Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уравнение Георга Зиммеля
43 Фильм Мартина Скорсезе «Отступники» (2006) начинается кадрами обычной уличной суеты южного Бостона, видной из окна ресторана. 43 За кадром звучат слова старого босса бостонс-44-кой ирландской мафии Винса Костелло, которого играет Джек Николсон: 44 «Я не хочу быть продуктом окружающей меня среды, я хочу, чтобы окружающая среда была моим продуктом». 44 За те лет двадцать, что прошли в фильме со времени этого монолога, город превратился в моральный пустырь, борьба этнических кланов сочетается в нем с противоборством корпораций, а вопросы лояльности и предательства (в отношении к департаменту полиции штата Массачусетс и ирландской мафии) неумолимы и неразрешимы. Самоуверенный выпад легендарного мафиозо против банальной максимы социального дарвинизма фильм и подтверждает и оспаривает. Этническое, расовое и классовое измерения городского существования сплетаются с бунтом одного героя против и искусным приспособлением другого к правилам жизни «по понятиям». 44 В разгар важной операции Костелло в гневе учит партнеров-китайцев тому, как делаются дела «в этой стране». Патриотизм и национализм беспроблемно соединяются с жестко удерживаемой властью, расизмом и социопатией: «Черные так и не поняли: никто тебе ничего не даст. Ты должен сам это взять». Красоты центра старого Бостона открываются в фильме из окна лофта стремительно делающего карьеру молодого полицейского-ирландца — человека Костелло в полиции. Его ровесник, с которым они вместе учились жизни на улицах ирландского квартала и семейными узами оказались связанными с мафией, а потому вроде бы обреченный тоже пополнить ряды гангстеров, становится настоящим полицейским и успешно внедрен полицией Бостона в число людей Костелло. При этом один — продажный — стремительно утверждается в роли преуспевающего белого представителя среднего класса, другой — честный — остается бедным ирландским маргиналом. Никто в фильме не морализирует по поводу одинаковой цены, которую заплатили за успешную ассимиляцию один и сохранение подобия нравственной целостности другой: оба убиты. Просто в живых останется тот, кто придет и выстрелит последним. 45 Фильм Скорсезе представляет собой мизантропический вариант решения того, что Георг Зиммель называет «уравнением, которое составляется между индивидуальным и надиндивидуальным содержанием жизни». Его решение, опять-таки по Зиммелю, — «в приспособляемости личности, благодаря которой она уживается с внешними силами». 45 Дилемма «окружающая среда — я» зафиксирована в начале «прототекста» всей урбанистики — эссе Георга Зиммеля о духовной жизни больших городов: «Глубочайшие проблемы современной жизни вытекают из стремлений индивидуума охранить свою самостоятельность и самобытность от насилия со стороны общества, исторической традиции, внешней культуры и техники жизни. Это — последняя из выпавших на нашу долю форм борьбы с природой, борьбы, которую первобытный человек ведет за свое физическое существование» [Зиммель, 2002: 23]. 45 Как видно из этою отрывка, Зиммель - один из создателей социологии — общество мыслит как источник давления на человека, уподобляя его природе, законы которой неумолимы и от которой надо защищаться, что объединяет его скорее с поздними критиками дисциплинарного общества и общества контроля, нежели с теми его современниками, для которых общество заменяло фигуру бога — было единственным источником объяснений. Его взгляды потому и служат источником многочисленных интуиции в отношении только намечающихся сегодня процессов, что он увидел ограниченность понятия «общество», объяснению и постижению которого социальная теория посвятила столько усилий. Его взгляды менялись, и сегодня, возможно, нам более интересен не столько Зиммель, впечатляюще (и вполне позитивистски) разложивший разнообразие социальных интеракций на диады и триады, сколько Зиммель, амбивалентно относящийся к современному обществу, 45 С одной стороны, общество замораживает становление и разрушает стихийность и неупорядочениостъ, связываемые Зиммелем с жизнью, с другой стороны, никто из людей не из 46 бегает того, чтобы впустить внутрь себя установления общества и там самым стать его частью.
Date: 2015-08-07; view: 715; Нарушение авторских прав |