Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие выводы 5 page





Кодекс определял также роль и задачи прокуратуры в выполнении над­зора за законностью от задержания подозреваемого до вынесения судеб­ного постановления. В делах, в которых принимал участие прокурор, обя­зательным было участие защитника.

Согласно УПК УССР 1922 г. Государственное политическое управле­ние являлось только органом дознания. Постановление ВУЦИК от 20 мар­та 1923 г. официально приравнивало дознание, которое проводило ГПУ, к предварительному следствию.

31 октября 1924 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, а 23 октября 1925 г. — "Положение о судоустрой­стве УССР".

Принятие этих актов вызвало необходимость разработки нового уго­ловно-процессуального кодекса. Он был утвержден 20 июля 1927 г, Содержание нового УПК отражало тенденцию усиления силового давления го­сударства на общество. Так, он значительно расширил права органов дозна­ния, передав им часть функций, которые ранее принадлежали только след­ственным органам. Было сужено право на защиту — его ликвидировали на стадиях предварительного следствия и дознания. Защитник имел право вступить в процесс только на стадии судебного разбирательства. Как и в средние века, царицей доказательств стало собственное признание в со­вершении преступления. В соответствии с УПК УССР значительный круг дел подлежал рассмотрению чрезвычайными судами и ревтрибуналами.

Демократические принципы судопроизводства по уголовным делам были идентичными и для гражданского судопроизводства, разве что только нарушались в меньшей мере. Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) УССР был принят 30 июля 1924 г. ГПК УССР отражал тенденцию расши­рения вмешательства государства в дела граждан. По Кодексу суд не удов­летворяется приведенными доказательствами, а использует все способы для выяснения обстоятельств дела.

ГПК детально регулировал вопросы представительства в суде, подсуд­ности дел, судебных расходов, штрафов, процессуальных сроков, вызова в суд, судебных следствий, обжалования и пересмотра судебных решений и их выполнения. Развитие гражданского оборота, изменения в администра­тивно-территориальном делении республики обусловили необходимость принятия нового гражданско-процессуального кодекса. Он был утвержден ВУЦИК и СНК УССР 11 сентября 1929 г. В ГПК появились новые статьи, которые регламентировали дела о несостоятельности физических и юри­дических лиц. ГПК устанавливал порядок определения лиц или организа­ций несостоятельными, определял подсудность и порядок рассмотрения по делам о несостоятельности, последствия несостоятельности, условия назначения ликвидаторов имущества лиц или организаций, признанных несостоятельными, порядок раздел а ликвидационного имущества. С целью охраны публичного интереса или "интимной жизни стороны" ГПК пре­дусматривал слушание некоторых дел в закрытых заседаниях.

Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кас­сационный порядок пересмотра судебных решений.

Исправительно-трудовое право. Исправительно-трудовой кодекс УССР был принят 23 октября 1925 г. Впервые в истории человечества задачей исправительно-трудового права стало перевоспитание преступников при помощи труда. Исправительно-трудовой кодекс регламентировал систе­му исправительно-трудовых учреждений, режим содержания, примене­ние принудительных работ без содержания под стражей. Кодекс состоял из 22 разделов. Система исправительно-трудовых учреждений устанавли­валась пятым разделом. В нее входили: дома предварительного заключе­ния, дома принудительных работ, переходные трудовые дома, трудовые колонии, учреждения для больных заключенных, трудовые реформато­ра"* рий для несовершеннолетних нарушителей, изоляторы специального на­значения. Специальный раздел определял правила содержания в рефор­маториях несовершеннолетних, главным из которых было "воспитать из них активных и сознательных граждан" (ст. 198). Другие разделы Кодекса определяли порядок принятия заключенных в исправительно-трудовые учреждения, классификацию заключенных, режим содержания, меры дис­циплинарного влияния на заключенных. Указывая на режим содержания, в Кодексе подчеркивалось, что он не может быть направлен на причине­ние физических страданий, вреда здоровью или на унижение человечес­кого достоинства заключенных. Однако уже тот факт, что Кодекс указы­вал на необходимость учитывать разницу между заключенными из среды трудящихся и заключенных из нетрудящихся, свидетельствовал, о том, что на практике все происходило наоборот.


Кодекс законов о народном образовании УССР. Образование большевист­ская партия считала "орудием коммунистической перестройки общества". Поэтому особое внимание уделялось воспитанию и образованию подрас­тающего поколения и всех трудящихся.

22 ноября 1922 г. принимается Кодекс законов о народном образовании УССР. Подобного Кодекса в РСФСР на то время не существовало, и в ос­нову этого Кодекса были положены законодательные акты РСФСР 1918г. о единой трудовой школе, ряд других постановлений правительства РСФСР по вопросам народного образования. В данном случае можно го­ворить о частичной рецепции.

Кодекс закрепил систему образования и воспитания, ее организаци­онные формы, определил задание, методы и перспективы деятельности в этом направлении.

Кодекс законов о народном образовании УССР состоял из четырех книг:

1. Организация управления и снабжение в народном образовании;

2. Социальное воспитание детей;

3. Профессиональное и специально-научное образование;

4. Политическое образование и воспитание взрослых. Всего в Кодексе было 767 статей (параграфов).

Основой построения воспитательных и культурно-просветительских учреждений Кодекс считал: а) трудовой процесс как основу воспитания и знания; б) разнообразие жизненных потребностей как цель воспитатель­ного процесса; в) практику, которая направлена не только на объяснение мира, но и на его изменение (парагр. 5). Кодекс провозгласил право всех граждан на свободный доступ к знаниям, науке и искусству во всех куль­турно-просветительских учреждениях государства (парагр. 7). Социаль­ное воспитание детей и профессиональное образование подростков и мо­лодежи до 17 лет включительно объявлялись общими, обязательными, бес­платными и совместными для обоих полов (парагр. 17). Однако до полного проведения всеобщего, обязательного воспитания и обучения устанав­ливалось, что в культурно-просветительские учреждения в первую очередь принимаются пролетарии и незаможники (парагр. 18). Учебно-воспита­тельные учреждения УССР должны быть трудовыми коллективами, кото­рые бы объединяли воспитание и обучение с производительным трудом (парагр. 33).

Кодекс законов о труде УССР 1922 г. сыграл важную роль в формиро­вании культурно-просветительских учреждений, подготовке необходимых условий для проведения так называемой культурной революции. В сере­дине 30-х годов применение Кодекса прекратилось, хотя формально он и не был отменен.

Административное право. Огромное количество несистематизирован­ных нормативных актов в отрасли административного права осложняло работу высших и местных органов власти и управления. В августе 1924 г. был подготовлен первый проект Административного кодекса УССР. Одна­ко процедура согласования и редактирования кодекса затянулась, и он был принят только 12 октября 1927 г. Административный кодекс состоял из 15 разделов, в которые входило 528 статей. Круг вопросов, которые регули­ровались Кодексом, можно разделить на такие основные группы:

— взаимоотношения органов государственного управления (раздел 2);

— отношенияорганов государственного управления с гражданами (раз­делы 3,4,13, 14);

— отношения граждан с органами государственного управления (раз­делы 5—11, 16).


Кодекс регламентировал следующие основные сферы административ­ного регулирования: административные акты (раздел 2); мероприятия административного влияния (разделы 3 и 4); трудовая повинность, пре­дупреждение стихийных бедствий и борьба с ними (раздел 5); охрана об­щественного порядка (раздел 6); порядок получения и утраты граждан­ства (раздел 7); регистрация и учет движения населения (раздел 8); орга­низация и деятельность обществ, союзов, клубов, съездов, собраний (раз­дел 9); правила о культах (раздел 10); правила о публичных зрелищах и развлечениях (раздел 11); надзор административных органов в промыш­ленности (раздел 13); надзор административных органов за торговлей (раз­дел 14); порядок обжалования действий административных органов (раз­дел 15).

Следует подчеркнуть, что Административный кодекс УССР был пер­вой попыткой кодификации административного права не только в УССР, но и в СССР О том, что кодификация была удачной, свидетельствует тот факт, что он был переиздан в 1956 г. В этом издании были изъяты отме­ненные нормы, а устаревшие термины заменены новыми.

Общие выводы

Настойчивые попытки большевиков в 1918—1920гг. построить бесто­варную централизованную экономику закончились провалом. Новая эконо­мическая политика спасла советскую власть не только от экономического, но и от политического банкротства. Однако эта политика не была после­довательной. Комплекс мер, который объединялся понятием "новая эконо­мическая политика ", не нес в себе механизмов, способных объединить эко­номические интересы города и села. Нэп мог положительно повлиять на развитие сельского хозяйства, но не мог обеспечить материальную базу для технической реконструкции промышленности. Будучи оторванной отрын-ка национализированная промышленность не могла работать эффективно. Хозяйственный расчет не смог конкурировать со свободным развитием в условиях рынка. Приход к руководству партией и государством И. Стали­на привел к окончательному формированию командно-административной системы управления, сворачиванию нэпа и демократических элементов в го­сударственно-правовой жизни. Курс на индустриализацию поставил ста­линский режим перед выбором: или приватизировать промышленность, от­казываясь от вмешательства государства в экономику, или провести ого­сударствление сельского хозяйства путем коллективизации. Руководители большевистской партии стояли за сохранение ее диктатуры в экономичес­кой и политической жизни. Постепенно партийная власть полностью сра­щивается с государственной, что было главным элементом тоталитарно-горежима.

Надежды Украины на определенную долю государственной самостоя­тельности были полностью похоронены созданием Союза ССР, который из "добровольного союза республик " вскоре превратился в жестко централи­зованное государство. Через ограничения до полной ликвидации государствен­ного суверенитета — таким был политический путь Украины в 20-е годы.


Не менее противоречивым было и развитие права в Украине. Более или менее демократические принципы кодификации права начала 20-х годов не удовлетворяли центристские запросы командно-административной систе­мы. Законодательство Украины очень быстро интегрировалось в общесо­юзное. Неограниченная диктатура большевистской партии стала нормой государственно-правового развития Украины.

Рекомендованная литература

1. Бабій Б.М. Українська радянська держава в період відбудови народ­ного господарства (1921—1925рр.). — К., 1961.

2. Голод 1921—1923 років в Україні: 36. документів і матеріалів. — К., 1996.

3. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Ба­бий. - К., 1976.

4. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й. Рогожина. К., 1996.-Ч. 2.

5. Історія України. Нове бачення: У 2 т. — К., 1996. — Т. 2.

6. Образование Союза Советских Социалистических Республик. — М., 1972.

7. Рибалка І.К.,Довгопол Б.М. Історія Української РСР. Епоха соціаліз­му - К., 1982.

8. СлюсаренкоА.Г., ТоменкоМ.В. Історія української конституції. — К., 1993.

9. Усенко И.Б. Первая кодификация законодательства Украинской ССР.-К., 1989. Глава 15


 

 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (1929-1938 гг.)

• Общий исторический обзор.

• Государственный строй.

• Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудеб­ных репрессивных органов.

• Правовая система.

• Государственность и право в западноукраинских землях.

• Общие выводы.

15.1. Общий исторический обзор

30-е годы XX в. породили наиболее жестокие режимы за всю историю существования человечества — фашистский и коммунистический. При этих режимах погибли десятки миллионов людей.

В конце 20-х годов ничто не предвещало трагедии. Новая экономичес­кая политика восстановила промышленность, сельское хозяйство, под­няла уровень жизни народа. Однако дальнейшее существование нэпа не отвечало планам большевистской партии на централизацию власти. В 1929 г. партийно-государственное руководство СССР отказалось от нэпа и приступило к новой попытке создания коммунистической системы про­изводства и распределения общественного продукта. Поворот в экономи­ческой политике характеризовался введением принудительной продраз­верстки, запретом свободной торговли, внедрением карточной системы, инфляционным выпуском бумажных денег, экспроприацией зажиточных крестьянских хозяйств, принудительной политикой создания коллектив­ных крестьянских хозяйств.

5 декабря 1929 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О реорганизации управления промышленностью", которое стало фундаментом экономи­ки командного типа. Основным звеном управления провозглашались предприятия. Но они не получили той самостоятельности, которую име­ли тресты в годы нэпа. Авантюристическая индустриализация привела к падению жизненного уровня народа. Введение карточной системы не по­зволяло использовать заработанные деньги на приобретение товаров более гарантированного карточками минимума. Фактически были ликви­дированы материальные стимулы роста продуктивности труда.

Индустриализация привела к структурным изменениям в обществен­ном строе Украины. Если в 1929 г. рабочий класс Украины составлял 690 тыс., то в конце 1932 г. — 1275 тыс. чел. В конце 1932 г. в СССР впервые в его истории только для населения городов и новостроек были введены паспорта. Больше половины всего прироста рабочих обеспечило село, что не было случайностью. Ведь теоретическая диктатура рабочего класса была основой партийной диктатуры на практике. Крестьянин-владелец был большинством народа, от имени которого собственностью народа распо­ряжался партийно-государственный аппарат. Пока крестьянин сам решал, что ему сеять и что продавать на рынке, не он зависел от государства, а государство зависело от него. Вот почему был провозглашен курс на кол­лективизацию сельского хозяйства.

Идейным принципом создания колхозов был старый народный тезис о крестьянской общине как основе построения социализма в России. Го­сударство предпочитало иметь дело не с единоличным владельцем, а с послушной территориальной единицей, во главе которой стояли бы вер­ные партии лица. В действительности организация коллективного хозяй­ствования была возвратом к феодально-крепостнической системе, в ко­торой коллективным крепостным выступало государство. Кроме того, коллективизация преследовала еще одну политическую цель — уничто­жение любых проявлений воли крестьянства. Большевистские руководи­тели хорошо знали историю и помнили, что начиная с XVI в. украинское крестьянство было основой возрождения национального сознания, дви­жущей силой всех народных выступлений. Поэтому кампания коллекти­визации в Украине проходила с особой жестокостью. Понятно, что наи­большее сопротивление коллективизации оказывали зажиточные кресть­яне, поскольку им было что терять. 27 декабря 1929 г. И. Сталин выступил с речью, в которой поставил задание ликвидации кулачества как класса. В течение нескольких лет усилия сталинского режима были направлены на экономическое и физическое уничтожение зажиточных крестьян. В по­становлении ЦК ВКП(б) "О мерах в деле ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" от 30 января 1930 г. раскулаченные кре­стьяне подразделялись на три категории. К первой относились участники и организаторы антисоветских выступлений и террористических актов, которых необходимо было изолировать в тюрьмах или концлагерях. Во вторую категорию попадали те, кто не хотел вступать в колхозы, осуще­ствлял, как было сказано в постановлении, "менее активное сопротивле­ние". Их вместе с семьями высылали в отдаленные северные районы СССР. В третьей категории оказались все другие зажиточные крестьяне, даже те, кто не оказывал никакого сопротивления. Их вместе с семьями поселяли за пределами коллективных хозяйств. По состоянию на 10 марта 1930 г. в Украине было раскулачено 61 887 хозяйств, что составляло 2,5% от их об­щего количества. В этих условиях партийное руководство считало, что появились возможности для завершения коллективизации. У крестьян начали отбирать коров, мелкий скот и даже птицу. Крестьяне стали на за­щиту своего имущества и начали оказывать бешеное сопротивление. Ста­лин решил, что необходимо уступить, и всю ответственность за "переги­бы в коллективизации" возложил на местную власть. Было объявлено, что коллективизация является добровольным делом. Крестьяне воспользова­лись этим, и уже к осени 1930 г: из колхозов вышла приблизительно поло­вина крестьянских хозяйств. В ответ на это режим вводит такие налоги для единоличников, что крестьяне вынуждены были снова возвращаться в колхозы.

К концу 1932 г. в Украине было коллективизировано около 70% крес­тьянских хозяйств, что охватывало более 80% посевных площадей. Кол­хозники получили право иметь приусадебный участок, а за это колхозы должны были исправно поставлять государству сельскохозяйственную продукцию. Фактически с колхозов взималась продразверстка. В 1932 г., когда был начат последний этап коллективизации, план хлебосдачи для Украины был дополнительно увеличен на 44%. У крестьян отобрали даже посевное зерно, что привело к повальному голоду. Он не был случайным. Голод как орудие политического террора был апробирован большевист­ской партией в 1921—1923 гг. Террор голодом, как и кампания раскулачи­вания, был "воспитательной" мерой. Начиная с весны 1933 г. смертность от голода становится массовой. Голодомор в Украине 1932—1933 гг., по приблизительным подсчетам, забрал жизнь 7—9 млн чел. Украинское кре­стьянство было подвергнуто геноциду голодом за то, что было носителем и основой возрождения украинской нации, национального сознания. Необъявленная война против крестьянства по замыслам кремлевских па­лачей должна была ликвидировать основу украинского национального возрождения. Следующим этапом геноцида сталинского режима против украинского народа стали репрессии и физическая ликвидация украин­ской интеллигенции — генофонда украинской нации.

Одними из первых "полетели головы" представителей украинских ком­мунистов, которые в годы революции боролись против независимого Украинского государства за победу социалистической революции. Ее чле­нов начали повсюду отстранять от руководства и заменять русскими, ев­реями, поляками и др. Более 15 тыс. украинских руководителей разного уровня было обвинено в фашизме, национализме, троцкизме, шпиона­же. За 1933—1934 гг. компартия Украины утратила до 100 тыс. своих членов.

С конца 20-х годов развернулась серия фальсифицированных полити­ческих процессов, в которых уничтожалась украинская элита. Одним из первых был процесс против СОУ — Союза освобождения Украины. К нему был отнесен ряд ведущих деятелей украинского освободительного движения, которые обвинялись в принадлежности к тайной националистичес­кой организации. 45 арестованных деятелей после жестоких пыток вы­нуждены были признать себя виновными.

В 1931 г. прошел процесс против Украинского национального центра. 50 выдающихся участников освободительного движения и деятелей культу­ры были репрессированы. В 1933 г. гремело громкое дело о националисти­ческом уклоне Н. Скрыпника, а далее дело так называемой Украинской военной организации, по которому проходили как обвиняемые извест­ные ученые, академики В. Яворский, С. Рудницкий, В. Юринец, профес­сор М. Волобуев, театральные деятели Лесь Курбас, С. Каргальский, ряд украинских писателей.

По данным современных украинских исследователей, эти процессы продолжались до 1941 г. За 10 лет в Украине было "изобличено" 100 раз­ных "националистических" организаций и групп. Только за 1936—1938 гг. было репрессировано более 800 тыс. чел., среди них 240 писателей (28 из них расстреляны за три дня — 13—15 декабря 1934 г.). Только в 1933 г. из школ было "вычищено" 24 тыс. учителей.

Была разгромлена Всеукраинская Академия Наук, ее члены репресси­рованы, а историческая секция, возглавляемая М. Грушевским, который поверил в гуманность нового социалистического строя и возвратился из краткосрочной эмиграции, закрыта. Сам М. Грушевский был выслан в Рос­сию, где и умер после "операции фурункула".

Существенную часть духовной культуры народа составляла религиоз­ная жизнь. Государственная партия поставила перед собой цель контро­лировать или совсем уничтожить религиозные учреждения — единый эле­мент дореволюционных организационных структур общества, который со­хранился. Речь шла о том, чтобы воспитать новое поколение советских людей с атеистическим сознанием.

Первый удар по церкви был нанесен при жизни Ленина. Тогда власть отобрала у нее не только земли и другую собственность во время всеоб­щей национализации средств производства, но и, воспользовавшись го­лодом 1921 г., — предметы культа, изготовленные из драгоценных метал­лов или отделанные драгоценными камнями. Однако формально церковь была поставлена тогда в равные условия с государством, от которой она отделялась. В Конституции УССР 1919 г. за всеми гражданами признава­лось право пропаганды религиозных или антирелигиозных учений.

С началом сталинского коммунистического штурма наступление на церковь вступило в новую фазу. В апреле 1929 г. были запрещены все виды деятельности религиозных учреждений, кроме богослужения. Через ме­сяц, когда принималась новая Конституция УССР, этот запрет превратился в конституционную норму, сформулированную в такой замаскированной форме: "свобода религиозных верований и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами".

Началось массовое уничтожение материальной основы религиозных общин. В помещениях храмов устраивались сельсоветы, школы, клубы, гаражи, склады и др. В 1930 г. была поставлена вне закона Украинская ав­токефальная православная церковь (УАТЩ). За период с 1928 по 1938 г. 13 архиепископов и епископов УАПЦ из 15 погибли в концлагерях, тюрь­мах и психиатрических больницах.

Волна репрессий ударила по достижениям украинского национального строительства относительно национальных меньшинств, которых насчи­тывалось до 20% от всего населения Украины. Впервые в мировой прак­тике они получили в тогдашнем Украинском государстве правовую базу для решения своих социальных и культурных проблем. К концу 20-х го­дов в Украине для этого было создано 25 национальных районов, 111 по­селковых и более 1000 сельских советов, в которых жили немцы, болгары, евреи, поляки, молдаване, армяне, белорусы.

Для национальных меньшинств в Украине была создана широкая сеть высших и средних учебных заведений. На то время существовало 9 нацио­нальных факультетов в институтах, 8 педагогических техникумов, 19 индус­триальных, 18 сельскохозяйственных институтов и т. д. В Украине дей­ствовало 600 национальных библиотек, около 100 клубов, 350 домов куль­туры, 300 читален, 7 еврейских театров, а также польский и греческий теат­ры. На языках национальных меньшинств издавалось около 500 газет и 100 журналов, существовало государственное издательство для печатания книг на языках народов, проживающих в Украине. В системе Академии наук работали Институт еврейской и Институт польской культуры.

Против такого возрождения по решению высших органов коммунис­тической партии начинается сокрушительное наступление тоталитарно­го режима. К концу 30-х годов вследствие репрессий против националь­ной интеллигенции и закрытия учебных заведений приостановилось на­циональное возрождение разных национальных групп населения Украи­ны. Представители национальной интеллигенции были объявлены "клас­совыми врагами", "антисоветскими элементами". Большевистская партия и ее высшие органы издали ряд постановлений, в которых национальные учебные заведения обвинялись в антисоветской деятельности и подлежа­ли ликвидации.

В 1937 г. был разгромлен Одесский немецкий педагогический инсти­тут, около 33 000 студентов и их родственников были арестованы как вра­ги народа. Были разогнаны национальные заведения болгарского и мол­давского меньшинств в Одессе. Большевистский лидер С. Косиор гордо докладывал: "Мы провели полный разгром наших культурных учрежде­ний, в которых засели националисты".

В 1938 г. большинство национальных школ было реорганизовано в рос­сийские. Закрыты кабинеты нацменьшинств, театры, музеи, библиоте­ки, издательства, журналы и газеты, Институт еврейской и Институт польской культуры. Решением ЦК ВКП(б) от 16 февраля 1939 г. были лик­видированы национальные административные образования и государ­ственные институты для возрождения национальных меньшинств. Однако терпение народа имело свои пределы, и сталинский режим понимал это. Ряд провалов в планировании развития промышленности и сельского хозяйства вынудил большевистских лидеров принять принци­пиальное решение о прекращении построения экономического строя, ли­шенного товарно-денежных отношений. Стабилизация производства в промышленности была достигнута приблизительно за два года. Это по­зволило обратить внимание на материальное положение народа. В 1935 г. решили отменить "потолок" в заработках, легализовать продовольствен­ный рынок, ликвидировать карточную систему.

Индустриализация привела к существенным изменениям в структуре народного хозяйства Украины. В частности, изменилось соотношение между промышленным и сельскохозяйственным производством.

В процессе индустриализации Украина опередила по уровню разви­тия ряд западноевропейских стран. Она заняла второе место в Европе (пос­ле Германии) по выплавке чугуна, четвертое место в мире по добыче угля. Из аграрной страны Украина превратилась в промышленно-аграрную. Однако не следует забывать, что эти достижения были не заслугой руко­водства большевистской партии, а ценой за геноцид украинского народа.

К концу 1934 г. был преодолен кризис колхозного строя. В середине 1937 г. в Украине существовало 27 347 колхозов, которые объединяли 3757 тыс. крестьянских дворов (96% наличного количества). Сплошная коллективизация стала фактом. Лишенные земли и способов производ­ства (МТС находились в государственном подчинении), принудительно объединенные в колхозы или совхозы, на всю жизнь привязанные к одно­му месту беспаспортным статусом, крестьяне обязаны были выполнять "панщину" в пользу государства. Под "панщиной" теперь понимался "обязательный минимум трудодней".

Покончив с крестьянством, Сталин пошел в последнее наступление на политических противников, что открывало ему прямой путь к Олимпу неограниченной власти.

В феврале—марте 1937 г. началась новая волна массовых репрессий. И. Сталин заявил, что страна находится в опасном положении из-за ко­варных действий саботажников, шпионов и диверсантов. 31 июля 1937 г. ЦК ВКП(б) утвердил приказ Н. Ежова местным органам НКВД, согласно которому за четыре месяца нужно было репрессировать 268 950 мужчин, из них немедленно уничтожить 75 950. Репрессии осуществлялись внесу­дебными тройками в составе первого секретаря обкома, начальника обла­стного управления НКВД и прокурора области. И почти сразу же местная власть стала закидывать центр просьбами увеличить разнарядку, что спус­калась на область, особенно по первой категории, которая предусматривала расстрел. Репрессировались не только руководящие лица, но и рядо­вые рабочие, колхозники, интеллигенты. Общество все глубже опускалось в пропасть страха, отчаяния, моральной деградации. Арестованных под­вергали пыткам. Не выдерживая физических мук, они давали свидетель­ства и на себя, и на своих знакомых. Так обеспечивались очередные аресты.

После отстранения от руководства П. Постышева в Украину в 1937 г. прибыли три личных представителя Сталина — В. Молотов, Н. Ежов и Н. Хрущев, Резко усилились репрессии. С сентября 1937 г. наряду с "трой­ками" появились и "двойки" (участие первых секретарей обкомов партии в работе этих карательных органов было уже не обязательным).

В 1937 г. были арестованы и казнены 17 членов украинского прави­тельства. Председатель Совнаркома УССР П. Любченко покончил жизнь самоубийством. Немного позже был расстрелян X. Раковский, который был председателем СНК Украины в 1919—1923 гг. Преданное служение Сталину не спасло от репрессий партийно-государственное руководство Украины. Из 62 членов ЦК КП(б)У, избранного XIII съездом республи­канской партийной организации в июне 1937 г., были обвинены во враж­дебной деятельности 55 человек. Из 11 членов политбюро погибли 10, из 5 кандидатов в члены политбюро — 4. Были репрессированы все 9 членов оргбюро ЦК КП(б)У, включая С. Косиора.

Заканчивались 30-е годы XX в. В сознании украинцев этот период ос­тался как период Расстрелянного Возрождения. Ни одна страна мира не испытала такого сокрушительного удара по национальному этносу. Все это привело к политическому и культурному упадку украинской нации.

. Государственный строй

В 30-е годы в развитии политической системы произошли коренные изменения. Овладев аппаратом власти, И. Сталин и его сторонники со­здали такую государственную организацию, которая лишала рабочий класс и основную часть рядовых членов партии реальной политической власти. Под видом диктатуры пролетариата существовала партийно-аппаратная диктатура. Произошло сращивание партийных структур с государствен­ным, военным, хозяйственным аппаратом, с руководящими органами общественных, научных и творческих организаций. Партийная номен­клатура стала основой командно-административной, тоталитарной си­стемы. Диктат центральной общесоюзной власти постепенно ликвидирует остатки суверенности Украины. Все это не могло не отразиться на поло­жении как высших, так и местных органов власти и управления.







Date: 2015-08-24; view: 325; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию