Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов 2 page
Уголовно-процессуальное законодательство. В 30-е годы фактически были ликвидированы все демократические принципы судопроизводства. В связи с этим особо выделялось постановление ЦИК СССР "О порядке ведения дел о подготовке или осуществлении террористических актов" от 1 декабря 1934 г., которое стали называть Законом от 1 декабря 1934 г. Постановление было подготовлено в течение нескольких часов после сообщения об убийстве одного из государственных деятелей СССР С. М. Кирова. Этот чрезвычайный закон открыто попирал принципы устности, гласности, состязательности, справедливости, гуманизма. Следствие по делам о террористических актах ограничивалось 10-дневным сроком. Обвинительный акт вручался обвиняемому за 24 часа до рассмотрения дела в суде. Из процесса исключались прокурор и адвокат. Кассационное обжалование и предъявление ходатайств о помиловании в этих делах не допускались. Расстрел приводился в исполнение немедленно после объявления приговора. Цинично звучат слова Вышинского о том, что Закон от 1 декабря 1934 г. не нарушал принципов советской демократии, что при его применении "обвиняемый остается носителем известных процессуальных прав, достаточно ш ироких для защиты своих интересов". С проведением массовых внесудебных репрессий связана также деятельность Особого совещания, которое было создано при НКВД СССР 10 июля 1934 г. 9 декабря 1934 г. было принято постановление ВУЦИ К "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс УССР". Указанные нормативные акты свидетельствовали о полном переходе к чрезвычайному порядку судопроизводства. Эти акты должны были стать правовой базой массовых репрессий. В 1937 г. Сталин от имени ЦК ВКП(б) дал органам НКВД указание применять к арестованным физические методы воздействия — пытки, а в 1939 г. еще раз подтвердил эту директиву. . Государственность и право в западноукраинских землях После революционных событий XX в. за пределами советской Украины осталась почти вся Западная Украина с населением 6,6 млн чел. Не только количественно, но и качественно это население представляло собой могущественный потенциал, играющий весомую роль в общем развитии украинской нации. Восточная Галиция и Западная Волынь. По Рижскому договору 1920 г. между РСФСР, УССР и Польшей польское правительство обязывалось гарантировать права национальных меньшинств и обеспечить свободное развитие их культур, языков, вероисповеданий. Юридически польское господство над землями Восточной Галиции и Западной Волыни было установлено 14 марта 1923 г., когда Совет послов стран Антанты в Париже узаконил аннексию этих земель Польшей. Оккупанты установили в Западной Украине режим террора и насилия. Польский великодержавный шовинизм стал основой государственной политики Польши. Власть на украинских землях перешла к командующему войсками, который получил должность генерального делегата польского правительства, а на местах — к правительственным комиссарам. Из государственных учреждений освобождались все служащие, которые отказывались от присяги на верность Польскому государству. После оккупации Восточной Галиции и Западной Волыни польское правительство переименовало эту территорию в Восточную Малополыцу, а впоследствии — в Польшу "Б" в отличие от коронных земель, которые получили название Польша "А". Край был разделен на пять воеводств — Волынское, Львовское, Полесье, Станиславское и Тернопольское. 26 сентября 1922 г. польский сейм принял закон про воеводскую автономию, согласно которому во Львовском, Станиславском и Тернопольс-ком воеводствах создавались воеводские сеймики и их исполнительные органы — комитеты. Компетенции сеймиков принадлежали разнообразные второстепенные вопросы. Решения сеймиков преимущественно требовали санкции президента государства. Воевода как представитель правительства мог приостановить любое решение сеймика, которое не требовало санкции президента, а также любое решение воеводского комитета. Правда, ст. 21 закона запрещала государственным органам проводить на территории этих воеводств колонизаторскую политику, а ст. 24 обещала даже "основать украинский университет". Однако закон о воеводской автономии никогда не был воплощен в жизнь. На должности воевод и старост в уездах принимались, как правило, лица польской национальности. В1924 г. был издан закон о запрете украинского языка во всех государственных и муниципальных учреждениях, в том числе сельских. В 30-х годах территориальные органы польской правительственной администрации подразделялись на общую администрацию и специальную. Общая администрация выполняла задания, которые относились к компетенции органов внутренних дел. Функции специальной администрации были связаны с деятельностью органов местного управления. Общая администрация имела следующую систему: в воеводствах управление возглавляли воеводы, а в уездах — уездные или городские старосты. В городских и сельских гминах (общинах) не существовало отдельных органов общего управления. Их функции выполняли органы территориального самоуправления. Воевода назначался на должность президентом по представлению министра внутренних дел. Как орган воеводской администрации воевода выступал в двойной роли — он возглавлял и общую, и специальную администрации. Воевода представлял правительство на территории воеводства. Он контролировал деятельность всей правительственной администрации, был вправе приостановить распоряжение органов специальной администрации, осуществлял руководство государственной полицией, функции которой в 1934 г. были значительно расширены. Свои полномочия воевода осуществлял при помощи воеводского управления, которое подразделялось на отделы. Во главе общей администрации уезда стоял староста, которого назначал министр внутренних дел. Староста подчинялся воеводе. Он представлял правительство на территории уезда. Аппарат управления воевод и старост состоял из секторов и отделов. Основное место в этом аппарате занимал отдел безопасности. Важную роль играли административные отделы, которые фактически были органами административно-уголовной юстиции и осуществляли наравне с органами суда и прокуратуры карательную политику Они имели право осуждать к тюремному заключению сроком до 3 месяцев и взимать штрафы до 3 тыс. злотых. Например, во Львовском воеводстве за 1937 г. административными отделами было осуждено 94 116 человек. Второстепенное значение в аппарате уездных старост и воевод имели секторы и отделы здравоохранения, социального обеспечения, сельского хозяйства и др., поскольку этой деятельности польское правительство в Западной Украине фактически не уделяло никакого внимания. Старостам и воеводам подчинялся полицейский аппарат, который подразделялся на комиссариаты и постерунки (полицейские участки). Управление выделенными городами (с населением более 70 тыс. чел.) с 1925 г. осуществлял городской староста, который имел такие же права и обязанности, как и уездный староста. Оккупация западноукраинских земель панской Польшей стала периодом застоя в экономике края. Доля больших промышленных и торговых предприятий в западноукраинских землях составляла только 7%. Много промышленных предприятий было ликвидировано или переведено в центральную Польшу. Только в 1929—1930 гг. промышленность Западной Украины сократилась более чем на 40%. Чрезвычайно низким был жизненный уровень рабочих, заработная плата которых составляла 50% заработка польских рабочих, а продолжительность рабочего времени — 15—16 часов. В годы экономического застоя и кризиса (1929—1933 гг.) во Львове, например, насчитывалось около 40 тыс. безработных. По данным переписи 1939 г. 75,6% населения Западной Украины было занято в сельском хозяйстве, 7,9% — в промышленности. Около 2 тыс. крупных землевладельцев владели более 1 тыс. га земли. Вместе с тем более 50% всех крестьянских хозяйств имели не больше 2 га каждое. Тяжелое экономическое положение, социальное и национальное угнетение приводили к усилению борьбы народных масс Западной Украины против иностранных захватчиков. Северная Буковина. Более жестоким террором сопровождался захват Румынией Буковины. Политика Бухареста еще в большей мере, чем политика Варшавы, основывалась на пренебрежении правами украинского народа. 18 декабря 1918 г. румынский король подписал декрет о присоединении Буковины к Румынии. Окончательно Буковина и Бессарабия были переданы Румынии по условиями Севрского мирного договора (август 1920 г.). Здесь было официально введено положение военной осады, которое продолжалось до 1928 г. Но и после замены военного управления гражданским политика террора не прекращалась. Следует отметить, что Румынское государство образовалось вследствие объединения Валахии и Молдовы в 1859—1862 гг., а независимость получило только в 1878 г. Поэтому удивительной была политика государства, население которого на собственном опыте знало, что представляет собой колониальный и национальный гнет. В то время как польская власть не отрицала совместное славянское прошлое поляков и украинцев, Бухарест объявил украинцев Буковины "украинизированными румынами". Специальный декрет министерства образования Румынии от 24 июля 1924 г. гласил: "Граждане румынского происхождения, которые утратили свой материнский язык, должны отдавать своих детей только в государственные или частные школы с румынским языком обучения". К концу 1924 г. в Буковине были закрыты все украинские школы. Тотальная румынизация охватила все население Буковины и Бессарабии. Даже фамилии менялись на румынский образец. Румынское господство привело к упадку промышленности края. Если в 1922 г. здесь насчитывалось 617 действующих предприятий и мастерских, то в 1929 г. — 532, а в 1935 г. — 276. Рабочий день продолжался 11—14 часов. Постоянно снижался жизненный уровень рабочих и служащих. Если индекс заработной платы в 1923 г. повысился в! 8 раз, а в 1928 г. — в 28 раз по сравнению с 1914 г., то индекс стоимости жизни возрос за тот же период в 42 раза. Безработица в 1930 г. охватила 20% промышленных рабочих. В глубоком кризисе пребывало сельское хозяйство. Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне облагались многочисленными налогами, которые имели феодальный характер: государственными, уездными, сельскими. Взимался налог за проезд дорогами, за въезд в город, пользование пастбищами и др. Налоги забирали почти весь доход крестьянских хозяйств. В феврале 1938 г. в Румынии был установлен открыто реакционный, фашистский режим генерала И. Антонеску. Закарпатская Украина. В лучшем положении находилось украинское население Закарпатья. Однако демонстрируя благосклонное отношение к украинскому народу, правительство Чехословакии мало что делало для экономического развития края. В Чехословакии, наиболее развитой в промышленном отношении стране Центральной Европы, Закарпатью отводилась роль экономически заброшенной провинции. Определенное развитие получила лесная и лесохимическая промышленность. Рабочие подвергались беспощадной эксплуатации. Им платили в полтора — два раза меньше, чем в центре страны, соответственно хуже обеспечивались и условия их работы. Не в лучшем положении находилось и сельское население. Помещикам принадлежало в три раза больше земли, чем крестьянским хозяйствам. Чешская администрация внешне более благосклонно, чем румынская и польская власти, относилась к развитию народного образования. Однако полное отсутствие украинских высших учебных учреждений обрекало украинский язык и культуру на второстепенность. Не спасало положения и "признание" языка местного населения официальным языком "Подкарпатской Руси". Ведь в "Генеральном уставе", который регулировал этот вопрос, речь шла не об украинском, а о "русинском языке, т. е. разговорном языке подкарпатских русинов". Влиятельные местные средства информации более откровенно объясняли суть "ру-синофикации". Газета "Русский край" настаивала: "Среди народов вообще, а среди славян в частности никогда не было ничего украинского, а такое означает, что не было и украинского языка". Но это была точка зрения сторонников "москвофильства", которая не стала государственной политикой официальной чешской власти. Карпатская Украина. Мюнхенским соглашением 1938 г. часть территории Чехословакии была передана Германии. У закарпатских украинцев появилась надежда на получение автономии для Закарпатья. 3 октября 1938 г. только что созданный Русский национальный совет выдвинул требование реальной автономии от центра. Правительство Чехословакии вынуждено было согласиться на это. 11 октября было создано первое правительство так называемого Карпаторусского государства. Председателем правительства стал Андрей Бродий, который уже через две недели был арестован как венгерский агент. 26 октября 1938 г. премьером был назначен Августин Волошин. 22 ноября 1938 г. был принят закон Чехословацкой Республики о Конституции Карпатской Украины. На этой основе автономное правительство развернуло работу по подготовке выборов в Сейм Карпатской Украины. Однако последнее слово в разрешении проблемы "Подкарпатской Руси" принадлежало Германии, и карпатские украинцы надеялись на ее поддержку. Тем временем правительство венгерского диктатора Хорти выдвинуло свои претензии на Закарпатье. 2 ноября венский арбитраж объявил решение о передаче Венгрии части Закарпатской Украины с городами Ужгород, Береговое и Мукачево. Затем столица Карпатской Украины была перенесена из Ужгорода в Хуст. Правительство Волошина принялось за построение украинской государственности. Началась украинизация образования и администрации. 12 ноября 1939 г. состоялись выборы в Сейм — высший законодательный орган страны. Украинское национальное объединение получило на выборах 86,1% голосов. Во внешней политике украинское правительство ориентировалось на Германию. Однако Гитлер решил передать все Закарпатье Венгрии. В ночь с 14 на 15 марта немецкие войска вступили на территорию Чехословакии, а венгерские — на территорию Закарпатья. 15 марта 1939 г. Сейм провозгласил Карпатскую Украину независимым государством. Сейм издал закон, который содержал следующие пункты: 1. Карпатская Украина является независимым государством; 2. Названием государства является: Карпатская Украина; 3. Карпатская Украина является республикой во главе с президентом, избранным Сеймом Карпатской Украины; 4. Государственным языком Карпатской Украины является украинский язык; 5. Цветами государственного флага Карпатской Украины являются синий и желтый. Волошин обратился к Германии с просьбой принять Карпатскую Украину под свой протекторат, но она посоветовала украинцам не оказывать сопротивления венграм. Однако закарпатские украинцы не собирались прощаться с государственностью, которую только что провозгласили. Несколько тысяч бойцов военизированного формирования "Карпатская Сечь" вступили в неравный бой с 40-тысячной венгерской армией. В боях полегло около 5 тыс. закарпатцев. Закарпатская Украина была оккупирован а фашистской Венгрией. Главной причиной падения Карпатской Украины было то, что она не получила международной поддержки. С открытой неприязнью относилось к ней руководство СССР, усматривая в ней опасный очаг украинской самостоятельности. В речи на XVIII съезде ВКП(б) 10 марта 1939 г. Сталин героическую борьбу карпатских украинцев охарактеризовал словами: "Муравей, который хочет приручить слона". Карпатская Украина просуществовала несколько дней, но оставила глубокий след в борьбе за национальную государственность. Западноукраинское население получило несколько важных уроков. Главный из них — ошибочность ориентации на поддержку других государств. Провозглашение независимого государства имело большое историческое значение, поскольку продемонстрировало непреодолимое стремление украинского народа к созданию собственного государства. Эволюция украинского национализма. В 20-е годы украинский национализм, который возник в XIX в. как форма протеста против российского великодержавного шовинизма, исчерпал себя. Потеря украинцами национальной государственности болезненно отразилась на их сознании. Стало понятным, что для того чтобы отстоять собственную государственность, необходим новый тип украинца, безоговорочно преданный нации и идее независимого Украинского государства. Идеологией для украинцев нового типа и должен был стать интегральный национализм, главным творцом которого был Дмитрий Донцов. В 1926 г. во Львове вышла его книга "Национализм". Д. Донцов утверждал, что нация — это абсолютная ценность, и не существует высшей цели, чем построение независимого государства. Поскольку политика — это борьба народов за выживание, то конфликты между ними являются неизбежными. Для автора имел смысл только один закон — "закон борьбы... закон вечного соперничества наций". Таким способом прокладывался путь навязывания обществу "единой нормы поведения", отстаивалась необходимость "единой организации" с "единым вождем". Интегральный национализм не давал четкого представления о типе государства после получения независимости. Ничего не было сказано о социально-экономической организации общества, разве только то, что оно будет опираться на сотрудничество между государством, кооперативами и частным капиталом. Согласно идеям Донцова политическая система будущего государства должна основываться на власти одной националистической партии. Во главе государства должен стоять вождь, который пользуется неограниченной властью. Историческое развитие Д. Донцов характеризовал как "вечное движение народов к экспансии и подбою" и в связи с этим подразделял все народы на те, которые покоряют, и те, которые подчиняются. Обосновывался тезис " исключительности одной нации". Радикализм украинского интегрального национализма объяснялся недоверием его идеологов к легальным методам борьбы. В одно и то же время почти при одинаковых условиях рождаются украинский интегральный национализм, немецкий национал-социализм, итальянский фашизм, советский социализм. Источником всех этих идеологий был политический, экономический и национальный кризис, с которым столкнулись народы Европы в 20—30-е годы. Ничего, кроме тоталитаризма, эти идеологии породить не могли. Украинский интегральный национализм стал основой Организации украинских националистов, которая была создана в Вене в 1929 г. Склонность ОУН к радикальным действиям, стремление любой ценой добиться независимости государства привлекали в эту организацию украинскую молодежь. По приблизительным подсчетам, накануне Второй мировой войны, ОУН насчитывала около 20 тыс. чел. В 30-е годы ОУН стала важнейшим фактором политической жизни за-падноукраинского населения. Общие выводы 30-е годы стали Голгофой украинского народа. В горниле тоталитарно-репрессивного режима была уничтожена трудовая и умственная элита народа. Генофонд украинской нации получил сокрушительный удар. Предпосылкой возникновения командно-административной системы у правления стала монополия большевистской партии на власть. Уничтожение оппозиции ускорило формирование тоталитарного режима. Произошло полное сращивание партийной власти с властью государственного аппарата. В1939 г. Сталин указывал: "Кадры партии — это командный состав партии, а поскольку наша партия стоит при власти — они являются также командным составом руководящих государственных органов". Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. При сложившейся командно-административной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформированная привилегированная прослойка бюрократии занимала руководящие должности в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных органах. Борьба в руководстве партии привела к укреплению единовластия. Режим личной власти Генерального секретаря партии, который также получил функции главы государства, становится характерной чертой советской политико-государственной системы почти до середины 50-х годов. В 30-е годы были уничтожены остатки государственной самостоятельности Украины. Централизация власти, характерная для тоталитарного режима, привела и к централизации правовой системы. Главной тенденцией развития права становится преимущество общесоюзного законодательства над республиканским. Эта тенденция проявлялась в двух направлениях: расширении прямого воздействия общесоюзных нормативных актов и в рецепции соответствующих общесоюзных актов республиканским законодательством. Правовым венцом тоталитарного режима стали Конституция СССР 1936г. и Конституция УССР 1937г. Для истории человечества они были образцом политического цинизма и юридической догмы. Не менее тяжелым оказался данный период и в жизни украинского населения Восточной Галиции, Волыни, Закарпатья, Буковины, Хотынщины и Измаильщины. Разделенные между тремя государствами, оторванные от основного массива этнической территории, они оставались верными историческим стремлениям и традициям украинского народа в борьбе за воссоединение. Об извечном стремлении украинского народа к национальной государственности объявила на весь мир Карпатская Украина. Становилось все более ощутимым, что следующий исторический период положит конец одной из наибольших исторических несправедливостей по отношению к украинскому народу и он навеки объединится в едином государстве.
Рекомендованная литература 1. Білас І.Г. Репресивно-каральна система в Україні 1917—1953: Суспільно-політичний та історико-правовий аналіз. — К., 1994. — Кн. 1. 2. Бенько ОМ. Державно-правові аспекти політичного терору в Україні (1917-1953 pp.). -K., 1994. 3. Вегеш М., Задорожний В. Велич і трагедія Карпатської України. — Ужгород, 1993. 4. Голод 1932—1933 років на Україні: очима істориків, мовою документів. — К., 1990. 5. Історія адвокатури України. — К., 1992. 6. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Бабий. - К., 1976. 7. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й. Рогожина. — К., 1996.-Ч. 2. 8. Історія України. Нове бачення / За заг. ред. В.А. Смолія. — К., 1996. 9. Конквест Р. Жнива скорботи: Радянська колективізація і голодомор: Пер. з англ. — К., 1993. 10. Кульчицький B.C., Настюк М.І., Тищик Б.Й. Історія держави і права України.— Львів, 1996. 11. Національні відносини в Україні у XX ст.: 36. док. і матеріалів. — К., 1994. Глава 16 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945 гг.) • Общий исторический обзор. • Западноукраинские земли на первом этапе Второй мировой войны. • Государственныйстрой. • Правоохранительные органы. • Правовая система. • Общие выводы. 16.1. Общий исторический обзор В конце 30-х годов в Европе окончательно сформировались два тоталитарных режима — гитлеровский и сталинский. Ненависть к демократии роднила Германию и СССР. При всех противоречиях, разделяющих две идеологии, фашистскую и коммунистическую, единой у них была конечная цель — мировое господство. Ради достижения этой цели два претендента на "мировую корону" Сталин и Гитлер заключили соглашение, которое стало прелюдией Второй мировой войны. 23 августа 1939 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Германии Риббентроп. После беседы Риббентропа со Сталиным и Молотовым был подписан советско-немецкий договор о ненападении. В истории он получил название "пакт Молотова — Риббентропа". Как выяснилось позже, 23 августа 1939 г. был подписан еще один чрезвычайно важный документ — Тайный дополнительный протокол. Если заключение пакта можно было толковать как попытку предотвращения войны, то совсем другие размышления вызывают тайные договоренности в пакте, существование которых Советский Союз в течение полувека категорически отрицал. Только в декабре 1989 г. эти материалы были опубликованы для широкого ознакомления. По Тайному протоколу Сталин получил согласие расширить территорию СССР почти до границ 1913 г. Именно территориальный выигрыш и распределение сфер влияния в Европе были основной целью советско-немецкого сговора. Согласно пакту СССР фактически становился союзником Германии. 1 сентября 1939 г. гитлеровские войска пересекли границу Польши, началась Вторая мировая война. Разделение Польши было зафиксировано Тайным протоколом. Так, ст. 2 протокола свидетельствовала, что "в случае территориальных и политических преобразований на территориях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев — Висла — Сян. Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих стран сохранение независимого Польского государства, будет окончательно решен только ходом будущих политических событий. В любом случае оба правительства решат эти вопросы путем товарищеского согласия". Немецкое правительство усилило давление на советское руководство с целью принуждения его к ведению войны против Польши с востока. 17 сентября 1939 г. советское правительство отдало приказ Красной Армии вступить на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, чтобы "взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии". 22 сентября 1939 г. советские войска вошли во Львов. В тот же день в Брест-Литовске в честь победы над Польшей состоялся совместный парад советских и немецких войск. 28 сентября 1939 г. военно-политический союз двух государств был скреплен новым "Договором о дружбе и границе", который подтверждал включение западных территорий в состав СССР. Этот договор создавал условия для решения проблемы Буковины и Бессарабии. В ст. 3 Тайного протокола указывалось: "Относительно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Немецкая сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях". 26 июня 1940 г. советское правительство отправило Румынии ноту, требуя возвратить Бессарабию и Северную Буковину, население которых связано с Украиной, как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава. В связи с затягиванием ответа Румынией советское правительство 28 июня в ультимативной форме предъявило требование освободить Бессарабию и Северную Буковину. 30 июня вся территория Бессарабии и Северной Буковины была занята советскими войсками. Заканчивался первый этап Второй мировой войны. Чтобы продемонстрировать миру нерушимость дружеских связей, 11 февраля 1940 г. между Советским Союзом и Германией было заключено хозяйственное соглашение, которое предусматривало поставки в Германию советского сырья в обмен на промышленные товары. Однако с самого начала военно-политического и экономического сотрудничества двух тоталитарных режимов было понятно, что этот союз является временным. Германия использовала СССР, а Советский Союз — Германию. Тактическая цель была достигнута. Гитлер приступает к осуществлению стратегической цели — полному завоеванию мира. 379 18 декабря 1940 г. генеральным штабом вооруженных сил Германии был разработан план нападения на СССР, который получил название "план Барбаросса". В инструктивном дополнении к нему говорилось: "Война против России — один из важнейших этапов борьбы за существование немецкого народа. Это древняя битва германцев против славянства, защита европейской культуры от московитско-азиатского нашествия, оборона против европейского большевизма. Цель этой войны — разгром сегодняшней России, поэтому она должна вестись с небывалой жестокостью". Между тем после завершения немецким генштабом разработки плана "молниеносной войны" против СССР в лесных массивах восточной части Польши, которые получили кодовое название "район Винтер", к февралю 1941 г. началась концентрация и подготовка "армии вторжения". Она насчитывала 5,5 млн солдат и офицеров, имела на вооружении 4,3 тыс. танков, до 5 тыс. самолетов, 47,2 тыс. пушек и минометов. Армия вторжения была распределена на три группы армий — "Север", "Центр" и "Юг". Причем на направлениях главных ударов немецкие войска имели 6— 8-кратное преимущество над советскими. Положение советских войск ухудшалось тем, что основное их количество размещалось вплотную к границе, а где находилось незавершенное строительство так называемой оборонной линии Молотова, которая интенсивно сооружалась на украинской территории вдоль границы. Система же оборонных сооружений на старой границе, "линия Сталина", была разоружена и планомерно разрушалась. 22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Очень важное место в планах немецкого командования отводилось взятию в кратчайшие сроки Украины с ее огромными сырьевыми ресурсами и плодородными землями. За счет этого Гитлер старался усилить военную экономику, создать выгодный плацдарм для скорой победы над СССР и достижения мирового господства. По плану Барбаросса в Украину ворвались 57 дивизий и 13 корпусов группы армий "Юг". Им противостояли 80 дивизий Киевского и Одесского военных округов, превращенных после начала войны в Юго-Западный и Южный фронты. Концентрация в республике этой наиболее многочисленной советской военной группировки объясняется утверждением Сталина о том, что именно юго-запад будет целью главного удара немецкой армии. Однако первый и тяжелейший удар немецкая армия нанесла на центральном направлении. Соотношение в боевой технике было также в пользу советских войск. Если у немцев и их союзников на юго-западном направлении насчитывалось 850 танков, 16 000 пушек и 1300 самолетов, то у советской стороны — соответственно 5625,17 000 и 2700. Более 80% этой техники было устаревших конструкций. Правда, при умелой организации дела наладить стойкую оборону можно и при такой боевой технике. Но это преимущество советских войск растаяло уже в первый месяц войны. После трех недель войны Date: 2015-08-24; view: 485; Нарушение авторских прав |