Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие выводы 3 page
Советское государство, как и любое другое, нуждалось в миллионах специалистов. Для выходцев из рабочего класса была открыта "зеленая улица" при поступлении в высшие учебные заведения. От абитуриентов соответствующего социального происхождения не требовалось ни свидетельства об окончании средней школы, ни сдачи вступительных экзаменов. Однако облегченные правила приема не решали проблему пролетаризации высшей школы: от студентов требовались знания. Поэтому при вузах стали возникать рабочие факультеты. Первые из них открылись в 1921 г. при Киевском политехническом и Харьковском технологическом институтах. На рабфаки откомандировывались комсомольцы и коммунисты, члены комнезамов, красноармейцы. После ликвидации (с 1920 г.) университетов научные исследования в УССР сосредоточились преимущественно в учреждениях Украинской Академии наук (УАН). Учредительное собрание УАН состоялось в ноябре 1918г. Возглавил Украинскую Академию наук великий ученый, основоположник геохимии и биогеохимии В. Вернадский. В первый состав действительных членов УАН вошли также историки Д. Багалий и А. Левицкий, экономисты М. Туган-Барановский и В. Косинский, востоковед А. Крымский, литературовед М. Петров, лингвист С. Смаль-Стоцкий, правовед Ф. Тарановский, биолог М. Кащенко, механик С. Тимошенко, геолог П. Тутковский. В связи с отказом в апреле 1921 г. В. Вернадского от выполнения своих обязанностей президентом Академии Наук УССР был избран прежний министр науки и культуры в правительстве гетмана П. Скоропадского, один из ведущих организаторов украинской академической науки М. Василенко. В июне 1921 г. правительство УССР одобрило положение, согласно которому Академия признавалась высшим научным государственным учреждением республики. После заключения Рижского мира с Польшей стало ясно, что Украину, как и во времена революции 1917— 1918 гг., пересечет государственная граница. Поэтому Академию наук УССР назвали Всеукраинской Академией наук (ВУАН). Этим названием декларировалось намерение объединить в рамках одной организации научную интеллигенцию всей Украины. В 20-е гг. в ВУАН существовали три отдела — историко-филологический, физико-математический и социально-экономический. В первом из них особенно плодотворно работали Институт украинского научного языка, Этнографическая и Археологическая комиссии. С 1921 г. был организован Археологический институт. После приезда в Украину в 1924 г. М. Грушевского существенно оживились исследования по отечественной истории. В количественном составе интеллигенции не произошло особых изменений по сравнению с дореволюционным периодом. Однако следует принять во внимание, что революционные и послереволюционные события привели к гибели или к эмиграции большого количества специалистов. В середине 20-х годов интеллигенция республики приблизительно на треть состояла из новых людей, особенно в категории руководящего персонала. Интеллектуальный и даже просветительский уровень нового попол- 321 нения существенно уступал досоветской интеллигенции. Среди новых кадров было много так называемых "выдвиженцев" пролетарского происхождения без специальной подготовки. В своей управленческой деятельности они вынуждены были опираться на консультации дипломированных специалистов. 14.2. Новая экономическая политика в Украине 8 начале 1921 г. кризисная ситуация достигла взрывоопасного предела. Восстание матросов и рабочих Кронштадта, крестьянские волнения в южных губерниях Украины заставили правительство отказаться от продразверстки. Юридической основой реформы стал "Проект постановления ЦК о замене разверстки натуральным налогом", одобренный ЦК РКП(б) 18 февраля 1921 г. Этот документ был разослан в партийные комитеты губерний и национальных окраин. В нем предлагалось заблаговременно к началу посевной кампании определить общую сумму налога, с тем чтобы крестьяне знали, сколько хлеба будет требовать от них государство. После уплаты налога им предоставлялось право свободного распоряжения излишками сельхозпродукции, в том числе реализовать хлеб "в местном хозяйственном обороте", что означало не что иное как восстановление свободной торговли, рыночных отношений. X съезд РКП(б), который состоялся в марте 1921 г., принял решение о предоставлении возможности крестьянам использовать остатки продукции в местном товарном обороте. Исходя из решений X съезда чрезвычайная сессия ВУЦИК 27 марта 1921 г. приняла постановление "О замене продовольственной разверстки натуральным налогом". Впоследствии СНКУССР издал декрет о формах и размере налога, который был значительно меньшим по сравнению с продразверсткой. Впервые словосочетание "новая экономическая политика" встречается в резолюции майского (1921 г.) пленума ЦК РКП(б). Она предусматривала нормальный денежный оборот, создание сети организаций и предприятий государственной торговли, прежде всего оптовой, регулирование частной торговли при помощи банков, кредитных учреждений и налоговой политики. 9 августа 1921 г. В. Ленин подписал "Приказ Совета Народных Комиссаров о введении в жизнь начал новой экономической политики". В соответствии с ним в государственной собственности оставались только большие предприятия. На других заводах и фабриках допускалось частное хозяйствование, но через аренду. К середине 1923 г. в Украине было сдано в аренду около половины всех предприятий. Средние и большие предприятия объединялись по отраслевым, территориальным или отраслево-территориальным признакам. Такие объединения были названы трестами. Их составные части теряли производственную, коммерческую, а иногда и юридическую самостоятельность, поскольку не имели статуса юридического лица. Почти одновременно с трестами создавались синдикаты, организации, которые занимались торговыми операциями, сбытом продукции. По темпам восстановления крупная промышленность отставала от мелкой. После проведения в октябре 1922 г. денежной реформы появились средства, которые были направлены на электрификацию и развитие машиностроения. В 1925—1926 гг. был превзойден довоенный уровень промышленного производства. Менее впечатляющих результатов достигла новая экономическая политика в сельском хозяйстве. В 1923 г. было завершено перераспределение земли. Землепользование бедняцко-середняцких хозяйств увеличилось в полтора раза. В мае 1923 г. все налоги с крестьянского двора были сведены в единый сельскохозяйственный налог в денежной форме. На деньги, полученные по этому налогу, государство покупало зерно на рынке. Однако большая часть незаможников освобождалась от уплаты налога, и в 1925 г. налог не уплачивала пятая часть крестьянских дворов, т. е. фактически все незаможники. В то же время зажиточные, фермерские хозяйства переоблагались налогом, и главное бремя налогов лежало на них. Это негативно сказалось на наращивании производства сельскохозяйственной продукции этими хозяйствами. Они просто не были заинтересованы в этом. Село уже не могло обеспечивать все потребности государства в зерне. Советская власть не была заинтересована в развитии единоличных, фермерских хозяйств. Ее программной целью было создание совхозов и колхозов. В основе переобложения налогом лежали не экономические, а политические расчеты. Освобождая от налогов незаможников, большевистская партия готовила себе социальную опору для будущих глобальных преобразований в селе. В мае 1923 г. в газете "Правда" появилась статья В. Ленина "О кооперации". В ней Ленин пересмотрел свою точку зрения на кооперацию, которую ранее считал приемлемой только для капиталистического строя. В статье был сформулирован фундаментальный вывод — строй цивилизованных кооператоров при совместной собственности на способы производства — это и есть социалистический строй. Это означало одно: вместо того чтобы коллективизировать крестьян-владельцев, необходимо было создавать условия для кооперативного движения. Кооперативы не нуждались в отчуждении собственности, и крестьяне с охотой шли в них. Особенно быстро развивались сельскохозяйственные виды кооперации — животноводческие, сахарно-свекольные, машино-тракторные и др. К началу 1928 г. в сельскохозяйственную кооперацию было привлечено свыше половины крестьянских хозяйств Украины. Следовательно, решалась проблема с крестьянином-владельцем. Но руководство большевистской партии проигнорировало последние советы вождя. В партии одержали победу силы, которые стояли за сохранение ее диктатуры в политической и экономической жизни. После провозглашения курса на индустриализацию усиливается давление на нэпманов. Полным отказом от начал нэпа в сельском хозяйстве было проведение сплошной коллективизации, которая началась к концу 1929 г. С ликвидацией нэпа утвердилась жесткая командно-административная система руководства народным хозяйством. 14.3. Государственный строй Изменения в государственном строе УССР были связаны прежде всего с тенденцией к объединению экономических, политических, военных усилий советских республик. Следует Подчеркнуть, что инициатива такого объединения исходила из центра, от аппарата большевистской партии в Москве. Создание Союза ССР. Еще в середине 1919г. партия большевиков провела под вывеской братского союза объединение жизненно важных сфер деятельности республик — обороны, экономики, труда, финансов, транспорта, почты и телеграфа, управление которыми осуществлялось из Москвы. 28 декабря 1920 г. был подписан договор между РСФСР и УССР о военном и хозяйственном союзе. В преамбуле договора подчеркивалась независимость и суверенность обоих государств. Однако при помощи объединенных наркоматов партийная власть активно вмешивалась во внутренние и внешние дела Украины. Фактически к началу 1921 г. оформилось унитарное государство — Россия, под властным влиянием которой находились Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация. Большевистская партия взяла на себя основную часть государственных полномочий. Следовательно, существовало государство с довольно централизованным управлением, которое не имело только одного — общего названия. Московские партийные лидеры считали необходимым "автономизировать" советские республики, т. е. сравнять их правовой статус с автономными единицами, которые входили в состав Российской Федерации. Напротив, лидеры советских республик (прежде всего Украины и Грузии) стремились к большей самостоятельности. Процесс "автономизации" возглавил нарком по делам национальностей РСФСР И. Сталин. Назначенный в апреле 1922 г. на новую в партии должность генерального секретаря, он имел возможность оказывать давление в этом направлении одновременно по партийной и государственной линиям. В августе 1922 г. была создана комиссия политбюро ЦК РКП(б) для подготовки решения об усовершенствовании отношений между республиками. Сталин отстранил от работы в комиссии представителей республик и фактически сам подготовил проект решения под названием "О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками". В нем предусматривалось вхождение национальных республик в Российскую Федерацию на правах автономии. Необходимо подчеркнуть, что Сталин своим планом не придумал ничего нового, он только организационно оформил отношения между советскими республиками, которые сложились к этому времени, поскольку партия все сделала для того, чтобы эти отношения не превышали уровня автономных. "Автономизация" вызвала противодействие в партийных организациях советских республик, прежде всего в Украине. Негативно отреагировал на нее и Ленин, который в письме к политбюро обосновывал новую форму объединения. Предлагалось, чтобы Российская и Закавказская федерации вместе с Украиной и Белоруссией образовали равноправный союз. Октябрьский пленум ЦК РКП(б) принял ленинский план объединения и образовал конституционную комиссию, которая высказалась за трехступенчатую систему центрального управления — единые, объединенные и автономные наркоматы. Единые наркоматы имели неограниченную власть натерритории всей федерации, объединенные осуществляли связь по линии "центр — республика". Статус автономных в республиках сохраняли наркоматы юстиции, внутренних дел, образования, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения. 10 декабря 1922 г. в Харькове открылся VII Всеу край не кий съезд Советов, который одобрил Декларацию о создании Союза ССР и проект основ Конституции CCCR Делегаты съезда обратились ко всем республикам с призывом немедленно приступить к законодательному оформлению единого государства и предложили созвать общесоюзный съезд. 30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра открылся I Всесоюзный съезд Советов. Он принял решение о создании Союза ССР, утвердил Декларацию о создании СССР и Союзный Договор. Согласно этим документам четыре советские республики — РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР — образовали единое союзное государство. Договор определял структуру общесоюзных органов власти и их компетенцию. В систему центрального управления входили союзные, союзно-республиканские и республиканские наркоматы. Был избран Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР в составе 371 члена, 88 из которых представляли Украину. Также были избраны четыре председателя ЦИК, от Украины — Г. Петровский. Интересно, что непосредственно в день работы I съезда Советов В. Ленин, отстраненный тяжелой болезнью от политической жизни, изменил свою точку зрения относительно нового объединения. В письме "К вопросу о национальностях, или об "автономизации" он негативно отозвался о создании СССР и выразил сожаление, "что не вмешался довольно энергично и довольно резко в печально известный вопрос об автономизации, который официально называют, кажется, вопросом о Союзе Советских Социалистических Республик". В письме он предложил снова возвратиться к проблеме создания СССР, с тем чтобы сохранить союз только двух ведомств — военного и дипломатического, а во всех других сферах государственной деятельности восстановить самостоятельность республик. Теперь трудно понять, почему Ленин так кардинально изменил свою позицию относительно нового союза. Доработка Договора и Декларации продолжалась в 1923 г., когда была создана специальная комиссия для выработки Конституции СССР. В процессе подготовки проекта Конституции развернулась жесткая политическая борьба. Сталин и его сторонники старались максимально ограничить суверенитет республик. Комиссия при СНК УССР во главе с X. Раковским подготовила свой проект Союзного Договора, который защищал суверенные права республик. Но надежды на то, что центральное партийное руководство прислушается к голосу Украины, оказались напрасными. 6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК СССР приняла постановление об одобрении Основного Закона СССР. Окончательное утверждение Конституции СССР должно было произойти на II съезде Советов Союза ССР. Накануне II съезда Советов состоялись съезды Советов союзных республик, которые также одобрили Конституцию СССР. 31 января 1924 г. Конституцию СССР окончательно утвердил II съезд Советов СССР. По Конституции УССР 1919 г. Украина была унитарным государством. В 1924 г. волей большевистской партии в ее составе появилось автономное вкрапление. Преследуя стратегические политические цели, большевистское руководство СССР принимает решение о создании молдавской государственности. Однако поскольку большая часть молдавской территории находилась под властью Румынии, было решено разместить эту государственность на украинской территории. По переписи 1926 г. 48,5% населения Молдавской АССР составляли украинцы и только 30,1% — молдаване. По указанию из Москвы 29 июля 1924 г. ЦК КП(б)У принял решение о создании Молдавской автономной республики. Это решение было подтверждено постановлением ВУЦИК "О создании Автономной Молдавской ССР" от 12 октября 1924г. 19—23 апреля в г. Балта (ныне районный центр Одесской области) состоялся I Всемолдавский съезд Советов, который подтвердил провозглашение Молдавской АССР и принял Конституцию МАССР. 10 мая 1925 г. IX Всеукраинский съезд Советов утвердил Молдавскую АССР в составе УССР. Проблема украинского населения так называемой Приднестровской республики, которая существует сейчас, была заложена политикой большевистской партии в те годы, поскольку в состав Молдавской АССР включили районы, где в основном проживали украинцы. Создание Союза ССР и принятие союзной Конституции внесло существенные изменения в структуру органов власти и управления УССР. Высшие органы власти и управления. Структуру органов власти в начале 20-х годов определяла Конституция УССР 1919 г. К высшим органам власти и управления относились Всеукраинский съезд Советов, ВУЦИК, Президиум ВУЦИК и СНК. Всеукраинский съезд Советов рассматривал важнейшие вопросы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, финансов, культурного строительства и др. Его решения имели высшую юридическую силу. С 1926 г. изменилась периодичность созыва Всеукраинских съездов Советов. Теперь они собирались не ежегодно, а один раз в два года. Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет (ВУЦИК) был высшим органом власти в период между Всеукраинскими съездами Советов. После принятия Конституции СССР 1924 г. полномочия ВУЦИК регулировались Положением о ВУЦИК от 12 октября 1924 г. Оно определяло порядок избрания ВУЦИК, срок полномочий, периодичность созыва сессий (трижды в год). В период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти УССР был Президиум ВУЦИК. Его деятельность, состав регулировались Указом о порядке работы Президиума ВУЦИК от 1 июля 1926 г. Указ предусматривал создание Малого Президиума ВУЦИК, который играл роль внутреннего вспомогательного органа. Он готовил вопрос на заседания Президиума, организовывал их проведение. В связи с принятием Конституции СССР 12 октября 1924 г. было утверждено новое Положение о Совете Народных Комиссаров УССР. Положение подробно определяло состав СНК, в который входили председатель, его заместители, председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, уполномоченные наркоматов СССР при УССР, народные комиссары. Тенденция к созданию командно-административной системы привела к усилению исполнительной власти за счет законодательной. СНК получил право рассмотрения и решения важнейших общегосударственных вопросов, в том числе принятия нормативных актов. Центральное управление в отдельных сферах деятельности государства осуществляли народные комиссариаты. В Украине по Конституции 1919 г, функционировало 16 народных комиссариатов. После принятия Конституции СССР 1924 г. народные комиссариаты были поделены на общесоюзные, объединенные и самостоятельные (культурные). Фактически в ведении УССР было шесть самостоятельных, или культурных, наркоматов: внутренних дел, земледелия, юстиции, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Объединенные наркоматы УССР находились в двойном подчинении: соответствующему объединенному наркомату СССР и ВУЦИК УССР. Всего было пять объединенных наркоматов: Высший Совет Народного Хозяйства, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, внутренней торговли. К 327 общесоюзным наркоматам относились военно-морской, внешней торговли, иностранных дел, почты и телеграфа, путей сообщения. 12 октября 1924 г. было утверждено Общее положение о народных комиссариатах УССР. В 1927—1929 гг. был принят ряд положений об отдельных наркоматах, в которых четко определялись права, обязанности и структура наркоматов. Местные органы власти и управления. Процесс укрепления советов шел сверху донизу. Партийное руководство пришло к выводу, что лучшей системы, через которую можно эффективно управлять обществом, существовать не может. Местные советы и исполкомы признавались едиными полномочными органами государственной власти на местах. В 1921—1922 гг. был принят ряд постановлений, которые регулировали перевыборы местных советов, сроки созыва съездов советов губерний и уездов. Существующая система административно-территориального разделения осложняла эффективный контроль за местным управлением. В1922 г. в Украине началась админис?пршпивно-терршпориалышяреформа. Ее правовые основы были заложены постановлением ВУЦИК "Об упорядочении и ускорении работ по административно-территориальному делению УССР" от 1 февраля 1922 г. Одесская и Николаевская губернии были объединены в одну — Одесскую, Запорожская губерния была присоединена к Екатеринославской, Кременчугская губерния была расформирована. В результате реформы количество губерний в Украине сократилось с 12 до 9.12 апреля 1923 г. ВУЦИК одобрил постановление "О новом административно-территориальном делении Украины", которым утвердил новое деление республики на округа и районы. Реформа привела к значительному уменьшению количества административно-территориальных единиц: вместо 102 уездов стало 53 округа и вместо 1989 волостей — 706 районов. Количество сельских Советов сократилось с 15 696 до 9307. Это был важный шаг на пути централизации управления. От старого административно-территориального деления в Украине остались еще губернии. Президиум ВУЦИК постановлением "О ликвидации губерний и переходе к трехступенчатой системе управления" от 3 июня 1925 г. ликвидировал с 1 августа 1925 г. деление республики на губернии. Отныне территория УССР подразделялась на 41 округ, 680 районов, 10314 сельсоветов. Было также создано 12 национальных районов и 549 национальных сельсоветов, что свидетельствовало о толерантности украинцев по отношению к другим национальностям. Окончательный переход к трехступенчатой системе управления завершился в 1929 г. Ликвидация губерний способствовала приближению партийного центра к местным органам власти, их непосредственному вмешательству в дела местного управления. И хотя советы считались полновластными органами, работали они под постоянным контролем и надзором партийных органов. Большое значение в местном управлении играли комитеты незаможных селян (комнезами). Часто на селе они были единственными органами советской власти и подменяли своей деятельностью сельсоветы. 27 мая 1922 г. ВУЦИК принял Закон о комнезамах, который устанавливал их права и обязанности в условиях новой экономической политики. Законом были расширены административные полномочия комнезамов. Обязанности комнезамов сводились к активному участию в борьбе с контрреволюцией, охране порядка (борьба с бандитизмом, контрреволюцией, пьянством и кулаками), помощи правительству в проведении социалистического землеустройства, содействию органам советской власти в проведении различных государственных обязательств, сборе сырья, к активному участию во всех видах кооперации и стремлению овладеть ими в интересах незаможного крестьянства, содействию хозяйственному строительству с проявлением собственной инициативы в электрификации села, участию в работе рабоче-крестьянской инспекции и в судебных учреждениях, участию в деле народного образования и др. Следовательно, перед объединением незаможников стояли две задачи: защита политических и экономических интересов незаможного крестьянства и содействие органам советской власти в деле государственного и хозяйственного строительства в селе. Этазадачн осуществлялись как путем содействия государственным органам, так и непосредственным участием незаможников в работе государственного аппарата. Однако со временем комнезамы, которые были созданы как вспомогательный орган по установлению советской власти на селе, выполнили свои задания и их деятельность вступала в противоречие с деятельностью сельских советов. 16 ноября 1925 г. ВУЦИК и СНК принимают декрет "О комитетах незаможных селян УССР", по которому комнезамы были превращены в добровольные общественные организации защиты интересов сельской бедноты. В 1925 г. принимается ряд нормативных актов, которые определяли права и обязанности всех местных органов государственной власти. Важнейшими среди них были Положение об окружных съездах советов и окружных исполнительных комитетах, Положение о районных съездах советов и районных исполнительных комитетах, Положение о сельских советах, Положение о городских и поселковых советах рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Наибольшее значение партийная власть уделяла развитию сельских советов. 12 октября 1927 г. ВУЦИК принял новое Положение о сельских Советах, по которому они становились высшими органами власти на подведомственной им территории. Одновременно принимается и новое Положение о городских Советах рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, по которому городские советы получили право составлять бюджеты городов и распоряжаться кредитами. Судебная система и другие правоохранительные органы Новая экономическая политика требовала перестройки судебной системы. Правовой основой судебной реформы стало постановление ВУЦИК от 16 декабря 1922 г., которое утвердило "Положение о судоустройстве Украинской ССР". Этот документ был почти точной копией "Положения о судоустройстве РСФСР" от 31 октября 1922 г. В соответствии с Положением в Украине создавалась единая система судебных органов: народный суд, губернский суд, Верховный суд УССР. Временно разрешалась деятельность военных трибуналов — по делам о преступлениях против Красной Армии; военно-транспортных трибуналов — по преступлениям на транспорте; особых трудовых сессий народных судов — по делам о преступных нарушениях Кодекса законов о труде; земельных комиссий — в земельных делах; арбитражных комиссий — по делам о спорах между государственными организациями относительно имущественных прав. Народный суд был главным звеном судебной системы и действовал в составе постоянного народного судьи или постоянного народного судьи и двух народных заседателей. В 1924 г. принимаются общесоюзные "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик". В связи с переходом на трехступенчатую систему управления IX Всеукраинский съезд Советов 23 октября 1925 г. утвердил новое "Положение о судоустройстве Украинской ССР", по которому судебная система приняла следующий вид: народный суд, окружной суд, Верховный суд УССР. Положение регламентировало не только организацию и деятельность судебных органов, но и прокуратуры, следователей, коллегии защитников, нотариата и т. д. Государственная прокуратура ЗССРбыла создана по образцу прокуратуры РСФСР. "Положение о прокурорском надзоре" было принято ВУЦИК 28 июня 1922 г. Оно предусматривало создание государственной прокуратуры УССР как отдела в составе наркомата республики. Согласно "Положению о судоустройстве Украинской ССР" государственная прокуратура УССР оставалась в составе Наркомюста УССР. Нарком юстиции был одновременно и генеральным прокурором республики. Он осуществлял общее руководство отделом прокуратуры Наркомюста УССР. Местными органами прокуратуры были прокуратуры округов, которые непосредственно подчинялись генеральному прокурору УССР. Положение 1925 г. определяло права и обязанности прокуратуры УССР в целом и каждого ее органа отдельно. Через несколько месяцев после утверждения прокуратуры была создана советская адвокатура. "Положение об адвокатуре" от 2 октября 1922 г. предусматривало создание при губернских советах судей коллегий защитников по гражданским и уголовным делам. На членов коллегий защитников возлагалась задача судебной защиты и участия в организации и деятельности юридических консультаций. В связи с тем что в "Положение о судоустройстве Украинской ССР" 1925 г. в течение 1925—1929 гг. были внесены многочисленные изменения, возникла необходимость принятия нового Положения. Оно было утверждено ВУЦИК и СНК УССР 11 сентября 1929 г. Положение сохранило действующую судебную систему — народный суд, окружной суд, Верховный суд УССР. Народные судьи районов избирались окружными съездами советов, а в городах и поселках — пленумами городских и поселковых советов. Окружной суд состоял из пленума, гражданского отдела, уголовного отдела, чрезвычайной сессии и особой сессии по делам о несостоятельности кооперативных организаций. Положение определяло также состав Верховного суда УССР. До 1929 г. следственный аппарат пребывал в двойном подчинении — суда и прокуратуры. По положению 1929 г. следственный аппарат передавался прокуратуре. Судебные исполнители были как при окружных судах, так и при народных. Положение 1929 г. имело отдельный раздел, посвященный организации и деятельности Главного Суда АМССР — высшего судебного органа на территории этой республики. Кроме единой судебной системы в Украине в 1926—1929 гг. действовали специальные суды — дисциплинарные суды и военные трибуналы. Служебные проступки рассматривались согласно Положению о дисциплинарных судах от 3 февраля 1926 г. Они создавались при ВУЦИК (Главный дисциплинарный суд) и при окружных исполнительных комитетах (окружные дисциплинарные суды). Дисциплинарные суды применяли такие взыскания, как замечание, предупреждение, строгий выговор, перевод на другую должность, увольнение с работы и др. Эти суды были отменены в 1927 г. Дела о военных и некоторых других преступлениях, совершенных военнослужащими, рассматривались военными трибуналами согласно "Положению о военных трибуналах и военной прокуратуре" от 20 августа 1926 г. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах, армиях, флотах, корпусах, дивизиях. Общее руководство их деятельностью осуществлял Верховный суд УССР. В каждом военном трибунале были военный прокурор и его помощники. Для улучшения работы народных судов и их разгрузки в Украине были созданы общественные (товарищеские) суды. Они организовывались на заводах, фабриках, в общественных и государственных учреждениях. Избирались общественные суды общим собранием рабочих и служащих сроком на один год. Они рассматривали мелкие дела, которые не имели большого социального значения и за которые предусматривалось наказание в виде предупреждения, общественного осуждения, штрафа в 10 руб. Date: 2015-08-24; view: 328; Нарушение авторских прав |