Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периоды в истории языкознания





- донаучный (Античность – до нач.19 века) Периодизация: Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение. Языком занимались философы. Вопросы происхождения языка, язык и окружающий мир, мышление, сознание. Формирование грамматики, но акцент не на теорию, а на обучение. Развитие филологии (науки о текстах). Комментарии к текстам, языку и содержанию: тексты писались с комментариями к словам, сложным оборотам. Нормативный подход: устанавливается норма языка.

Первые нормативные дисциплины, у истоков – Аристотель:

1. грамматика – все знания об устройстве языка

2. искусство составления словарей, лексикография (древнегреч, лат)

3. риторика – искусство убеждения

4. диалектика – и философия, и наука. Познание окр. действ-ти. Центр. часть – логика.

5. поэтика – искусство сочинения лит. произведений.

6. логика – наука о рассуждении

Средневековье

- богословские построения

- основные языки – латынь и древнегреческий (учебники те же)

- развивается риторика, диалектика, поэтика

- описание новых языков

4 грам.традиции: греко-римская, индийская, китайская, арабская.

Зачатки научного подхода – 17 в.

Грамматика Пор Рояль (в монастыре в 1660 г.).

Начало общего языкознания. Рационалистическая грамматика (Декарт).

Универсальная грамматика – мышление всех людей мира одинаково -> все языки мира сходны.

Центр знаний о языке в 17 в. – Франция.

Однако деление на 2 периода условно, тк 1660г. – Грамматика Пор-Рояль: задача сравнить языки и найти общие категории и их разное выражение (род, число, падеж).

- научный (с 19 века с формирования сравнительно-историческ.языкозн)

Формирование историческо-сравнительного языкознания (проблемы родства языков, что их объединяет). Накапливается описание языков (описательный подход), появляется интерес к истории. Не преследует нормативных целей.

Периодизация опирается на понятие научной парадигмы, т.е. на содержание лингвистических исследований (ввел Кун: единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и полученных результатах. Переход от одной парадигмы к другой – научная революция).

1. Парадигма сравнительно-исторического яз-я - весь 19 в. (проблемы родства языков, реконструкция праязыка, деление на семьи)

2. Психологическая парадигма – увлечение сознат. и бессознат. – конец 19 в. – самое начало 20в. (вопросы индивидуальной (Фрейд) и народной (этнопсихолингвистика) психологии)

3. Структурализм – 1910-1960 гг. (развитие идей Соссюра (не структуралист)) (формирование школ: женевская, американская, пражская, датская, лондонская; язык – система знаков, акцент на его внутр.ус-во)

4. Когнитивно-дискурсивная/ антропоцентрическая. Современная. С 60-х гг. 20 в. (на первом плане – коворящий человек: интерес к речевой деятельности, коммуникативный подход, в поле зрения – говорящий и слушающий, интерес к когнитивным процессам во время речи).

 







Date: 2015-08-15; view: 1900; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию