Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальная грамматика 17 века: грамматика Пор-Рояль





В 17 в. Складываются зачатки научного подхода к изучению языка, что отражено в «Грамматике Пор-Рояль». Франция – центр ЯЗ, там появляются предпосылки для научного этапа развития ЯЗ. Это эпоха Просвещения = век рационализма. Жанр универсальной грамматики популярен в 17-18 веках.

● написана в монастыре, в 1660 г, авторы Арно и Лансло

● возникновение этой универсальной грамматики является началом становления ЯЗ как науки (предпосылки именно в грамматике), т.е. возникает новый вид грамматического описания.

● основана на идеях Декарта 17в и философии эпохи Просвещения - подчеркивалось всесилие человеческого разума: именно он служит критерием истины. Законы разума едины для всего человечества (Кортезианская Грамматика).

в основе языка лежит разум – основы разумной деятельности, универсальные основы человеческого мышления, общие для всего человечества Þ все языки имеют в основе сходное устройство, а их различие вторично (универсальная грамматика)

● она пишется не для одного языка, а для всех сразу (около 10 языков: 9 европ. и восточные), основана на материале различных языков и описывает общую классификацию звуков и дает к ним примеры

Грамматика Пор-Рояль закладывает основу сопоставительному изучению языков. Состоит из 2х частей:

1) Посвящена фонетике (учение о звуке приближено к фонологии)

2) Посвящена грамматике: некоторые грамматические категории обязательно должны быть во всех языках, без них мысль не передать (число, падеж, время, наклонение). Учение о синтаксисе: опора на логику (ее категории – субъект ® связка ® предикат). Предложение тоже состоит из этих компонентов, т.к. отражает логическое суждение. Следовательно, слова = понятия, простые предложения = суждения, сложные = умозаключения. Человек мыслит логически, суждениями. Типичное предложение: Земля есть круглая. В языках главный глагол – быть, можно было бы обойтись только им. Петр живет это трансформация Петр есть живущий. Т.е. все остальные предложения – трансформации суждений. Но для экономии усилий придумали другие глаголы. Более длинное предложение – сумма простых суждений: Невидимый Бог создал мир (Бог есть невидим и т.д.).

● в языке все должно быть подчинено логике и целесообразности, а задача данной грамматики ® сформулировать законы, обеспечивающие изучение как отдельного языка, так и всех языков мира.

● эта грамматика легла в основу генеративной грамматики Хомского (20 в.) «Кортезианская (Декарт 17 в) грамматика»: базовые, врожденные представления об устройстве языка схожи у всех языков.

17-18 вв. по образу были написаны грамматики и в других странах. Такой жанр стал называться универсальной (философской) грамматикой. Корнями уходит к модистам. Более значима, чем практическая грамматика. Носит панхронический характер (общие свойства для любой эпохи).

19 в. – провозглашена ненаучной. Формирование уравнительно-исторического языкознания: акцент на формальную сторону языка (законы фонетики, склонения, спряжения), а не на содержательной. Диахронический подход (изучение истории конкретных языков).

 

Вопросы философии языка в трудах В. Фон Гумбольдта.

Немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 году университет в Берлине. Опирается на идеи Канта («вещь в себе»). Гумбольдт по существу явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. В работе " О различии строения человеческих языков… ", Гумбольдт понимает язык не как нечто застывшее, но как непрерывный процесс духовного творчества, как "формирующий орган мысли", выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие языкознания.

Гумбольдт первым обратил внимание на системный характер языка. По его мнению, язык – это внутренне взаимосвязанный организм. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого.

Основным в лингв. концепции Г. является учение о тождестве языка и «духа народа». Язык народа есть его дух, и его дух есть его язык. Язык – промежуточный мир между народом и миром.

С одной стороны, Гумбольдт рассматривает язык как идеальную вещь, существующую в умах и душах людей, а с другой – склоняется к пониманию языка как социального явления, ибо язык рязвивается в обществе и человек понимает себя лишь потому, что его слова понятны и другим. Форма существования языка – его развитие. Язык – беспрерывная деятельность духа, стремящаяся превратить звук в выражение мысли.

Знаковая теория языка: язык – отражение и знак, слово – единство звука и понятия. В основе наименования – характерный признак предмета.

Date: 2015-08-15; view: 2053; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию