ликви­дации идеологического и политического господства коммунистической партии. Начала терять свои позиции командно-административная систе­ма управления. Одним из важных направлений демократизации стало ре­формирование деятельности Советов народных депутатов. Впервые за ис­торию их существования были проведены действительно демократические выборы.

Перестроечные процессы вызвали к жизни многочисленные обществен­ные организации, большинство из которых впоследствии реформируются в политические партии. Важную роль среди них играл Народный Рух Украи­ны за перестройку, который выступал за строительство независимой Украины.

Росту национального самосознания способствовало принятие Верховным Советом УССР 16 июля 1990г. Декларации о государственном суверените­те, которая провозгласила верховенство, самостоятельность, полноту и

453 безраздельность власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях.

Кардинальные изменения произошли и в правовой системе. В годы пере­стройки в Конституцию УССР и в действующее законодательство вносятся многочисленные изменения и дополнения. На первое место в правовом регу­лировании вышел институт прав и свобод личности. Однако непоследова­тельность политических и экономических реформ, нежелание центра пре­доставить республикам полную законотворческую самостоятельность при­вели к "войне " союзных и республиканских законов. ••

Изменения в государственно-правовой жизни страны были вызваны про­цессами обновления, которые происходили в обществе и которые уверенно вели к формированию независимого Украинского государства.

Период перестройки для республики закончился принятием 24 августа 1991 г. Верховным Советом УССР Акта провозглашения независимости Украины, который ликвидировал историческую несправедливость и открыл новый этап в истории Украины и ее народа.

Рекомендованная литература

1. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Ба­бий.-К., 1976.

2. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й. Рогожина. — К., 1996.-Ч. 2.

3. Історія України / Керівник авт. кол. Ю. Зайцев. — Львів, 1996.

4. Історія України. Нове бачення: У 2 т. / За заг. ред. В.А. Смолія. — К., 19%.-Т. 2.

5. Турченко Ф., Панченко П., Тимченко С. Новітня історія України: У2ч.-К., 1995.-Ч.2.

6. Шляхами віків: довідник з історії України. — К., 1993.

Глава 20

Date: 2015-08-24; view: 280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию