Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов 4 page





391 прокуратуры во главе с главным прокурором Закарпатской Украины. Всех прокуроров назначала Народная Рада. Арест граждан допускался только по санкции прокурора, чем гарантировалось право неприкосновенности личности.

Для проведения предварительного следствия по особо важным и слож­ным уголовным делам при прокуратурах создавались следственные орга­ны. При Главной прокуратуре Закарпатской Украины работали старший следователь и следователь по особо важным делам, а при окружных и го­родских прокуратурах — следователи. Они назначались главным прокуро­ром. Органы прокуратуры строились по принципу строгой централизации, были подотчетны только Народной Раде и не имели права вмешиваться в работу народных комитетов. Декретом № 35 для оказания населению по­мощи в судах и по всем другим правовым вопросам была организована народная адвокатура (институт адвокатуры в западноукраинских землях был впервые создан австрийским правительством в 1781 г.). Немного по­зднее во всех окружных центрах края были организованы государствен­ные нотариальные конторы, а 23 февраля 1945 г. Народная Рада утвердила Положение о государственном нотариате Закарпатской Украины.

После освобождения Чехословакии от немецких войск ее новое пра­вительство выразило полную готовность поддержать стремление закар­патских украинцев к воссоединению с Украиной.

29 июня 1945 г. был подписан договор между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине, который впоследствии был ратифицирован Вре­менным Национальным собранием Чехословакии и Президиумом Вер­ховного Совета СССР. Осуществилась извечная мечта украинского наро­да о воссоединении в едином государстве всех украинских земель.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР 22 января 1946 г. в составе Украины была создана Закарпатская область с разделением на 13 округов (округа Закарпатской области были превращены в 1954г. в районы), а 24 января 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета Украи­ны на территорию новообразованной области распространилось действие законодательства Украины. Таким образом, в феврале 1946г. прошли пер­вые выборы в Верховный Совет СССР, через год — в Верховный Совет Украины, а в декабре 1947 г. — в местные Советы, и вся государственная власть перешла к ним. Народная Рада Закарпатской Украины прекратила деятельность, передав полномочия Закарпатскому областному Совету и его исполнительному комитету.

Изменения в государственном строе УССР. Условия войны диктовали необходимость перестройки всего государственного механизма на воен­ный лад.

22 июня 1941 г. на большей части территории СССР и на всей террито­рии УССР было введено военное положение, а в отдельных местностях — положение осады. Это был особый правовой режим, который характери-

зовался расширением полномочий военной власти, применением чрез­вычайных мер относительно охраны общественного порядка, государ­ственной безопасности, обороноспособности. Совместным постановле­нием Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комисса­ров СССР и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г, с целью мобилизации всех сил государства был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). Это был орган с чрезвычайными полномочиями, который сосредоточил в сво­их руках всю полноту военной, политической и хозяйственной власти. Решения ГКО были обязательными для всех физических и юридических лиц. Возглавлял ГКО Сталин, который одновременно был Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) и председателем СНК СССР.

Органами ГКО на местах были городские комитеты обороны и упол­номоченные (в союзных и автономных республиках). Городские комите­ты обороны создавались в некоторых областных центрах и больших горо­дах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководители органов НКВД и военного командования. Органы ГКО дей­ствовали параллельно, одновременно с конституционными органами вла­сти и управления..

Стремительное наступление немецких войск обусловило необходи­мость проведения эвакуации промышленных предприятий в восточные районы СССР. С згой целью был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В УССР эту работу проводили уполномоченные Советы и эвакуаци­онные пункты.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР создал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. — наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. — наркомат минометного вооружения. Была осуществлена перестройка структуры наркомата путей сообщения и наркомата связи. Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. при СНК СССР создается Комитет по учету и распределению рабочей силы, а при областных исполкомах — бюро по учету и распределению рабо­чей силы. В 1942 г. при СНК СССР было образовано Главное управление по поставке угля, а в 1943 г.—Главное управление по поставке нефти, леса, искусственного топлива и газа. Следует подчеркнуть, что введение чрезвы­чайных органов не отменило деятельности конституционных органов вла^ ста и управления, но задачи военного времени вызвали необходимость внесения структурных изменений в эти органы, перестройку их деятельно­сти. Была ликвидирована сессионная работа Советов всех уровней. Факти­чески работали только президиумы Верховных Советов СССР и УССР. Возросла роль исполнительно-распорядительных органов. Совнаркомы СССР и УССР работали в пределах полномочий, предоставленных им ГКО, который разрабатывал наиболее важные решения, а Совнаркомы обеспе­чивали их выполнение. Следовательно, вся деятельность государственного аппарата была направлена на обеспечение потребностей в сфере обороны.


393 В связи с оккупацией гитлеровцами Украины центральные органы власти УССР вынуждены были эвакуироваться сначала в Саратов, а впо­следствии в Уфу и Москву. В феврале 1943 г., когда началось освобождение украинских земель, правительство УССР переехало в Харьков, а затем в Киев. Высшие органы власти и управления сразу же возглавили работу по восстановлению народного хозяйства.

С освобождением украинских земель от фашистских оккупантов на­чалось восстановление органов советской власти в Украине.

Война привела к серьезным изменениям в депутатском составе Вер­ховного Совета УССР. На 1 мая 1945 г. из 390 депутатов Верховного Совета УССР осталось только 289.1 марта 1944 г. Верховный Совет УССР восста­новил свою работу. Он одобрил деятельность правительства, утвердил го­сударственный бюджет, создание союзно-республиканских наркоматов обороны и иностранных дел УССР и внес соответствующие изменения в Конституцию УССР. В конце войны в полном составе возобновил работу Президиум Верховного Совета УССР.

Огромная нагрузка по восстановлению народного хозяйства легла на правительство республики. СНК УССР принял ряд мер, направленных на возрождение энергетического хозяйства, железнодорожного транспорта, связи, сельского хозяйства.

В чрезвычайно сложных условиях проходило восстановление работы местных органов государственной власти. 1 апреля 1944 г. Политбюро ЦК КП(б)У приняло постановление "О руководящих органах местных Сове­тов депутатов трудящихся", в котором излагался порядок восстановления деятельности Советов и их исполкомов. К 1 июня 1945 г. восстановили свою работу все местные Советы УССР.

16.4. Правоохранительные органы

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О во­енных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий", которым устанавливался порядок организа­ции военных трибуналов и порядок ведения ими дел. Трибуналы создава­лись при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железной дороге и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями для этих трибуналов были военная, военно-железнодорожная, военная вод­нотранспортная коллегии Верховного Суда СССР и Пленум Верховного Суда СССР. Наркомюст СССР осуществлял организационную работу. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, где было вве­дено положение осады) также превращались в военные. Были также со­зданы окружные и областные военные трибуналы НКВД.


До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, а впоследствии — с участием заседателей. Сроки рассмотрения дел были

сжатыми. Постановления трибуналов не подлежали кассационному обжа­лованию (пересматривались только в порядке надзора); слушание дел было закрытым. Командующие армиями и округами и военные советы могли приостановить исполнение смертных приговоров, которые, как правило, исполнялись немедленно после их вынесения. Трибуналы наделялись широкой подсудностью и были вправе рассматривать все преступные де­яния, включая спекуляцию и хулиганство. Военная власть сама определя­ла подсудность конкретного дела и передавала его или общим судам, или трибуналам. В местностях, находившихся на положении осады, к "прово­каторам, шпионам и другим агентам врага, которые призывали к наруше­нию порядка", расстрел применялся без судебного разбирательства.

С введением военного положения были военизированы все звенья прокуратуры. Районные, городские и областные прокуратуры были пре­вращены в соответствующие военные прокуратуры.

Военные условия вызвали необходимость еще большей централизации руководства службами государственной безопасности и охраны обществен­ного порядка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. НКГБ и НКВД СССР были объединены в общий НКВД СССР. В начале августа 1941 г. были объединены наркоматы государственной безопасности и внут­ренних дел УССР. Структура органов милиции не испытала существенных изменений, но появились новые направления работы, такие как борьба с организованным бандитизмом, дезертирами, изъятие оружия у населения.

Более репрессивной стала деятельность органов государственной безо­пасности. Приказ № 270 от 16 августа 1941 г., подписанный Сталиным, санк­ционировал уничтожение заключенных советских тюрем. Еще до появле­ния этого указа массовые уничтожения заключенных произошли во Льво­ве, Самборе, Станиславе, где погибли около 10 тыс. чел., в Луцке, Ровно, где были уничтожены около 5 тыс. чел. Положения Приказа № 270 полу­чили развитие в Приказе № 227 от 28 июля 1942 г. Органам НКВД было предоставлено право расстрела "во внесудебном порядке", право приме­нения заградительных отрядов и штрафных батальонов. Устанавливалась уголовная ответственность близких родственников репрессированных.

Сразу же после освобождения Украины восстановили свою работу об­ластные и народные суды, органы прокуратуры.

Много времени уделяли органы прокуратуры работе Чрезвычайной государственной комиссии по выявлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их союзников, утвержденной 2 нояб­ря 1942 г. В УССР были созданы республиканская, областные и городские чрезвычайные комиссии.


Организационные формы деятельности советской милиции в освобож­денных районах оставались такими же, как и до войны. В областях восста­новили свою работу областные управление НКВД, в районах — райотде-

395 лы НКВД. В состав областных управлений входили следующие отделы: политический, уголовного розыска, оперативный, борьбы с разворовы­ванием социалистической собственности, паспортный, государственной автоинспекции и секретариат.

16.5. Правовая система

Право в годы войны было направлено на выполнение основных за­дач и функций государства по обороне страны и охране социалистиче­ской собственности. Наиболее существенные изменения и дополнения были внесены в гражданское, трудовое, земельное и колхозное право, уголовное право и уголовный процесс. Развитие всех этих отраслей пра­ва в УССР определялось строгой централизацией и происходило на ос­нове и в соответствии с изменениями и дополнениями в общесоюзном законодательстве.

Гражданское право. Условия военного времени выдвинули на первый план вопрос защиты права собственности, которое временно выходило из владения как физических, так и юридических лиц. Были расширены права наркоматов и упрощен порядок передачи имущества между госу­дарственными предприятиями и учреждениями. Неизменным оставался порядок передачи продукции в собственность потребителя, основанный на плановых актах и договорах.

Постановлением СНК УССР "О сохранении жилой площади за воен­нослужащими и о порядке оплаты жилой площади семьями военнослу­жащих в военное время" от 4 сентября 1941 г. устанавливалось, что на пе­риод войны жилая площадь сохраняется за всеми категориями военно­служащих. В тех случаях, когда эта жилая площадь остается незаселенной, квартплата за нее не взимается. Жильцы, которые поселились на площа­ди указанных лиц, обязывались после возврата военнослужащего немед­ленно ее освободить, в противном случае они подлежали выселению в ад­министративном порядке. В таком же порядке возвращалась жилая пло­щадь эвакуированным. Порядок административного выселения граждан был определен постановлением СНК СССР "О порядке административ­ного выселения лиц, которые самовольно заняли жилую площадь" от 1 июля 1943 г. Если жилая площадь эвакуированного была заселена в соот­ветствии с ордером городского Совета, дело о ее возврате рассматрива­лось судом.

Ряд изменений был внесен в институт исковой давности. С целью обес­печения прав лиц, которые находились на фронте, сроки исковой давно­сти в делах этих лиц считались продолженными на весь период нахожде­ния в Вооруженных силах СССР. Был упразднен шестимесячный срок, установленный ст. 430 ГК УССР, для принятия наследства отсутствующи­ми в месте его открытия наследниками. Указ от 14 марта 1945 г. расширил

круг наследников и позволил завещать имущество в пользу постороннего лица при отсутствии наследников по закону.

Семейное право. Война оставила многих детей сиротами. На решение этой проблемы был направлен ряд нормативных актов: постановление Совнаркома УССР от 15 февраля 1942 г. "Об устройстве детей, которые остались без родителей", постановление Совнаркома СССР от 15 июня 1943 г. "Об усилении мер борьбы с детской бесприютностью, беспризор­ностью и хулиганством", постановление Совнаркома УССР от 27 марта 1943 г. "Об организации помощи детям-сиротам, родители которых по­гибли в боях с фашистскими оккупантами, замучены или расстреляны фашистскими захватчиками во время оккупации районов УССР", поста­новление Совнаркома СССР от 30 июля 1944 г. "О мерах борьбы с беспри­зорностью и бесприютностью детей в Украинской ССР". В соответствии с этими правовыми актами на органы государственной власти и управле­ния возлагалась работа по устройству детей-сирот, созданию справочной системы при НКВД, детских домов, трудовых воспитательных колоний, созданию чрезвычайных комиссий при исполкомах и института обще­ственных инспекторов. Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24 сентября 1943 г. "Об изменении ст. 44 Кодекса законов о семье, опеке, браке и актах общественного положения Украинской ССР" был усовер­шенствован порядок усыновления. 8 июля 1944 г. был принят Указ Прези­диума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помо­щи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиле­нии охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и основании ордена "Материнская слава" и медали "Ме­даль материнства", который увеличил государственную помощь беремен­ным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Указом были внесе­ны существенные изменения в порядок заключения брака и развода. Так, права и обязанности супружеской пары порождал только зарегистриро­ванный брак. Расторжение брака осуществлялось только через суд.

Трудовое право. Потребности обороны привели к необходимости вве­дения трудовых мобилизаций и трудовой повинности. Трудовой мобили­зации подлежало трудоспособное население городов из числа тех, кто не работал в государственных учреждениях и на предприятиях. Мобилизо­ванные направлялись на важные производства и строительства по месту жительства. Трудовая повинность использовалась для выполнения строи­тельных работ на оборонных сооружениях, заготовки топлива, охраны путей сообщения, связи, электростанций и других важных объектов, ко­торые имели оборонное значение. Трудовая повинность распространялась на мужчин от 16 до 55 лет, а на женщин — от 16 до 50 лет.

Произошли значительные изменения в действующем трудовом законо­дательстве. Указом Президиума Верховного Совета СССР "О режиме ра­бочего времени рабочих и служащих на период войны" от 26 июня 1941 г.

397 директорам предприятий разрешалось устанавливать обязательные сверх­урочные работы продолжительностью до трех часов в день. Согласно ука­зам от 9 апреля 1942 г. и 9 января 1943 г. отменялись очередные и дополни­тельные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией, выплата ко­торой была временно приостановлена. Отпуск предоставлялся только под­росткам до 16 лет.

В условиях военного времени большое значение имела трудовая дис­циплина. Вместе с поощрением добросовестных работников росло при­менение принудительных мер к нарушителям трудовой дисциплины. За ряд нарушений трудовой дисциплины вместе с дисциплинарной ответ­ственностью применялась уголовная.

На решение проблемы инвалидов войны было направлено постанов­ление СНК УССР "О трудоустройстве и бытовом обслуживании инвали­дов Отечественной войны" от 20 апреля 1943 г.

Колхозное и земельное законодательство военного времени было направ­лено на дальнейшее ограничение прав крестьян и значительно ухудшало их положение. 13 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли поста­новление "О повышении для колхозников обязательного минимума тру­додней". В 1944—1945 гг. к моменту сбора урожая был установлен обяза­тельный выход на работу всех трудоспособных колхозников и даже под­ростков в возрасте с 14 лет независимо от того, выполнили они минимум трудодней или нет. Дисциплинарная власть органов управления колхоза распространялась на всех лиц, которые работали в нем, независимо от их членства в колхозе.

В 1945 г. был принят ряд актов, направленных на борьбу с так называ­емым разбазариванием земель колхозов. Только в УССР колхозам было возвращено сотни тысяч гектаров земли.

Уголовное право. В годы войны существенные изменения произошли в сфере уголовного права. 6 июля 1941 г. принимается Указ Президиума Вер­ховного Совета СССР "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, которые вызывают тревогу среди населения". Он устанавливал строгую ответственность в виде тюремного заключения сро­ком от 2 до 5 лет, если преступление по характеру не требовало более тяже­лого наказания. Антисоветские слухи квалифицировались как контрре­волюционная агитация. 15 ноября 1943 г. был подписан указ "Об ответ­ственности за разглашение государственной тайны или за потерю доку­ментов, содержащих государственную тайну", который предусматривал наказание за указанные действия в виде лишения свободы сроком до 5 лет. За те же действия, если они привели или могли привести к нежела­тельным последствиям, применялось лишение свободы сроком до 10 лет. С19 апреля 1943 г. в соответствии с указом "Об ответственности гитлеров­цев за совершенные злодеяния" для специальных субъектов уголовного права (так называли фашистских преступников и их пособников) вводят-

ся особые меры наказания — казнь через повешение и каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.

В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, как спеку­ляция (к нему причисляются продажа махорки и самогона в больших ко­личествах). Проявилась общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса. В январе 1942 г. воровство личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападе­ния врага и др.) приравнивалось по аналогии к бандитизму.

Много внимания в законодательстве уделяется борьбе с воровством. Пре­ступные посягательства на государственную и колхозную собственность квалифицировались по Закону от 7 августа 1932г. Указом от 23 августа 1942 г. "Об ответственности за разворовывание горючего в МТС и совхозах" уста­навливалось наказание до 5 лет тюремного заключения. Возросла также от­ветственность за посягательство на личную собственность граждан. Сле­довательно, уголовное право военного времени характеризовалось такими особенностями: более широко стал применяться принцип аналогии и воз­мездия как одна из целей наказания. Появился ряд новых составов преступ­лений: самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от военного учета (январь 1942 г.), сокрытие трофейного оружия (январь 1942 г.) и т. д. Был расширен круг деяний, входящих в понятие "спекуляция". Уголовная ответственность стала применяться за действия, которые ранее наказыва­лись в соответствии с административным законодательством.

В условиях войны широко использовались условное осуждение, а так­же отсрочка исполнения приговора до окончания военных действий с направлением приговоренного в штрафной батальон.

Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законода­тельство СССР, которое действовало до войны, не имело достаточно норм, приспособленных к условия военного времени.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил "Поло­жение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном по­ложении и в районе военных действий". По этому Положению военные трибуналы рассматривали дела в составе трех постоянных членов суда по прошествии 24 часов после вручения копии обвинительного заключения. Судебные дела в трибуналах рассматривались без участия народных засе­дателей, без прокурора и адвоката. Личное участие свидетелей в судебном заседании считалось необязательным. Постановления военных трибуна­лов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены только в порядке надзора. О каждом постановлении, осуж­дающем к высшей мере наказания, военный трибунал немедленно сооб­щал председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и главному военному прокурору Красной Армии или Военно-морского флота. В слу­чае неполучения в течение 72 часов сообщения об отмене исполнения приговора такой приговор приводился в действие.

399 Этим Положением руководствовались не только военные трибуналы, но и общие суды независимо от места их деятельности.

Что касается требований процессуального законодательства в области обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования всех обстоятельств дела, правильного его решения по сути, охране прав участ­ников процесса, то их значение во время войны было чисто формальным. Продолжал активно действовать внесудебный репрессивный аппарат.

Общие выводы

Вторая мировая война привела к страшным последствиям для Украины. На Украину приходилось 42% всех убытков, причиненных войной Советско­му Союзу. По приблизительным подсчетам в жерновах войны погибли 5,3 млн чел. 2,3 млн украинцев были вывезены на принудительные работы в Германию. Общие убытки экономики достигали 40%.

Не понятой большинством украинского народа осталась идея интеграль­ного национализма. Как и в годы Первой мировой войны, украинцы порой вынуждены были воевать друг с другом. Борьба с фашизмом обострялась борьбой между сторонниками советской власти и Украинского независимо­го государства, попытка восстановления которого в июне 1941г. закончи­лась поражением. Но эта попытка показала непреодолимую тягу украин­цев к собственной государственности.

Война требовала перестройки государства и права Украины в соответ­ствии с условиями военного времени. Она осуществлялась с учетом измене­ний, которые происходили в государственном механизме и законодатель­стве СССР. Централизация государства и права, которая является харак­терной для тоталитарного режима, особенно усиливается в годы войны. Деятельность чрезвычайных органов власти, трибуналов, внесудебных реп­рессивных органов была визитной карточкой командно-административной системы. Строительство казарменного социализма продолжалось. Однако война привнесла и некоторые положительные моменты. Впервые за много­вековую историю украинский народ воссоединился в едином государстве. Победное окончание Второй мировой войны значительно повысило между­народный авторитет Украины, которая стала одним из основателей ООН.

Рекомендованная литература

1. Городинський 3. Українська Національна Рада: історичні нариси. — К., 1993.

2. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А. Й. Рогожина. — К., 1996.-4.2.

3. Історія держави і права України / За ред. А.С. Чайковського. — К., 2000.

4. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Ба­бий. - К., 1976.

5. Історія України. Нове бачення / За заг. ред. В.А. Смолія. — К., 1996.

6. Кульчицький B.C., Настюк M.L Ткач А.П. та ін. Возз'єднання Закарпаття з Радянською Україною (соціально-політичні і правові осно­ви).-Л., 1985.

7. Кульчицький B.C., Настюк M.L, Тищик Б.Й. та ін. Входження Галичи­ни, Північної Буковини та Закарпаття до складу України (1939— 1945рр.). — Дрогобич, 1995.

8. Кульчицький B.C., Настюк М.І., Тищик Б.Й. Історія держави і права України. — Л., 1996.

9. Лебедь Микола. УПА. — Дрогобич, 1993.

10. Советское право в период Великой Отечественной войны: В 2 ч, — М., 1948.

И.Субтельний О. Україна: історія. — К., 1992.

12. Read Anthony, Fisher David. The deadly embrace: Hitler, Stalin and the Nazi-Soviet Pact 1939-1941. - N.Y; London, 1988. Глава 17

 

 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ И В ПЕРИОД ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ (1945 — первая пол. 1960-х гг.)

• Общий исторический обзор.

• Государственный строй.

• Правоохранительные органы,

• Правовая система.

• Общие выводы.

17.1. Общий исторический обзор

После окончания Второй мировой войны украинский народ надеялся на коренные изменения: улучшение материального положения, прекра­щение репрессий. Но тоталитарный режим остался, более того, укрепил­ся, поскольку победа в войне приписывалась большевистской партии и вождю всех народов — Сталину. Стремление народов к обновлению про­тиворечило самой сути тоталитарного режима.

Основные направления программы восстановления были изложены в законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяй­ства УССР на 1946—1950 гг. По плану объем капиталовложений в эконо­мику Украины составлял более 65 млрд руб., что превышало соответству­ющие капиталовложения за три довоенные пятилетки. В Украину направ­лялись кадры, поступали техника и оборудование. Возрождение промыш­ленности фактически начиналось с нуля.

Несмотря на прогнозы западных экспертов, которые предрекали, что для восстановления экономики СССР необходимо не менее 20—25 лет, объем продукции промышленности Украины в 1950 г. уже превышал уро­вень 1940 г. на 15%. Было закончено восстановление шахт, Днепрогэса, таких промышленных гигантов, как"3апорожсталь", "Азовсталь". К концу пятилетки в Украине больше, чем до войны, добывалось угля, желез­ной руды, производилось электроэнергии, цемента, продукции машино­строения и др. Осваивался в промышленном плане западный регион Украины.

Тяжелой ценой достигались успехи восстановления. В какой-то степе­ни этому способствовали возможности централизованной командно-административной системы. Искренний, повседневный энтузиазм людей, их готовность к очередному самопожертвованию во имя лучшего будуще­го умело использовались сталинским режимом.

Иным, нежели в промышленности, было положение в сельском хо­зяйстве. Крестьянство, как и раньше, оставалось наиболее обездоленной категорией населения. Произведенная колхозами продукция государством не закупалась, а фактически изымалась методом продразверстки. Всемер­но ограничивалось ведение личного подсобного хозяйства. Истощенное войной и сталинской феодальной системой управления украинское село в 1946 г. уже в который раз начало переживать новый страшный голод. И снова не без помощи власти, которая ради своих геополитических инте­ресов вывозила хлеб в Болгарию, Польшу, Чехословакию, Венгрию, Фран­цию и др. В целом в 18 областях Украины в 1946 г. от голода умерло 282 тыс. чел., в 1947 г. — более 520 тыс. чел. И это только те смерти, которые были зарегистрированы органами ЗАГС. В январе—июне 1947 г. в Украи­не зарегистрировали 130 случаев людоедства, 189 — трупоедства. Послед­ствия голода еще долго давали о себе знать. Пятилетка в сельском хозяй­стве выполнена не была, производство зерновых не достигло даже дово­енного уровня. Восстановление экономики проходило в условиях внеш­ней изоляции СССР, вызванной началом "холодной войны".

В первые послевоенные годы продолжалось урегулирование террито­риальных вопросов. Оно не обошлось без болезненного перемещения на­селения. Более 40 тыс. чехов и словаков выехали из Украины в Чехослова­кию. В1944—1946 гг. около 800 тыс. поляков, а также евреев и украинцев, которые признали себя поляками, переселились в Польшу. В Украину из Польши добровольно выехали 90 тыс. украинцев. С середины 1945 г. польское правительство начало принудительное переселение, которое возвратило в Украину более 400 тыс. украинцев. На польских землях оста­вались еще 150 тыс. украинцев. И тогда польское руководство своим ре­шением от 29 марта 1947 г. спланировало операцию "Висла". Эта анти­украинская акция предусматривала переселение украинцев с их извечных земель (Надсянья, Лемковщины, Холмщины, Подляшья) в западные и северные районы Польши с обязательным рассеиванием среди польского населения. 23 апреля 1947 г. политбюро ЦК ПРП (Польской Рабочей Партии), учитывая опыт старшего московского брата, приняло решение о создании специального концлагеря для украинцев в Явожно возле Кра­кова. С 1947 по 1949 г. в этом лагере находились около 4 тыс. украинцев, из них погибли около 200 чел. Акция "Висла" является примером геноцида польской власти относительно украинского населения, отголоски кото­рого проявляются в Польше и сейчас. В классическом христианском госу­дарстве Европы и в настоящее время украинцы являются людьми второго сорта: их преследуют, травят, ограничивают в правах. Украинцы не имеют той реабилитации в Польше, которую получили татары в Украине. К сожалению, нарушение прав человека в Польше до сих пор не стало предме­том внимания мировой общественности. Украинской и польской влас­тям необходимо принимать меры по взаимопониманию и ликвидации этой исторической несправедливости.







Date: 2015-08-24; view: 332; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию