Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов 1 page





Переход к двухступенчатой системе управления требовал изменений в судебной системе. В октябре 1930 г. были ликвидированы окружные и со­зданы межрайонные суды. Переход в мае 1932 г. к трехступенчатой систе­ме управления привел к ликвидации межрайонных судов. Судебная си­стема приняла следующий вид: народный суд, областной суд, Верховный Суд УССР.

Народный суд был основным звеном судебной системы. Как суд пер­вой инстанции он рассматривал большинство гражданских и уголовных дел. В его состав входили народный судья и два народных заседателя. На­родные суды избирались районными съездами советов, а в городах и по­селках — пленумами городских и поселковых советов. Срок избрания — один год. В организационно-административном отношении народные суды подчинялись областным судам. Областные суды были судами первой инстанции по рассмотрению уго­ловных и гражданских дел и судами второй инстанции для пересмотра в кассационном порядке и в порядке надзора судебных постановлений, ре­шений и постановлений по уголовным и гражданским делам народных судов. Председатели, их заместители и члены областных судов избирались областными исполкомами сроком на один год.

Верховный Суд УССР был органом судебного надзора и руководства су­дебной практикой на территории республики. Как кассационная инстан­ция он рассматривал дела, которые были на рассмотрении областных су­дов как судов первой инстанции. Конституция УССР 1937 г. стала юриди­ческой базой для дальнейшего развития судебной системы. В ней подчер­кивалось, что правосудие в УССР осуществляется Верховным Судом УССР, Верховным Судом МАССР, областными судами, судами административ­ных округов, а также специальными судами СССР, которые создавались по постановлениям Верховного Совета СССР, народными судами.

По Конституции УССР Верховный Суд республики избирался Верхов­ным Советом УССР сроком на пять лет, областные суды избирались обла­стными советами депутатов трудящихся также на пять лет, народные суды избирались населением соответствующих районов сроком на три года.

16 августа 1938 г. Верховный Совет СССР принимает "Закон о судоуст­ройстве Союза ССР, союзных и автономных республик". Закон провозглашал главные демократические принципы судопроизводства: гласность, уст-ность, состязательность. Была подтверждена независимость судей и их подчиненность только закону. Но в практической деятельности судов эти демократические принципы фактически не срабатывали.

Принятием Конституции УССР 1937 г. и Закона о судоустройстве за­кончилась централизация судебной системы СССР. Руководство судебной практикой было сосредоточено в Верховном Суде СССР, а единое судеб­ное управление осуществлялось Наркоматом юстиции СССР. В связи с провозглашением в Конституции СССР и Законе о судоуст­ройстве права на защиту СНК СССР 16 августа 1938 г. утвердил Положе­ние об адвокатуре СССР, в соответствии с которым в УССР были созданы областные коллегии адвокатов. Они действовали как общественные орга­низации и имели бюджетную самостоятельность.

Органы прокуратуры. Изменения в административно-территори­альном делении УССР привели к изменениям в органах прокуратуры. В 1930 г. были созданы межрайонные, городские и участковые прокурату­ры. В связи с созданием областей в мае 1932 г. были ликвидированы меж­районные прокуратуры. Были созданы участковые, городские, област­ные прокуратуры и прокуратура республики. Городские прокуратуры со­здавались только в городах, а областные — в каждой области. Все органы областной прокуратуры подчинялись областному прокурору. Областных, городских и участковых прокуроров назначал и освобождал Генеральный Прокурор УССР.

Прокуратура республики входила в состав Наркомата юстиции УССР. Ее возглавлял Генеральный Прокурор республики, который одновремен­но был также народным комиссаром юстиции УССР.

17 декабря 1930 г ЦИК и СНК СССР принимают Положение о проку­ратуре СССР, согласно которому прокуратуры союзных республик выво­дились из состава наркоматов юстиции и переподчинялись непосредствен­но Прокурору СССР. В соответствии с Конституцией УССР 1937 г. прокурор республики и областные прокуроры назначались Генеральным Прокурором СССР на пять лет. Районные и городские прокуроры назначались прокурором УССР также на пять лет.

НКВД и внесудебные органы. Наркомат внутренних дел УССР выпол­нял административно-политические функции, а именно: осуществлял руководство по управлению коммунальной службой, милицией, местами

359 лишения свободы, уголовным розыском и др. 15 декабря 1930 г. наркомат был ликвидирован. Его функции были переданы разным ведомствам: ру­ководство коммунальным хозяйством перешло в Главное управление ком­мунального хозяйства, руководство местами лишения свободы — в нар-комюст УССР, записи актов гражданского состояния стали вести прези­диумы исполкомов Советов. Для руководства милицией и уголовным ро­зыском было создано Главное управление милиции и уголовного розыска при СНК УССР. Последствием такой реорганизации было значительное усиление роли ОГПУ СССР и ГПУ УССР. Органы ОГПУ занимались охраной государ­ственной безопасности, общественного порядка, охраной государствен­ной и общественной собственности, обеспечивали паспортизацию.

Централизация репрессивного аппарата привела к созданию 10 июля 1934 г. общесоюзного НКВД. ОГПУ ликвидируется, а вместо него создает­ся Главное управление государственной безопасности, которое входило w состав НКВД. В УССР, как и в других союзных республиках, было создано НКВД УССР как союзно-республиканское ведомство. В его структуру вхо­дили главное управление государственной безопасности, главное управ­ление пограничной и внутренней охраны, главное управление исправи­тельно-трудовых лагерей и трудовых поселений, главное управление по­жарной охраны, административно-хозяйственное управление и отдел об­щественного положения.

НКВД УССР не имел никакой самостоятельности и полностью под­чинялся союзному НКВД.

Во второй половине 30-х годов НКВД фактически стал внеконститу-ционным органом, поскольку был окончательно выведен из-под государ­ственного контроля. В своей деятельности он руководствовался исклю­чительно собственными нормативными актами — приказами, директи­вами и распоряжениями.

Формирование тоталитарного режима привело к созданию надконсти-туционных, внесудебных карательно-репрессивных органов. Начиная с февраля 1930 г. во всех областных центрах Украины были созданы "трой­ки" — карательные внесудебные органы, в состав которых входили на­чальник управления ГПУ, областной прокурор и первый секретарь обко­ма КП(б)У. Эти органы брали в свое ведение любое уголовное дело, кото­рое рассматривалось без свидетелей, участия защиты, ознакомления с ним обвиненного и даже без него самого. Постановления "тройки" не подле­жали обжалованию. В 1932 г. в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, которая являлась надконституционным органом и могла при­менять все виды наказания, даже расстрел. Исполнительные функции управления дополнялись судебными. Эта коллегия была ликвидирована в 1934 г., а вместо нее 10 июля 1934 г. принимается решение о создании при НКВД СССР Особого совещания, деятельность которого была направлена непосредственно на проведение массовых репрессий. Особое совеща­ние в административном (внесудебном) порядке могло применять следу­ющие наказания: ссылку, выселение, заключение в лагеря на срок до пяти лет, выселение за пределы СССР. В 30-е годы репрессивная деятельность внесудебных органов стала массовым явлением.

. Правовая система

Развитие правовой системы в 30-е годы, как и государственного аппа­рата в целом, было также направлено на укрепление командно-админис­тративной системы управления, дальнейшую ее централизацию. Характерной чертой правовой системы становится приоритет обще­союзного законодательства над республиканским. С одной стороны, рас­пространяется прямое действие союзных нормативных актов, а с другой — возрождается характерная для 20-х годов тенденция заимствования рес­публиканским законодательством если не всего содержания общесоюз­ных законодательных актов, то хотя бы их идеи.

Конституционное право. Февральский (1935 г.) пленум ЦК ВКП(б) при­нял решение о внесении изменений в Конституцию СССР 1924 г. Указы­валось на необходимость демократизации избирательной системы: заме­ны неравных выборов равными, многоступенчатых — прямыми, откры­тых — закрытыми. Сразу же после пленума состоялся VII съезд ВКП(б), на котором речь шла уже не о изменении, а о принятии новой конституции. Была образована конституционная комиссия, в состав которой вошли так­же представители УССР — П. Любченко, Г. Летровский, В. Чубарь и др. В июне 1936 г. проект Конституции был опубликован. В Украине в обсуж­дении приняло участие 13 млн чел. VIII съезд Советов 5 декабря 1936 г. утвердил новую Конституцию СССР. Принятие конституций союзных рес­публик происходило по общесоюзному сценарию. 1 января 1937 г. был опубликован проект Конституции УССР, а 25 января 1937 г. он был утвер­жден XIV съездом Советов УССР. Конституция УССР 1937 г. была постро­ена в полном соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Хотя обе Кон­ституции были демократическими по содержанию, большинство их по­ложений имело демагогический характер. В частности, в них провозгла­шалось, что в СССР построено социалистическое общество.

Конституция УССР 1937г. состояла из 146 статей, объединенных в 13 разделов. Первый раздел определял общественный строй УССР. Политической основой признавались советы депутатов трудящихся. Однако они не мог­ли быть самостоятельной властью в своей традиционной форме и не мог­ли стать такой властью в парламентской форме. Полный контроль над го­сударством и обществом, как и раньше, осуществлял подвластный генсе­ку партийный аппарат.

В Конституцию УССР 1937 г. впервые вошло положение о Коммунис­тической партии как руководящем ядре всех общественных и государ­ственных организаций. Экономической основой УССР признавалась со­циалистическая система хозяйствования и социалистическая собствен­ность на орудия и средства производства, которая имела форму государ­ственной или кооперативной собственности.

Второй раздел регламентировал государственный строй. В нем было закреплено декларативное право выхода УССР из состава СССР. Практи­ка свидетельствовала, что это положение было фикцией.

В третьем — седьмом разделах определялись структура, порядок созда­ния, компетенция, основные формы и методы деятельности, а также по­дотчетность высших и местных органов государственной власти и госу­дарственного управления УССР и Молдавской АССР.

Следующие разделы Конституции посвящались суду и прокуратуре, правам и обязанностям граждан, избирательной системе и т. д. Многосту­пенчатые выборы в органы власти заменялись прямыми при тайном го­лосовании. Категория "лишенных", т. е. лиц, которые исключались из по­литической жизни из-за их принадлежности к "эксплуататорским клас­сам", ликвидировалась. Крестьяне получали равные с рабочими права избирать и быть избранными во все органы власти. Избирательные окру­га в городах нужно было формировать не по производственным едини­цам (завод, фабрика), а, как и на селе, по месту жительства избирателей. Система функционирования власти стала другой: съезды советов разного уровня заменялись институтом сессионных заседаний местных и Верхов­ных (республики и Союза) советов. Новые советы приобрели внешние черты парламентской власти,

В развитие статей Конституции УССР об избирательной системе 25 февраля 1938 г. ЦИК УССР принимает "Положение о выборах в Вер­ховный Совет УССР".

Выборы в Верховный Совет УССР состоялись 26 июня 1938 г. Было избрано 304 депутата, среди них 153 рабочих, 76 крестьян, 75 служащих; по партийному составу — 222 коммуниста, 36 комсомольцев, 46 беспар­тийных; по национальному составу — 186 украинцев, 111 русских и 7 пред­ставителей других национальностей. Социальный, национальный, пар­тийный и демографический состав депутатов тщательно дозировался на этапе выдвижения кандидатур. Обращает на себя внимание исключитель­но высокая часть служащих (24,7%) и русских (36,5%) в составе депутатов. Это свидетельствовало о том, что партийно-государственная номенклатура занимала привилегированное положение в процессе определения депу­татского корпуса.

Текст избирательного бюллетеня во время выборов 1937—1938 гг. ли­цемерно отвечал железной практике выдвижения только одного канди­дата — от "блока коммунистов и беспартийных". В примечании на бюллетенях размещалась такая рекомендация: "оставьте фамилию одного кан­дидата, за которого вы голосуете, остальных вычеркните". Во время сво­бодных выборов голосующий обязан был определить свое отношение к одной из предложенных кандидатур в письменной форме, т. е. вычерки­ванием одного слова из альтернативной пары слов ("согласен — не согла­сен"). Организовывая выборы по сталинской Конституции, эту процеду­ру "упростили". В случае наличия в бюллетене только одной фамилии достаточно было без письменных пометок опустить его в урну. Считалось, что это и есть положительным решением избирателя. В обстановке реп­рессий почти не оказалось смельчаков, которые бы отважились зайти в кабину для голосования, чтобы вычеркнуть фамилию официально одоб­ренного единого кандидата от блока "коммунистов и беспартийных". Люди брали бюллетень и проходили мимо кабины под взглядами членов комиссии, которые внимательно следили за тем, чтобы в урну был опу­щен неиспорченный бюллетень.

Выборы в местные органы власти и управления были проведены на основе Положения о выборах в областные, районные, городские, сельские и поселковые советы депутатов трудящихся, которое было принято 27 июля 1939 г. Верховным Советом УССР.

Конституция УССР 1937 г. содержала статьи, которые гарантировали права человека и гражданские свободы. В частности, провозглашалась сво­бода печати и собраний, неприкосновенность личности, жилья и пере­писки, вводился принцип открытости судебных процессов, подтвержда­лись права обвиненных на защиту и др. Как уже отмечалось, в действи­тельности эти демократические нормы бездействовали, это была только ширма, которая прикрывала тоталитарный режим.

Следует отметить, что мировая общественность действительно была введена в заблуждение. Французский писатель Ромен Роллан назвал Кон­ституцию СССР «мечтой человечества». Никто в мире не знал, что эта мечта существовала только на бумаге.

Гражданское право. Ликвидация нэпа привела к существенным измене­ниям в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. Главными направлениями развития гражданского права были охрана социа­листической собственности и усовершенствование договорных отношений.

На укрепление плановых начал народного хозяйства было направлено постановление ЦИК и СНК СССР "О кредитной реформе" от 30 января 1930 г. Им отменялись вексельный оборот и коммерческое кредитование. Отныне расчеты между хозяйственными организациями проводились только через банк. Фактически это привело к ликвидации хозрасчета, хотя в официальных документах он упоминался еще довольно часто. Проведе­нию принципа плановости в работе транспорта способствовал Устав же­лезной дороги СССР, который был утвержден постановлением СНК СССР от 10 февраля 1935 г., и Воздушный кодекс СССР от 7 августа 1935 г. Характерным для этого периода было усиленное развитие договорных отношений. Постановления СНК СССР о заключениях договоров при­нимались ежегодно. Эти акты были важными источниками договорного права. Они определяли общие формы договорных связей и конкретное содержание договоров. Договоры, как правило, заключались в рамках плановых заданий, что позволяло конкретизировать плановые задания. Категорически были за­прещены односторонний отказ от выполнения договора и односторон­нее изменение его условий. Конкретизируются отдельные виды договоров. Так, во второй поло­вине 30-х годов основной формой договора поставки становятся прямые договоры, которые не устанавливали прав и обязанностей сторон. Этот недостаток был ликвидирован в 1937 г., когда обязательным стало опреде­ление основных условий поставки.

На усиление ответственности субъектов государственной и коопера­тивной собственности было направлено постановление ВУЦИК и СНК УССР "О сроках исковой давности" от 19 ноября 1934 г. Оно устанавливало единый полуторагодовой срок исковой давности в спорах между государ­ственными, кооперативными и общественными учреждениями, предпри­ятиями и организациями. Постановление предусматривало также специ­альные исковые сроки. Так, шестимесячный срок исковой давности уста­навливался по спорам о взысканиях штрафов, пени и неустойки, если эти споры подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизвод­ства. Сокращенный годовой срок исковой давности применялся в спо­рах, которые возникали из договоров перевозок.

Большое внимание уделялось также укреплению собственности коо­перативных объединений. Постановление ЦИК и СНК УССР от 21 авгус­та 1935 г. запрещало принудительное изъятие любого имущества коопера­тивных организаций. Регулирование гражданско-правовых отношений физических лиц также претерпело изменения. Поскольку всякая частно­хозяйственная деятельность была ликвидирована, то и связанные с ней имущественные права на основании ст. 1 ГК УССР законом больше не охранялись.

Семейное право. В 30-е годы в связи с ликвидацией детской беспризор­ности принимается ряд актов об усилении заботы государственных орга­нов о детях и повышении ответственности родителей за их воспитание. Кодекс законов о семье, опеке, браке и актах гражданского состояния УССР 1924 г. был дополнен ст. 16-1, которая предусматривала отбирание у роди­телей детей и передачу их в детские дома при отсутствии надлежащего надзора за ними. Ст. 16 Кодекса была дополнена частью второй, где ука­зывалось, что при отсутствии надзора со стороны родителей за их детьми органы Наркомата образования и милиции обязаны сообщать об этом общественным организациям по месту работы родителей.

Важным законодательным актом в области семейного права стало по­становление ЦИК и СНК СССР "Озапрещении абортов, увеличении мате­риальной помощи роженицам, установлении государственной помощи много­детным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и о некоторых измене­ниях в законодательстве о разводах" от 27 июня 1936 г., которым запреща­лись аборты, устанавливалась материальная помощь многодетным, уси­ливалась уголовная ответственность за неуплату алиментов.

Во исполнение этого постановления ЦИК и СНК УССР 4 августа 1936 г. приняли постановление, которое вносило изменения и дополнения в Кодекс законов о семье, опеке, браке и актах гражданского состояния УССР. Так, в ст. 31 Кодекса были внесены изменения об уплате алимен­тов. На одного ребенка взималась четвертая часть заработной платы (зара­ботка) ответчика, на удержание двух детей — треть, трех и более — 50% заработной платы ответчика.

Постановлением были внесены изменения в законодательство о раз­воде. Запись о разводе осуществлялась только после вызова супругов в ЗАГС и оплаты за регистрацию развода денежной суммы, размер которой был значительно увеличен. Обязательным стало внесение информации о разводе в паспорта супружеской пары.

Трудовое право. Постановление ВУЦИК и СНК УССР от 25 февраля 1931 г. внесло ряд изменений и дополнений в Кодекс законов о труде УССР 1922 г. Был завершен процесс перевода работников промышленности и транспорта на 7-часовой рабочий день; Большинство предприятий и учре­ждений было переведено на беспрерывную рабочую неделю, а рабочие и служащие получали день отдыха по очереди в разные дни недели. Заработ­ная плата выплачивалась в зависимости от профессиональной квалифи­кации работника, по твердым фиксированным ставкам или по тарифным сеткам, разработанным для каждой отрасли промышленности. Основными формами оплаты труда были сдельная, почасовая и премиальная. Для укрепления трудовой дисциплины рабочих и служащих были приняты су­ровые меры. По постановлению ВУЦИК и СНК УССР от 22 ноября 1932 г. неявка на работу без уважительной причины, хотя бы в течение одного дня, влекла за собой увольнение с работы с лишением права пользоваться квартирой, предоставленной в доме данного предприятия или учрежде­ния. В отдельных отраслях народного хозяйства СССР были приняты ус­тавы о дисциплине: на железнодорожном транспорте (1933), в органах юстиции (1933), на водном транспорте (1934), в органах связи (1935).

В Украине 11 сентября 1935 г. СНК УССР утвердил Устав о дисциплине рабочих и служащих коммунальных электростанций и электросетей УССР.

В1938 г. постановлением СНК СССР введены единые трудовые книж­ки, в которых фиксировалась вся трудовая деятельность работника. С це­лью морального стимулирования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 г. вводится звание Героя Социалистического Тру­да, а также медали "За трудовую доблесть" и "За трудовое отличие".

Колхозное и земельное право. Проведение коллективизации внесло су­щественные изменения в колхозное и земельное право.

1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О мерах по укреплению социалистической перестройки сельского хозяйства в рай­онах сплошной коллективизации и борьбе с кулачеством", которым была запрещена аренда земли и использование наемного труда в сельском хо­зяйстве, а также введена конфискация у кулаков средств производства. 5 апреля 1930 г. ВУЦИК и СНК УССР утвердили постановление "О запре­те арендовать землю и применять наемный труд в единоличных хозяй­ствах в районах сплошной коллективизации". Аренда земли в этих райо­нах не допускалась. Областные исполкомы получили право конфисковы­вать имущество кулаков и высылать их за пределы районов и округов.

Большое внимание уделялось созданию машинно-тракторных стан­ций (МТС). Наличие государственных МТС было средством экономичес­кого контроля над колхозами, подобно тому как партийный аппарат, ГПУ и комнезамы представляли собой средство политического давления. Ко­личество МТС возрастало очень быстро. Начиная с октября 1930 г. и до конца 1932 г. в Украине каждые два дня появлялась новая МТС. В конце 1932 г. было создано 592 МТС. Они играли ведущую роль в колхозном стро­ительстве, особенно после создания политотделов МТС.

Проведение сплошной коллективизации нуждалось в обеспечении правового регулирования деятельности колхозов. 1 марта 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли Примерный устав сельскохозяйственной артели. Он определял, прежде всего, порядок принятия в члены артели. Запре­щалось вступление в колхозы кулаков и других лиц, лишенных избира­тельных прав. Уничтожались все межевые знаки, создавался единый зе­мельный фонд Колхоза, который ни при каких обстоятельствах не мог уменьшаться. Устав устанавливал бессрочное пользование колхозов зем­лей. От крестьян, которые вступали в колхоз, требовалось обобществле­ние принадлежащих им средств производства. В личной собственности колхозного двора разрешалось иметь одну корову, некоторое количество мелкого скота и птицы. Приусадебные участки оставались в пользова­нии колхозного двора.

Положения Примерного устава развивали Временные правила трудо­вого распорядка в колхозах, утвержденные совместным постановлением СНК УССР и ЦК КП(б)У 8 апреля 1933 г. Этот акт предусматривал дис­циплинарную ответственность колхозников за невыход на работу без ува­жительных причин.

Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников, который состоял­ся 11 февраля 1935 г., одобрил новый Примерный устав сельскохозяйствен­ной артели. Он был утвержден совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 г. Хотя Устав принимался как примерный, большинство его норм было обязательным для всех колхозников. В Уставе 1935 г. были определены минимальные и максимальные разме­ры приусадебных участков для всего СССР, а также указывалось количе­ство скота, которое может иметь в личной собственности колхозный двор.

22 мая 1935 г. СНК УССР и ЦК КП(б)У приняли постановление, кото­рое определяло порядок принятия колхозами устава сельскохозяйствен­ной артели, а также устанавливало размеры приусадебных участков в каж­дой из областей Украины и количество голов скота, которое мог иметь колхозный двор. Однако приусадебное хозяйство не вписывалось в теорию социалис­тического коллективного сельского производства. 28 мая 1939 г. было при­нято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мерах по охране обще­ственных земель колхозов от разбазаривания". В нем приусадебное хозяй­ство объявлялось злом, которое отвлекало колхозника от работы в колхозе. Требовалось немедленно провести обмер приусадебных участков и ото­брать все излишки земли. Для каждого колхозника постановление устанав­ливало обязательный минимум трудодней (60—100 в год). Фактически это было введением государственной панщины. Тот, кто не выполнял этот минимум, выбывал из колхоза и терял право на приусадебный участок.

Уголовное право. Для развития уголовного права 30-х годов характерным было ужесточение мер наказания. Именно в эти годы в сфере уголовного и уголовно-процессуального права произошли серьезные деформации, кото­рые полностью разрушили гарантии прав личности в уголовном судопро­изводстве. В этом ракурсе прежде всего необходимо назвать постановление ЦИК и СНК СССР "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) соб­ственности" vr 1 августа 1932 г., которое вошло в историю уголовного зако­нодательства как Закон от 7 августа 1932 г. Оно было принято по инициати­ве Сталина. Юридическая печать того времени, называя этот закон истори­ческим, цитировала слова Л. Кагановича о том, что "такие законы живут десятки и сотни лет". Закон от 7 августа 1932 г. считал любого преступника, который посягал на общественную собственность, врагом народа, а борьбу с такими преступлениями объявлял обязанностью каждого гражданина. В соответствии с этим законодательным актом разворовывание социалисти­ческой (государственной и колхозно-кооперативной) собственности нака­зывалось расстрелом, а при смягчающих обстоятельствах—лишением сво­боды на срок не менее 10 лет с конфискацией всего имущества. К таким преступникам не могла применяться амнистия. За горсть зерна, принесен­ного с поля голодающей семье, колхозник получал срок. В ряде районов Украины дело дошло до того, что Закон от 7 августа 1932 г. применялся даже в случаях срезания колосков единоличниками на собственном поле. В на­роде этот драконовской акт окрестили "законом о пяти колосках".

367 Широкая практика применения этого закона повлекла за собой резкий рост числа заключенных. Только за неполные пять месяцев после его при­нятия было осуждено 54 645 чел., из них 2110 — к высшей мере наказания.

Закон от 7 августа 1932 г. устанавливал уголовную ответственность не только за разворовывание социалистической собственности, но и за ан­тиколхозную агитацию, насилие и угрозу насилия по отношению к кол­хозникам. Мера наказания — лишение свободы сроком от 5 до 10 лет.

Ряд нормативных актов был направлен на борьбу с хозяйственными преступлениями, частнохозяйственной деятельностью и спекуляцией. Так, постановлением ВУЦИК и СНК УССР от 14 февраля 1930 г. в УК УССР была внесена ст. 153-3, которая устанавливала уголовную ответственность за массовый или систематический выпуск промышленными предприя­тиями недоброкачественных изделий. Постановлением ВУЦИК и СНК УССР от 25 декабря 1932 г. вносились изменения в ст. 127 УК УССР, кото­рая предусматривала наказание за спекуляцию. В новой редакции этой статьи спекуляция наказывалась лишением свободы на срок не менее пяти лет с конфискацией всего или части имущества.

25 июля 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Одополне­нии уголовных кодексов союзных республик статьей об ответственности за обворовывание потребителя и обман Советского государства". В соответ­ствующем постановлении ВУЦИК и СНК УССР от 23 августа 1934 г. ука­зывалось, что обвес и обмер покупателей наказывается лишением свобо­ды сроком до 10 лет.

"Охота на ведьм", которая началась в 30-е годы, требовала создания соответствующих нормативных актов. 8 июня 1934 г. было принято поста­новление ЦИК СССР "Обуголовном наказании за измену Родине", Поста­новление содержало широкий перечень деяний, которые охватывались этим составом преступления. К ним относились шпионаж, разглашение военной или государственной тайны, переход на сторону врага, побег или перелет за границу. За эти преступления была установлена высшая мера наказания — расстрел с конфискацией всего имущества, а при смягчаю­щих обстоятельствах—лишение свободы сроком до 10 лет с конфискаци­ей имущества.

Квалифицированным видом измены признавалась измена, осуществ­ленная военнослужащим. Недонесение со стороны военнослужащего о подготовке или осуществлении измены наказывалось лишением свободы сроком до 10 лет. В случае побега военнослужащего за границу члены его семьи, которые знали о побеге, за недонесение наказывались лишением свободы сроком от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Другие совер­шеннолетние члены семьи предателя лишались избирательных прав и высылались в отдаленные районы Сибири на пять лет, что грубо наруша­ло один из основных принципов уголовного права об ответственности и наказании только за совершение преступления. На основании союзного постановления от 8 июня 1934 п ВУЦИК и СНК УССР 20 июля 1934 г. приняли постановление о дополнении УК УССР рядом статей об измене Родине. Это постановление было полностью вклю­чено в УК УССР.

Постановление ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. увеличило срок нака­зания за особо опасные государственные преступления с 10 до 25 лет. Уго­ловное законодательство устанавливает ответственность за посягательство на обороноспособность страны, незаконный выпуск ценных бумаг, пере­плавку государственной разменной монеты, подделку паспортов, нару­шение правил паспортной системы.

Date: 2015-08-24; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию