Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урбанистическая и социальная теория
13 Трансформации городов и посвящена эта книга Она озаглавлена «Город в теории», но единственное число не должно ввести в заблуждение. Urban studies и urban theory — общепринятые наименования целого спектра тенденций, позиций и интерпретаций, которые стремятся сформулировать понимание городской жизни, выходящее за пределы тех конкретных обстоятельств и случаев, в которых было порождено. Академические исследования, нацеленные на понимание городов, представляют собой сравнительно молодую отрасль знания: им немногим более ста лет. В своем развитии они оказались тесно соединенными с социальной теорией. 13 В ходе фиксации европейской философией и социологией масштабных социальных трансформаций модерности город «синекдохически» выступает как самая «представительная» часть общества, олицетворяя и проявляя взаимосвязь индустриализации и урбанизации, отчуждения и нормализации. 13 Так, Адам Смит еще в 1776 году говорил о городе как о воплощении происходящих в XVTII веке перемен, состоящих в нарастании 14 значимости производства, а не только торговли как источника «богатства нации». 14 Разделение труда в мануфактурах вроде булавочной фабрики стало для него прообразом более масштабного разделения труда — между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством. Только в больших городах, заявлял он, возможны некоторые виды производства. Тем самым Смит одним из первых накрепко соединил осмысление урбанизации и индустриализации. Два века спустя Макс Вебер в своем «Городе» (1921) сделает город воплощением уже не экономической, но политической сути социальной организации. Автономность города достигается через политику, что проявляет природу города как «сообщества с особыми политическими и административными институтами». Город тем самым — часть масштабного исторического процесса, в ходе которого общество создает институты, помогающие ему доминировать политически и экономически. Этот процесс Вебер называет институциональной рационализацией, а его итогом - бюрократическую администрацию. Когда они соединяются с политикой, возникает национальное государство. Так что город, по логике Вебера, становится как эмблемой общих исторических процессов территориального доминирования и государственного строительства, так и главным реальным местом, в котором эти процессы осуществляются. 14 Мой третий пример — Фернан Бродель с его идеей, что западные города и капитализм по сути тождественны. Бродель соединяет в своем анализе рынки, власть, производство, не забывая и про сложности выявления первичных и вторичных факторов капиталистического развития Европы и заявляя о том, что, хотя невозможно вычленить первичное и вторичное в процессах развития городов и экономического подъема, все же несомненна огромная роль городов как генераторов или утилизаторов экономического подъема. 14 Этот образ города как независимого актора подхватит другой историк и в своем масштабном очерке урбанистической истории противопоставит 15 его образу города как продукта социального развития [см.: Hohemberg, 1990]. 15 Однако совсем другой актор — национальное государство — надолго стал главным героем европейской истории и, соответственно, социальной теории. 15 В то же время универсалистские притязания социальной теории XIX века были с переменным успехом проблематизированы в XX веке нарастающим интересом к локальному и прежде всего городскому, проявившимся не только в деятельности социологов чикагской школы — в исследовании антропологом Ллойдом Уорнером города Ньюбюри-порт («Янки-сити» в Массачусетсе) и «Миддлтауна» — Робертом Линдом, но и в разнообразных последующих работах. Урбанистическую теорию можно с уверенностью считать частью социальной теории: у них общий язык. В то же время первая настаивает на том, что социальная жизнь в городе обладает своей спецификой. Сложности взаимодействия социальной теории и города обусловлены тем, что город - это и главное пространство, в котором происходят социальные изменения, и ключевое место, в котором социальная теория создается. Так что, с одной стороны, нужно понимать, как связаны современный город и модерность, постмодерность, капитализм и глобализация, то есть искать соединения между масштабными социальными процессами и городскими трансформациями, Выделим три главных узла таких соединений. 15 Во-первых, макроэкономические тенденции, такие как деиндустриализация, неолиберализм, индивидуализация и коммодификация отношений, воплощаются в таких городских процессах, как усиление пространственной сегрегации, безработица, кризис связей «по месту жительства». 15 Во-вторых, интеграция городов в глобальную экономику с сопутствующей этому процессу деятельностью международных финансовых и торговых организаций сочетается с переменами в общегосударственной политике (такими, как реформа управления социальной сферой), что чаще всего выражается в на-16-растании зависимости городов от национальных, наднациональных и глобальных сил. 16 В-третьих, между собственно городами установились неравные отношения. Соревнование и взаимозависимость приводят к тому, что одни города оказываются в выигрыше, будучи магнитом для ресурсов, инвестиций, символической составляющей жизни, а жителям других остается лишь претерпевать положение аутсайдеров. С другой стороны, необходимо ориентироваться в разнообразии идей, сформулированных для того, чтобы понять собственно городскую жизнь: что такое города и как они работают, Многие идеи, высказанные урбанистами, объясняют, какое вообще место города занимают в формировании пространственно-социальных процессов. Однако на них лежит отпечаток конкретных времени и места. Некоторые города, и прежде всего Чикаго и Лос-Анджелес, стали своеобразными эмблемами специфических вариантов урбанистической теории, соответственно характерных для модерности и постмодерности. 16 Урбанизация и урбанизм — при всей популярности и значимости их универсальных моделей — приобретают разные формы при различных социально-экономических обстоятельствах, вариантах политического контроля и типах культур. Распространенная типология включает доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные города. Другой вариант игры с приставкой «пост-» - различение социалистических и постсоциалистических городов. Еще один — противопоставление городов метрополии и городов постколониальных. Анализ разных городов часто ведется на основе экстраполяции: каково общество, таков и город, какие социально-политические отношения преобладают в той или иной стране или группе стран, такими они и будут в том или ином городе. 16 Осмысление городского пространства происходит, таким образом, в общих теоретических рамках, которыми исследователь вооружен. 16 В зависимости от того, считает ли он современный социум обществом риска или обществом события, «вто-17-рой модерн остью» или сетевым обществом, обществом постиндустриальным или информационным, поздним капитализмом или новым капитализмом, он будет искать в городе то, что этой модели соответствует. 17 Главная проблема, с которой мы сталкиваемся на пересечении масштабных социолого-теоретических очерков и теорий городов, — в редукции социальной сложности к новым, волнующим, но далеко не всегда реалистичным тезисам. Так, Ульрик Бек в своих последних работах о космополитизме заявляет о том, что и работа многих людей, и браки, в которые они вступают, сегодня носят международный характер. Это и так и не так в городах Америки, его родной Германии и России мы найдем множество людей, к которым этот тезис не имеет отношения. У значительной части социальной теории достаточно короткая историческая память: два-три последних столетия, о которых идет речь в теоретических портретах модерносги, второй модерности и так далее, которые рисуют сегодня Ульрик Бек, Скотт Лэш и многие другие, составляют лишь выгодный фон для того, чтобы эффектно оттенить последние и беспрецедентные изменения. Интерес к эпохальным переменам оборачивается абстрактной аргументацией и редкими примерами. Обобщения социальной теории нередко приводят к исчезновению различий между уровнями социальных образований. 17 Социальное называние — популярное сегодня занятие, которому увлеченно предаются и урбанисты. В итоге мы читаем о городах «реальных» и «виртуальных», «городах мира» и «маленьких», «авторитарных», «тоталитарных» и «креативных», воображаемых и обыкновенных. Пестрота наименований и многообразие подходов не должны, однако, заслонять одну то главных проблем в поиске путей улучшения жизни городских обитателей: как именно мы понимаем их проблемы. Городские ли это проблемы или это общесоциальные проблемы, особенно остро проявляющиеся в городах? 17 «На протяжении многих десятилетий, предшествующих современному переходному периоду, развитие городов и дру-18-гих городских поселений определялось прежде всего решением общегосударственных, а точнее ведомственных задач, и нередко вопреки интересам города, его жителей и окружающей среды», — читаем в недавней книге, подытоживающей деятельность научной школы региональной и муниципальной экономики [см.: Любовный, 2007:41]. 18 Эта оценка столь же справедлива, сколь и хорошо знакома: сетования на тотальное огосударствление жизни при социализме составляют общее место ретроспективных рефлексий уже много лет. Подчинение городов территориальным государствам представляет собой самую важную географическую характеристику модерности. 18 Но отношения городов и государств — в силу разделения труда между политическими дисциплинами (ответственными за государство) и социологическими дисциплинами (изучающими, среди прочего, городские сообщества) — предметом самостоятельного рассмотрения у нас не стали. 18 Системы городов в рамках государства были осмыслены в I960-1980-е годы как географическое проявление национальных экономик 18 Отношения между городами одновременно мыслились как отношения внутри государства, так что государство и было вместилищем городов. 18 Очевидна необходимость перейти от осмысления социальных процессов как протекающих в замкнутых пространствах, будь это национальное государство или город, к их пониманию как совокупности пространственных отношений, то есть от «контейнерного» мышления перейти к реляционному. Примеры такого мышления мы находим в трудах социологов [см.: Blokland, 2003], географов и представителей междисциплинарного знания [см.:Masseyetal., l999,Massey\ 2004; 2005\Pile, 2005; Smith, 2001]. 18 Можно выделить как минимум четыре главных направления «реляционной» работы: 18 1) понимание города как совокупности пересекающихся сетей; 18 2) поиск в нем специфических соединений человеческих, природных и технических «агентов»; 19 3) переосмысление диалектики близкого и далекого, прежде всего с точки зрения разнообразных транснациональных связей, виртуальных сетей, корпоративных сетей и цепей поставки товаров; 19 4) интерес к «невидимой» инфраструктуре городской жизни — от материальной оснастки повседневной жизни, такой как водопровод широкополосные сета и так далее, до «призраков» прошлого, участвующих в настоящем посредством воспоминаний, страхов, ритуалов, травматических переживаний. 19 Как справедливо пишет Александр Филиппов: «Анализ сетей и потоков представляется весьма перспективным, однако пока трудно сказать, можно ли во всех случаях практически отказаться от метафоры пространства-контейнера» [Филиппов, 2008:265]. Разбиение земного пространства на единицы, удобные для анализа, понимания и управления, старо как мир. Структурирование территории на основе ограниченных пространств, точки входа в которые и (выхода из них) людей, вещей и информации контролируются, продолжает демонстрировать свою эффективность. Свежий пример — судьба закона «О местном самоуправлении» в России. Станут ли малые города самостоятельными единицами местного самоуправления — неизвестно, потому что районные власти сами хотят регулировать поступление ресурсов и распоряжаться землей, создавая из малых городов и деревень, отстоящих друг от друга на десятки километров, городские округа. В литературе еще долго, вероятно, будут сосуществовать район, город, местность, регион, национальное государство, континент и, наконец, весь мир. Представления об их соотношении, сложившиеся в период модерности, — иерархические-, одно входит в другое по принципу матрешки. Сегодня они трансформируются, проявляясь, к примеру, в представлениях о глобализации, которая мыслится как масштабная сила, по нисходящей влияющая на континенты, регионы, страны, города, местности и индивидов. 19 Логика, согласно которой должна существовать некая всеобъемлющая «структура», влияющая на происходящее, сохраняет-20-ся, только масштаб этой структуры существенно увеличивается, разрастаясь от национального государства к глобальному миру. 20 Хотя картина мира как набора ограниченных территорий все слабее сочетается с пониманием мировой истории и географии именно как сети взаимодействий, для которых границы часто не имеют значения, представление о городах как территориальных образованиях еще, вероятно, долго будет сочетаться с мышлением о них в качестве сетей отношений. Вместе с тем будет нарастать осознание исследователями того факта, что в этой сети отношений те, что основаны на пространственной близости участников, не всегда являются привилегированными. 20 Как ни велика инерция мышления политиков и администраторов в терминах замкнутых территорий, связи между диаспорами, людьми и товарами, электронные сети, усиление миграции делают территориальность лишь одним из возможных принципов понимания современных городов. Отношения между капиталом и государством, социальным воспроизводством и социальным контролем сильно изменились. 20 Последствия этой только разворачивающейся тенденции особенно очевидны в изменении шкалы социальных процессов и отношений, в итоге чего создается новое сочетание масштабов, так что вместо привычного сочетания (сообщество — город — регион — нация — мир) приходит что-то иное. И между городом и миром, то есть урбанистическими и глобальными тенденциями, складывается сегодня специфическое пересечение. При этом пока соответствующий дискурс, прославляющий сетевую и реляционную организацию городов, все же живет своей жизнью. Частые ссылки на такие понятия, как транснациональные потоки», «гибкость», «мобильность», «сети», все же недостаточно эмпирически и интеллектуально обоснованы, чтобы на их базе можно было уверенно предлагать решения для накапливающихся проблем. 20 Другой круг проблем связан со сложностями теоретической фиксации «постсоветского» в наших больших и малых горо-21-дах. 21 Нас сегодня не столь интересует сущность города, или сущность урбанизма вообще (если вспомнить название знаменитой работы Луиса Уирга «Урбанизм как образ жизни»), или сущность социалистического или постсоциалистического города. Куда сильнее интерес к эфемерным и произвольным, даже хаотическим сторонам современной жизни. Этот интерес только город и может удовлетворить. Место пересекающихся потоков, место взаимодействия материального богатства и богатства сенсорных стимулов и импульсов, место рождения новых культурных форм, социальных практик, повседневных ритмов — «наш» город привлекает нас именно в этом качестве, побуждая не забывать и о все новых изводах социального неравенства. 21 Города как магниты для инвестиций, города, в которых велико число торговых центров, города как пространства «спектакля», города, в которых «отцы» образуют причудливые альянсы с девелоперами и банкирами, — такого рода трансформацию наши города претерпевают одновременно с множеством других. При этом сужаются возможности спонтанного поведения и сокращаются пространства свободы, а экономика сервиса и туризма, на которую такие надежды возлагают власти многих городов, базируется на нестабильной занятости и часто низкооплачиваемых услугах бесчисленных менеджеров по продажам, охранников, официантов, строителей, швей и поваров. 21 В то же время именно «неодновременность» (Эрнст Блох) составляет одну из главных характеристик постсоветскости в том смысле, что в присущих ей социальных отношениях сосуществуют различные темпоральносги: если мотивом одних вариантов твоего поведения может стать архаический страх наказания, а другие продиктованы модерной максимой «время — деньги», то третьи связывают тебя с десятками современников тем, что вам нравится одновременно принадлежать к нескольким сетям - исследовательским, дружеским, «по интересам», которые сегодня есть, а завтра могут и исчезнуть, 22 сменившись новыми. 22 То же, что важно, относится и к вещественным параметрам городского существования. Возвращаясь к примеру с маршруткой, можно сказать, что в ней произвольно сочетаются технические и социальные изобретения, возникшие в самые разные времена: колесо изобретено в неолите, циклу Карно двести лет, конвейерная сборка вошла в нашу жизнь в 20-е годы прошлого столетия, что-то добавилось полвека назад, а что-то — лишь десять лет назад. Что же тогда делает маршрутку современной? Как замечает Мишель Серр, «каждая историческая эра — мультитемпоральна, она одновременно опирается на устаревшее, современное и футуристское» [см.: Serres, Latour, 1995: 60]. Поэтому данные объект или ситуация — «полихронны», мультитемпоральны и раскрывают время, собранное «из многих складок». «Из многих складок» собраны и язык, и понятия, используемые нами для описания городской современности. 22 Не случайно столь широк круг проблем, связанных с урбанистической эпистемологией [об этом см.: Ethington, 2001; Schwartz, 1998, 2001]. Когда перед нами такое сложное образование, как город, как к нему подступиться? Что за объект будет зафиксирован в описаниях и теоретических объяснениях? Допускаем ли мы, что город представляет собой объективную реальность, которая может быть безошибочно проанализирована с помощью строгих методов? Или, проникшись уроками культурного релятивизма, отдаем себе отчет в том, что наши слова о городе, от имени какой бы дисциплины они ни произносились, лишь одни из множества возможных? Какими тропами мы пользуемся и почему предпочитаем именно эти? Кому будут интересны и нужны полученные результаты? Наконец, если мы работаем со «случаями», насколько обобщения, сделанные в отношении практик и репрезентаций данного города, распространяемы и значимы за его пределами? 22 Кому принадлежит привилегия в знании о городе? 22 А если мы скажем «знание города», то чья это привилегия/1 23 Со страниц ранних классических урбанистических текстов возникает фигура исследователя-одиночки, и сила этого впечатления подкрепляется описанными в этих текстах Зиммелем и Беньямином образами горожан - прагматичных, равнодушных к окружающим, визуально их потребляющих, не вникая в их резоны. В то же время значительное число теоретических моделей порождено исследовательскими коллективами урбанистов. Работающие в одном университете и живущие в одном городе (как представители чикагской школы) или представляющие разные вузы и разные города (как представители лос-анджелесской школы), исследователи городов сам характер своих коллективов, сетей, политической ангажированности делают значимым компонентом урбанистики. 23 Только на протяжении второй половины XX века в урбанистике сложились как минимум три подхода: научно-количественный, изучавший с 1960-х годов природу индустриального города, продолжая традиции чикагской школы; возникшая в 1970-е годы урбанистическая политическая экономия, нацеленная на общее изучение связи города и капитализма, и появившаяся в 1980-е годы постмодернистская урбанистика, осмыслившая постиндустриальные города на примере прежде всего Лос-Анджелеса [см.: Dear, 2005]. С другой стороны, мир серьезно меняется, что требует новых усилий воображения. Требует новых вопросов, которые позволят увидеть те его стороны, которые до сих пор ускользали от теоретического внимания. 23 Неслучайно наше время — время множества теорий, время осознания того, что ни одна теория (или даже их сочетание) не способна охватить происходящее. 23 Как пишут Н. Трифт и А Амин: «Создание теорий — это гибридный набор проверяемых предположений и возможных объяснений, почерпнутых из зондирования мира и его ответов, и попыток абстракции... Как таковой, этот набор всегда неполон, всегда совершенствуется и всегда пронизан непоследовательностью» [Amin, Thrift, 2005: 224-225].
Объект исследования по месту жительства и в путешествии: Date: 2015-08-07; view: 1246; Нарушение авторских прав |