Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие выводы 4 page





При сельских и поселковых советах организовывались согласительные камеры. Они рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Как и товарищеские суды, согласительные камеры стремились к примирению сторон. Камеры могли применять такие виды наказаний, как обществен­ный выговор, предупреждение, возмещение вреда, принудительные ра­боты сроком до 7 дней, штраф в 10 руб.

Постановления товарищеских судов и согласительных камер могли быть приостановлены народным судьей и прокурором, если они наруша­ли закон, интересы государства или трудящихся.

Товарищеские суды и согласительные камеры действовали на основе "Положения о товарищеских судах и согласительных камерах" от 19 июня 1929г.

В рассматриваемый период произошли изменения и в правовом поло­жении Государственного политического управления (ГПУ). 15 ноября 1923 г. оно было превращено в Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР. ІЗавгуста 1924г. ВУЦИК и СНК УССР утвер­дил и Положение о Государственном политическом управлений УССР, которое создавалось при СНК УССР для борьбы с политической контрре­волюцией, шпионажем и бандитизмом. Отныне этот орган становится главным орудием репрессий большевистской партии. Органы ГПУ про­водили массовые аресты инакомыслящих, священнослужителей, разру­шали церкви и т.д.

Правовая система

Новая экономическая политика нуждалась в нормативном наполне­нии. Еще в 1919 г. П. Стучка предложил приступить к кодификации ново­го права. Главное место в ней должна была занять Конституция, за ней — "социальное право", которое включало в себя семейное право и право со­циального обеспечения. Далее располагались "имущественные права", под которыми Стучка понимал нормы, отменяющие или ограничивающие эти права (о национализации). Завершали план кодификации "правила о тру­де", "остатки договорного права" и международное право. Систематизи­рованные таким образом нормы составят "обязательное для всех право", а все другие дополнят их как "технические инструкции". Такой подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства.

Кодификация права. Кодификация рассматривалась как очередной этап в развитии революционного правосознания, как способ "лучшего в дан­ных условиях достижения цели" (П. Стучка).

Ориентация на "революционное правосознание" как на важнейший источник права располагалась в концепциях сторонников психологичес­кой школы права (М. Рейснер), которые отождествляли право с революционным правосознанием. На противоположных позициях стояли по­следователи социологической интерпретации права, которые относились к законодательству как к плановой политике (И. Ильинский).

В 1922—1927 гг. в советской России, а впоследствии и в Украине была проведена полная кодификация всех отраслей права. Такой широкой коди­фикации, да еще проведенной в такие короткие сроки, человечество не знало. Были приняты важные законодательные акты, которые регулирова­ли имущественные, договорные, трудовые, земельные отношения и т. д.

Кодификация права в Украине осуществлялась двумя путями:

— рецепцией законодательства РСФСР;

— разработкой собственных законодательных актов.

Первый путь был предпочтительнее, законодательство УССР в боль­шинстве случаев было точной копией законодательства РСФСР. Совет­ская историко-правовая наука объясняла это однотипностью социалисти­ческих государств, отсутствием юридических кадров в Украине, единством общих целей двух братских народов и др. Однако главная причина такой рецепции коренилась в стремлении большевистской партии к унифика­ции как государственной, так и правовой системы, что значительно об­легчало усилия центральной власти по внедрению в жизнь идей социали­стического строительства.

Следующим этапом кодификационной работы в этом направлении стало создание основ союзного законодательства. В октябре 1924 г. при­нимаются Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик, Основные начала у головного законодательства Союза ССР и союз­ных республик, в декабре 1928 г. — Общие начала землепользования и землеус­тройства СССР. Общесоюзные кодификационные акты отразили еще в большей степени процессы централизации власти, управления и право­вого регулирования, которые происходили в стране. Заканчивался период нэпа. Начинался новый период государственно-правовой истории, в ко­тором экономический либерализм заменялся жестким планированием. В правовой сфере создавалась закрытая система права. Отходит в прошлое такой критерий революционного романтизма, как "революционное пра­восознание". Командно-административная система управления берет на вооружение целесообразность и нормативизм.


Конституционное право. Создание СССР вызвало необходимость соот­ветствующих изменений в Конституции УССР 1919г.

10 мая 1925 г. IX Всеукраинский съезд Советов принял постановление "Об изменений Конституции Украинской Социалистической Советской Рес­публики", которым утвердил изменения в действующей Конституции УССР 1919 г. Ст. 4 Конституции УССР 1925 г. провозглашала Украину составной частью СССР. Законодательно закреплялось создание в составе УССР Молдавской АССР. В ст. 17 говорилось о том, что Молдавская АССР имеет постоянного представителя в правительстве УССР. Ст. 7 вносила изменения в правовое положение высших органов власти и управления УССР. Совнарком республики исключался из числа высших органов власти. Он оставался исполнительным органом ВУЦИК с правом издавать только декреты и постановления, а не законы, как это было до создания СССР. Ст. 9 подчеркивала обязательную силу декретов и постановлений высших органов власти СССР на территории УССР. В ст. 18 Конституции был при­веден перечень местных органов власти.

В Конституции УССР 1925 г. нашли отражение только самые необхо­димые изменения. Наркомату юстиции УССР было дано задание разра­ботать проект новой Конституции Украины, который был подготовлен в начале 1929 г. Его основой стали Конституция СССР 1924 г. и Конститу­ция УССР 1919 г. с внесенными в нее в 1925 г. изменениями.

15 мая 1929 г. XI Всеукраинский съезд Советов утвердил новую Консти­туцию УССР. Она состояла из 5 разделов и 82 статей: I раздел — Общие положения; II раздел — Об устройстве Советской власти (этот раздел со­стоял из двух частей: одна была посвящена центральным органам власти, другая — местным); III раздел — Об избирательных правах; IV раздел — О бюджете Украинской ССР; Vраздел — О гербе, флаге и столице Украин­ской ССР.

Разделы об избирательных правах и о бюджете были введены в Кон­ституцию впервые. Новой была и статья о столице Украинской ССР. Ста­тьи 2 и 3 Конституции определяли правовой статус УССР относительно союзного центра. Суверенные права Украины по сравнению с Конститу­цией УССР 1919 г. были значительно сужены. Как и ранее, за нею призна­валось право на собственное законодательство и управление, но при усло­вии признания главенства общесоюзных актов.

Ст. 18 подтвердила создание в составе УССР Молдавской АССР. Без изменений осталась система высших органов власти и управления. Кон­ституция 1929 г. установила новую периодичность созыва съездов Сове­тов. В соответствии со ст. 23 Конституции очередные Всеукраинские съез­ды Советов созывались ВУЦИК один раз в два года. Чрезвычайные съез­ды Советов могли созываться ВУЦИК как по своей инициативе, так и по требованию Советов и съездов Советов местностей, где проживало не ме­нее трети избирателей УССР. К исключительной компетенции Всеукраинского съезда Советов в соответствии со ст. 22 Конституции было отне­сено: утверждение изменений и дополнений в Конституцию Украинской ССР и Конституцию Молдавской АССР, изменение границ Украинской ССР и Молдавской АССР, выборы Всеукраинского Центрального Испол­нительного Комитета и выборы представителей Украинской ССР в Совет Национальностей ЦИК СССР.


Впервые была определена компетенция Президиума ВУЦИК. Она получила право законодательной инициативы. Местными органами вла­сти Конституция УССР 1929 г. определяла Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, районные и окружные съезды Советов, а также их исполнительные комитеты. Районные и окружные съезды созы­вались один раз в год. Исполкомы избирались съездами Советов и в пери­од между съездами являлись высшими органами власти на местах.

Гражданское право было той отраслью права, которая в первую очередь обеспечивала проведение новой экономической политики. Кодификация гражданского права началась сразу же после провозглашения курса на нэп. Однако до принятия Гражданского кодекса необходимо было законода­тельно решить ряд проблем по внедрению принципа материальной заинте­ресованности субъектов предпринимательской деятельности путем предо­ставления им большей самостоятельности в хозяйственной деятельности.

На базе объединения крупных государственных предприятий были созданы тресты, которые были переведены на хозяйственный расчет. За­конодательное оформление тресты получили только 2 июля 1923 г., когда был принят декрет ВУЦИК "О государственных промышленных предпри­ятиях, которые действуют на принципах коммерческого расчета". Исхо­дя из принципов нэпа советская власть позволяла организацию и деятель­ность частных и кооперативных предприятий.

Согласно постановлению СНКУССР "О кустарной и мелкой промыш­ленности и сельскохозяйственной кооперации" от 21 июня 1921 г. каж­дый гражданин получал право свободно заниматься кустарными промыс­лами и создавать мелкие промышленные предприятия.

Новая экономическая политика требовала денационализации неболь­ших построек. Это было позволено "Жилищным законом" от 1 ноября 1921 г., который регламентировал также вопрос аренды построек. Объем и пределы частнохозяйственной деятельности были определены постанов­лением ВУЦИК "Об основных личных имущественных правах, которые признаются УССР, охраняются ее законами и защищаются судами УССР" от 26 июля 1922 г. Постановлением полностью исключалось из граждан­ского оборота право собственности на недвижимость. Право собственнос­ти на недвижимость допускалось только при условии, если она не была исключена из гражданского оборота. Постановление провозглашало вос­становление таких гражданско-правовых институтов, как изобретатель­ское, авторское и наследственное право.

Наследование по завещанию и по закону допускалось при условии, что стоимость наследства не превышала 10 тыс. золотых крб. Основные положе­ния этого нормативного акта были включены в Гражданский кодекс УССР, который был утвержден постановлением ВУЦИК от 16 декабря 1922 г.


Гражданский кодекс УССР 1922 г. был полной рецепцией Гражданско­го кодекса РСФСР. Он состоял из четырех частей. В общей части опреде­лялись основные положения, субъекты и объекты гражданских прав, сдел­ки и исковая давность. В разделе "Вещное право" излагались нормы, ко­торые регулировали право собственности, право застройки и залог имущества. Раздел "Обязательственное право", кроме общих положений, со­держал нормы, которые регулировали обязательства по договорам и обя­зательства беспочвенного обогащения и нанесения вреда. Четвертый раз­дел посвящался наследственному праву. Гражданский кодекс УССР имел такое же количество статей, как и Гражданский кодекс РСФСР. Содержа­ние статей обоих кодексов было идентичным. Ст. 1 Гражданского кодекса указывала, что "гражданские права защищаются законом, за исключени­ем, когда они осуществляются вопреки их социально-хозяйственному назначению". Введение такого неправового критерия, как "социально-хозяйственное назначение", давало судам широкий выбор трактовки за­кона. Даже не закрепленные в законе имущественные права, если они осу­ществлялись вопреки их социально-хозяйственному назначению (что определял суд), на основании ст. 1 могли быть аннулированы.

Принципу законности противопоставлялся принцип целесообразно­сти, что не могло не привести к правому нигилизму.

Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права част­ных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой, кото­рая подчиняется общей идее о господствующей роли социалистической собственности.

Наряду с государственной и кооперативной собственностью Граждан­ский кодекс выделял частную собственность, которая имела три формы: единоличная собственность физических лиц; собственность нескольких лиц, которые не составляют объединения (общая собственность); соб­ственность частных юридических лиц. Ст. 54 ГК указывала, что "предме­том частной собственности могут быть: не национализированные пост­ройки, предприятия торговли, промышленности, которые имеют наем­ных работников не более предусмотренного особыми законами количе­ства, средства и способы производства, деньги, ценные бумаги и другие ценности, в том числе золотая и серебряная монеты и иностранная валю­та; предметы домашнего и личного обихода, товары, которые продавать законом не запрещено, и любое другое не изъятое из частного оборота имущество". Довольно развитым в ГК было договорное право. Обеспе­чивалась определенная свобода договоров. Общие условия, по которым заключались договоры, также регламентировались ГК. Так, ст. 33 ГК при­знавала недействительным любой договор, если он заключался одной из сторон под влиянием "крайней необходимости" и на невыгодных для нее условиях. Инициатива разрыва такого договора могла исходить не толь­ко от заинтересованной стороны, но и от государственных органов и об­щественных организаций. Очевидной была социальная направленность этой нормы.

Одной из особенностей обязательственного права было применение статей Уголовного кодекса за нарушение гражданских договорных отно­шений. В сфере наследственного права ГК хотя и позволял наследование по завещанию и по закону, ограничивал круг лиц, которые могли насле­довать по закону. Конечно, ГК УССР 1922 г. не мог предусмотреть всей совокупности гражданско-правовых отношений, которые возникали при введении нэпа. Ряд важных нормативных актов был принят в последую­щие годы. Так, одним из важных актов было "Положение о государствен­ных промышленных трестах УССР" от 4 июля 1928 г., принятое на основе общесоюзного "Положения о государственных промышленных трестах". 11 января 1928 г. ВУЦИК и Совнарком УССР одобрили "Положение о принадлежащих государству домах в городах и поселках городского типа и о порядке использования жилых помещений в этих домах". 6 февраля 1929 г. ВУЦИК и Совнарком УССР приняли постановление "Об автор­ском праве", которым регулировались права на литературные, научные и художественные произведения.

Семейное право. 31 мая 1926 г. ВУЦИК утвердил Кодекс законов о се­мье, опеке, супружеской паре и об актах гражданского состояния. Это был первый семейный советский кодекс в УССР. Он состоял из пяти разделов: о семье; об опеке; супружеской паре; праве граждан изменять свою фами­лию и имя; признание лица без вести пропавшим или умершим.

Кодекс признавал только государственную регистрацию брака (ст. 105). Согласно ст. 106 "совершение религиозного обряда не имеет никакого правового значения и не может служить доказательством супружества". Как регистрацию брака, так и разводы проводили органы ЗАГС.

Кодекс регулировал имущественные и алиментные отношения супру­жеской пары, правоотношения между родителями и детьми, вопросы опе­ки и попечительства.

Трудовое право. После окончания гражданской войны главной формой привлечения граждан к работе оставалась обязательная трудовая повин­ность. С введением нэпа начался постепенный переход к договорным на­чалам в трудовых отношениях. Принимается ряд законодательных актов, которые ставили целью урегулирование трудовых отношений в новых условиях, организацию работы, ее оплату и охрану. Возникла острая необ­ходимость в разработке и принятии нового кодекса законов о труде. Про­ект Кодекса законов о труде УССР разрабатывался параллельно с Кодек­сом законов о труде РСФСР и в полном соответствии с ним. Эти кодексы даже в действие были введены в один день — 15 ноября 1922 г.

Кодекс законов о труде УССР состоял из 17 разделов, которые подразде-лялись на 192 статьи. Первый раздел содержал общие положения, второй определял порядок найма и предоставления рабочей силы, третий устанав-ливал порядок привлечения граждан УССР к трудовой повинности, чет-нертый посвящался коллективным договорам, пятый — трудовым догово­рам, шестой — правилам внутреннего трудового распорядка, седьмой — нормированию труда, восьмой — вознаграждению за труд, девятый — га­рантиям и компенсациям. Десятый и одиннадцатый разделы регулировали рабочее время и время отдыха, двенадцатый и тринадцатый содержали нормы об ученичестве, работе женщин и несовершеннолетних. В четыр­надцатом разделе речь шла об охране труда, в пятнадцатом — о профсою­зах и их органах на предприятиях, в учреждениях и хозяйствах. Шестнад­цатый раздел устанавливал систему органов по решению конфликтов и рассмотрению дел о нарушениях законов о труде. Вопрос социального стра­хования регулировался последним, семнадцатым, разделом.

В ст. 1 провозглашалось, что нормы Кодекса распространяются на всех лиц, которые работают по найму и являются обязательными для всех пред­приятий, учреждений и хозяйств, как государственных и общественных, так и частных, а также для всех лиц, которые применяют наемный труд за вознаграждение. Провозглашались недействительными договоры и согла­шения о работе, которые ухудшали условия работы по сравнению с нор­мами Кодекса (ст. 4). Наем и предоставление рабочей силы проводилось исключительно на основе добровольного согласия работника (ст. 5).

Согласно Кодексу коллективный и трудовой договоры являются ос­новными правовыми формами привлечения к труду. Размер вознаграж­дения за труд не мог быть меньшим обязательного минимума оплаты, установленного для данной категории работников государством.

Продолжительность нормативного рабочего дня по Кодексу составля­ла 8 часов. Льготы были установлены для несовершеннолетних, а также для тех, кто работал на подземных работах, и для лиц умственной и кон­торской работы. Для этой категории трудящихся устанавливался 6-часо­вой рабочий день. Сверхурочная работа, как правило, не допускалась.

Кодекс определял права и обязанности профсоюзов и их органов на предприятиях, в учреждениях и хозяйствах, а также обязанности админи­страций в вопросе содействия работе профсоюзов (статьи 151—167). Дела о нарушении законов о труде и все трудовые споры решались или в при­нудительном порядке (особыми сессиями народных судов), или в прими­рительном порядке (примирительных камерах, третейских судах и т. д.) (ст. 168—169). По Кодексу социальное страхование распространялось на всех лиц наемного труда вне зависимости от того, на предприятиях какой формы собственности они работают (ст. 175). Четко определялось содер­жание социального страхования (ст. 176).

Кодекс законов о труде УССР довольно эффективно регулировал трудо­вые отношения на начальном этапе нэпа. Однако с 1924 г. на Украину начи­нают распространяться общесоюзные акты. Строгая централизация госу­дарственного управления требовала повышения уровня трудовой дисцип­лины. На борьбу с нарушителями трудовой дисциплины направляются при­нятые СНК СССР постановления "О мерах по укреплению трудовой дис­циплины на государственных предприятиях" от 6 марта 1929 г. и "О мерах по улучшению производственного режима и укреплению трудовой дисцип­лины на предприятиях" от 5 июля 1929 г. В 1929 г. была введена сокращенная календарно-рабочая неделя: на беспрерывно действующих пред­приятиях и в учреждениях — пятидневная, на всех других — шестидневная.

В 1926—1929 гг. значительное развитие получила промышленная коо­перация. 16 мая 1928 г. ВУЦИКи СНК УССР утвердили Положение о про­мышленной кооперации. Положение регулировало трудовые отношения членов промышленной артели, в частности вопросы возникновения и пре­кращение трудовых отношений, испытательного срока, техники безопас­ности, охраны труда и др.

Земельное право. Земельный вопрос был одним из главных в политике большевистской партии, поэтому его нормативному обеспечению уделя­лось особое внимание.

Относительно новой экономической политики постановление ВУЦЙК "Основной закон о трудовом землепользовании" от 27 мая 1922 г. регули­ровало широкий круг вопросов трудового землепользования как одного из основных институтов советского земельного права. Это постановление стало составной частью Земельного кодекса УССР, который был принят 29 ноября 1922 г. Кодекс состоял из основных положений и четырех час­тей: "О трудовом землепользовании", "О городских землях", "О государ­ственном земельном имуществе", "О землеустройстве и переселении" (Зе­мельный кодекс РСФСР состоял из трех частей, поскольку объединял вто­рую и третью части). Кодекс навсегда отменял право частной собственно­сти на землю, недра, воду и леса в пределах УССР (статьи 1—2). Все земли сельскохозяйственного назначения составляли единый земельный фонд (ст. 3). Право непосредственного пользования землей предоставлялось тру­довым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, госу­дарственным учреждениям и предприятиям (ст. 4). Право пользования зем­лей определялось как бессрочное и могло быть прекращено только в соот­ветствии с законом,(ст. 11). Купля, продажа, завещание, дарение и залог земли запрещались, а нарушители этого привлекались к уголовной ответ­ственности, а также лишались земли, которой пользовались (ст. 26).

Земельный кодекс регламентировал порядок и организацию работы органов управления земельным обществом (сельских сходов), правовое положение крестьянского двора. Ст. 66 определяла двор как "семейно-трудовое объединение лиц, которые совместно ведут сельское хозяйство". Ко­декс допускал аренду земли, но при условии, что "никто не может полу­чить по договору аренды в свое пользование земли больше того количе­ства, которое он в состоянии дополнительно к собственному наделу обра­ботать силами своего хозяйства". Использование наемного труда допус­калось только при условии соблюдения законов об охране и нормирова­нии труда, а также при условии невозможности хозяйства самому выпол­нять необходимую работу.

Кодекс предусматривал следующие виды землепользования: общин­ное, участковое, коллективное. Преимущество отдавалось коллективному землепользованию, которое предусматривало такие коллективные фор­мы хозяйства, как общество с общественной обработкой земли, артель и сельскохозяйственную коммуну (ст. 91). Коллективные хозяйства имели право требовать у сельской общины выделения им земли. Эти льготы на­поминали льготы, введенные столыпинской аграрной реформой 1906— 1911 гг. Однако если тогда они устанавливались для единоличных хозяйств, то теперь — для коллективных.

Развитие промышленности, транспорта, колхозное строительство нуж­дались в определенном упрощении процесса землеустройства и землеполь­зования. Возникла необходимость внесения изменений в Земельный ко­декс 1922 г.

27 июня 1927 г. ВУЦИК и СНК УССР приняли постановление об из­менениях и дополнениях к Земельному кодексу УССР. Фактически это было принятием Кодекса в новой редакции.

Изменения и дополнения касались расширения прав сельских сове­тов, трудовой аренды земли, подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах, прав и обязанностей земельных обществ и надзора за их дея­тельностью, порядка проведения дел о землеустройстве.

Важное значение для развития колхозного строительства имело обще­союзное постановление ЦИК и СНК СССР "О коллективных хозяйствах" от 16 марта 1927г.

После провозглашения курса на коллективизацию 15 декабря 1928 г. ЦИК и СНК СССР принимают "Общие начала землепользования и зем­леустройства", которые регламентировали правовой режим земель всех категорий. В них определялась компетенция Союза ССР и союзных рес­публик по распоряжению земельным фондом, регулированию землеполь­зования и землеустройства.

Тесно связанными с Земельным кодексом были Закон о лесах УССР, принятый 3 ноября 1923 г., и Ветеринарный кодекс УССР, утвержденный ВУЦИК 13 марта 1925 г.

Закон о лесах развивал и конкретизировал правила использования ле­сов как всенародного добра, как объекта государственной собственности. Он состоял из пяти частей: 1) основные принципы; 2) о сохранении и охране лесов; 3) о государственных лесах, сооружениях и имуществе; 4) о лесах, которые передаются в пользование учреждений, обществ и органи­заций; 5) о порядке поступления доходов и рассмотрения расходов на лес­ное хозяйство.

Ветеринарный кодекс содержал четыре части, каждая из которых дели­лась на разделы, а разделы — на статьи. Первая часть содержала основные положения, посвященные организации и задачам государственной вете­ринарии. Вторая определяла мероприятия и порядок предотвращения и прекращения заразных и эпидемических болезней всех видов домашнего скота и птицы. Третья устанавливала, что ветеринарно-санитарный надзор за перемещением животных и хранением сырых животноводческих про­дуктов осуществляется только ветеринарным персоналом земельных ор­ганов. Четвертая часть закрепляла систему ветеринарных органов управ­ления. Следует подчеркнуть, что Ветеринарный кодекс УССР способство­вал развитию сельского хозяйства в целом и животноводства в частности.

Уголовное право. Основой советской уголовной политики была прежде всего борьба с контрреволюционными преступлениями и бандитизмом. В 1921 г. правительством УССР принимается ряд нормативных актов, на­правленных на борьбу с бандитизмом (постановление "О мерах по борьбе с бандитизмом**), с должностными преступлениями (постановление "О мероприятиях по борьбе с должностными преступлениями"), с взяточни­чеством (постановление "О борьбе с взяточничеством") др. Принятие нор­мативных актов, которые устанавливали основы советского уголовного права, позволило приступить к созданию единого уголовного кодекса. 23 августа 1922 г. ВУЦИК утвердил Уголовный кодекс (УК) УССР. Его осно­вой послужил Уголовный кодекс РСФСР. Уголовный кодекс УССР состоял из двух частей — общей и особой, которые подразделялись на 227 статей.

В ст. 6 давалось определение преступления: "Преступлением призна­ется любое общественно опасное действие или бездействие, которое угрожает основам советского строя и правопорядка, установленного рабо­че-крестьянской властью на переходный к коммунистическому обществу период". Целью наказания было предупреждение новых правонарушений, приучение нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности осуществлять новые преступления. Назначение наказания осуществлялось судебными органами на основе "социалистического пра­восознания", Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и статей УК УССР. Широко применялся принцип аналогии закона, что давало возмож­ность судам широко трактовать закон, вследствие чего возникали нару­шения законности. Особая часть УК УССР содержала перечень видов пре­ступлений, определения их составов, санкции за их совершение. По ви­дам различали преступления: государственные, которые подразделялись на контрреволюционные (ст. 57—73) и против порядка управления (ст. 74— 104); должностные (ст. 105—118); нарушения правил об отделении церкви от государства (ст. 119—125); хозяйственные (ст. І26—141); преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности (ст. 142—179); имущественные преступления (ст. 180—199); воинские преступления (ст. 200—214); нарушения правил охраны народного здоровья, обществен­ной безопасности и общественного порядка (ст. 215—227). Система нака­заний варьировалась от общественного осуждения до изгнания за преде­лы УССР. В делах, находящихся на рассмотрении в ревтрибуналах, могла применяться высшая мера наказания — расстрел. Он не применялся к не­совершеннолетним, беременным женщинам, а также не мог быть назна­чен, если со времени совершения преступления прошло более пяти лет.

341 По УК УССР 1922 г. 36 составов преступлений предусматривали выс­шую меру наказания, а по УК 1927 г. — 45. Максимальный срок лишения свободы составлял 10 лет, а минимальный — 6 месяцев.

Ст. 54 УК УССР предусматривала признание приговоренного "врагом трудящихся". Впервые была установлена ответственность за недонесение о государственных преступлениях.

Общая часть УК УССР была полностью идентична Общей части УК РСФСР. Особая часть УК УССР дополнительно содержала 11 статей.

После создания Союза ССР 31 октября 1924 г. были утверждены "Ос­новные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик", акт, который дополнял общую часть. 27 февраля 1927 г. были приня­ты "Положение о преступлениях государственных" и "Положение о воин­ских преступлениях".

Усиление уголовной репрессии вызвало необходимость внесения из­менений и дополнений в УК УССР. 8 июня 1927 г. принимается новы» Уго­ловный кодекс УССР. В него были включены "Положение о преступлениях государственных", "Положение о воинских преступлениях" и некоторые другие нормативные акты. Однако развитие командно-административной системы управления нуждалось в новых определениях и дополнениях в уголовном праве. В течение двух последующих лет после принятия УК УССР 1927 г. было принято 56 законодательных актов по вопросам уго­ловного права, которые значительно увеличили состав преступлений.

Процессуальное право. 13 сентября 1922 г. ВУЦИК утвердил Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) УССР. Прежде всего он закреплял демокра­тические принципы судопроизводства в уголовных делах: гласность, уст-ностъ, непосредственность судопроизводства, состязательность, равнопра­вие сторон, право обвиненного на защиту и др. УПК УССР устанавливал порядок проведения следствия, порядок ведения дела в народном суде, в совете народных судей, регламентировал судопроизводство в ревтрибуна­лах, порядок исполнения судебных постановлений.







Date: 2015-08-24; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию