Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов 4 page
391 прокуратуры во главе с главным прокурором Закарпатской Украины. Всех прокуроров назначала Народная Рада. Арест граждан допускался только по санкции прокурора, чем гарантировалось право неприкосновенности личности. Для проведения предварительного следствия по особо важным и сложным уголовным делам при прокуратурах создавались следственные органы. При Главной прокуратуре Закарпатской Украины работали старший следователь и следователь по особо важным делам, а при окружных и городских прокуратурах — следователи. Они назначались главным прокурором. Органы прокуратуры строились по принципу строгой централизации, были подотчетны только Народной Раде и не имели права вмешиваться в работу народных комитетов. Декретом № 35 для оказания населению помощи в судах и по всем другим правовым вопросам была организована народная адвокатура (институт адвокатуры в западноукраинских землях был впервые создан австрийским правительством в 1781 г.). Немного позднее во всех окружных центрах края были организованы государственные нотариальные конторы, а 23 февраля 1945 г. Народная Рада утвердила Положение о государственном нотариате Закарпатской Украины. После освобождения Чехословакии от немецких войск ее новое правительство выразило полную готовность поддержать стремление закарпатских украинцев к воссоединению с Украиной. 29 июня 1945 г. был подписан договор между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине, который впоследствии был ратифицирован Временным Национальным собранием Чехословакии и Президиумом Верховного Совета СССР. Осуществилась извечная мечта украинского народа о воссоединении в едином государстве всех украинских земель. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР 22 января 1946 г. в составе Украины была создана Закарпатская область с разделением на 13 округов (округа Закарпатской области были превращены в 1954г. в районы), а 24 января 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета Украины на территорию новообразованной области распространилось действие законодательства Украины. Таким образом, в феврале 1946г. прошли первые выборы в Верховный Совет СССР, через год — в Верховный Совет Украины, а в декабре 1947 г. — в местные Советы, и вся государственная власть перешла к ним. Народная Рада Закарпатской Украины прекратила деятельность, передав полномочия Закарпатскому областному Совету и его исполнительному комитету. Изменения в государственном строе УССР. Условия войны диктовали необходимость перестройки всего государственного механизма на военный лад. 22 июня 1941 г. на большей части территории СССР и на всей территории УССР было введено военное положение, а в отдельных местностях — положение осады. Это был особый правовой режим, который характери- зовался расширением полномочий военной власти, применением чрезвычайных мер относительно охраны общественного порядка, государственной безопасности, обороноспособности. Совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г, с целью мобилизации всех сил государства был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). Это был орган с чрезвычайными полномочиями, который сосредоточил в своих руках всю полноту военной, политической и хозяйственной власти. Решения ГКО были обязательными для всех физических и юридических лиц. Возглавлял ГКО Сталин, который одновременно был Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) и председателем СНК СССР. Органами ГКО на местах были городские комитеты обороны и уполномоченные (в союзных и автономных республиках). Городские комитеты обороны создавались в некоторых областных центрах и больших городах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководители органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно с конституционными органами власти и управления.. Стремительное наступление немецких войск обусловило необходимость проведения эвакуации промышленных предприятий в восточные районы СССР. С згой целью был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В УССР эту работу проводили уполномоченные Советы и эвакуационные пункты. В начале войны Президиум Верховного Совета СССР создал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. — наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. — наркомат минометного вооружения. Была осуществлена перестройка структуры наркомата путей сообщения и наркомата связи. Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. при СНК СССР создается Комитет по учету и распределению рабочей силы, а при областных исполкомах — бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СНК СССР было образовано Главное управление по поставке угля, а в 1943 г.—Главное управление по поставке нефти, леса, искусственного топлива и газа. Следует подчеркнуть, что введение чрезвычайных органов не отменило деятельности конституционных органов вла^ ста и управления, но задачи военного времени вызвали необходимость внесения структурных изменений в эти органы, перестройку их деятельности. Была ликвидирована сессионная работа Советов всех уровней. Фактически работали только президиумы Верховных Советов СССР и УССР. Возросла роль исполнительно-распорядительных органов. Совнаркомы СССР и УССР работали в пределах полномочий, предоставленных им ГКО, который разрабатывал наиболее важные решения, а Совнаркомы обеспечивали их выполнение. Следовательно, вся деятельность государственного аппарата была направлена на обеспечение потребностей в сфере обороны. 393 В связи с оккупацией гитлеровцами Украины центральные органы власти УССР вынуждены были эвакуироваться сначала в Саратов, а впоследствии в Уфу и Москву. В феврале 1943 г., когда началось освобождение украинских земель, правительство УССР переехало в Харьков, а затем в Киев. Высшие органы власти и управления сразу же возглавили работу по восстановлению народного хозяйства. С освобождением украинских земель от фашистских оккупантов началось восстановление органов советской власти в Украине. Война привела к серьезным изменениям в депутатском составе Верховного Совета УССР. На 1 мая 1945 г. из 390 депутатов Верховного Совета УССР осталось только 289.1 марта 1944 г. Верховный Совет УССР восстановил свою работу. Он одобрил деятельность правительства, утвердил государственный бюджет, создание союзно-республиканских наркоматов обороны и иностранных дел УССР и внес соответствующие изменения в Конституцию УССР. В конце войны в полном составе возобновил работу Президиум Верховного Совета УССР. Огромная нагрузка по восстановлению народного хозяйства легла на правительство республики. СНК УССР принял ряд мер, направленных на возрождение энергетического хозяйства, железнодорожного транспорта, связи, сельского хозяйства. В чрезвычайно сложных условиях проходило восстановление работы местных органов государственной власти. 1 апреля 1944 г. Политбюро ЦК КП(б)У приняло постановление "О руководящих органах местных Советов депутатов трудящихся", в котором излагался порядок восстановления деятельности Советов и их исполкомов. К 1 июня 1945 г. восстановили свою работу все местные Советы УССР. 16.4. Правоохранительные органы 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий", которым устанавливался порядок организации военных трибуналов и порядок ведения ими дел. Трибуналы создавались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железной дороге и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями для этих трибуналов были военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная коллегии Верховного Суда СССР и Пленум Верховного Суда СССР. Наркомюст СССР осуществлял организационную работу. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, где было введено положение осады) также превращались в военные. Были также созданы окружные и областные военные трибуналы НКВД. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, а впоследствии — с участием заседателей. Сроки рассмотрения дел были сжатыми. Постановления трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); слушание дел было закрытым. Командующие армиями и округами и военные советы могли приостановить исполнение смертных приговоров, которые, как правило, исполнялись немедленно после их вынесения. Трибуналы наделялись широкой подсудностью и были вправе рассматривать все преступные деяния, включая спекуляцию и хулиганство. Военная власть сама определяла подсудность конкретного дела и передавала его или общим судам, или трибуналам. В местностях, находившихся на положении осады, к "провокаторам, шпионам и другим агентам врага, которые призывали к нарушению порядка", расстрел применялся без судебного разбирательства. С введением военного положения были военизированы все звенья прокуратуры. Районные, городские и областные прокуратуры были превращены в соответствующие военные прокуратуры. Военные условия вызвали необходимость еще большей централизации руководства службами государственной безопасности и охраны общественного порядка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. НКГБ и НКВД СССР были объединены в общий НКВД СССР. В начале августа 1941 г. были объединены наркоматы государственной безопасности и внутренних дел УССР. Структура органов милиции не испытала существенных изменений, но появились новые направления работы, такие как борьба с организованным бандитизмом, дезертирами, изъятие оружия у населения. Более репрессивной стала деятельность органов государственной безопасности. Приказ № 270 от 16 августа 1941 г., подписанный Сталиным, санкционировал уничтожение заключенных советских тюрем. Еще до появления этого указа массовые уничтожения заключенных произошли во Львове, Самборе, Станиславе, где погибли около 10 тыс. чел., в Луцке, Ровно, где были уничтожены около 5 тыс. чел. Положения Приказа № 270 получили развитие в Приказе № 227 от 28 июля 1942 г. Органам НКВД было предоставлено право расстрела "во внесудебном порядке", право применения заградительных отрядов и штрафных батальонов. Устанавливалась уголовная ответственность близких родственников репрессированных. Сразу же после освобождения Украины восстановили свою работу областные и народные суды, органы прокуратуры. Много времени уделяли органы прокуратуры работе Чрезвычайной государственной комиссии по выявлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их союзников, утвержденной 2 ноября 1942 г. В УССР были созданы республиканская, областные и городские чрезвычайные комиссии. Организационные формы деятельности советской милиции в освобожденных районах оставались такими же, как и до войны. В областях восстановили свою работу областные управление НКВД, в районах — райотде- 395 лы НКВД. В состав областных управлений входили следующие отделы: политический, уголовного розыска, оперативный, борьбы с разворовыванием социалистической собственности, паспортный, государственной автоинспекции и секретариат. 16.5. Правовая система Право в годы войны было направлено на выполнение основных задач и функций государства по обороне страны и охране социалистической собственности. Наиболее существенные изменения и дополнения были внесены в гражданское, трудовое, земельное и колхозное право, уголовное право и уголовный процесс. Развитие всех этих отраслей права в УССР определялось строгой централизацией и происходило на основе и в соответствии с изменениями и дополнениями в общесоюзном законодательстве. Гражданское право. Условия военного времени выдвинули на первый план вопрос защиты права собственности, которое временно выходило из владения как физических, так и юридических лиц. Были расширены права наркоматов и упрощен порядок передачи имущества между государственными предприятиями и учреждениями. Неизменным оставался порядок передачи продукции в собственность потребителя, основанный на плановых актах и договорах. Постановлением СНК УССР "О сохранении жилой площади за военнослужащими и о порядке оплаты жилой площади семьями военнослужащих в военное время" от 4 сентября 1941 г. устанавливалось, что на период войны жилая площадь сохраняется за всеми категориями военнослужащих. В тех случаях, когда эта жилая площадь остается незаселенной, квартплата за нее не взимается. Жильцы, которые поселились на площади указанных лиц, обязывались после возврата военнослужащего немедленно ее освободить, в противном случае они подлежали выселению в административном порядке. В таком же порядке возвращалась жилая площадь эвакуированным. Порядок административного выселения граждан был определен постановлением СНК СССР "О порядке административного выселения лиц, которые самовольно заняли жилую площадь" от 1 июля 1943 г. Если жилая площадь эвакуированного была заселена в соответствии с ордером городского Совета, дело о ее возврате рассматривалось судом. Ряд изменений был внесен в институт исковой давности. С целью обеспечения прав лиц, которые находились на фронте, сроки исковой давности в делах этих лиц считались продолженными на весь период нахождения в Вооруженных силах СССР. Был упразднен шестимесячный срок, установленный ст. 430 ГК УССР, для принятия наследства отсутствующими в месте его открытия наследниками. Указ от 14 марта 1945 г. расширил круг наследников и позволил завещать имущество в пользу постороннего лица при отсутствии наследников по закону. Семейное право. Война оставила многих детей сиротами. На решение этой проблемы был направлен ряд нормативных актов: постановление Совнаркома УССР от 15 февраля 1942 г. "Об устройстве детей, которые остались без родителей", постановление Совнаркома СССР от 15 июня 1943 г. "Об усилении мер борьбы с детской бесприютностью, беспризорностью и хулиганством", постановление Совнаркома УССР от 27 марта 1943 г. "Об организации помощи детям-сиротам, родители которых погибли в боях с фашистскими оккупантами, замучены или расстреляны фашистскими захватчиками во время оккупации районов УССР", постановление Совнаркома СССР от 30 июля 1944 г. "О мерах борьбы с беспризорностью и бесприютностью детей в Украинской ССР". В соответствии с этими правовыми актами на органы государственной власти и управления возлагалась работа по устройству детей-сирот, созданию справочной системы при НКВД, детских домов, трудовых воспитательных колоний, созданию чрезвычайных комиссий при исполкомах и института общественных инспекторов. Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24 сентября 1943 г. "Об изменении ст. 44 Кодекса законов о семье, опеке, браке и актах общественного положения Украинской ССР" был усовершенствован порядок усыновления. 8 июля 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и основании ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства", который увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Указом были внесены существенные изменения в порядок заключения брака и развода. Так, права и обязанности супружеской пары порождал только зарегистрированный брак. Расторжение брака осуществлялось только через суд. Трудовое право. Потребности обороны привели к необходимости введения трудовых мобилизаций и трудовой повинности. Трудовой мобилизации подлежало трудоспособное население городов из числа тех, кто не работал в государственных учреждениях и на предприятиях. Мобилизованные направлялись на важные производства и строительства по месту жительства. Трудовая повинность использовалась для выполнения строительных работ на оборонных сооружениях, заготовки топлива, охраны путей сообщения, связи, электростанций и других важных объектов, которые имели оборонное значение. Трудовая повинность распространялась на мужчин от 16 до 55 лет, а на женщин — от 16 до 50 лет. Произошли значительные изменения в действующем трудовом законодательстве. Указом Президиума Верховного Совета СССР "О режиме рабочего времени рабочих и служащих на период войны" от 26 июня 1941 г. 397 директорам предприятий разрешалось устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью до трех часов в день. Согласно указам от 9 апреля 1942 г. и 9 января 1943 г. отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией, выплата которой была временно приостановлена. Отпуск предоставлялся только подросткам до 16 лет. В условиях военного времени большое значение имела трудовая дисциплина. Вместе с поощрением добросовестных работников росло применение принудительных мер к нарушителям трудовой дисциплины. За ряд нарушений трудовой дисциплины вместе с дисциплинарной ответственностью применялась уголовная. На решение проблемы инвалидов войны было направлено постановление СНК УССР "О трудоустройстве и бытовом обслуживании инвалидов Отечественной войны" от 20 апреля 1943 г. Колхозное и земельное законодательство военного времени было направлено на дальнейшее ограничение прав крестьян и значительно ухудшало их положение. 13 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление "О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней". В 1944—1945 гг. к моменту сбора урожая был установлен обязательный выход на работу всех трудоспособных колхозников и даже подростков в возрасте с 14 лет независимо от того, выполнили они минимум трудодней или нет. Дисциплинарная власть органов управления колхоза распространялась на всех лиц, которые работали в нем, независимо от их членства в колхозе. В 1945 г. был принят ряд актов, направленных на борьбу с так называемым разбазариванием земель колхозов. Только в УССР колхозам было возвращено сотни тысяч гектаров земли. Уголовное право. В годы войны существенные изменения произошли в сфере уголовного права. 6 июля 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, которые вызывают тревогу среди населения". Он устанавливал строгую ответственность в виде тюремного заключения сроком от 2 до 5 лет, если преступление по характеру не требовало более тяжелого наказания. Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация. 15 ноября 1943 г. был подписан указ "Об ответственности за разглашение государственной тайны или за потерю документов, содержащих государственную тайну", который предусматривал наказание за указанные действия в виде лишения свободы сроком до 5 лет. За те же действия, если они привели или могли привести к нежелательным последствиям, применялось лишение свободы сроком до 10 лет. С19 апреля 1943 г. в соответствии с указом "Об ответственности гитлеровцев за совершенные злодеяния" для специальных субъектов уголовного права (так называли фашистских преступников и их пособников) вводят- ся особые меры наказания — казнь через повешение и каторжные работы сроком от 15 до 20 лет. В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, как спекуляция (к нему причисляются продажа махорки и самогона в больших количествах). Проявилась общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса. В январе 1942 г. воровство личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и др.) приравнивалось по аналогии к бандитизму. Много внимания в законодательстве уделяется борьбе с воровством. Преступные посягательства на государственную и колхозную собственность квалифицировались по Закону от 7 августа 1932г. Указом от 23 августа 1942 г. "Об ответственности за разворовывание горючего в МТС и совхозах" устанавливалось наказание до 5 лет тюремного заключения. Возросла также ответственность за посягательство на личную собственность граждан. Следовательно, уголовное право военного времени характеризовалось такими особенностями: более широко стал применяться принцип аналогии и возмездия как одна из целей наказания. Появился ряд новых составов преступлений: самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от военного учета (январь 1942 г.), сокрытие трофейного оружия (январь 1942 г.) и т. д. Был расширен круг деяний, входящих в понятие "спекуляция". Уголовная ответственность стала применяться за действия, которые ранее наказывались в соответствии с административным законодательством. В условиях войны широко использовались условное осуждение, а также отсрочка исполнения приговора до окончания военных действий с направлением приговоренного в штрафной батальон. Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство СССР, которое действовало до войны, не имело достаточно норм, приспособленных к условия военного времени. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил "Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районе военных действий". По этому Положению военные трибуналы рассматривали дела в составе трех постоянных членов суда по прошествии 24 часов после вручения копии обвинительного заключения. Судебные дела в трибуналах рассматривались без участия народных заседателей, без прокурора и адвоката. Личное участие свидетелей в судебном заседании считалось необязательным. Постановления военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены только в порядке надзора. О каждом постановлении, осуждающем к высшей мере наказания, военный трибунал немедленно сообщал председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и главному военному прокурору Красной Армии или Военно-морского флота. В случае неполучения в течение 72 часов сообщения об отмене исполнения приговора такой приговор приводился в действие. 399 Этим Положением руководствовались не только военные трибуналы, но и общие суды независимо от места их деятельности. Что касается требований процессуального законодательства в области обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования всех обстоятельств дела, правильного его решения по сути, охране прав участников процесса, то их значение во время войны было чисто формальным. Продолжал активно действовать внесудебный репрессивный аппарат. Общие выводы Вторая мировая война привела к страшным последствиям для Украины. На Украину приходилось 42% всех убытков, причиненных войной Советскому Союзу. По приблизительным подсчетам в жерновах войны погибли 5,3 млн чел. 2,3 млн украинцев были вывезены на принудительные работы в Германию. Общие убытки экономики достигали 40%. Не понятой большинством украинского народа осталась идея интегрального национализма. Как и в годы Первой мировой войны, украинцы порой вынуждены были воевать друг с другом. Борьба с фашизмом обострялась борьбой между сторонниками советской власти и Украинского независимого государства, попытка восстановления которого в июне 1941г. закончилась поражением. Но эта попытка показала непреодолимую тягу украинцев к собственной государственности. Война требовала перестройки государства и права Украины в соответствии с условиями военного времени. Она осуществлялась с учетом изменений, которые происходили в государственном механизме и законодательстве СССР. Централизация государства и права, которая является характерной для тоталитарного режима, особенно усиливается в годы войны. Деятельность чрезвычайных органов власти, трибуналов, внесудебных репрессивных органов была визитной карточкой командно-административной системы. Строительство казарменного социализма продолжалось. Однако война привнесла и некоторые положительные моменты. Впервые за многовековую историю украинский народ воссоединился в едином государстве. Победное окончание Второй мировой войны значительно повысило международный авторитет Украины, которая стала одним из основателей ООН. Рекомендованная литература 1. Городинський 3. Українська Національна Рада: історичні нариси. — К., 1993. 2. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А. Й. Рогожина. — К., 1996.-4.2. 3. Історія держави і права України / За ред. А.С. Чайковського. — К., 2000. 4. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Бабий. - К., 1976. 5. Історія України. Нове бачення / За заг. ред. В.А. Смолія. — К., 1996. 6. Кульчицький B.C., Настюк M.L Ткач А.П. та ін. Возз'єднання Закарпаття з Радянською Україною (соціально-політичні і правові основи).-Л., 1985. 7. Кульчицький B.C., Настюк M.L, Тищик Б.Й. та ін. Входження Галичини, Північної Буковини та Закарпаття до складу України (1939— 1945рр.). — Дрогобич, 1995. 8. Кульчицький B.C., Настюк М.І., Тищик Б.Й. Історія держави і права України. — Л., 1996. 9. Лебедь Микола. УПА. — Дрогобич, 1993. 10. Советское право в период Великой Отечественной войны: В 2 ч, — М., 1948. И.Субтельний О. Україна: історія. — К., 1992. 12. Read Anthony, Fisher David. The deadly embrace: Hitler, Stalin and the Nazi-Soviet Pact 1939-1941. - N.Y; London, 1988. Глава 17
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ И В ПЕРИОД ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ (1945 — первая пол. 1960-х гг.) • Общий исторический обзор. • Государственный строй. • Правоохранительные органы, • Правовая система. • Общие выводы. 17.1. Общий исторический обзор После окончания Второй мировой войны украинский народ надеялся на коренные изменения: улучшение материального положения, прекращение репрессий. Но тоталитарный режим остался, более того, укрепился, поскольку победа в войне приписывалась большевистской партии и вождю всех народов — Сталину. Стремление народов к обновлению противоречило самой сути тоталитарного режима. Основные направления программы восстановления были изложены в законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства УССР на 1946—1950 гг. По плану объем капиталовложений в экономику Украины составлял более 65 млрд руб., что превышало соответствующие капиталовложения за три довоенные пятилетки. В Украину направлялись кадры, поступали техника и оборудование. Возрождение промышленности фактически начиналось с нуля. Несмотря на прогнозы западных экспертов, которые предрекали, что для восстановления экономики СССР необходимо не менее 20—25 лет, объем продукции промышленности Украины в 1950 г. уже превышал уровень 1940 г. на 15%. Было закончено восстановление шахт, Днепрогэса, таких промышленных гигантов, как"3апорожсталь", "Азовсталь". К концу пятилетки в Украине больше, чем до войны, добывалось угля, железной руды, производилось электроэнергии, цемента, продукции машиностроения и др. Осваивался в промышленном плане западный регион Украины. Тяжелой ценой достигались успехи восстановления. В какой-то степени этому способствовали возможности централизованной командно-административной системы. Искренний, повседневный энтузиазм людей, их готовность к очередному самопожертвованию во имя лучшего будущего умело использовались сталинским режимом. Иным, нежели в промышленности, было положение в сельском хозяйстве. Крестьянство, как и раньше, оставалось наиболее обездоленной категорией населения. Произведенная колхозами продукция государством не закупалась, а фактически изымалась методом продразверстки. Всемерно ограничивалось ведение личного подсобного хозяйства. Истощенное войной и сталинской феодальной системой управления украинское село в 1946 г. уже в который раз начало переживать новый страшный голод. И снова не без помощи власти, которая ради своих геополитических интересов вывозила хлеб в Болгарию, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Францию и др. В целом в 18 областях Украины в 1946 г. от голода умерло 282 тыс. чел., в 1947 г. — более 520 тыс. чел. И это только те смерти, которые были зарегистрированы органами ЗАГС. В январе—июне 1947 г. в Украине зарегистрировали 130 случаев людоедства, 189 — трупоедства. Последствия голода еще долго давали о себе знать. Пятилетка в сельском хозяйстве выполнена не была, производство зерновых не достигло даже довоенного уровня. Восстановление экономики проходило в условиях внешней изоляции СССР, вызванной началом "холодной войны". В первые послевоенные годы продолжалось урегулирование территориальных вопросов. Оно не обошлось без болезненного перемещения населения. Более 40 тыс. чехов и словаков выехали из Украины в Чехословакию. В1944—1946 гг. около 800 тыс. поляков, а также евреев и украинцев, которые признали себя поляками, переселились в Польшу. В Украину из Польши добровольно выехали 90 тыс. украинцев. С середины 1945 г. польское правительство начало принудительное переселение, которое возвратило в Украину более 400 тыс. украинцев. На польских землях оставались еще 150 тыс. украинцев. И тогда польское руководство своим решением от 29 марта 1947 г. спланировало операцию "Висла". Эта антиукраинская акция предусматривала переселение украинцев с их извечных земель (Надсянья, Лемковщины, Холмщины, Подляшья) в западные и северные районы Польши с обязательным рассеиванием среди польского населения. 23 апреля 1947 г. политбюро ЦК ПРП (Польской Рабочей Партии), учитывая опыт старшего московского брата, приняло решение о создании специального концлагеря для украинцев в Явожно возле Кракова. С 1947 по 1949 г. в этом лагере находились около 4 тыс. украинцев, из них погибли около 200 чел. Акция "Висла" является примером геноцида польской власти относительно украинского населения, отголоски которого проявляются в Польше и сейчас. В классическом христианском государстве Европы и в настоящее время украинцы являются людьми второго сорта: их преследуют, травят, ограничивают в правах. Украинцы не имеют той реабилитации в Польше, которую получили татары в Украине. К сожалению, нарушение прав человека в Польше до сих пор не стало предметом внимания мировой общественности. Украинской и польской властям необходимо принимать меры по взаимопониманию и ликвидации этой исторической несправедливости. Date: 2015-08-24; view: 332; Нарушение авторских прав |