Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие выводы 2 page
10—14 марта 1919 г. в Харькове на III Всеукраинском съезде Советов принимается Основной закон республики — Конституция УССР, которая с этого времени становится юридической основой государственного строительства в советской Украине. Текст Конституции УССР значительно отличался от Конституции РСФСР как по объему, так и по содержанию. Конституция УССР состояла из четырех разделов: I — Общие положения; II — Конструкция советской власти; III—Декларация прав и обязанностей трудящегося и эксплуатируемого народа Украины; IV — о гербе и флаге УССР. Второй раздел состоял из подразделов: А. Организация центральной власти и Б. Организация советской власти на местах. В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Конечно, провозглашение диктатуры пролетариата было фикцией, фактически провозглашалась диктатура большевистской партии. Высшим органом власти Конституция объявила Всеукраинский съезд Советов, а в период между съездами — Вееукраинский Центральный Исполнительный Комитет, который создавался съездом и отвечал перед ним. ВУЦИК формировал правительство — Совет Народных Комиссаров, состоящий из'народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. В организации и деятельности высших органов власти и управления не было разделения на ветви власти. Даже CHKL имел право издавать законы. Органами власти на местах были областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, которые формировали свои исполнительные комитеты. В городах и селах такими органами были городские и сельские советы и избранные ними исполкомы. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всеукраинский съезд Советов и ВУЦИК утверждали изменения в Конституции, устанавливали и изменяли границы республики, осуществляли общее руководство внешней и внутренней политикой, устанав- 309 ливали общегосударственные налоги, основы формирования вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали правовую систему и др. Всеукраинский съезд Советов имел исключительное право вносить изменения в Конституцию. СНК был вправе рассматривать все вопросы и дела, которые относились к сфере законодательства и управления страной. Важнейшей задачей местных советов было проведение в жизнь решений центральных органов власти и управления. Избирательная система по Конституции отражала общую социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались только представители отдельных социальных групп, по отношению к которым не применялись ограничения по полу, национальности, образованию и вероисповеданию. Эти группы объединялись термином "трудящиеся". Значительная часть населения была лишена избирательных прав. Не выбирали и не могли быть избранными лица, которые использовали наемный труд с целью получения доходов; лица, которые жили на нетрудовые доходы, как-то: проценты с капитала, доходы от предприятий, поступления от имущества и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствующего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, которые находятся под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочные преступления на срок, установленный законом или судебным органом. Представительство от социальных групп, которые имели избирательные права, также не было равным. В некоторых случаях преимущество рабочего класса над другими достигало пятикратных размеров. На практике существовала многоступенчатая система выборов. Прямыми были выборы только в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, отсеивающий "враждебные элементы". Комплекс конституционных прав граждан ставился в прямую связь с их обязанностями. Историческое значение первой советской Конституции УССР 1919 г. заключалось в создании юридической базы для последующей законотворческой деятельности. Однако более существенным было ее влияние на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: была пересмотрена вся система социальных отношений, декларированы новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем Конституция закрепила реальные рычаги власти и порядок формирования ее структур, заложив в ее основу большевистскую идеологию. Гражданское право. Сфера нового гражданского права формировалась в процессе национализации. Государственная собственность создавалась путем ликвидации частной собственности, национализации земли, банков, фабрик, заводов, транспорта и др. Национализация осуществлялась декретами центральных и местных органов власти, которые и были первыми советскими гражданско-правовыми актами. Важнейшими среди них были декреты Временного рабоче-крестьянского правительства "О национализации банков" от 22 января 1919 г., "О национализации всей частной железной дороги и подъездных путей" от 4 января 1919г., "О порядке национализации предприятий" от 11 января 1919 г. и др. Кооперативная собственность как коллективная собственность мелких производителей национализации не подлежала. Кооперативные организации получили права юридических лиц. 10 августа 1920г. СНК УССР издал декрет "Об объединении всех видов кооперативных организаций", который был шагом на пути создания единой социалистической кооперации. Советское гражданское право времен "военного коммунизма" охраняло трудовое частное хозяйство и личную собственность граждан, что объяснялось политикой укрепления союза рабочего класса с трудящимися непролетарскими элементами. Так, запрещалась реквизиция и конфискация вещей домашнего обихода. В то же время согласно декрету СНК УССР "Об изъятии излишков одежды и белья у буржуазии" от 1 марта 1919 г. широко проводилась конфискация и реквизиция вещей домашнего обихода эксплуататорских классов. На первых порах в определенных рамках допускалась частная эксплуататорская собственность. Советская власть вела учет и контроль за деятельностью мелких предприятий, ограничивала численность наемных работников. С формированием советского права собственности связано наследственное законодательство. 11 марта 1919г. СНК УССР принял декрет "Об аннулировании наследования", по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (все другое имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде "меры социального обеспечения" с правом управления и распоряжения. Таким способом законодатель старался перекрыть еще один источник "нетрудового обогащения". Государственная монополия на хлеб, нефть, спички и др. почти ликвидировал а товарооборот. Система "главкизма" исключал а товарно-денежные отношения между предприятиями. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения, на правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативный запрет частной торговли привел к возникновению "черного рынка", где товарно-денежные отношения были деформированными. Семейное право. Одной из первых сфер, где произошло законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения. 20 февраля 1919 г. принимаются декреты СНК УССР "Об организации отделов записей актов гражданского состояния", "О гражданском браке и о введении книг актов гражданского состояния", "О разводе". В них прежде всего подчеркивалась законность только гражданских браков. Церковный брак объявлялся частным делом лиц, которые вступали в брак. Отменялись такие ограничения брака, как разрешение родителей, разница в вероисповедании. Провозглашалась свобода развода. Брак разрывался органами ЗАГС по просьбе хотя бы одной из сторон. Поскольку декреты о гражданском браке и о свободе развода регламентировали только часть брачно-семейных отношений, в начале 1919 г. был подготовлен проект Семейного кодекса УССР. В связи с наступлением Деникина Совнарком УССР не успел рассмотреть и утвердить проект кодекса. Народный комиссариат юстиции (НКЮ) рекомендовал судьям при отсутствии соответствующих норм руководствоваться "духом и содержанием" брачно-семейного законодательства РСФСР. Земельное право. С установлением советской власти в Украине на ее территорию было распространено действие декрета "О земле" и постановление СНК РСФСР "О переходе земли в распоряжение земельных комитетов" от 5 ноября 1917г. Руководствовались в Украине также Законом "О социализации земли", принятом III Всероссийским съездом Советов. Фактически эти нормативные акты устанавливали порядок национализации земли и передачи права распоряжения землей в местные советы и подчиненным им волостным земельным комитетам. Конституция УССР 1919 г. закрепила аннулирование частной собственности на землю. Декрет ВУЦИК "О социалистическом землеустройстве и о переходных мероприятиях к социалистическому землепользованию" от 26 мая 1919г. определял правовое положение земель, недр, вод и лесов. Вся земля в Украине объявлялась единым государственным фондом. В ст. 1 Декрета говорилось, что "частная собственность на землю, недра, воды, леса отменяется". Содержание права государственной собственности на землю заключалось в определении советской властью общих правил владения и пользования землей. Запрещались любые гражданско-правовые сделки с землей. Наиболее распространенной формой землепользования наряду с коллективным землепользованием было индивидуальное уравнительное трудовое пользование землей. Принятый 5 февраля 1920 г. "Закон о земле" закрепил распределение земли в уравнительное землепользование. Он предусматривал также развитие коллективных форм землепользования. Значительное внимание уделялось созданию совхозов, сельскохозяйственных коммун, артелей, обществ по совместной обработке земли. Трудовое право. 10 декабря 1918 г. в РСФСР был принят Кодекс законов о труде. Действие этого кодекса было распространено и на Украину. Кодекс законов о труде провозглашал общую обязанность работать и право на труд, обязанность выполнять установленную норму труда и право на оплату труда, придерживаться дисциплины труда и советских законов о труде, право на отдых и материальное обеспечение. Но в условиях "военного коммунизма" не все из этих положений выполнялись. Как способ привлечения к работе широко использовалась трудовая повинность. Значительное распространение получила трудовая мобилизация, на основе которой осуществлялось перераспределение рабочей силы. На предприятиях устанавливались режимы, близкие к режиму военных учреждений. Проводилась милитаризация ряда отраслей промышленности. Внедрялась натурализация заработной платы. Декретом СНК УССР от 6 апреля 1920 г. был введен единый трудовой паек. К концу 1920 г. натуроплата стала преимущественной формой оплаты труда. Большое значение придавалось укреплению трудовой дисциплины. Появилось понятие трудового дезертирства как злостного уклонения от трудовой повинности. К нарушителям дисциплины применялись принудительные меры. Прогул более трех дней в течение одного месяца рассматривался как саботаж. Уголовное право. Даже карательная политика государства определялась программой большевистской партии. Основой этой политики была уголовная репрессия. Одним из первых нормативных актов по уголовному праву был декрет СНК УССР "О досрочном освобождении" от 21 марта 1919 г. В декабре 1919 г. в России принимаются "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР", а 4 августа 1920 г. они официально были введены в действие на территории Украины. Этот нормативный акт стал первой попыткой обобщения практики деятельности судов и трибуналов. Согласно теории "социальных функций права", получившей в этот период широкое распространение, новое уголовное право должно формироваться по принципу целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. В среде законодателей приобрела силу тенденция отказа от особой части уголовного кодекса. Допускалось, что суды, руководствуясь социалистическим правосознанием и принципом целесообразности, будут решать дела только на основе норм общей части уголовного кодекса. На этой идее основывалась структура Руководящих начал. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, стадиях осуществления преступления, соучастии, видах наказания, условном осуждении, сфере действия уголовного права. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на "социальное обоняниє пролетарского суда". Руководящие начала под правом подразумевали систему (порядок) социальных отношений. При определении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника и его социальное происхождение. При этом наказание должно было основываться на целесообразности его применения. Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость в кодексе не объяснялись. Недостаточное внимание к определению субъективной стороны преступления вело к усилению принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, а не с его мотивами. На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника и социальная направленность деяния. Система наказаний по Руководящим началам включала следующие: выговор, общественное осуждение, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение вреда, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел. Во времена "военного коммунизма" многие из этих наказаний использовались в административном и внесудебном порядке. Следует отметить существование таких антиправовых институтов, как уголовная ответственность по принципу круговой поруки и поручительства. К уголовной ответственности привлекалась, например, часть населения того города, где были уничтожены продовольственные склады, разобраны железнодорожные пути и др. Уголовно-процессуальное право. В Украине в первые годы советской власти была создана довольно развитая система уголовно-процессуальных норм. Главные моменты судопроизводства были установлены "Временным положением о народных судах и революционных трибуналах УССР" от 20 февраля 1919 г., "Положением Совета Народных Комиссаров о народном суде" от 26 октября 1920 г., инструкцией НКЮ УССР "О судопроизводстве" от 3 июня 1919 г. и многочисленными циркулярами НКЮ УССР, изданными в 1920 г. В этих актах были закреплены главные принципы уголовного процесса, которые были едиными как для народных судов, так и для революционных трибуналов. Ревтрибуналы были судами для рассмотрения наиболее опасных преступлений. В некоторых делах ревтрибунал мог признать ненужным проведение предварительного следствия, что приводило к нарушению провозглашенного принципа законности. Согласно циркуляру НКЮ УССР "Об ускорении рассмотрения предварительного следствия" от 29 февраля 1920 г. предварительное расследование в политических делах должно было проводиться в течение 48 часов. Право обвиняемого на защиту в ревтрибуналах также ограничивалось. При оценке доказательств, как и при определении наказания, члены ревтрибуналов руководствовались декретами и своим революционным правосознанием. Постановления выносились именем Украинской Социалистической Советской Республики. На первых порах постановления ревтрибуналов не подлежали кассационному обжалованию. Этот пробел был отменен декретом СНК УССР "О создании Верховного Кассационного Суда" от 16 апреля 1919г., который устанавливал, что кассационному обжалованию подлежат все постановления ревтрибуналов, за исключением постановлений, вынесенных Верховным ревтрибуналом при ВУЦИК. Несколько иным был порядок рассмотрения дел в народных судах. Им были подсудны все уголовные дела, за исключением подсудных ревтрибуналам. Предварительное расследование осуществлялось в форме дознания или предварительного следствия. Проведение предварительного следствия зависело отрешения судьи. Народный судья рассматривал жалобы на действия следователей. Народные заседатели имели равные права с народными судьями. Все вопросы, которые возникали при рассмотрении дела, решались большинством голосов. Участие в процессе представителей обвинения и защиты было обязательным при рассмотрении дел о наиболее тяжких преступлениях. В других случаях вопрос об участии обвинителя и защитника решал народный суд. Обвинения в уголовных делах осуществлялись членами коллегии обвинителей, а защита — членами коллегии защитников. "Положение о народном суде" от 26 октября 1920 г. устанавливало следующие основания отмены приговоров в кассационном порядке: 1) существенные нарушения форм судопроизводства; 2) существенные нарушения или неправильное применение декретов; 3) неполнота следствия; 4) очевидная несправедливость постановления. Гражданско-процессуальное право. Все гражданско-правовые споры решались только в народных судах. Потерпевшему, которому был причинен вред от преступления, подсудного ревтрибуналу, предоставлялось право предъявить гражданский иск через народный суд или во время рассмотрения уголовного дела, или после окончания рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. В рассматриваемый период имущественный оборот почти отсутствовал, а удельный вес гражданских дел в народных судах был незначительным. Гражданские дела рассматривались редко. В основном это были споры между гражданами по распределению семейного имущества, о выплате вознаграждения за проделанную работу и др. Вследствие запрета операций с недвижимостью, изъятия из гражданского оборота многих предметов домашнего обихода стало почти невозможным применение взысканий и удовлетворения претензий отдельных лиц. Этим объясняется сравнительно небольшое количество специальных нормативных актов, которые регулировали гражданское судопроизводство. Нормы гражданского судопроизводства, как правило, содержались в актах, регулирующих судопроизводство в уголовных делах. Судопроизводство в гражданских делах начиналось по иску граждан или советских учреждений. Гражданские споры рассматривались в том народном суде, на участке которого проживал или временно находился ответчик. Вопрос подсудности окончательно решался народным судом. Судья мог рассматривать дело единолично или с двумя народными заседателями. Стороны могли принимать участие в судебном заседании как лично, так и через представителей. Судебное заседание открывалось докладом народного судьи, который формулировал суть иска, затем слово предоставлялось истцу. В случае возражения по иску ответчиком проводился допрос свидетелей. Решение народного суда в течение месяца со дня его объявления могло быть опротестовано в кассационном порядке в Совет народных судей, который мог оставить решение в силе или отменял его. Отмену решений Совет должен был мотивировать. Следует еще раз подчеркнуть, что народный суд постепенно превращался в основной судебный орган, который решал гражданско-правовые споры, как суд первой инстанции. В первые годы советской власти были разработаны те принципиальные положения, на которых впоследствии и будет построен советский гражданский процесс. Общие выводы 1917— 1920гг. были тяжелыми для украинской государственности. Не выдержала экзамена на зрелость идея независимого соборного Украинского государства. Тридцатипятимиллионный украинский народ не смог вырваться из железных объятий "старшего брата ". Украинская политическая злита поддалась на утопическую идею возможности построить социализм, для чего создавала различные социалистические партии, отодвигая главный исторический вопрос — построение национальной государственности — на второй план. Этой "болезнью "страдают и современные украинские коммунистические и социалистические партии. Большевики использовали политическую незрелость украинского народа сполна. В Украине по образцу большевистской России была установлена военно-пролетарская диктатура. Была ли это действительно власть народа? Развязанная большевиками гражданская война дала негативный ответ на этот вопрос. В Украине, как и в России, утвердилась военно-большевистская партийная диктатура, которая заложила основы жестокого тоталитарно-репрессивного режима. С полной силой этот режим проявил себя в годы "военного коммунизма ". Но то была только репетиция. Политический бенефис тоталитаризма произойдет в 30-е годы, где в театре человеческого абсурда будут соревноваться сталинский социализм и гитлеровский фашизм. В период с конца 1917г. и до конца 1920г. при помощи штыков Красной Армии советская власть была установлена в Украине. И тот факт, что эта власть во всех своих проявлениях была точной копией власти большевистской России, свидетельствовал о ее антинародной, антинациональной направленности, имперской сути. Копировалось все: высшие и местные органы власти и управления, судебная система, Конституция, нормативные акты. Изменялась только принадлежность: вместо "РСФСР" ставили "УССР", а иногда и этого не делали. И хотя объясняли это однотипностью социалистических государств, отсутствием профессиональных кадров в братской Украине и т. п., суть от этого не менялась: так делала всегда и всюду только оккупационная власть. Рекомендованная литература 1. Верк Н. История советского государства. — М., 1997. 2. Гурвич Г.С. История Советской Конституции. — М., 1923. 3. Из истории советского государства и права. — М., 1989. 4. Исаев ИЛ. История государства и права России. — М., 1996. 5. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б.М. Бабий. - К., 1976. „ 6. Історія держави і права України: У 2 ч. / За ред. А.И. Рогожина. — К., 1996.-Ч. 2. 7. Історія України. Нове бачення: У 2 т. / За заг. ред. В.А. Смолія. — К., 1996.-Т. 2. 8. Кульчицький B.C. Утворення Української Радянської Республіки. — Львів, 1957. 9. МалицкийАл. Советская Конституция. — Харьков, 1925. 10. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. — М., 1984. 11. Footman D. The Russian Revolution. — London, 1962. Глава 14
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО В УКРАИНЕ (1921-1929 гг.) • Общий исторический обзор. • Новая экономическая политика в Украине. • Государственный строй. • Судебная система и другие правоохранительные органы. • Правовая система. • Общие выводы. 14.1. Общий исторический обзор Когда речь идет о социалистической государственности в Украине, то следует иметь в виду тот период, когда осуществлялись реформы, удовлетворяющие экономические, социальные, культурные и национальные потребности украинского народа. Экономическая политика, которую проводили большевики в первые годы советской власти, полностью обанкротилась. Гражданская война, политика "военного коммунизма", попытки осуществить утопическую идею победы мировой пролетарской революции привели к глубокому кризису. В советской исторической науке наличие кризиса начала 20-х годов признавалось, но причины его связывались преимущественно с войной. На территории Украины, где военные действия продолжались почти беспрерывно, экономика пострадала особенно. Паралич производства, который надвигался неотступно, был связан с попытками государственной партии разрушить рыночный механизм расширенного воспроизводства социального продукта. Из-за нехватки продовольствия резко упала добыча полезных ископаемых, прежде всего угля, что, в свою очередь, привело к остановке железной дороги. Продовольственный, угольный и транспортный кризисы вконец расшатали материально-техническое обеспечение всей промышленности. Численность работников крупной промышленности Украины уменьшилась наполовину по сравнению с довоенной. Спасаясь от голода, рабочие оседали в селах. Сельское хозяйство пребывало не в менее тяжелом состоянии. Его положение осложнялось продовольственной разверсткой и запретом торговли для крестьян. В 1921 г. в Украине было произведено только 45 млн ц зерна, что составляло 25% сбора зерновых в 1913 г. Вскоре это привело к страшному голоду в южных губерниях Украины. Официальная советская версия голода, который привел к миллионным жертвам в Поволжье, на Северном Кавказе и на юге Украины, была одна — засуха 1921 г. Однако в этих регионах засухи были привычным явлением и раньше, и ни одна из них не приводила к таким трагическим последствиям. Причины голода связаны с политикой большевистской партии, прежде всего с осуществлением продразверстки. 6 августа 1921 г. В. Ленин сообщил наркомпроду УССР М. Владимирову о своем намерении широко применить войска для сбора продналога в Украине. Через несколько дней (12 августа) за его подписью вышло специальное постановление Совета труда и обороны (СТО) о применении чрезвычайных мер во время изъятия продналога. В нем говорилось о введении в волости и села, которые оказывали сопротивление наркомпро-довцам, военных частей. Последние должны были во время сбора продналога "немедленно применять решительные меры принудительного характера". В 21 уезде пяти южных губерний (Одесской, Николаевской, Екатеринославской, Запорожской и Донецкой) крестьяне не собрали посеянного зерна. В 10 других уездах указанных губерний чистый сбор хлеба не превышал 5 пудов на душу населения. Этого количества хватало только на то, чтобы не умереть голодной смертью. Следовательно, треть территории советской Украины была голодающим регионом. Голод продолжался до поздней весны 1923 г. Он был спровоцирован преступной политикой Москвы по отношению к Украине. За ее пределы насильно был вывезен даже посевной фонд зерна. Мотивы такого политического курса основывались на том, что украинское село было охвачено антибольшевистским движением. Голод оказался тем фактором, который эффективнее, чем карательные экспедиции, погасил повстанческое движение. Следовательно, есть все основания утверждать, что в 1921—1923 гг. советская власть в Украине впервые испытала такое оружие, как террор голодом. Но волю народа сломать не удалось. Именно поэтому большевистское правительство России вынуждено было проводить в 20-е годы политику национального строительства в сфере образования, культуры, книгоиздания, науки и др. В апреле 1923 г. состоялся XIII съезд РКП(б), в повестку дня которого был включен национальный вопрос. Съезд провозгласил политику коре-низации, украинская разновидность которой получила название украинизации. Декларировалось, что основной целью этой политики является содействие развитию культур и языков всех национальностей. На первом плане у государственной партии были другие задачи: укорениться в национальных республиках (отсюда и название политического курса — коренизация). Чтобы укрепить свое влияние в республиках, партия должна была разговаривать с населением его языком и создать собственных аппаратчиков из местных кадров. Несомненно, что коренизация имела побочный эффект в виде стремительного развития подавленных до того национальных культур. С апреля 1925 по июль 1928 г. первым секретарем ЦК КП(б)У работал один из ближайших сотрудников генсека Л. Каганович, который позднее сыграл в истории советской Украины особо зловещую роль. Как раз при нем политика украинизации получила наибольший размах. Каганович с особым усердием воплощал в жизнь официальный курс. Он даже изучил украинский язык и старался разговаривать на нем. Результаты украинизации 20-х годов были достаточно весомыми. Количество украинцев среди служащих государственного аппарата в 1923— 1927 гг. возросло с 35 до 54%. На украинский язык перешло свыше четверти институтов и более половины техникумов. Большая часть книг, журналов и газет стала издаваться на украинском языке. По инициативе Н. Скрыпника, который выдавливал все возможное из курса на украинизацию, национальный язык внедрялся даже в школах командного состава и в некоторых красноармейских частях. Даже на Кубани, где компактно проживали украинцы, открылись украинские школы, издавались украинские газеты, работало украинское радиовещание. Однако в ЦК КП(б)У представительство украинцев не превышало четверти. Первыми (в 1925—1934 гг. — генеральными) секретарями ЦККП(б)У избирались по санкции центрального партийного руководства только не украинцы — немец Э. Квиринг, еврей Л. Каганович, а после отзыва последнего в Москву — поляк С. Косиор. Политика украинизации наиболее эффективно проявилась в сфере культурного строительства. И это неслучайно. Культура не была непосредственно связана с политическим режимом и системами производственных отношений, которые последний отторгал или насаждал. За исключением идеологии, она была способна развиваться в рамках любого политического строя. Поэтому государственная партия без риска для своей диктатуры могла позволить более или менее свободное развитие национальной культуры советских республик. Поддержка культурнических форм национального движения во время беспощадной борьбы с его государственными формами была наиболее природным курсом для тех политических режимов в многонациональных странах, которые зависели от поддержки населения. Только самодержавие могло позволить себе угнетение культуры и языка украинского народа, само существование которых отрицалось царскими властями. Date: 2015-08-24; view: 294; Нарушение авторских прав |