Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие выводы 5 page
Кодекс определял также роль и задачи прокуратуры в выполнении надзора за законностью от задержания подозреваемого до вынесения судебного постановления. В делах, в которых принимал участие прокурор, обязательным было участие защитника. Согласно УПК УССР 1922 г. Государственное политическое управление являлось только органом дознания. Постановление ВУЦИК от 20 марта 1923 г. официально приравнивало дознание, которое проводило ГПУ, к предварительному следствию. 31 октября 1924 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, а 23 октября 1925 г. — "Положение о судоустройстве УССР". Принятие этих актов вызвало необходимость разработки нового уголовно-процессуального кодекса. Он был утвержден 20 июля 1927 г, Содержание нового УПК отражало тенденцию усиления силового давления государства на общество. Так, он значительно расширил права органов дознания, передав им часть функций, которые ранее принадлежали только следственным органам. Было сужено право на защиту — его ликвидировали на стадиях предварительного следствия и дознания. Защитник имел право вступить в процесс только на стадии судебного разбирательства. Как и в средние века, царицей доказательств стало собственное признание в совершении преступления. В соответствии с УПК УССР значительный круг дел подлежал рассмотрению чрезвычайными судами и ревтрибуналами. Демократические принципы судопроизводства по уголовным делам были идентичными и для гражданского судопроизводства, разве что только нарушались в меньшей мере. Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) УССР был принят 30 июля 1924 г. ГПК УССР отражал тенденцию расширения вмешательства государства в дела граждан. По Кодексу суд не удовлетворяется приведенными доказательствами, а использует все способы для выяснения обстоятельств дела. ГПК детально регулировал вопросы представительства в суде, подсудности дел, судебных расходов, штрафов, процессуальных сроков, вызова в суд, судебных следствий, обжалования и пересмотра судебных решений и их выполнения. Развитие гражданского оборота, изменения в административно-территориальном делении республики обусловили необходимость принятия нового гражданско-процессуального кодекса. Он был утвержден ВУЦИК и СНК УССР 11 сентября 1929 г. В ГПК появились новые статьи, которые регламентировали дела о несостоятельности физических и юридических лиц. ГПК устанавливал порядок определения лиц или организаций несостоятельными, определял подсудность и порядок рассмотрения по делам о несостоятельности, последствия несостоятельности, условия назначения ликвидаторов имущества лиц или организаций, признанных несостоятельными, порядок раздел а ликвидационного имущества. С целью охраны публичного интереса или "интимной жизни стороны" ГПК предусматривал слушание некоторых дел в закрытых заседаниях. Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений. Исправительно-трудовое право. Исправительно-трудовой кодекс УССР был принят 23 октября 1925 г. Впервые в истории человечества задачей исправительно-трудового права стало перевоспитание преступников при помощи труда. Исправительно-трудовой кодекс регламентировал систему исправительно-трудовых учреждений, режим содержания, применение принудительных работ без содержания под стражей. Кодекс состоял из 22 разделов. Система исправительно-трудовых учреждений устанавливалась пятым разделом. В нее входили: дома предварительного заключения, дома принудительных работ, переходные трудовые дома, трудовые колонии, учреждения для больных заключенных, трудовые реформатора"* рий для несовершеннолетних нарушителей, изоляторы специального назначения. Специальный раздел определял правила содержания в реформаториях несовершеннолетних, главным из которых было "воспитать из них активных и сознательных граждан" (ст. 198). Другие разделы Кодекса определяли порядок принятия заключенных в исправительно-трудовые учреждения, классификацию заключенных, режим содержания, меры дисциплинарного влияния на заключенных. Указывая на режим содержания, в Кодексе подчеркивалось, что он не может быть направлен на причинение физических страданий, вреда здоровью или на унижение человеческого достоинства заключенных. Однако уже тот факт, что Кодекс указывал на необходимость учитывать разницу между заключенными из среды трудящихся и заключенных из нетрудящихся, свидетельствовал, о том, что на практике все происходило наоборот. Кодекс законов о народном образовании УССР. Образование большевистская партия считала "орудием коммунистической перестройки общества". Поэтому особое внимание уделялось воспитанию и образованию подрастающего поколения и всех трудящихся. 22 ноября 1922 г. принимается Кодекс законов о народном образовании УССР. Подобного Кодекса в РСФСР на то время не существовало, и в основу этого Кодекса были положены законодательные акты РСФСР 1918г. о единой трудовой школе, ряд других постановлений правительства РСФСР по вопросам народного образования. В данном случае можно говорить о частичной рецепции. Кодекс закрепил систему образования и воспитания, ее организационные формы, определил задание, методы и перспективы деятельности в этом направлении. Кодекс законов о народном образовании УССР состоял из четырех книг: 1. Организация управления и снабжение в народном образовании; 2. Социальное воспитание детей; 3. Профессиональное и специально-научное образование; 4. Политическое образование и воспитание взрослых. Всего в Кодексе было 767 статей (параграфов). Основой построения воспитательных и культурно-просветительских учреждений Кодекс считал: а) трудовой процесс как основу воспитания и знания; б) разнообразие жизненных потребностей как цель воспитательного процесса; в) практику, которая направлена не только на объяснение мира, но и на его изменение (парагр. 5). Кодекс провозгласил право всех граждан на свободный доступ к знаниям, науке и искусству во всех культурно-просветительских учреждениях государства (парагр. 7). Социальное воспитание детей и профессиональное образование подростков и молодежи до 17 лет включительно объявлялись общими, обязательными, бесплатными и совместными для обоих полов (парагр. 17). Однако до полного проведения всеобщего, обязательного воспитания и обучения устанавливалось, что в культурно-просветительские учреждения в первую очередь принимаются пролетарии и незаможники (парагр. 18). Учебно-воспитательные учреждения УССР должны быть трудовыми коллективами, которые бы объединяли воспитание и обучение с производительным трудом (парагр. 33). Кодекс законов о труде УССР 1922 г. сыграл важную роль в формировании культурно-просветительских учреждений, подготовке необходимых условий для проведения так называемой культурной революции. В середине 30-х годов применение Кодекса прекратилось, хотя формально он и не был отменен. Административное право. Огромное количество несистематизированных нормативных актов в отрасли административного права осложняло работу высших и местных органов власти и управления. В августе 1924 г. был подготовлен первый проект Административного кодекса УССР. Однако процедура согласования и редактирования кодекса затянулась, и он был принят только 12 октября 1927 г. Административный кодекс состоял из 15 разделов, в которые входило 528 статей. Круг вопросов, которые регулировались Кодексом, можно разделить на такие основные группы: — взаимоотношения органов государственного управления (раздел 2); — отношенияорганов государственного управления с гражданами (разделы 3,4,13, 14); — отношения граждан с органами государственного управления (разделы 5—11, 16). Кодекс регламентировал следующие основные сферы административного регулирования: административные акты (раздел 2); мероприятия административного влияния (разделы 3 и 4); трудовая повинность, предупреждение стихийных бедствий и борьба с ними (раздел 5); охрана общественного порядка (раздел 6); порядок получения и утраты гражданства (раздел 7); регистрация и учет движения населения (раздел 8); организация и деятельность обществ, союзов, клубов, съездов, собраний (раздел 9); правила о культах (раздел 10); правила о публичных зрелищах и развлечениях (раздел 11); надзор административных органов в промышленности (раздел 13); надзор административных органов за торговлей (раздел 14); порядок обжалования действий административных органов (раздел 15). Следует подчеркнуть, что Административный кодекс УССР был первой попыткой кодификации административного права не только в УССР, но и в СССР О том, что кодификация была удачной, свидетельствует тот факт, что он был переиздан в 1956 г. В этом издании были изъяты отмененные нормы, а устаревшие термины заменены новыми. Общие выводы Настойчивые попытки большевиков в 1918—1920гг. построить бестоварную централизованную экономику закончились провалом. Новая экономическая политика спасла советскую власть не только от экономического, но и от политического банкротства. Однако эта политика не была последовательной. Комплекс мер, который объединялся понятием "новая экономическая политика ", не нес в себе механизмов, способных объединить экономические интересы города и села. Нэп мог положительно повлиять на развитие сельского хозяйства, но не мог обеспечить материальную базу для технической реконструкции промышленности. Будучи оторванной отрын-ка национализированная промышленность не могла работать эффективно. Хозяйственный расчет не смог конкурировать со свободным развитием в условиях рынка. Приход к руководству партией и государством И. Сталина привел к окончательному формированию командно-административной системы управления, сворачиванию нэпа и демократических элементов в государственно-правовой жизни. Курс на индустриализацию поставил сталинский режим перед выбором: или приватизировать промышленность, отказываясь от вмешательства государства в экономику, или провести огосударствление сельского хозяйства путем коллективизации. Руководители большевистской партии стояли за сохранение ее диктатуры в экономической и политической жизни. Постепенно партийная власть полностью сращивается с государственной, что было главным элементом тоталитарно-горежима. Надежды Украины на определенную долю государственной самостоятельности были полностью похоронены созданием Союза ССР, который из "добровольного союза республик " вскоре превратился в жестко централизованное государство. Через ограничения до полной ликвидации государственного суверенитета — таким был политический путь Украины в 20-е годы. Не менее противоречивым было и развитие права в Украине. Более или менее демократические принципы кодификации права начала 20-х годов не удовлетворяли центристские запросы командно-административной системы. Законодательство Украины очень быстро интегрировалось в общесоюзное. Неограниченная диктатура большевистской партии стала нормой государственно-правового развития Украины. Рекомендованная литература 1. Бабій Б.М. Українська радянська держава в період відбудови народного господарства (1921—1925рр.). — К., 1961. 2. Голод 1921—1923 років в Україні: 36. документів і матеріалів. — К., 1996. 3. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Бабий. - К., 1976. 4. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.Й. Рогожина. К., 1996.-Ч. 2. 5. Історія України. Нове бачення: У 2 т. — К., 1996. — Т. 2. 6. Образование Союза Советских Социалистических Республик. — М., 1972. 7. Рибалка І.К.,Довгопол Б.М. Історія Української РСР. Епоха соціалізму - К., 1982. 8. СлюсаренкоА.Г., ТоменкоМ.В. Історія української конституції. — К., 1993. 9. Усенко И.Б. Первая кодификация законодательства Украинской ССР.-К., 1989. Глава 15
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (1929-1938 гг.) • Общий исторический обзор. • Государственный строй. • Централизация правоохранительной системы и усиление роли внесудебных репрессивных органов. • Правовая система. • Государственность и право в западноукраинских землях. • Общие выводы. 15.1. Общий исторический обзор 30-е годы XX в. породили наиболее жестокие режимы за всю историю существования человечества — фашистский и коммунистический. При этих режимах погибли десятки миллионов людей. В конце 20-х годов ничто не предвещало трагедии. Новая экономическая политика восстановила промышленность, сельское хозяйство, подняла уровень жизни народа. Однако дальнейшее существование нэпа не отвечало планам большевистской партии на централизацию власти. В 1929 г. партийно-государственное руководство СССР отказалось от нэпа и приступило к новой попытке создания коммунистической системы производства и распределения общественного продукта. Поворот в экономической политике характеризовался введением принудительной продразверстки, запретом свободной торговли, внедрением карточной системы, инфляционным выпуском бумажных денег, экспроприацией зажиточных крестьянских хозяйств, принудительной политикой создания коллективных крестьянских хозяйств. 5 декабря 1929 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О реорганизации управления промышленностью", которое стало фундаментом экономики командного типа. Основным звеном управления провозглашались предприятия. Но они не получили той самостоятельности, которую имели тресты в годы нэпа. Авантюристическая индустриализация привела к падению жизненного уровня народа. Введение карточной системы не позволяло использовать заработанные деньги на приобретение товаров более гарантированного карточками минимума. Фактически были ликвидированы материальные стимулы роста продуктивности труда. Индустриализация привела к структурным изменениям в общественном строе Украины. Если в 1929 г. рабочий класс Украины составлял 690 тыс., то в конце 1932 г. — 1275 тыс. чел. В конце 1932 г. в СССР впервые в его истории только для населения городов и новостроек были введены паспорта. Больше половины всего прироста рабочих обеспечило село, что не было случайностью. Ведь теоретическая диктатура рабочего класса была основой партийной диктатуры на практике. Крестьянин-владелец был большинством народа, от имени которого собственностью народа распоряжался партийно-государственный аппарат. Пока крестьянин сам решал, что ему сеять и что продавать на рынке, не он зависел от государства, а государство зависело от него. Вот почему был провозглашен курс на коллективизацию сельского хозяйства. Идейным принципом создания колхозов был старый народный тезис о крестьянской общине как основе построения социализма в России. Государство предпочитало иметь дело не с единоличным владельцем, а с послушной территориальной единицей, во главе которой стояли бы верные партии лица. В действительности организация коллективного хозяйствования была возвратом к феодально-крепостнической системе, в которой коллективным крепостным выступало государство. Кроме того, коллективизация преследовала еще одну политическую цель — уничтожение любых проявлений воли крестьянства. Большевистские руководители хорошо знали историю и помнили, что начиная с XVI в. украинское крестьянство было основой возрождения национального сознания, движущей силой всех народных выступлений. Поэтому кампания коллективизации в Украине проходила с особой жестокостью. Понятно, что наибольшее сопротивление коллективизации оказывали зажиточные крестьяне, поскольку им было что терять. 27 декабря 1929 г. И. Сталин выступил с речью, в которой поставил задание ликвидации кулачества как класса. В течение нескольких лет усилия сталинского режима были направлены на экономическое и физическое уничтожение зажиточных крестьян. В постановлении ЦК ВКП(б) "О мерах в деле ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" от 30 января 1930 г. раскулаченные крестьяне подразделялись на три категории. К первой относились участники и организаторы антисоветских выступлений и террористических актов, которых необходимо было изолировать в тюрьмах или концлагерях. Во вторую категорию попадали те, кто не хотел вступать в колхозы, осуществлял, как было сказано в постановлении, "менее активное сопротивление". Их вместе с семьями высылали в отдаленные северные районы СССР. В третьей категории оказались все другие зажиточные крестьяне, даже те, кто не оказывал никакого сопротивления. Их вместе с семьями поселяли за пределами коллективных хозяйств. По состоянию на 10 марта 1930 г. в Украине было раскулачено 61 887 хозяйств, что составляло 2,5% от их общего количества. В этих условиях партийное руководство считало, что появились возможности для завершения коллективизации. У крестьян начали отбирать коров, мелкий скот и даже птицу. Крестьяне стали на защиту своего имущества и начали оказывать бешеное сопротивление. Сталин решил, что необходимо уступить, и всю ответственность за "перегибы в коллективизации" возложил на местную власть. Было объявлено, что коллективизация является добровольным делом. Крестьяне воспользовались этим, и уже к осени 1930 г: из колхозов вышла приблизительно половина крестьянских хозяйств. В ответ на это режим вводит такие налоги для единоличников, что крестьяне вынуждены были снова возвращаться в колхозы. К концу 1932 г. в Украине было коллективизировано около 70% крестьянских хозяйств, что охватывало более 80% посевных площадей. Колхозники получили право иметь приусадебный участок, а за это колхозы должны были исправно поставлять государству сельскохозяйственную продукцию. Фактически с колхозов взималась продразверстка. В 1932 г., когда был начат последний этап коллективизации, план хлебосдачи для Украины был дополнительно увеличен на 44%. У крестьян отобрали даже посевное зерно, что привело к повальному голоду. Он не был случайным. Голод как орудие политического террора был апробирован большевистской партией в 1921—1923 гг. Террор голодом, как и кампания раскулачивания, был "воспитательной" мерой. Начиная с весны 1933 г. смертность от голода становится массовой. Голодомор в Украине 1932—1933 гг., по приблизительным подсчетам, забрал жизнь 7—9 млн чел. Украинское крестьянство было подвергнуто геноциду голодом за то, что было носителем и основой возрождения украинской нации, национального сознания. Необъявленная война против крестьянства по замыслам кремлевских палачей должна была ликвидировать основу украинского национального возрождения. Следующим этапом геноцида сталинского режима против украинского народа стали репрессии и физическая ликвидация украинской интеллигенции — генофонда украинской нации. Одними из первых "полетели головы" представителей украинских коммунистов, которые в годы революции боролись против независимого Украинского государства за победу социалистической революции. Ее членов начали повсюду отстранять от руководства и заменять русскими, евреями, поляками и др. Более 15 тыс. украинских руководителей разного уровня было обвинено в фашизме, национализме, троцкизме, шпионаже. За 1933—1934 гг. компартия Украины утратила до 100 тыс. своих членов. С конца 20-х годов развернулась серия фальсифицированных политических процессов, в которых уничтожалась украинская элита. Одним из первых был процесс против СОУ — Союза освобождения Украины. К нему был отнесен ряд ведущих деятелей украинского освободительного движения, которые обвинялись в принадлежности к тайной националистической организации. 45 арестованных деятелей после жестоких пыток вынуждены были признать себя виновными. В 1931 г. прошел процесс против Украинского национального центра. 50 выдающихся участников освободительного движения и деятелей культуры были репрессированы. В 1933 г. гремело громкое дело о националистическом уклоне Н. Скрыпника, а далее дело так называемой Украинской военной организации, по которому проходили как обвиняемые известные ученые, академики В. Яворский, С. Рудницкий, В. Юринец, профессор М. Волобуев, театральные деятели Лесь Курбас, С. Каргальский, ряд украинских писателей. По данным современных украинских исследователей, эти процессы продолжались до 1941 г. За 10 лет в Украине было "изобличено" 100 разных "националистических" организаций и групп. Только за 1936—1938 гг. было репрессировано более 800 тыс. чел., среди них 240 писателей (28 из них расстреляны за три дня — 13—15 декабря 1934 г.). Только в 1933 г. из школ было "вычищено" 24 тыс. учителей. Была разгромлена Всеукраинская Академия Наук, ее члены репрессированы, а историческая секция, возглавляемая М. Грушевским, который поверил в гуманность нового социалистического строя и возвратился из краткосрочной эмиграции, закрыта. Сам М. Грушевский был выслан в Россию, где и умер после "операции фурункула". Существенную часть духовной культуры народа составляла религиозная жизнь. Государственная партия поставила перед собой цель контролировать или совсем уничтожить религиозные учреждения — единый элемент дореволюционных организационных структур общества, который сохранился. Речь шла о том, чтобы воспитать новое поколение советских людей с атеистическим сознанием. Первый удар по церкви был нанесен при жизни Ленина. Тогда власть отобрала у нее не только земли и другую собственность во время всеобщей национализации средств производства, но и, воспользовавшись голодом 1921 г., — предметы культа, изготовленные из драгоценных металлов или отделанные драгоценными камнями. Однако формально церковь была поставлена тогда в равные условия с государством, от которой она отделялась. В Конституции УССР 1919 г. за всеми гражданами признавалось право пропаганды религиозных или антирелигиозных учений. С началом сталинского коммунистического штурма наступление на церковь вступило в новую фазу. В апреле 1929 г. были запрещены все виды деятельности религиозных учреждений, кроме богослужения. Через месяц, когда принималась новая Конституция УССР, этот запрет превратился в конституционную норму, сформулированную в такой замаскированной форме: "свобода религиозных верований и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами". Началось массовое уничтожение материальной основы религиозных общин. В помещениях храмов устраивались сельсоветы, школы, клубы, гаражи, склады и др. В 1930 г. была поставлена вне закона Украинская автокефальная православная церковь (УАТЩ). За период с 1928 по 1938 г. 13 архиепископов и епископов УАПЦ из 15 погибли в концлагерях, тюрьмах и психиатрических больницах. Волна репрессий ударила по достижениям украинского национального строительства относительно национальных меньшинств, которых насчитывалось до 20% от всего населения Украины. Впервые в мировой практике они получили в тогдашнем Украинском государстве правовую базу для решения своих социальных и культурных проблем. К концу 20-х годов в Украине для этого было создано 25 национальных районов, 111 поселковых и более 1000 сельских советов, в которых жили немцы, болгары, евреи, поляки, молдаване, армяне, белорусы. Для национальных меньшинств в Украине была создана широкая сеть высших и средних учебных заведений. На то время существовало 9 национальных факультетов в институтах, 8 педагогических техникумов, 19 индустриальных, 18 сельскохозяйственных институтов и т. д. В Украине действовало 600 национальных библиотек, около 100 клубов, 350 домов культуры, 300 читален, 7 еврейских театров, а также польский и греческий театры. На языках национальных меньшинств издавалось около 500 газет и 100 журналов, существовало государственное издательство для печатания книг на языках народов, проживающих в Украине. В системе Академии наук работали Институт еврейской и Институт польской культуры. Против такого возрождения по решению высших органов коммунистической партии начинается сокрушительное наступление тоталитарного режима. К концу 30-х годов вследствие репрессий против национальной интеллигенции и закрытия учебных заведений приостановилось национальное возрождение разных национальных групп населения Украины. Представители национальной интеллигенции были объявлены "классовыми врагами", "антисоветскими элементами". Большевистская партия и ее высшие органы издали ряд постановлений, в которых национальные учебные заведения обвинялись в антисоветской деятельности и подлежали ликвидации. В 1937 г. был разгромлен Одесский немецкий педагогический институт, около 33 000 студентов и их родственников были арестованы как враги народа. Были разогнаны национальные заведения болгарского и молдавского меньшинств в Одессе. Большевистский лидер С. Косиор гордо докладывал: "Мы провели полный разгром наших культурных учреждений, в которых засели националисты". В 1938 г. большинство национальных школ было реорганизовано в российские. Закрыты кабинеты нацменьшинств, театры, музеи, библиотеки, издательства, журналы и газеты, Институт еврейской и Институт польской культуры. Решением ЦК ВКП(б) от 16 февраля 1939 г. были ликвидированы национальные административные образования и государственные институты для возрождения национальных меньшинств. Однако терпение народа имело свои пределы, и сталинский режим понимал это. Ряд провалов в планировании развития промышленности и сельского хозяйства вынудил большевистских лидеров принять принципиальное решение о прекращении построения экономического строя, лишенного товарно-денежных отношений. Стабилизация производства в промышленности была достигнута приблизительно за два года. Это позволило обратить внимание на материальное положение народа. В 1935 г. решили отменить "потолок" в заработках, легализовать продовольственный рынок, ликвидировать карточную систему. Индустриализация привела к существенным изменениям в структуре народного хозяйства Украины. В частности, изменилось соотношение между промышленным и сельскохозяйственным производством. В процессе индустриализации Украина опередила по уровню развития ряд западноевропейских стран. Она заняла второе место в Европе (после Германии) по выплавке чугуна, четвертое место в мире по добыче угля. Из аграрной страны Украина превратилась в промышленно-аграрную. Однако не следует забывать, что эти достижения были не заслугой руководства большевистской партии, а ценой за геноцид украинского народа. К концу 1934 г. был преодолен кризис колхозного строя. В середине 1937 г. в Украине существовало 27 347 колхозов, которые объединяли 3757 тыс. крестьянских дворов (96% наличного количества). Сплошная коллективизация стала фактом. Лишенные земли и способов производства (МТС находились в государственном подчинении), принудительно объединенные в колхозы или совхозы, на всю жизнь привязанные к одному месту беспаспортным статусом, крестьяне обязаны были выполнять "панщину" в пользу государства. Под "панщиной" теперь понимался "обязательный минимум трудодней". Покончив с крестьянством, Сталин пошел в последнее наступление на политических противников, что открывало ему прямой путь к Олимпу неограниченной власти. В феврале—марте 1937 г. началась новая волна массовых репрессий. И. Сталин заявил, что страна находится в опасном положении из-за коварных действий саботажников, шпионов и диверсантов. 31 июля 1937 г. ЦК ВКП(б) утвердил приказ Н. Ежова местным органам НКВД, согласно которому за четыре месяца нужно было репрессировать 268 950 мужчин, из них немедленно уничтожить 75 950. Репрессии осуществлялись внесудебными тройками в составе первого секретаря обкома, начальника областного управления НКВД и прокурора области. И почти сразу же местная власть стала закидывать центр просьбами увеличить разнарядку, что спускалась на область, особенно по первой категории, которая предусматривала расстрел. Репрессировались не только руководящие лица, но и рядовые рабочие, колхозники, интеллигенты. Общество все глубже опускалось в пропасть страха, отчаяния, моральной деградации. Арестованных подвергали пыткам. Не выдерживая физических мук, они давали свидетельства и на себя, и на своих знакомых. Так обеспечивались очередные аресты. После отстранения от руководства П. Постышева в Украину в 1937 г. прибыли три личных представителя Сталина — В. Молотов, Н. Ежов и Н. Хрущев, Резко усилились репрессии. С сентября 1937 г. наряду с "тройками" появились и "двойки" (участие первых секретарей обкомов партии в работе этих карательных органов было уже не обязательным). В 1937 г. были арестованы и казнены 17 членов украинского правительства. Председатель Совнаркома УССР П. Любченко покончил жизнь самоубийством. Немного позже был расстрелян X. Раковский, который был председателем СНК Украины в 1919—1923 гг. Преданное служение Сталину не спасло от репрессий партийно-государственное руководство Украины. Из 62 членов ЦК КП(б)У, избранного XIII съездом республиканской партийной организации в июне 1937 г., были обвинены во враждебной деятельности 55 человек. Из 11 членов политбюро погибли 10, из 5 кандидатов в члены политбюро — 4. Были репрессированы все 9 членов оргбюро ЦК КП(б)У, включая С. Косиора. Заканчивались 30-е годы XX в. В сознании украинцев этот период остался как период Расстрелянного Возрождения. Ни одна страна мира не испытала такого сокрушительного удара по национальному этносу. Все это привело к политическому и культурному упадку украинской нации. . Государственный строй В 30-е годы в развитии политической системы произошли коренные изменения. Овладев аппаратом власти, И. Сталин и его сторонники создали такую государственную организацию, которая лишала рабочий класс и основную часть рядовых членов партии реальной политической власти. Под видом диктатуры пролетариата существовала партийно-аппаратная диктатура. Произошло сращивание партийных структур с государственным, военным, хозяйственным аппаратом, с руководящими органами общественных, научных и творческих организаций. Партийная номенклатура стала основой командно-административной, тоталитарной системы. Диктат центральной общесоюзной власти постепенно ликвидирует остатки суверенности Украины. Все это не могло не отразиться на положении как высших, так и местных органов власти и управления. Date: 2015-08-24; view: 325; Нарушение авторских прав |